Напоминание

"Однокоренные (родственные) слова. Корень слова"


Автор: Кулиш Наталья Валентиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Бутовская СШ"
Населённый пункт: село Бутово
Наименование материала: план-конспект урока по русскому языку во 2 классе
Тема: "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова"
Раздел: начальное образование





Назад




РУССКИЙ ЯЗЫК

(УМК «Школа России», 2 класс)

Тема урока. Однокоренные (родственные) слова. Корень слова

Цели урока: познакомить с понятиями: «родственные слова», «корень

слова», «однокоренные слова»; развивать речь; пополнять словарный запас

учащихся, воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать

познавательную активность, учебную мотивацию; создать условия для

воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в паре и в

группе.

Планируемые результаты:

предметные:

познакомятся с понятием «однокоренные (родственные)

слова», с признаками родственных слов, научатся определять их общую

часть (корень слова).

личностные:

находить необходимую информацию в учебнике, анали-

зировать ее содержание;

аргументированно отвечать, доказывать свое

мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать, воспитывать интерес к

предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях.

Метапредметные

Регулятивные:

- умение управлять своей деятельностью;

- планировать свои шаги в работе;

- проявлять инициативу;

- доводить до конца работу;

- самооценивание, целеполагание.

Коммуникативные:

- умение слушать другого, выстраивать диалог;

- умение выражать свое мнение и доказывать;

- развивать навыки сотрудничества.

Познавательные:

- умение работать с информацией;

- умение сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы;

- постановка и решение проблемы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

учебник, конспект урока, презентация, карточки,

микрофон.

Ход урока:

І. Организационный момент

Прозвенел уже звонок –

Начинаем наш урок.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно - замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Давайте зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к

другу, улыбнитесь и пожелаем удачи себе и своим соседям!

2.Минутка чистописания

- Какое сегодня число и месяц? (22 октября)

- Какое это время года?

- Это начало осени, середина или конец?

- Как называется этот период осени? (Золотая)

- Почему этот период осени назван золотым? Какие осенние изменения в

природе вы наблюдали?

- Назовите первый согласный звук в слове «осень». А чем отличаются

согласные от гласных?

-Охарактеризуйте этот звук. Какой буквой он обозначается на письме?

- Итак, мы сегодня повторим написание буквы «Сс».

Сс

ос се ен нь осень

- Какая орфограмма в слове «осень»?

ІІ. Словарная работа

- Вновь невидимою кистью

Осень выкрасила листья.

Всё нарядным сразу стало:

Ярко-жёлтым, рыжим, алым!

- На ваших партах

тоже осенние листочки, только они необычные, с

заданиями.

Отгадайте слова, запишите их в тетрадь. Выделите орфограммы.

1. Животное с длинной шеей.

2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания

зимой.

3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать

зерно.

4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающим

осенью.

5. Её часто допускают дети в тетради.

6. Красивый белый водный цветок.

7. Ледяная звёздочка.

8. Ими слышит человек.

Жираф, лыжи, мыши, шиповник, ошибка, кувшинка,

снежинка, уши.

- На какую орфограмму все эти слова? ( Жи - ши пиши с буквой «и»)

Взаимопроверка

ІІІ. Повторение пройденного материала « Блиц-опрос»

1. Работа с предложением

- Осенний ветерок подул и перепутал слова в предложении. Составьте

предложение.

кружатся, в, листья, осенние, воздухе.

Осенние листья кружатся в воздухе.

- Запишите это предложение, подчеркните главные члены.

- Как называется явление природы осенью, когда опадают листья? (листопад)

- С какого дерева наши листочки с заданиями? (с дуба)

- Что вы знаете о дубе?

Послушаем наших помощников.

Дуб — лесной долгожитель. Известны деревья, которые прожили две

тысячи лет. Дубовая кора содержит большой процент дубильных веществ и

находит применение в медицине.

Листья дуба препятствуют развитию гнилостных микробов и к тому же

имеют приятный запах. Поэтому с дубовыми вениками выпаривают кадки

для солений. А листья, положенные на дно кадки, придают соленьям

приятный вкус и предохраняют от закисания.

Желуди дуба содержат белки, крахмал, сахар и растительный жир.

Кормятся желудями многие звери и птицы.

Древесина дуба особенно прочна, и дубовые брёвна, попав в воду, не

гниют, а становятся чёрными и ещё более крепкими.

3. «Блиц-опрос»

- Осень принесла нам ещё одно задание. На жёлудях написаны вопросы,

попробуем на них ответить?

- Что такое лексическое значение слова?

- Где можно найти лексическое значение неизвестного слова?

- Какие слова однозначные, а какие многозначные? Приведите примеры.

- Что вы знаете про прямое и переносное значение слова? Приведите

примеры.

- Какие слова называются синонимами, а какие антонимами? Приведите

примеры.

- Какие слова называются родственными?

Физкультминутка

ІV. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.

1. Создание проблемной ситуации

- На какой вопрос мы не смогли ответить

- На сегодняшнем уроке мы узнаем о родственных словах.

Ребята, посмотрите, на доске есть рисунок дуба, на нём записаны слова,

прочитайте их.

Дуб, дубок, жёлуди, дубовый, кора.

- Как вы думаете, можно ли эти слова назвать родственными?

2. Работа в парах

А сейчас поработаем в парах. На ваших партах тоже лежат рисунки дуба со

словами, обсудите с соседом по парте и подчеркните только родственные

слова.

- Какие слова вы подчеркнули? А вот некоторые ребята подчеркнули все

слова. Кто прав?

2. Целеполагание

- Как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроке?

