Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОСВОЕНИЮ ТЕКСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Автор: Брагунец Елена Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Бутовская СШ"
Населённый пункт: село Бутово
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОСВОЕНИЮ ТЕКСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОСВОЕНИЮ ТЕКСТА В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение: Концептуализация читательской грамотности в

образовательной парадигме

Читательская грамотность в современном образовании, согласно

международным и национальным образовательным стандартам,

выходит далеко за рамки элементарной способности к декодированию

печатного текста. Это многоуровневая, динамическая компетенция,

включающая в себя способность понимать, использовать,

осмысливать и критически анализировать тексты для достижения

личных целей, развития знаний и участия в социальной жизни. В

контексте начальной школы (младший школьный возраст)

формирование этой грамотности является базисной задачей,

определяющей успешность дальнейшего обучения по всем

предметным областям.

Основной фокус в начальной школе смещен с механики

чтения (скорость и правильность произнесения слов) на понимание

прочитанного (смысловое извлечение информации). Недостаточное

владение этой компетенцией на данном этапе ведет к кумулятивному

отставанию, поскольку чтение становится инструментом освоения

всего последующего учебного материала.

Данная статья посвящена анализу ключевых компонентов

читательской грамотности младшего школьника и предлагает

систематизацию практических стратегий, применимых в учебной и

внеурочной деятельности для их эффективного формирования.

Акцент делается на осознанное использование текста как источника

информации и инструмента мышления.

Глава 1. Структура читательской грамотности младшего

школьника

Читательская грамотность младшего школьника строится на иерархии

взаимосвязанных навыков, каждый из которых требует

целенаправленного развития.

1.1. Уровень декодирования и беглость чтения (Механический

аспект)

Хотя декодирование не является синонимом грамотности, его

автоматизация необходима. Если ребенок тратит когнитивные

ресурсы на распознавание отдельных фонем и слов, у него не

остается ресурсов для обработки смысла.

Автоматизация навыка: Цель данного этапа — достижение

такого уровня беглости (скорости и правильности), при котором

процесс чтения становится фоновым, освобождая рабочую

память.

Акустическая и зрительная память: Успешное декодирование

опирается на мгновенное узнавание зрительных образов слов

(орфограмм) и их фонетических эквивалентов. Недостаточное

развитие этого звена тормозит переход к смысловому чтению.

1.2. Уровень понимания текста (Смысловой аспект)

Понимание текста делится на два критически важных уровня:

буквальное (явное) и глубинное (имплицитное).

1.2.1. Буквальное понимание (Извлечение явной информации)

Это способность ответить на вопросы, ответы на которые прямо

указаны в тексте (Кто? Что? Где? Когда?). Это базовый навык

локализации информации.

Требование: Точность воспроизведения фактов, отсутствие

искажения исходных данных.

1.2.2. Глубинное понимание (Инференция и интерпретация)

Это более сложный, аналитический уровень, который формируется в

начальной школе и активно развивается в средней. Он включает:

1. Инференция (Вывод): Способность достраивать информацию,

которая не прописана явно, на основе контекста и фоновых

знаний. Например, если в тексте сказано, что герой “закутался в

старое пальто и сгорбился”, инференция позволяет сделать

вывод, что ему холодно, хотя слово “холодно” не упоминалось.

2. Определение главной идеи (Центрального

сообщения): Способность отделить существенную информацию

от второстепенных деталей и сформулировать основную мысль

текста одним-двумя предложениями.

3. Цели автора (Прагматический аспект): Понимание, с какой

целью был написан текст (информировать, развлечь, убедить).

1.3. Метакогнитивные стратегии чтения

Читательская грамотность неотделима от метакогнитивных навыков

— способности контролировать и регулировать собственный процесс

чтения. Младшие школьники должны учиться саморегуляции:

Мониторинг понимания: Осознание момента, когда смысл

текста “потерян”. Ученик должен уметь остановиться и

перечитать непонятный фрагмент.

Стратегии самокоррекции: Знание, что делать, когда

понимание нарушено (например, перечитать предложение,

посмотреть на иллюстрацию, обратиться к словарю).

