Автор: Стяжкина Елена Аркадьевна
Должность: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ
Населённый пункт: г.Киров Кировская область.
Наименование материала: Система визуальных опор для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР
Тема: Система визуальных опор для обучающихся с умеренной и умственной отсталостью и ТМНР
Раздел: начальное образование
Система визуальных опор для обучающихся с умеренной
умственной отсталостью и ТМНР.
Автор: Стяжкина Елена Аркадьевна
Организация: КОГОБУ ШИ ОВЗ
Населенный пункт: Кировская область, г.Киров.
Визуальная поддержка – это любые наглядные предметы, которые способствуют
коммуникации или предоставляют нам информацию.
У глухих детей с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми множественными
нарушениями развития имеются разной отчетливости выраженные отклонения,
обнаруживающиеся во всех видах их психической деятельности, отмечаются грубые
нарушения речи или осутствие речи. Словарь, обучающихся в начальных классах детей
данной категории, зачастую ограничен несколькими словами, у некоторых- отсутствует
совсем. Понимание речи также находится на низком уровне. Дети в начальных классах
нередко способны только простые односложные инструкции с жестовым подкреплением и
только в контексте ситуации.
Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации.
Данный метод применяется при обучении детей с расстройствами аутистического спектра,
а также при обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Что же представляет собой визуальное расписание? Говоря максимально просто:
это последовательность картинок, фотографий, таблички-слов или чисел, которые
отображают этапы каких-то событий или занятий.
Расписание представляет собой отображение событий в течение дня, в визуальном
расписании могут и должны быть использованы картинки, знакомые обучающимся. В
расписании может быть отражена, например, последовательность уроков в школе,
календарь временигода,погоды.
Визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия,
которые нужно совершать в течение дня.
Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки,
среди которых может быть всё, что угодно:
Визуальные расписания
Календари
Опорные схемы
Предметы
PECS
Жесты
В начале ориентируемся на потребности ученика
– фото, рисунок, форма, предмет.
Износостойкость
Компактность
Понятность
Соответствие возрасту
Простота использования
В начале учитель обращает внимание детей на первую карточку на доске, обозначает ее
словом или фразой . Затем идет выполнение данного задания или деятельности на уроке.
После окончания деятельности учитель обращает внимание, что деятельность выполнения
и предлагает одному из детей убрать карточку в специальный конверт "сделано" и
переходит к следующей карточке.
Таким образом учащиеся имеют представления о предстоящей работе на уроке,
количестве оставшихся заданий, видов деятельности, что дисциплинирует их и позволяет
учителю выдерживать урок в рамках поставленной цели и предусмотренных задач.
Основные правила при изготовлении и использовании визуального расписания:
1.В начале дети изучают (играют) с карточками расписания, а затем уже идет
непосредственное составление плана урока.
2. Материал, из которого выполняются карточки должен быть прочным (Например:
заламинировать), но безопасным (Например: без острых углов).
3. Элементы расписания можно легко заменить в случае потери, порчи.
4. В начале целесообразно делать карточки большего размера (формат А5), по мере
совершенствования навыка детей пользоваться визуальными подсказками , их размер
может быть уменьшен.
5. В начале карточки для лучшего понимания, привлечения внимания, могут быть
цветными. Затем лучше перейти к черно-белому варианту, как более универсальному и
простому.
6.Если дети еще не читают, не пишут в строке в тетради, то располагать карточки следует
вертикально и "читать" их сверху вниз. Затем, когда будет сформирован навык
прослеживания слева направо (как при чтении, письме), возможно расположение карточек
горизонтально.
7. Изображения должны быть абстрактны, чтобы обобщать деятельность в целом, а не
закреплять конкретный образ картинки.
8. Сначала план урока максимально свернут (используется меньшее количество карточек),
по мере расширения возможностей детей, план становится более подробным.
9. Следует привлекать детей к составлению расписания и плана урока по этапам: сначала
деятельность выполняет учитель, в последствие - дети по подражанию, затем- по образцу.
10. Необходимо использовать конверт ( коробку, ящик) "Сделано", куда убирают карточку
с выполненным заданием/ пройденным этапом/ закончившимся уроком.
Цель- использовать такую визуальную поддерпжку, которая понятна детям с умеренной
отсталостью и ТМНР.