Автор: Кулиш Наталья Валентиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Бутовская СШ"
Населённый пункт: село Бутово
Наименование материала: план-конспект урока по русскому языку во 2 классе
Тема: "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова"
Раздел: начальное образование
РУССКИЙ ЯЗЫК
(УМК «Школа России», 2 класс)
Тема урока. Однокоренные (родственные) слова. Корень слова
Цели урока: познакомить с понятиями: «родственные слова», «корень
слова», «однокоренные слова»; развивать речь; пополнять словарный запас
учащихся, воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать
познавательную активность, учебную мотивацию; создать условия для
воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в паре и в
группе.
Планируемые результаты:
предметные:
познакомятся с понятием «однокоренные (родственные)
слова», с признаками родственных слов, научатся определять их общую
часть (корень слова).
личностные:
находить необходимую информацию в учебнике, анали-
зировать ее содержание;
аргументированно отвечать, доказывать свое
мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать, воспитывать интерес к
предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях.
Метапредметные
Регулятивные:
- умение управлять своей деятельностью;
- планировать свои шаги в работе;
- проявлять инициативу;
- доводить до конца работу;
- самооценивание, целеполагание.
Коммуникативные:
- умение слушать другого, выстраивать диалог;
- умение выражать свое мнение и доказывать;
- развивать навыки сотрудничества.
Познавательные:
- умение работать с информацией;
- умение сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы;
- постановка и решение проблемы.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
учебник, конспект урока, презентация, карточки,
микрофон.
Ход урока:
І. Организационный момент
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно - замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
Давайте зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к
другу, улыбнитесь и пожелаем удачи себе и своим соседям!
2.Минутка чистописания
- Какое сегодня число и месяц? (22 октября)
- Какое это время года?
- Это начало осени, середина или конец?
- Как называется этот период осени? (Золотая)
- Почему этот период осени назван золотым? Какие осенние изменения в
природе вы наблюдали?
- Назовите первый согласный звук в слове «осень». А чем отличаются
согласные от гласных?
-Охарактеризуйте этот звук. Какой буквой он обозначается на письме?
- Итак, мы сегодня повторим написание буквы «Сс».
Сс
ос се ен нь осень
- Какая орфограмма в слове «осень»?
ІІ. Словарная работа
- Вновь невидимою кистью
Осень выкрасила листья.
Всё нарядным сразу стало:
Ярко-жёлтым, рыжим, алым!
- На ваших партах
тоже осенние листочки, только они необычные, с
заданиями.
Отгадайте слова, запишите их в тетрадь. Выделите орфограммы.
1. Животное с длинной шеей.
2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания
зимой.
3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать
зерно.
4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающим
осенью.
5. Её часто допускают дети в тетради.
6. Красивый белый водный цветок.
7. Ледяная звёздочка.
8. Ими слышит человек.
Жираф, лыжи, мыши, шиповник, ошибка, кувшинка,
снежинка, уши.
- На какую орфограмму все эти слова? ( Жи - ши пиши с буквой «и»)
Взаимопроверка
ІІІ. Повторение пройденного материала « Блиц-опрос»
1. Работа с предложением
- Осенний ветерок подул и перепутал слова в предложении. Составьте
предложение.
кружатся, в, листья, осенние, воздухе.
Осенние листья кружатся в воздухе.
- Запишите это предложение, подчеркните главные члены.
- Как называется явление природы осенью, когда опадают листья? (листопад)
- С какого дерева наши листочки с заданиями? (с дуба)
- Что вы знаете о дубе?
Послушаем наших помощников.
Дуб — лесной долгожитель. Известны деревья, которые прожили две
тысячи лет. Дубовая кора содержит большой процент дубильных веществ и
находит применение в медицине.
Листья дуба препятствуют развитию гнилостных микробов и к тому же
имеют приятный запах. Поэтому с дубовыми вениками выпаривают кадки
для солений. А листья, положенные на дно кадки, придают соленьям
приятный вкус и предохраняют от закисания.
Желуди дуба содержат белки, крахмал, сахар и растительный жир.
Кормятся желудями многие звери и птицы.
Древесина дуба особенно прочна, и дубовые брёвна, попав в воду, не
гниют, а становятся чёрными и ещё более крепкими.
3. «Блиц-опрос»
- Осень принесла нам ещё одно задание. На жёлудях написаны вопросы,
попробуем на них ответить?
- Что такое лексическое значение слова?
- Где можно найти лексическое значение неизвестного слова?
- Какие слова однозначные, а какие многозначные? Приведите примеры.
- Что вы знаете про прямое и переносное значение слова? Приведите
примеры.
- Какие слова называются синонимами, а какие антонимами? Приведите
примеры.
- Какие слова называются родственными?
Физкультминутка
ІV. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.
1. Создание проблемной ситуации
- На какой вопрос мы не смогли ответить
- На сегодняшнем уроке мы узнаем о родственных словах.
Ребята, посмотрите, на доске есть рисунок дуба, на нём записаны слова,
прочитайте их.
Дуб, дубок, жёлуди, дубовый, кора.
- Как вы думаете, можно ли эти слова назвать родственными?
2. Работа в парах
А сейчас поработаем в парах. На ваших партах тоже лежат рисунки дуба со
словами, обсудите с соседом по парте и подчеркните только родственные
слова.
- Какие слова вы подчеркнули? А вот некоторые ребята подчеркнули все
слова. Кто прав?
2. Целеполагание
- Как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроке?