- Сегодня на уроке мы разберёмся, что такое родственные слова, и проверим,

правильно ли вы выполнили задание. А также узнаем, что такое корень

слова, однокоренные слова. Научимся подбирать родственные слова,

выделять в них корень.

V. Изучение нового материала

1. Упражнение «Интервью»

- Какую тему изучали на «Разговорах о важном»? («О взаимоотношениях в

семье»)

- Какими должны быть взаимоотношения в семье, чтобы она была крепкой?

- Знаете ли вы, как зовут вашу бабушку? дедушку? прабабушку?

прадедушку?

- У кого можно узнать эту информацию?

- А кто такие родственники?

- Родственники – это те, кто находятся в родстве. Это близкие (родные)

люди, которые произошли из одного рода, из одной семьи. Очень часто они

бывают похожими между собой (ребёнок, мама, папа, дедушка, бабушка,

тётя, дядя,…)

- В русском языке тоже есть родственные слова.

2. Проверка выполнения задания.

- Давайте вернёмся к нашему заданию. Проверим, все ли выделенные вами

слова близки по смыслу? Дуб – дерево, дубок – молодой дуб, дубовый (лист).

Но ведь жёлуди – это плоды дуба, кора (на дубе).

- Значит, должно быть ещё какое-то условие, при котором все эти слова

будут называться родственными.

- Посмотрите ещё раз внимательно на слова, что вы в них увидели?

Дуб, дубок, жёлуди, дубовый, кора. (Общую часть).

-А кто из вас знает, как называется эта общая часть у слов? (корень)

- Так какие слова называются родственными?

- Откройте учебники на стр. 57.

Проверьте своё предположение в рубрике

«Обратите внимание!»

4. Слушание сказки «Семья слов»

Давно это было. На одной волшебной поляне поселилось словесное

дерево. Самой главной частью его был корень, который назывался - дуб. Он

обладал удивительной способностью разрастаться.

У него появились новые слова-веточки:

Дуб

дубок

дубовый

дубовик

-Получилась большая семья слов. У всех этих слов общая часть - дуб -,

показывающая, от какого слова они образовались. Общую главную часть

родственных слов так и зовут с тех пор: корнем.

- Давайте запишем эти слова и выделим общую часть - корень.

- Попробуйте прочитать в этих словах только корень. Вы поняли, что

означает это слово?

- А теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Так что такое корень?

- В корне выражено основное значение слова, его смысл. От него “растут”

другие слова. Слова, которые имеют одинаковый корень,

называются

однокоренными.

Прочитаем правило на с. 59: общая часть родственных слова называется

корнем.

Корень обозначается в виде дуги (иллюстрация на доске).

Родственные слова называются также однокоренными.

- Ребята, а какое ещё значение слова «корень»? Где мы можем его найти? (в

словаре).

Корень:

1)

подземная часть растения;

2)

часть волоса, зуба, ногтя;

3)

начало, источник чего-либо;

4)

часть слова.

- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского

языка? (часть слова).

VІ. Закрепление и осознание знаний

1. Работа по учебнику

Упражнение 78

- Прочитайте группы слов.

- Можно ли эти слова назвать родственными (однокоренными)? Почему?

- Спишите любую группу слов, выделите в них общую часть (корень)

2. Выборочный диктант

Выписать родственные слова, обозначить корень.

Ёж с ежонком и ежихой

Собирают ежевику.

Сыпят соль в солонку,

Солят огурцы.

Зимушка-зима принесла морозы,

Зимние забавы и сосульки - слёзы.

Физкультминутка

Я буду называть пару слов, если слова родственные - вы хлопаете, если нет

– топайте. Будьте внимательны!

Коза – козлёнок; азбука – алфавит; город – городской; парта – парк;

пень – пенёк, тихо – громко, сахар – сахарница, белый – беленький,

белый – чёрный, дом – домик, кот – котёнок, осень – осенний, весёлый –

радостный.

3. Работа в парах

- Прочитайте слова

мама сын

папа сынок

сын сыночек

тётя сынишка

- Обсудите в парах: являются ли данные слова родственными и почему?

Запишите только родственные слова, выделите в них корень.

4. Творческая работа ( работа в группах)

Подберите родственные слова к словам, выделите в них корень.

1 группа

Дедушка, …

2 группа

Тётя, …

3 группа

Мама, …

4 группа

Бабушка, …

3. Упражнение «Кто лишний» ( работа в группах)

Вычеркните лишние слова, в остальных выделите корень.

Нос, носик, носок, носище.

Гора, город, горка, горный.

Вода, водяной водичка, водитель.

Море, моряк, мороз, морской.

VІІ. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какие слова называют родственными?

- Как по-другому называют родственные слова?

- Что такое корень слова?

- Как правильно выделять корень слова? (Вспомним алгоритм).

-А сейчас проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Для этого

поиграем в игру «Найди своё дерево». Вот 4 дерева с корнями, а вы –

листочки с этих деревьев (у детей на партах лежат листики со словами).

Задание: каждый листик должен найти своё дерево.

Берёз Рыб Гриб Лис

Берёза, березняк, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.

Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбный.

Гриб, грибок, грибной, грибник, грибочек.

Лиса, лисёнок, лисичка, лисий, лисята.

- Поднимите кружок зеленого цвета, если было всё понятно и вы довольны

своей работой на уроке.

- Поднимите кружок желтого цвета, если на уроке вы работали неплохо.

- Поднимите кружок красного цвета, если на уроке вам было работать тяжело

и вы не совсем довольны своей работой.

- В тетради на шкале самооценки оцените свою работу на уроке.

- Спасибо за работу на уроке!



В раздел образования