Напоминание

"Мой первый опыт с детьми ОВЗ"


Автор: Абузарова Гуля Раиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Лучик"
Населённый пункт: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай.
Наименование материала: Презентация
Тема: "Мой первый опыт с детьми ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мой первый опыт работы с детьми с ОВЗ

Особенности и сложности педагогики с

детьми с умственной отсталостью и

аутизмом.

Особенности детей с ограниченными

возможностями здоровья

Дети с умственной отсталостью, ЗПР

и РАС формируют уникальные группы

с разнообразными потребностями.

Работа с ними требует глубокого

понимания их способностей,

проявлений и педагогических

вызовов.

Психологические особенности детей с УО, ЗПР и

РАС

Дети с умственной отсталостью и задержкой развития:

У детей с умственной отсталостью наблюдаются трудности с мышлением и

коммуникацией, а при ЗПР — отставание в моторном и речевом развитии, что требует

адаптированных методик обучения.

Дети с расстройствами аутистического спектра:

Для детей с РАС характерны нарушения в социальном взаимодействии и навязчивые

повторяющиеся действия. Эти особенности влияют на их обучение и требуют особого

подхода.

Статистика распространенности ОВЗ среди детей в

России

За последние пять лет зарегистрировано

значительное увеличение выявленных

случаев детей с ОВЗ по всем группам.

Данные демонстрируют необходимость

развития специализированных программ

и ресурсов для поддержки растущего

числа детей с ОВЗ.

Федеральный реестр детей-

инвалидов, 2023

Умственная отсталость

Задержка психического развития

Растройство аутического спектора

Другие ОВЗ

Проблема жалости как препятствия в работе

Чрезмерная жалость

снижает педагогические

требования и очерчивает

развитие ребёнка,

создавая зависимость и

замедляя прогресс.

Опека ведёт к заниженным

ожиданиям, что мешает

выявлению и развитию

истинного потенциала

ребёнка с ОВЗ.

Объективность и уважение

к способностям ребёнка

являются ключевыми для

успешной педагогической

поддержки и

формирования

самостоятельности.

Роль терпения и настойчивости в воспитании

Терпение позволяет

педагогам подстраиваться под

индивидуальные особенности

ребёнка, обеспечивая

комфортный и эффективный

процесс обучения.

Настойчивость необходима

для последовательного

достижения целей,

укрепления навыков и

стимуляции

самостоятельности у детей с

ОВЗ.

Методы и приемы работы с детьми с умственной

отсталостью и ЗПР

Метод

Эффект

Возрастная

группа

Развивающие

игры

Развитие мышления

и моторики

3–6 лет

Сенсорная

интеграция

Улучшение

восприятия и

координации

4–10 лет

Артикуляционная

гимнастика

Коррекция речи

5–9 лет

Программированн

ое обучение

Постепенное

усвоение навыков

6–12 лет

Комплексный подход включает разнообразные

методики для развития когнитивных и

моторных навыков детей разных возрастов.

Разнообразие методов обеспечивает учёт

индивидуальных особенностей и способствует

комплексному развитию ребёнка.

Типичные ошибки в работе с детьми ОВЗ

Непостоянство в подходах и

занятиях снижает

эффективность обучения и

замедляет развитие ребёнка.

Чрезмерное опекание

ограничивает развитие

самостоятельности и

стимулирует зависимое

поведение у ребёнка.

Избыточная опека

Отсутствие систематичности

Снижение требований

Уменьшение педагогических

требований замедляет

прогресс и мешает

формированию навыков

адаптации.

Недооценка потенциала

Неспособность видеть

возможности ребёнка

ограничивает его социальную

интеграцию и личностный рост.

Кейс: успешная практика адаптации ребенка с РАС

1.

Использование индивидуальной программы с

коммуникативными тренингами позволило повысить

социальную активность и повысить уверенность ребёнка.

2.

Визуальные расписания помогли снизить тревожность и

структурировать повседневные занятия, обеспечив

стабильность и комфорт для ребёнка.

Заключение и рекомендации по работе с детьми с

ОВЗ

Эффективная работа требует профессионализма, терпения и отказа от жалости.

Настойчивость и индивидуальный подход помогают раскрыть потенциал ребёнка и

стимулируют самостоятельность.

Спасибо за внимание!



В раздел образования