Напоминание

Создание педагогических условий для развития профессиональной речи специалиста


Автор: Олесова Ольга Семеновна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Якутский сельскохозяйственный техникум"
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Создание педагогических условий для развития профессиональной речи специалиста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Создание педагогических условий для развития профессиональной речи

специалиста

В

условиях

постоянно

меняющейся

политической

и

экономической

ситуации

в

стране,

в

связи

с

интеграцией

мировой

системы

профессионального

образования,

созданием

университетских

комплексов,

появлением

новых

профессий,

требующих

специалистов

высокой

квалификации,

особое

значение

приобретает

разработка

содержания профессионального образования. И здесь важно организовать обучение таким

образом,

чтобы

отбор

необходимых

знаний,

создание

педагогических

условий

для

формирования

умений

-

все

было

нацелено,

прежде

всего,

на

развитие

личности

специалиста, его адаптацию к профессии, к социальным условиям современной жизни.

(слайд) К специфике сегодняшнего уровня научно-технического развития относят:

- интеграцию различных видов деятельности при решении профессиональных задач;

-

адаптацию профессиональной деятельности к постоянно меняющимся условиям

производства;

- социальную детерминацию целевых установок профессиональной деятельности;

Несомненно, при разработке содержания обучения специалиста значительная часть

учебного

времени

отводится

на

изучение

дисциплин

общепрофессиональной

и

профессиональной подготовки. Вместе с тем ценность профессионального образования

заключается в том, чтобы не только помочь студенту в освоении конкретной профессии,

приобретению конкретных профессиональных навыков, но и способствовать развитию

личности специалиста, полноценного члена общества.

Новые

поколения

российских

школьников

и

студентов,

как

правило,

не

имеют

барьера, препятствующего коммуникации, способны вести банальный разговор small talk,

а зачастую и читать прессу, понимать учебник и лекции на иностранном языке. Это

вызвано тем, что ощутима потребность не в переводчике; его знания никогда высоко не

ценились потребителями его труда, как знающими языки, так и не знающими, о чем

свидетельствуют Р. К. Миньяр-Белоручев, Г. А. Мирам. Есть потребность в специалисте,

владеющим

иностранным

языком

и

способным

к

профессиональной

коммуникации.

Этому способствуют и большой рынок труда - наличие совместных предприятий и т.д. 17

млн. россиян работают в частных фирмах, многие из которых вышли на международные

рынки, а специалисты находятся в международном рынке труда.

Следовательно, наша цель, преподавателей иностранного языка, не только научить

студентов читать, переводить тексты, но и вести беседу по специальности на английском

языке.

С целью развития профессиональной речи использую в своих занятиях групповую

работу,

в

процессе

которой

происходит

самообучение

и

взаимообучение

студентов.

Самообучение

осуществляется

во

время

самостоятельного

изучения

фрагмента

темы,

взаимообучение – в ходе обмена освоенной информацией. В группе обучаемый держит

себя свободно, комфортно, всегда можно чувствовать «локоть друга». Именно учитель

является

организатором

группового

взаимодействия

(идеальным

коллективом

для

изучения иностранного языка в настоящее время считается группа из 10-15 человек,

поскольку именно такое количество людей может общаться между собой с максимальным

эффектом, интересом и пользой). Обычно студенческая группа состоит из 15 человек. Эту

группу делим еще на подгруппы, на 2 или 3, в зависимости от задания. Состав групп

можно

также

менять,

в

одном

случае

по

желанию

самих

студентов,

иной

раз

преподаватель сам выбирает состав, чтоб в одной группе не оказались только сильные или

слабые.

Очень

многогранна

и

эффективна

групповая

работа.

Какие

виды

работ

можно

провести в группах?

Какие методы преподавания можно использовать? Например, по

специальности «Экономика. Бухучет и контроль.» на уроке по теме «Создание бизнеса»

(слайд). С целью контроля знаний лексики, проводится словарная игра (активный метод).

В начале игры идет повторение терминов (слова на проекторе). Затем делим группу на

подгруппы, каждой группе даются карточки со словами отдельно на русском и английском.

Должны подобрать к английским словам русские. Количество терминов должно быть на

достаточном уровне, чтоб не было слишком легко находить слова, и не слишком много,

чтоб сидеть долго. Идет соревнование между группами кто быстрее и правильно подберет

парные слова. Здесь участвует каждый, даже самый слабый может найти «свои слова».

Идет

процесс

взаимообучения.

По

терминам

можно

провести

еще

такую

игру:

на

проекторе

показываются

определения,

выбирают

правильное

продолжение,

команда

получает

дополнительное

очко.

(слайд).

