Автор: Гайфуллина Эльмира Талгатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Татарская гимназия № 17 имени Г.Ибрагимова"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие логического мышления детей в начальной школе
Раздел: начальное образование
Гайфуллина Эльмира Талгатовна,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
МБОУ « Татарская гимназия № 17
имени Г.Ибрагимова», г.Казань
Развитие логического мышления детей
в начальной школе
Современный этап педагогической практики -
это переход от
информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-
развивающей, формирующий широкий спектр личностных качеств ребенка.
Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения
и переработки учебной информации, развития познавательных интересов и
творческого потенциала учащихся. Существенным итогом пребывания
ребёнка
в
школе
должна
быть
сформированность
тех
психических
новообразований, качеств его личности, которые необходимы школьнику для
успешного обучения сегодня и завтра.
Научить мыслить нестандартно, думать и размышлять о простом и
сложном по-своему, по-новому, искать неожиданные пути решения, но
при этом всегда основываться на последовательность, логику, анализ и
выводы.
Именно
поэтому
нами
выбрана
проблемная
тема
«Развитие
логического мышления на уроках в начальной школе», над ней мы
работаем уже несколько лет.
1
Актуальность данной темы очевидна, она состоит в том, что жизнь и
образование в открытом информационном обществе требует от человека
устойчивости к потоку информации, его критическому осмыслению.
Основываясь на образовательный стандарт нового поколения,
мы
ставим перед собой новые цели. Теперь в начальной школе мы учим детей
не только читать, считать и писать, я прививаю две группы новых умений.
Речь
идёт,
во-первых,
об
универсальных
учебных
действиях,
составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач
и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь
идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию,
самопознанию.
Английский писатель Э. Хаббард сказал: «Человек, рассуждающий
логично, приятно выделяется на фоне реального мира».
Цель нашей методической работы: развивать умение осуществлять
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация и др.), оперировать понятиями, правильно формулировать
их определения, выражать суждения, строить умозаключения.
Для достижения цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Изучаем литературу по данной теме.
Нашей настольной книгой по развитию логического мышления детей
на уроках математики
является книга великого математика Бориса
Анастасьевича Кордемского «Математическая смекалка». Эта книга
содержит 365 занимательных задач, игр и фокусов. В ней найдётся много
интересного для любителей математики всех возрастов.
Также можем
порекомендовать следующий список литературы,
способствующий формированию и развитию
логического мышления
детей в начальной школе:
1.Бабкина Наталья Викторовна « Логические задачи для развития
интеллекта младших школьников» - М.: Школьная пресса, 2006.
2
2.Белошистая А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления
младшего школьника,2006 год
3.Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в четвертом
классе
4.Савенков.А.И. Развитие логического мышления детей 6-7 лет
5. Бакулина Г.А ,Обухова Е.А ,Дембицкая Н.В « Методика
интеллектуального развития младших школьников на уроках русского
языка»
2. Выявляем уровень развития логического мышления у детей младшего
школьного возраста.
39%
34%
27%
высокий
средний
низкий
Из представленных диаграмм видим положительную динамику
развития логического мышления детей.
Данные диаграммы показывают уменьшение количества учащихся с
низким уровнем способности , увеличение – со средним уровнем на 3
человека (20%), увеличение – с высоким уровнем на 5 человек (40%).
3. Разрабатываем
систему упражнений, способствующих развитию
логического мышления детей.
3
Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в
ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно
характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами,
мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием
субъективно нового знания, с решением задач, с творческим
преобразованием действительности.
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс
опирается на восприятие, представление или понятие, различают три
основных вида мышления:
1.
Предметно-действенное (наглядно-действенное).
2.
Наглядно-образное.
3.
Абстрактное (словесно-логическое).
Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с
практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-
образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или
представление (характерно для детей раннего возраста).
Наглядно-
образное мышление даёт возможность решать задачи в
непосредственно данном, наглядном поле. Оно формируется в возрасте
трёх- четырёх лет и до первого класса.
Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к
словесно-логическому
мышлению
–
это
мышление
понятиями,
лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и
представлению.