- Сегодня на уроке мы разберёмся, что такое родственные слова, и проверим,
правильно ли вы выполнили задание. А также узнаем, что такое корень
слова, однокоренные слова. Научимся подбирать родственные слова,
выделять в них корень.
V. Изучение нового материала
1. Упражнение «Интервью»
- Какую тему изучали на «Разговорах о важном»? («О взаимоотношениях в
семье»)
- Какими должны быть взаимоотношения в семье, чтобы она была крепкой?
- Знаете ли вы, как зовут вашу бабушку? дедушку? прабабушку?
прадедушку?
- У кого можно узнать эту информацию?
- А кто такие родственники?
- Родственники – это те, кто находятся в родстве. Это близкие (родные)
люди, которые произошли из одного рода, из одной семьи. Очень часто они
бывают похожими между собой (ребёнок, мама, папа, дедушка, бабушка,
тётя, дядя,…)
- В русском языке тоже есть родственные слова.
2. Проверка выполнения задания.
- Давайте вернёмся к нашему заданию. Проверим, все ли выделенные вами
слова близки по смыслу? Дуб – дерево, дубок – молодой дуб, дубовый (лист).
Но ведь жёлуди – это плоды дуба, кора (на дубе).
- Значит, должно быть ещё какое-то условие, при котором все эти слова
будут называться родственными.
- Посмотрите ещё раз внимательно на слова, что вы в них увидели?
Дуб, дубок, жёлуди, дубовый, кора. (Общую часть).
-А кто из вас знает, как называется эта общая часть у слов? (корень)
- Так какие слова называются родственными?
- Откройте учебники на стр. 57.
Проверьте своё предположение в рубрике
«Обратите внимание!»
4. Слушание сказки «Семья слов»
Давно это было. На одной волшебной поляне поселилось словесное
дерево. Самой главной частью его был корень, который назывался - дуб. Он
обладал удивительной способностью разрастаться.
У него появились новые слова-веточки:
Дуб
дубок
дубовый
дубовик
-Получилась большая семья слов. У всех этих слов общая часть - дуб -,
показывающая, от какого слова они образовались. Общую главную часть
родственных слов так и зовут с тех пор: корнем.
- Давайте запишем эти слова и выделим общую часть - корень.
- Попробуйте прочитать в этих словах только корень. Вы поняли, что
означает это слово?
- А теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слов?
- Так что такое корень?
- В корне выражено основное значение слова, его смысл. От него “растут”
другие слова. Слова, которые имеют одинаковый корень,
называются
однокоренными.
Прочитаем правило на с. 59: общая часть родственных слова называется
корнем.
Корень обозначается в виде дуги (иллюстрация на доске).
Родственные слова называются также однокоренными.
- Ребята, а какое ещё значение слова «корень»? Где мы можем его найти? (в
словаре).
Корень:
1)
подземная часть растения;
2)
часть волоса, зуба, ногтя;
3)
начало, источник чего-либо;
4)
часть слова.
- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского
языка? (часть слова).
VІ. Закрепление и осознание знаний
1. Работа по учебнику
Упражнение 78
- Прочитайте группы слов.
- Можно ли эти слова назвать родственными (однокоренными)? Почему?
- Спишите любую группу слов, выделите в них общую часть (корень)
2. Выборочный диктант
Выписать родственные слова, обозначить корень.
Ёж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Сыпят соль в солонку,
Солят огурцы.
Зимушка-зима принесла морозы,
Зимние забавы и сосульки - слёзы.
Физкультминутка
Я буду называть пару слов, если слова родственные - вы хлопаете, если нет
– топайте. Будьте внимательны!
Коза – козлёнок; азбука – алфавит; город – городской; парта – парк;
пень – пенёк, тихо – громко, сахар – сахарница, белый – беленький,
белый – чёрный, дом – домик, кот – котёнок, осень – осенний, весёлый –
радостный.
3. Работа в парах
- Прочитайте слова
мама сын
папа сынок
сын сыночек
тётя сынишка
- Обсудите в парах: являются ли данные слова родственными и почему?
Запишите только родственные слова, выделите в них корень.
4. Творческая работа ( работа в группах)
Подберите родственные слова к словам, выделите в них корень.
1 группа
Дедушка, …
2 группа
Тётя, …
3 группа
Мама, …
4 группа
Бабушка, …
3. Упражнение «Кто лишний» ( работа в группах)
Вычеркните лишние слова, в остальных выделите корень.
Нос, носик, носок, носище.
Гора, город, горка, горный.
Вода, водяной водичка, водитель.
Море, моряк, мороз, морской.
VІІ. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какие слова называют родственными?
- Как по-другому называют родственные слова?
- Что такое корень слова?
- Как правильно выделять корень слова? (Вспомним алгоритм).
-А сейчас проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Для этого
поиграем в игру «Найди своё дерево». Вот 4 дерева с корнями, а вы –
листочки с этих деревьев (у детей на партах лежат листики со словами).
Задание: каждый листик должен найти своё дерево.
Берёз Рыб Гриб Лис
Берёза, березняк, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.
Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбный.
Гриб, грибок, грибной, грибник, грибочек.
Лиса, лисёнок, лисичка, лисий, лисята.
- Поднимите кружок зеленого цвета, если было всё понятно и вы довольны
своей работой на уроке.
- Поднимите кружок желтого цвета, если на уроке вы работали неплохо.
- Поднимите кружок красного цвета, если на уроке вам было работать тяжело
и вы не совсем довольны своей работой.
- В тетради на шкале самооценки оцените свою работу на уроке.
- Спасибо за работу на уроке!