Словарные

игры

нацелены

на

проверку

специальных терминов, на развитие навыков двухстороннего перевода.

Групповую работу можно успешно осуществить в говорении, где студенты ведут

профессионально

ориентированные

беседы

на

английском

языке

(н-р,

обсуждение

высказываний известных людей на экономическую тему). Можно провести деловую игру

по типам банковских операций. Будущим бухгалтерам и экономистам нравится играть,

побывать в роли банкиров, сотрудников банка и т.д. Одна группа - сотрудники банка,

другая группа состоит из обычных граждан, желающих брать кредит в определенном

банке. Ведутся диалоги по условиям получения и выдачи кредитов.

Предлагаю

вашему

вниманию

деловую

игру

с

использованием

проектной

технологии. Метод проектов как образовательная технология эффективно применяется по

внедрению концепции практикоориентированного подхода по подготовке специалиста,

способного конкурировать с выпускниками других учебных заведений на рынке труда.

Презентация бизнес-плана.

Группа делится на 4 команды.

1)

«Arax» - частная организация, которая занимается производством новой

модели мобильных телефонов.

2)

«Moon» - косметологический салон

3)

Kool-out – производство нового сорта напитка на базе «Булуус».

4)

«Сирбанк»– инвестор вышеназванных организаций.

Метод проектов является одной из форм групповой работы. Главное в этом методе

– это мотивация, желание глубоко исследовать создавшуюся проблему. Как утверждают

немецкие исследователи Т.Копферман и Р. Зигле, «проект вытекает

и развивается из

конкретной ситуации, когда обнаруживается

дефицит знаний, неспособность решить

возникшую задачу…..». По теме «Создание бизнеса» проблемой стало создание бизнес-

плана. Чтобы начать свое дело обязательно начинающие предприниматели должны иметь

бизнес- план. По учебной программе по экономике научиться составлять бизнес-план

должны были только в конце учебного года. Нехватка знаний по созданию бизнес-плана

побудила создать проект «Составление бизнес- плана». Ребята изучали тему по экономике,

сравнивали бизнес-планы, создавали свой бизнес-план по своему бизнесу, занимались

переводом, учились рассказывать, говорить цифры своего бизнес-плана на английском

языке, т.е. приобретали и применяли новые знания путем самообразования.

Проект приносит удовлетворение результатом собственного труда (продукта).

Ребятам

было

трудно

писать

бизнес-план

своей

организации,

брали

консультации

у

специалистов, ходили в банки, брали данные у организаций. Но после завершения работы

почувствовали облегчение, удовлетворение результатом.

В заключении хотелось бы отметить,

преподавание языка приобрело прикладной

характер,

в

то

время

как

раньше

оно

было

сравнительно

отвлеченным

и

теоретизированным. Еще Аристотель вывел знаменитую триаду преподавательской этики,

которая как нельзя лучше соотносится с современными требованиями: логос - качество

изложения, пафос - контакт с аудиторией, этос - отношение к окружающим. Это правило

справедливо и для оратора, и для актера, и для преподавателя иностранного языка.

Функции педагога в образовательном процессе значительно изменились. Учитель-ментор,

учитель-диктатор

не

способен

предоставить

учащимся

свободу

выбора

и

обеспечить

необходимую в постижении столь тонкой материи, как язык, "свободу учения". Поэтому

такой негативный педагогический образ постепенно становится достоянием истории. На

смену ему пришел учитель-наблюдатель, учитель-посредник, учитель-"умиротворитель" и

руководитель". Хотя личность преподавателя в данном случае отходит на второй план,

влияние

ее

на

аудиторию,

которая,

в

свою

очередь,

становится

более

камерной,

не

уменьшается, а, наоборот, возрастает. Как я упоминала выше, именно учитель является

организатором группового взаимодействия. В групповой работе студент может полностью

раскрыть

свой

творческий

потенциал,

проявить

свои

исследовательские

способности,

фантазию, креативность, самостоятельность.

Литература:

1.

Аванесян Ж.Г. Английский язык для экономистов. – М., 2006.

2.

Агабекян И.П. Английский для менеджеров. – Ростов-на-Дону,2003

3.

Агабекян И.П. Английский для средних специальных учебных заведений.- Ростов-

на-Дону, 2015

4.

Ванда Ститт – Годес. Деловой английский – быстро. – Ростов-на-Дону, 1996.

5.

Глушенкова

Е.В.,

Понарова

Е.Н.

Английский

для

студентов

экономических

специальностей/ Москва «АСТ Астрель», 2005.

6.

Макарова Е.А., Английский язык для юристов и правоохранительных органов, Юрайт,

2016

7.

Нужнова Е.Е., Английский язык для экономистов, Юрайт, 2016



В раздел образования