Глава 2. Дидактические стратегии для формирования навыков

понимания текста

Эффективное развитие читательской грамотности требует

применения целенаправленных стратегий, которые активируют

мышление до, во время и после чтения.

2.1. Стратегии предтекстовой работы (Активация фоновых

знаний)

Работа перед чтением критически важна для создания когнитивного

“крючка”, на который будет нанизываться новая информация.

2.1.1. Предварительное знакомство с текстом

Перед началом чтения необходимо провести анализ внешних

атрибутов текста:

Заголовок и подзаголовки: Обсуждение того, что ученики

ожидают узнать, исходя из заголовка. (Пример: “О чем может

быть текст с заголовком ‘Путешествие капельки’?”)

Иллюстрации и схемы: Использование визуального ряда для

прогнозирования сюжета или основного содержания. Это

особенно важно для младших школьников, где визуальный

компонент сильно коррелирует с пониманием.

2.1.2. Активация фоновых знаний

Необходимо вызвать из долговременной памяти все знания,

релевантные теме текста. Если текст о динозаврах, необходимо

вспомнить, что ученики уже знают об этом (что это были за животные,

где они жили). Это создает ментальную сеть, в которую легче

интегрировать новую информацию.

2.2. Стратегии во время чтения (Осмысление в процессе)

Эти стратегии направлены на поддержание активного взаимодействия

с текстом.

2.2.1. Остановка и перефразирование

Чтение не должно быть сплошным потоком. Необходимо использовать

естественные маркеры текста (конец абзаца, завершение мысли) как

точки для остановки.

Механизм: После прочтения короткого фрагмента (2–4

предложения), ученик устно или про себя формулирует, о чем он

только что прочитал, используя свои слова. Это мгновенная

проверка понимания. Если перефразирование невозможно, это

сигнализирует о необходимости повторного чтения.

2.2.2. Визуализация

Способность преобразовывать вербальную информацию в

ментальные образы.

Практика: Взрослый просит ребенка закрыть глаза и

“нарисовать” в уме сцену, описанную в тексте. Затем ребенок

описывает, что он увидел. Это особенно эффективно для

развития навыков описания в художественных текстах.

2.2.3. Остановка для постановки вопросов

Эта стратегия переносит ответственность за понимание на самого

читателя.

Механизм: Учащиеся учатся задавать себе вопросы по ходу

чтения: “Кто это сделал?”, “Почему это произошло?”, “Что будет

дальше?”. Если ответ на заданный вопрос не может быть найден

в тексте (или в фоновых знаниях), значит, понимание нарушено.

2.3. Стратегии послетекстовой работы (Консолидация и оценка)

Работа после чтения закрепляет извлеченную информацию и

развивает аналитические навыки.

2.3.1. Структурирование информации (Графические органайзеры)

Хотя таблицы запрещены в формате данного документа,

использование визуальных схем (которые не являются строго

таблицами) — например, кластеров, ментальных карт, диаграмм

Венна (для сравнения) — критически важно для структурирования

извлеченных данных.

Пример: При чтении о двух животных, использование

диаграммы сравнения позволяет наглядно противопоставить их

характеристики (признаки, место обитания, питание), что требует

синтеза информации из разных частей текста.

2.3.2. Дискуссия и оценка (Критическое чтение)

На этом этапе вводится элемент оценки. Учащиеся должны не просто

пересказать, но и оценить:

Соответствие информации: Соответствует ли то, что они

узнали, их изначальным предположениям.

Эмоциональная реакция: Как текст заставил их себя

почувствовать, и почему автор выбрал именно такой тон или

финал.

Глава 3. Развитие навыков работы с различными типами текстов

Младший школьник сталкивается не только с нарративными

(повествовательными) текстами, но и с инструктивными

(процедурными) и информационными (научно-популярными) текстами.

Каждая категория требует специфических стратегий чтения.

3.1. Работа с нарративными текстами (Художественная

литература)

Цель: Понимание сюжета, характеров, мотивов и эмоционального

настроя.

Фокус: Развитие теории разума (эмпатии) и понимание

последовательности событий.

Упражнение: “Что чувствовал герой?” Требуется не просто

назвать эмоцию, а найти в тексте фразы или действия,

которые доказывают эту эмоцию (поиск текстовых маркеров).