Словесно-логическое,
понятийное
мышление
формируется
постепенно на протяжении младшего школьного возраста
Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и
делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на
внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети
овладевают
приёмами
мыслительной
деятельности,
приобретают
способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных
рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения:
4
рассуждая,
он
использует
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации, обобщения.
Развитие логического мышления школьников не может
наиболее
эффективно осуществляться в рамках одного
предмета и поэтому мы разрабатываем разнообразные игры и
упражнения, которые используем на всех уроках в начальной
школе.
Вот некоторые из них, которые мы
используем
на
уроках русского языка:
1.
Игра
«Зашифрованное
слово»
(формирует
такие
мыслительные процессы, как анализ и синтез). Задание: Из
каждого слова взять только первый, второй, последний
слоги и записать полученное слово.
По первому слогу:
Предлог, логово, железо, низина, енот. (Предложение).
По второму слогу:
Пуговица, молоток, лава. (Голова.)
2.
Лотографы-слова-загадки, меняющие свое значение при
отнимании или прибавлении букв.
Например: Известное я блюдо,
Но лишь прибавишь «м»
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (Уха-муха.)
3.
Грамматическая арифметика
.
Череп – п + муха = черемуха
Чистый – ый + о + тело – о = чистотел
Часть – ь + ушко – о + а = частушка
Черный – ый + о + слива - а = чернослив
4. Методика «Исключения понятий»
5
Цель: предназначена для исследования способностей к классификации и
анализу.
Даны 5 слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к
ним не подходит. Детям предлагается найти это слово.
СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, ЗЛОЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ
Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
5. Методика « Умозаключения» (Э. Замбацявичене, Л. Чупров )
Цель: исследовать способность ребенка делать умозаключения по
аналогии с предлагаемым образцом.
Огурец Гвоздика
овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
Огород Сад
морковь забор, грибы, яблони, колодец, скамейка
Учитель Врач
ученик очки, больница, палата, больной, лекарство
Задание выполняется в следующем порядке:
Например, огурец : овощ. Надо подобрать к слову «гвоздика» такое,
которое подходило бы так же, как слово «овощ» к слову «огурец». Слова
такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля.
Одним из наиболее эффективных методов организации восприятия и
воспитания наблюдательности является сравнение. Развивая у ребёнка
такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем его восприятие
более глубоким.
6. Методика «Сравнение понятий».
Цель: Определить уровень сформированности операции сравнения у
младших школьников.(на слайде)
6
Для того, чтобы определить уровень сформированности операции
сравнения у младших школьников даю такие задания:
Предлагаем сравнить два слова, обозначающие те или иные предметы
или явления и ответить , что общего между ними и чем они отличаются
друг от друга.
1) Ученику даются два слова, явно относящиеся к одной категории
(например «корова - лошадь»).
2) Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которых
гораздо больше отличаются друг от друга (ворона - рыба).
3) Третья группа задач еще сложнее - это задачи на сравнение и различия
объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше,
чем сходство (всадник - лошадь).
7.
Методика
«Последовательность
событий»
(предложена
Н.А.
Бернштейном).
Цель исследования: определить способность к логическому мышлению,
обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные
умозаключения.
Предлагаем детям картинки, на которых изображено какое-то событие.
Порядок картинок перепутан и детям надо догадаться, как их поменять
местами, что бы стало ясно, что нарисовал художник.
Дети устанавливают последовательность картинок и составляют рассказ о
том событии, которое здесь изображено.
Если ребёнок правильно установил последовательность картинок, но не
смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько
вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребёнок, даже с
помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое
выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.
На уроках математики применяем следующие виды заданий:
7
Например:
«Разные
действия–один
результат»,
«
Четыре
действия
арифметики», « Волшебный числовой треугольник» и многие другие.
Уважаемые коллеги! Мы предлагаем вам включить свою логику для
решения задания «Разные действия- один результат»
1. Если между двумя двойками знак сложения заменить знаком
умножения, то результат не изменится:
2 + 2 = 2 × 2. Нетрудно подобрать и 3 числа, обладающих тем же
свойством.
Какие это числа?
Ответ: 1 + 2 + 3 = 1 × 2 × 3.
