Автор: Титаренко Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Колобок"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: «Методы и приёмы работы с ребёнком».
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОБОК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МАДОУ «КОЛОБОК»)
Статья : «Методы и приёмы работы с ребёнком».
Воспитатель:
О.А.Титаренко
Многие взрослые считают, что воспитание ребёнка возможно исключительно
без наказаний. Тем не менее, это заблуждение. Один из распространённых
способов влияния на поведение ребёнка без применения физической силы —
это игнорирование. Несмотря на популярность этого приёма, зачастую его
используют некорректно. Игнорируя ребёнка, взрослые хотят избежать
телесных наказаний, однако подобное поведение воспринимается ребёнком как
форма психологического давления, вызывая чувства тревоги и вины, особенно
если ребёнок не понимает причину отстранённости взрослых.
Рассмотрим подробно некоторые способы воздействия на поведение ребёнка:
1. Метод игнорирования: Этот приём следует применять осмотрительно и
индивидуально подходить к каждому ребёнку. Например, дети-кинестетики
чувствительны к физическому контакту, поэтому отказ от внимания может
травмировать их сильнее обычного. Применяя игнорирование, родителям
необходимо чётко обозначить причины такого решения, пояснив, почему
определённое поведение недопустимо.
2. Метод замечания или предупреждения: Взрослые нередко недооценивают
значимость простого замечания, считая его неэффективным. Между тем даже
простой взгляд, голосовая интонация или небольшой знак рукой способны
передать недовольство поведением ребёнка. Так взрослый даёт отрицательное
подкрепление действию, помогая малышу усвоить границу между правильным
и неправильным поведением.
3. Выговор:Четкая формулировка претензий к поведению помогает ребёнку
понять, что именно вызвало негативную реакцию взрослого. При этом лучше
заранее проговаривать требования к желаемому поведению, чтобы
минимизировать недопонимание.
4. Тайм-аут («Минута тишины»): Эффективный инструмент управления
детскими эмоциями, когда родитель берёт паузу, позволяя ребёнку отдохнуть и
успокоиться. Подобная мера отлично подходит для малышей дошкольного
возраста.
5. Уголок размышлений («тихое место»): Это пространство, куда отправляют
ребёнка подумать о своём поведении. Цель метода — не вызвать ощущение
изоляции или вины, а создать условия для осознания собственных ошибок и
контроля эмоций.
6. Оценочная оценка (например, плохая отметка): Со временем влияние
оценочной системы снижается, и плохое качество успеваемости больше не
воспринимается ребёнком негативно.
7. Вызов родителей в образовательное учреждение: Такой способ
эффективен лишь тогда, когда родители обладают значительным авторитетом
среди ребёнка.
Таким образом, выбор методов и форм наказания зависит от индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, его возраста и семейных традиций. Важно
помнить, что целью любого наказания должна быть коррекция поведения, а не
создание чувства страха или дискомфорта.