Это учит соотносить абстрактное эмоциональное состояние с

конкретным языковым выражением.

3.2. Работа с инструктивными текстами (Процедурное чтение)

Инструкции (рецепты, правила игры, этапы сборки) требуют

абсолютной точности и последовательности.

Фокус: Соблюдение порядка действий и точное следование

указаниям. Ошибка в декодировании одного шага делает весь

процесс неработоспособным.

Упражнение: “Практическая реализация инструкции”. После

прочтения простого рецепта или правил настольной игры,

ребенок должен выполнить описанные шаги. Любая неудача при

выполнении немедленно указывает на пропуск или неверную

интерпретацию в тексте. Это создает прямую причинно-

следственную связь между точностью чтения и результатом.

3.3. Работа с информационными текстами (Научно-популярные)

Эти тексты вводят терминологию и учат выделять факты, отделяя их

от мнений.

Фокус: Идентификация ключевых терминов и их определений.

Упражнение: “Создание словаря текста”. После прочтения,

ученик выписывает все незнакомые или специфические термины

(например, “фотосинтез”, “атмосфера”). Затем он должен найти

их определение в тексте или словаре и записать его своими

словами. Это закрепляет понимание терминологической

точности.

Глава 4. Интеграция читательской грамотности в повседневную

жизнь

Читательская грамотность должна стать инструментом, используемым

ежедневно, а не только на уроках.

4.1. Сценарии совместного чтения как основа диалога

Совместное чтение родителями и ребенком является золотым

стандартом стимуляции грамотности, поскольку оно обеспечивает

немедленную обратную связь и моделирование взрослой стратегии

чтения.

Диалогическое чтение: Это метод, при котором взрослый не

просто читает, а строит диалог вокруг текста. Используется

система CROWD-вопросов:

o

Завершение фразы: Взрослый читает фразу, оставляя

конец открытым, чтобы ребенок его закончил.

o

Воспоминание: Вопросы о том, что произошло ранее в

истории.

o

Открытые вопросы: Стимулирование развернутых ответов.

o

Вопросы “Кто? Что? Где?”: Проверка фактов.

o

Дистанцирование: Связывание прочитанного с личным

опытом ребенка (“Помнишь, мы видели такую же собаку во

дворе?”).

4.2. Формирование домашней библиотеки и доступность

ресурсов

Физическая доступность разнообразных печатных материалов

критична. Детям необходимы книги разной сложности и жанровой

направленности: от сказок до энциклопедий.

Принцип вариативности: Ребенок должен видеть, что чтение

не привязано к школьной программе. Доступ к комиксам

(требующим понимания последовательности кадров), детским

энциклопедиям (информационные тексты) и художественной

прозе обеспечивает тренировку всех типов чтения.

4.3. Развитие навыка рефлексии и самооценки

В конечном итоге, грамотный читатель — это тот, кто знает свои

сильные и слабые стороны в работе с текстом.

Рефлексивные дневники: Стимулирование ведения коротких

записей после чтения, где ученик отвечает на вопросы: “Что

было самым легким для понимания сегодня?”, “Какой момент

вызвал затруднение?”, “Какую стратегию я применил, чтобы это

понять?”. Это развивает метакогнитивную осознанность, которая

является ядром самостоятельного обучения.

Заключение

Формирование читательской грамотности у младших школьников —

это системный, многоаспектный процесс, требующий

скоординированных усилий школы и семьи. Успешная реализация

этой задачи зависит от перехода от механического освоения букв к

осмысленному взаимодействию с текстом.

Ключевыми элементами успешной стратегии являются:

целенаправленная работа над всеми уровнями понимания (от

декодирования до инференции), освоение прогностических и

мониторинговых стратегий чтения, а также интеграция разнообразных

текстовых форматов (нарративных, процедурных, информационных) в

повседневную образовательную практику. Обеспечение

диалогического взаимодействия вокруг прочитанного материала и

поощрение рефлексии над собственным процессом чтения

превращает ученика из пассивного потребителя информации в

активного, критически мыслящего интерпретатора текста. Только

такой комплексный подход гарантирует устойчивое развитие

читательской грамотности, необходимой для академической

успешности в последующие годы обучения.



В раздел образования