Из четырёх чисел возможна только одна группа:
1 + 1 + 2 + 4 = 1 × 1 × 2 × 4.
Из пяти чисел — три:
1 + 1 + 1 + 2 + 5 = 1 × 1 × 1 × 2 × 5,
1 + 1 + 1 + 3 + 3 = 1 × 1 × 1 × 3 × 3,
1 + 1 + 2 + 2 + 2 = 1 × 1 × 2 × 2 × 2.
2.« Четыре действия арифметики»
Не меняя порядка расположения цифр, поставьте между ними знаки
арифметических действий и скобки с таким расчётом, чтобы в результате
этих действий в каждом ряду получилось бы по 1. При необходимости две
рядом стоящие цифры можно считать двузначным числом.
Решение:
(1+2):3=1
12:3:4=1
[ ( 1 + 2 ) × 3 − 4 ] : 5 = 1
( 1 × 2 + 3 − 4 + 5 ) : 6 = 1
( [ ( 1 + 2 ) × 3 − 4 ] : 5 + 6 ) / 7 = 1
( 1 + 2 ) / 3 × 4 + 5 + 6 − 7 ] / 8 = 1
( 1 × 2 + 3 + 4 − 5 + 6 + 7 − 8 ) / 9 = 1
8
В конце полугодия провожу диагностику уровня сформированности
логического мышления детей.
При проведении уроков применяем также исследовательский и
проектный метод.
Дети самостоятельно осваивают новые виды деятельности, расширяют
индивидуальные
знания.
Через
исследовательскую
работу
учатся
наблюдать,
экспериментировать,
анализировать,
выделять
главное,
сопоставлять.
Работаем над созданием сборника логических задач, в которые
включены различные логические задания на разный уровень учеников.
А предпосылкой для создания сборника послужили тетради для
логического мышления детей, которые мы использовали в течение всего
периода обучения. Эти тетради включали разные логические задания,
которые мы выполняли на уроках, во внеурочное время, а так же дома
Дети совместно с родителями придумывали разные логические задания:
головоломки, ребусы, задачи и применяли их на практике.
За годы работы провела много интересных мероприятий,
способствующий
развитию
логического
мышления
детей:
интеллектуальный марафон, конкурс эрудитов, клуб знатоков и многие
другие.
С 1 класса наши ученики участвуют в различных конкурсах и
олимпиадах всероссийского, регионального и муниципального масштаба.
Они являются победителями, призёрами
конкурсов и награждены
дипломами, грамотами.
Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает новый
опыт, получает возможность реализации своих способностей, шанс
получить общественное признание своим талантам.
Шагая в ногу со временем, я принимаю активное участие в различных
мастер классах, конкурсах и конференциях.
9
Развивая логическое мышление детей, мы воспитываем всесторонне
развитую личность. Личность, которая способна применить свои знания в
любых жизненных ситуациях и правильно применяют свою логику в
выборе профессии.
Многие мои выпускники связаны с такими профессиями, как
аналитик,
следователь, инженер ,врач, учитель, программист.
Мыслите, творите, добивайтесь успехов! И Вам желаем
успешных
учеников и творческих родителей!
Список литературы
1.
Андрущенко,
Т.Ю. Коррекция
и
развитие
игрой
[Текст]
/
Т.Ю. Андрущенко // Начальная школа. - 2005. - - №5. - с. 56-58.
2. Бабкина, Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших
школьников /Н.В. Бабкина. - М.: Школьная пресса, 2006. - 24 с.
3. Баранов, С.П., Чиркова, Н.И. Развитие логики мышления младших
школьников / С.П. Баранов, Н.И. Чиркова // Начальная школа. - 2006. -
№12. - с. 22-25.
4. Белошистая, А.В., Левитес, В.В. Развитие логического мышления
младших школьников на основе использования специальной систем
занятий: Монография.
/ А.В. Белошистая, В.В. Левитес - Мурманск:
МГПУ, 2009. - 104 с.
5. Белошистая, А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления
младшего школьника . /А.В. Белошистая, В.В. Левитес // Начальная школа
+ До и после. - 2006. - №9. - с. 15-17
10