Напоминание

Система визуальных опор для обучающихся с умеренной и умственной отсталостью и ТМНР


Автор: Стяжкина Елена Аркадьевна
Должность: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ
Населённый пункт: г.Киров Кировская область.
Наименование материала: Система визуальных опор для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР
Тема: Система визуальных опор для обучающихся с умеренной и умственной отсталостью и ТМНР
Раздел: начальное образование





Назад




Система визуальных опор для обучающихся с умеренной

умственной отсталостью и ТМНР.

Автор: Стяжкина Елена Аркадьевна

Организация: КОГОБУ ШИ ОВЗ

Населенный пункт: Кировская область, г.Киров.

Визуальная поддержка – это любые наглядные предметы, которые способствуют

коммуникации или предоставляют нам информацию.

У глухих детей с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми множественными

нарушениями развития имеются разной отчетливости выраженные отклонения,

обнаруживающиеся во всех видах их психической деятельности, отмечаются грубые

нарушения речи или осутствие речи. Словарь, обучающихся в начальных классах детей

данной категории, зачастую ограничен несколькими словами, у некоторых- отсутствует

совсем. Понимание речи также находится на низком уровне. Дети в начальных классах

нередко способны только простые односложные инструкции с жестовым подкреплением и

только в контексте ситуации.

Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации.

Данный метод применяется при обучении детей с расстройствами аутистического спектра,

а также при обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Что же представляет собой визуальное расписание? Говоря максимально просто:

это последовательность картинок, фотографий, таблички-слов или чисел, которые

отображают этапы каких-то событий или занятий.

Расписание представляет собой отображение событий в течение дня, в визуальном

расписании могут и должны быть использованы картинки, знакомые обучающимся. В

расписании может быть отражена, например, последовательность уроков в школе,

календарь временигода,погоды.

Визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия,

которые нужно совершать в течение дня.

Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки,

среди которых может быть всё, что угодно:

Визуальные расписания

Календари

Опорные схемы

Предметы

PECS

Жесты

В начале ориентируемся на потребности ученика

– фото, рисунок, форма, предмет.

Износостойкость

Компактность

Понятность

Соответствие возрасту

Простота использования

В начале учитель обращает внимание детей на первую карточку на доске, обозначает ее

словом или фразой . Затем идет выполнение данного задания или деятельности на уроке.

После окончания деятельности учитель обращает внимание, что деятельность выполнения

и предлагает одному из детей убрать карточку в специальный конверт "сделано" и

переходит к следующей карточке.

Таким образом учащиеся имеют представления о предстоящей работе на уроке,

количестве оставшихся заданий, видов деятельности, что дисциплинирует их и позволяет

учителю выдерживать урок в рамках поставленной цели и предусмотренных задач.

Основные правила при изготовлении и использовании визуального расписания:

1.В начале дети изучают (играют) с карточками расписания, а затем уже идет

непосредственное составление плана урока.

2. Материал, из которого выполняются карточки должен быть прочным (Например:

заламинировать), но безопасным (Например: без острых углов).

3. Элементы расписания можно легко заменить в случае потери, порчи.

4. В начале целесообразно делать карточки большего размера (формат А5), по мере

совершенствования навыка детей пользоваться визуальными подсказками , их размер

может быть уменьшен.

5. В начале карточки для лучшего понимания, привлечения внимания, могут быть

цветными. Затем лучше перейти к черно-белому варианту, как более универсальному и

простому.

6.Если дети еще не читают, не пишут в строке в тетради, то располагать карточки следует

вертикально и "читать" их сверху вниз. Затем, когда будет сформирован навык

прослеживания слева направо (как при чтении, письме), возможно расположение карточек

горизонтально.

7. Изображения должны быть абстрактны, чтобы обобщать деятельность в целом, а не

закреплять конкретный образ картинки.

8. Сначала план урока максимально свернут (используется меньшее количество карточек),

по мере расширения возможностей детей, план становится более подробным.

9. Следует привлекать детей к составлению расписания и плана урока по этапам: сначала

деятельность выполняет учитель, в последствие - дети по подражанию, затем- по образцу.

10. Необходимо использовать конверт ( коробку, ящик) "Сделано", куда убирают карточку

с выполненным заданием/ пройденным этапом/ закончившимся уроком.

Цель- использовать такую визуальную поддерпжку, которая понятна детям с умеренной

отсталостью и ТМНР.



В раздел образования