Напоминание

«Путешествие в страну Звукляндию».


Автор: Долгих Оксана Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Мальвина"
Населённый пункт: ЯНАО город Новый Уренгой
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: «Путешествие в страну Звукляндию».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе

ТЕМА: «Путешествие в страну Звукляндию».

ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты

Задачи:

Образовательные:Совершенствовать умение :

-в звуковом анализе слов, в образовании новых слов,

-в составлении предложений из двух слов, называя 1-е и 2-е,

-в графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных

предложений по схеме,

-в подборе родственных слов,

-по составлению слов по начальному слогу.

-Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках

Развивающие: Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей,

развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе

Воспитательные:воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать

друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по

освоению грамоты, способность активно взаимодействовать со сверстниками и

взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.

Образовательная среда:

Предметно- практическая среда: иллюстрация гнома и его дома, конверт с письмом,

кукла, указка, карточки с буквами, словами схема предложения.

Ход занятия

1.Вводно-мотивационная часть:

Вступительное слово воспитателя:

Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.

А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.

Звуки четко произносим, слушаем внимательно,

Будем четко говорить и писать старательно.

-О чем говорится в стихотворении? ответы детей ( о звуках)

Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту

страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там

очутиться? ( ответы детей) Проводит нас туда гном Звуколюб.

-Как вы думаете, почему гнома так зовут? (ответы детей)

Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не

бывает. Он живет в стране Звукляндии и очень многое знает про звуки. А давайте мы

расскажем Звуколюбу, что мы знаем о звуках.

-Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть

звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во

рту преград. Как называются такие звуки?(гласные). А какие гласные вы знаете?

(а.о.у.ы.и.э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными). Давайте вспомним как

называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные), какие бывают

согласные? ( твердые и мягкие) Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные-

синими, мягкие согласные- зелеными). Давайте назовем несколько согласных звуков.

Машенька попробуй! Ребенок называет твердый согласный звук «П» а теперь назови его

мягкую пару «П»- «ПЬ»; «Л»- «ЛЬ». Давай теперь назовем мягкий согласный звук и его

твердую пару «КЬ»- «К»; «СЬ»- «С».

2. Основная часть.

Звуколюбу понравилось ребята, что вы умные и любознательные. И для вас Звуколюб

приготовил конверт. Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены

интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране

Звукляндии.

-А вот вы мне скажите что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги).

№ 1 задание. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"

Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.

"МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.

"ЛИ": лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут

"КУ": курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.

Воспитатель: -С помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов)

№ 2 задание "Родственные слова"

Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:

Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)

Дом( домовой, придомовая, домашний, домработница)

Задание №3 Дидактическая игра "Образуем новое слово"

Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить

каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"

Гном и Дом

Жил да был весёлый гном.

Он в лесу построил … Дом.

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал … Домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… Домишко.

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой … Домище.

Был он стар, и был он сед,

И большой был...Домосед.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома... Домовой.

Всех встречал радушный гном,

Все любили этот … Дом.

Задание №4

Воспитатель: Ребята, как вы думаете в домике гнома Звуколюба живут книги?( ответы

детей). Я также думаю, что у нашего гномика в домике живет не одна книга, Звуколюб

очень любит читать книги. Давайте выполним следующее задание нашего гномика из

конверта. Он просит провести звуковой анализ слова КНИГА.

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами

все дети. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет

изолированно (к,нь,и,г,а)

Книга- 1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку

схемы),

кннига- 2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку),

книига- 3-й звук – «И», гласный (ставит красную фишку),

книГа- 4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)

книга-5-й звук- «А», гласный (красная фишка),

книга- ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).

Какие гласные в слове книга? (и,а)

Какой ударный гласный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте

ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет звучать слово? (книгАА). Снова

поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й

твердый согласный? («Г»), а какой первый твердый согласный звук? («К»).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Под грибом шалашик-домик (руки сложить "крышей"над головой),

Там живет веселый гномик (руки на пояс. повороты влево- вправо),

Мы тихонько постучим ("дождик" по голове),

В колокольчик позвоним ( прищелкивание пальцами).

Двери нам откроет гномик (ладони внутренней стороной обращены к лицу, затем

разводим руки в стороны, имитируя открытую дверь),

Станет звать в шалашик-домик (махи руками по направлению к себе).

В домике дощатый пол (ладони обеих рук вместе, внутренняя сторона обращена вниз),

На полу дубовый стол (имитация стола: левая рука сжата в кулак, правая лежит сверху),

Рядом стул с высокой спинкой (изображают стул из ладоней),

На столе тарелка с вилкой.

И блины горой стоят(хлопки руками),

Угощенье для ребят (разводят руки в стороны).

Задание № 5

Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка сюда. Куклы- это знакомые Звуколюба.

Он придумал для нас очень интересное задание с куклами. Знакомьтесь это -Кукла НИНА.

Давайте ее рассмотрим. Какая она?

Дети: Красивая, нарядная, большая, любимая, хорошая и т.д.

Воспитатель: А теперь Катя подойдет ко мне дает ей куклу и объясняет, что она будет

словом «НИНА», а Маша – словом «НАРЯДНАЯ».

Воспитатель: Девочки встаньте рядом и по очереди обращается к детям и спрашивает,

какие они обозначают слова ( НИНА, НАРЯДНАЯ).

Воспитатель обращается к детям всей группы: Давайте скажем, что получится, если

произнести эти слова друг за другом (Нина нарядная).

Воспитатель: Правильно. Получилось предложение Нина нарядная.

Воспитатель: А давайте поменяем местами слова. И посмотрим, что же у нас получится?.

Дети- слова меняются местами, получается новое предложение Нарядная Нина. Дети

назовем 1-е и 2-е слово.

Воспитатель: А ты теперь Оля будешь словом «МИЛАЯ», а Маша –слово «Нарядная»

проходит на свое место. Дети говорят, какое предложение получилось (Милая Нина) и

называют 1-е и 2-е слово.

В. А теперь поиграем: Игра- задание детям –словам. Выйдет слово Нина, слово Милая

подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина милая. Выйдет слово

Нарядная подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина нарядная и т.д. с

использованием других детей-слов.

№ 6 задание. Игра "Четвертое лишнее"

Из 4 слов найти лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

слон - стол - сумка - карандаш

книга - кошка - портфель - компас

обруч - тетрадь - ослик - облако.

На доску помещается изображения отгаданных слов.

-Карандаш, портфель, тетрадь это все...(назвать обобщающим словом - школьные

принадлежности)

№ 7 задание. "Составление предложений по схемам"

Выполнив предыдущее задание, Звуколюб убедился, что мы умеем находить слова. И

теперь он спрятал их в схемах. Посмотрите на них внимательно и скажите, что могло

быть здесь зашифровано.

(Вспоминают, что вертикальной чертой в схеме отмечается начало предложения. Первое

слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое

за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).

.

Затем предлагается составить схему к предложенному предложению (1 ребенок работает у

доски) : "Скоро наступит теплое лето".

3.Рефлексивный этап:

- Звуколюбу очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все

трудности, которые встретились на пути. Гномик желает Вам всего доброго и с

нетерпением будет ждать следующей встречи. На память он оставляет Вам карточки с

буквами и предлагает Вам составить слова, которые вам нравятся.

Последующая работа:

Рисование на тему: «Рисуем домики для жителей страны Звукляндии»

Выставка рисунков

Чтение художественной литературы



В раздел образования