Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание личности гражданина на уроках русского языка и литературы" ( из опыта работы)


Автор: Пимченкова Жанна Альбертовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 им Деева В.Н.
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание личности гражданина на уроках русского языка и литературы" ( из опыта работы)
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление на городском семинаре

учителей русского языка и литературы г.Ульяновска по теме

«Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России на уроках

русского языка и литературы как ключевой концепт обновленных стандартов»

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы

МБОУ гимназии №44 им.Деева В.Н. Пимченковой Ж.А.)

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как

можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н.Толстой.

Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.

К.Д.Ушинский.

Говоря о нравственном воспитании, следует чётко представить его содержание. В педагогике

до недавнего времени нравственное воспитание сводилось обычно к воспитанию патриотизма,

интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, честности, правдивости.

Теперь многие стороны понятия морали приобретают ещё более глубокое, в том числе

личностное содержание. В содержании морали включаются и такие понятия, как гуманизм, долг,

благородство и порядочность, достоинство и добросовестность, сердечность и вежливость,

гордость и мужество.

И на нас, учителей литературы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной

личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной

психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову,

которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам, по

содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В

художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое

главное – проблема души человека и целого народа.

Я поделюсь, как на уроках русского языка и литературы занимаюсь духовно-нравственным

воспитанием учащихся.

Уже в 5 классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идёт

обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите

Родины, патриотизме, осуждается малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

Главный герой русской народной сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - настоящий воин,

умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости.

Изучая тему «Пословицы и поговорки», обязательно обращаю внимание на то, что пословица –

«краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл». Вместе с

ребятами читаем пословицы народов мира и удивляемся их схожести. Например, пословицы о

дружбе и друзьях:

Хороший друг – это настоящий клад. (Китайская народная пословица).

Друг познаётся в беде, как золото в огне. (Болгарская народная пословица).

Хороший источник узнаёшь во время засухи, хороших людей – в беде. (Французская народная

пословица).

Друзья познаются в беде. (Русская народная пословица).

Огромное воспитательное значение имеют сказки А.С.Пушкина. В работе над сказкой

А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» вместе с ребятами составляем

таблицу из слов антонимов, дающих характеристику героям.

Царица

Царевна

Гордая

Своенравная

Гневная и т.д.

Смиренная

Сдержанная

Милостивая и т.д.

Ребята, ссылаясь на поступки героев, составляют короткий рассказ о царевне или царице с

элементами характеристики, определяя положительные и отрицательные человеческие качества

героинь.

Писатель А. Платонов говорил: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в

другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Эти

слова обсуждаются на уроках, посвящённых творчеству А. Платонова, его рассказу «Юшка».

Главному герою этого произведения – Юшке – удалось сохранить доброжелательность, доброе

отношение к людям и миру. Ребята это понимают, высказывают своё мнение, спорят о том,

нужно ли сочувствие и сострадание людям.

Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь

патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания.

Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о

Великой Отечественной войне. В военной прозе поднимаются проблемы долга и личной

ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической

памяти.

Изучая на уроках литературы роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», мы приобщаемся к

мужеству, подвигу народа, говорим об истинном и ложном патриотизме. К этому разговору мы

возвращаемся и позже, изучая прозу 20 века о войне (В.Быков «Сотников», В.Распутин «Живи и

помни», Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Кондратьев «Сашка»).

А в этом году мы участвовали в областной акции «Читаем детям о войне». На этом уроке мы

говорили о повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо». Огромное впечатление произвели

на учеников воспоминания женщин, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Литературная гостиная – одна из моих любимых форм проведения урока. Ежегодно вместе с

ребятами мы открываем двери нашей литературной гостиной.

«Поэт-чародей». (Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству

А.А.Фета)

Литературная гостиная «Союз души с душой родной», посвящённая творчеству Ф.И.Тютчева

«Наполним музыкой сердца». (Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая жизни и

творчеству поэта-барда Ю.Визбора).

Эти мероприятия носят не только познавательный, но и воспитательный характер, ведь они

формируют культуру чувств учащихся, воспитывают чувства любви к прекрасному.

Но разговор о патриотизме я веду с ребятами не только на уроках литературы, но и на уроках

русского языка. Тщательно отбирая материал к урокам развития речи, я отдаю предпочтение

текстам, имеющим воспитательное значение. И здесь на помощь мне приходят работы

Д.С.Лихачёва – интеллигента, Человека высокой духовной нравственности. Его книгу «Письма о

добром и прекрасном» я рекомендую для чтения летом учащимся 9-11 классов. В качестве

аргументов в сочинении ЕГЭ по русскому языку учащиеся приводят книгу Д.С.Лихачёва, т.к. тема

нравственности нередко встречается в контрольно-измерительных материалах.

Одним из основных условий нравственного развития личности является погружение человека в

свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных

чувств, эмоций, мыслей. Ученик, оставаясь наедине с листом бумаги, безмолвным

собеседником, поверяет ему свои мысли и чувства.

К такому заданию можно относить незаконченные предложения, проецирование на поведении

другого человека своего собственного способа действий и чувств. Например, при изучении темы

«Сложноподчинённые предложения» предлагаю девятиклассникам следующее задание:

продолжите предложения:

В классе был мальчик, которого почему-то не любили. Я…

Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…

«Красота спасёт мир». Что такое красота? Я думаю…

Работа над такими предложениями позволяет учащимся задуматься над своим поведением,

оценить его. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно,

остаются с человеком на всю жизнь.

Написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору любимого

произведения, значимому человеку создаёт ситуацию самораскрытия, внутреннего ощущения,

которая ведёт к изменению нравственного сознания человека. И этот вид работы я начинаю с 5

класса при изучении темы «Обращение», потом продолжаю на уроках развития речи, когда

говорим о типе речи рассуждении.

И в заключение хочется отметить, что, безусловно, духовно-нравственное воспитание – это

долгий и кропотливый процесс, но вся система учителя-словесника главным образом

способствует формированию духовных ценностей учащихся.

Давайте будем следовать словам Л.Н.Толстого: «Всё нравственное воспитание детей сводится к

доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха

в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».



В раздел образования