Автор: Пимченкова Жанна Альбертовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 им Деева В.Н.
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание личности гражданина на уроках русского языка и литературы" ( из опыта работы)
Раздел: среднее образование
Выступление на городском семинаре
учителей русского языка и литературы г.Ульяновска по теме
«Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России на уроках
русского языка и литературы как ключевой концепт обновленных стандартов»
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы
МБОУ гимназии №44 им.Деева В.Н. Пимченковой Ж.А.)
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как
можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н.Толстой.
Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.
К.Д.Ушинский.
Говоря о нравственном воспитании, следует чётко представить его содержание. В педагогике
до недавнего времени нравственное воспитание сводилось обычно к воспитанию патриотизма,
интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, честности, правдивости.
Теперь многие стороны понятия морали приобретают ещё более глубокое, в том числе
личностное содержание. В содержании морали включаются и такие понятия, как гуманизм, долг,
благородство и порядочность, достоинство и добросовестность, сердечность и вежливость,
гордость и мужество.
И на нас, учителей литературы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной
личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.
Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной
психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову,
которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам, по
содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В
художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое
главное – проблема души человека и целого народа.
Я поделюсь, как на уроках русского языка и литературы занимаюсь духовно-нравственным
воспитанием учащихся.
Уже в 5 классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идёт
обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите
Родины, патриотизме, осуждается малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.
Главный герой русской народной сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - настоящий воин,
умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости.
Изучая тему «Пословицы и поговорки», обязательно обращаю внимание на то, что пословица –
«краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл». Вместе с
ребятами читаем пословицы народов мира и удивляемся их схожести. Например, пословицы о
дружбе и друзьях:
Хороший друг – это настоящий клад. (Китайская народная пословица).
Друг познаётся в беде, как золото в огне. (Болгарская народная пословица).
Хороший источник узнаёшь во время засухи, хороших людей – в беде. (Французская народная
пословица).
Друзья познаются в беде. (Русская народная пословица).
Огромное воспитательное значение имеют сказки А.С.Пушкина. В работе над сказкой
А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» вместе с ребятами составляем
таблицу из слов антонимов, дающих характеристику героям.
Царица
Царевна
Гордая
Своенравная
Гневная и т.д.
Смиренная
Сдержанная
Милостивая и т.д.
Ребята, ссылаясь на поступки героев, составляют короткий рассказ о царевне или царице с
элементами характеристики, определяя положительные и отрицательные человеческие качества
героинь.
Писатель А. Платонов говорил: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в
другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Эти
слова обсуждаются на уроках, посвящённых творчеству А. Платонова, его рассказу «Юшка».
Главному герою этого произведения – Юшке – удалось сохранить доброжелательность, доброе
отношение к людям и миру. Ребята это понимают, высказывают своё мнение, спорят о том,
нужно ли сочувствие и сострадание людям.
Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь
патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания.
Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о
Великой Отечественной войне. В военной прозе поднимаются проблемы долга и личной
ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической
памяти.
Изучая на уроках литературы роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», мы приобщаемся к
мужеству, подвигу народа, говорим об истинном и ложном патриотизме. К этому разговору мы
возвращаемся и позже, изучая прозу 20 века о войне (В.Быков «Сотников», В.Распутин «Живи и
помни», Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Кондратьев «Сашка»).
А в этом году мы участвовали в областной акции «Читаем детям о войне». На этом уроке мы
говорили о повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо». Огромное впечатление произвели
на учеников воспоминания женщин, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.
Литературная гостиная – одна из моих любимых форм проведения урока. Ежегодно вместе с
ребятами мы открываем двери нашей литературной гостиной.
«Поэт-чародей». (Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству
А.А.Фета)
Литературная гостиная «Союз души с душой родной», посвящённая творчеству Ф.И.Тютчева
«Наполним музыкой сердца». (Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая жизни и
творчеству поэта-барда Ю.Визбора).
Эти мероприятия носят не только познавательный, но и воспитательный характер, ведь они
формируют культуру чувств учащихся, воспитывают чувства любви к прекрасному.
Но разговор о патриотизме я веду с ребятами не только на уроках литературы, но и на уроках
русского языка. Тщательно отбирая материал к урокам развития речи, я отдаю предпочтение
текстам, имеющим воспитательное значение. И здесь на помощь мне приходят работы
Д.С.Лихачёва – интеллигента, Человека высокой духовной нравственности. Его книгу «Письма о
добром и прекрасном» я рекомендую для чтения летом учащимся 9-11 классов. В качестве
аргументов в сочинении ЕГЭ по русскому языку учащиеся приводят книгу Д.С.Лихачёва, т.к. тема
нравственности нередко встречается в контрольно-измерительных материалах.
Одним из основных условий нравственного развития личности является погружение человека в
свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных
чувств, эмоций, мыслей. Ученик, оставаясь наедине с листом бумаги, безмолвным
собеседником, поверяет ему свои мысли и чувства.
К такому заданию можно относить незаконченные предложения, проецирование на поведении
другого человека своего собственного способа действий и чувств. Например, при изучении темы
«Сложноподчинённые предложения» предлагаю девятиклассникам следующее задание:
продолжите предложения:
В классе был мальчик, которого почему-то не любили. Я…
Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…
«Красота спасёт мир». Что такое красота? Я думаю…
Работа над такими предложениями позволяет учащимся задуматься над своим поведением,
оценить его. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно,
остаются с человеком на всю жизнь.
Написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору любимого
произведения, значимому человеку создаёт ситуацию самораскрытия, внутреннего ощущения,
которая ведёт к изменению нравственного сознания человека. И этот вид работы я начинаю с 5
класса при изучении темы «Обращение», потом продолжаю на уроках развития речи, когда
говорим о типе речи рассуждении.
И в заключение хочется отметить, что, безусловно, духовно-нравственное воспитание – это
долгий и кропотливый процесс, но вся система учителя-словесника главным образом
способствует формированию духовных ценностей учащихся.
Давайте будем следовать словам Л.Н.Толстого: «Всё нравственное воспитание детей сводится к
доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха
в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».