Напоминание

"Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"


Автор: Кулиш Наталья Валентиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Бутовская СШ"
Населённый пункт: село Бутово
Наименование материала: статья
Тема: "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ТЕХНОЛОГИИ ОБОГАЩЕНИЯ АКТИВНОГО

ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА

Введение: Актуальность и теоретико-методологические основы

словарной работы

Словарная работа (обогащение лексического запаса) является

краеугольным камнем начального языкового образования. Качество

владения родным языком, степень успешности освоения письменной

и устной речи, а также развитие когнитивных функций напрямую

коррелируют с объемом и богатством активного лексикона младшего

школьника. В начальных классах происходит критически важный

переход от элементарного использования языка к осознанному

оперированию языковыми единицами.

Теоретической основой для понимания значимости лексической

работы служат труды Л.С. Выготского, подчеркивающего взаимосвязь

развития мышления и освоения слова, а также концепции Н.М.

Шанского о системности лексики и роли слова как единицы языка,

несущей семантическую и прагматическую нагрузку. Современная

дидактика рассматривает словарную работу не как механическое

заучивание списков слов, а как технологию систематического

освоения семантики, словообразования и контекстуального

употребления лексических единиц.

Целью данной статьи является анализ современных, научно

обоснованных подходов к организации словарной работы в начальной

школе, выявление наиболее продуктивных педагогических приемов,

обеспечивающих переход слов из пассивного запаса в активное

использование, и формулирование критериев эффективности этой

работы.

Специфика лексического развития в младшем школьном

возрасте

Младший школьный возраст (6–10 лет) характеризуется скачком в

освоении языка. Если в дошкольном возрасте преобладает

импрессивный (пассивный) словарный запас, то в начальной школе

начинается активное включение новых слов в речь. Однако этот

переход часто затруднен.

Проблемы перехода из пассивного в активный словарь

Слово может быть понято ребенком в контексте (пассивный запас), но

не быть использовано им самостоятельно в собственной речи или

письме (активный запас). Причины этого явления многофакторны:

1. Семантическая неполнота: Ребенок может понимать лишь

часть значений многозначного слова или не улавливать его

стилистическую окраску. Например, он знает слово

«эффективный», но не может применить его в контексте,

поскольку его образное значение остается неясным.

2. Отсутствие фонетико-графических навыков: Слово, даже

понятое, не закрепляется в памяти, если ребенок не может его

правильно написать (проблемы с орфографией).

3. Отсутствие мотивации к употреблению: Если нет специально

созданных речевых ситуаций, требующих применения нового

слова, мозг не фиксирует его как необходимый инструмент

коммуникации.

Следовательно, технология словарной работы должна быть

направлена не только на введение слова, но и на его закрепление,

дифференциацию значений и активное

проговаривание/прописывание.

Принципы построения эффективной словарной работы

Систематическая и результативная словарная работа строится на

нескольких фундаментальных дидактических принципах.

1. Принцип контекстуальности

Слово должно изучаться исключительно в контексте, в живой речевой

ситуации, а не как изолированная лексическая единица. Контекст

обеспечивает многомерное восприятие слова, раскрывая его

денотативное (предметное) и коннотативное (эмоциональное,

оценочное) значения. Изучение слова “храбрый” через односложное

определение менее эффективно, чем через анализ поведения героя

сказки.

2. Принцип системности и взаимосвязи

Слова не должны изучаться хаотично. Они должны быть

сгруппированы по семантическим полям (синонимические ряды,

тематические группы – например, слова, описывающие природные

явления, или слова-действия), либо по словообразовательным

моделям (например, однокоренные слова). Системный подход

позволяет создать прочные ассоциативные связи, облегчающие

запоминание и извлечение слова из памяти.

3. Принцип деятельностного подхода

Освоение нового слова требует активного вовлечения всех

анализаторов: слухового (прослушивание), зрительного (написание,

чтение), речедвигательного (проговаривание, орфоэпическое

закрепление) и моторного (запись в словарь). Усвоение происходит

через многократное, но разнообразное повторение в различных видах

деятельности.

4. Принцип восходящей сложности

Словарная работа должна начинаться с лексики, доступной для

понимания и близкой к личному опыту ребенка (высокочастотная

лексика), и постепенно переходить к менее употребительным, но

необходимым для обогащения речи словам (эмоционально

окрашенная, книжная лексика).

Технологические этапы работы над словарным словом

Продуктивная словарная работа над конкретной лексической

единицей или группой слов должна проходить через четко

структурированный дидактический цикл.

Этап I. Введение слова и первичное осмысление (Активизация)

Цель – осознание наличия нового слова и первичное понимание его

значения.

1. Создание потребности: Слово вводится не учителем, а

обнаруживается ребенком в процессе работы над текстом

(чтение, анализ пословицы, поговорки) или в ходе решения

проблемной ситуации.

2. Контекстуальное толкование: Учащиеся пытаются

самостоятельно сформулировать значение слова на основе

окружающего контекста. Учитель фиксирует первичные гипотезы

толкования.

3. Стилистическая фиксация: Определение, где это слово

уместно (в сказке, в научном тексте, в разговорной речи).

Этап II. Глубокая проработка и семантический анализ

(Осмысление)

На этом этапе происходит интеграция слова в систему языка ученика.

1. Работа с лексическим значением: Использование толковых

словарей (адаптированных для начальной школы) или

составление учителем синонимических рядов. Необходимо

провести дифференциацию с близкими по значению словами.

Например, если вводится слово «торопливый», необходимо

противопоставить его словам «спешный» и «поспешный»,

акцентируя на оттенках значения.

2. Словообразовательный анализ: Определение морфемного

состава слова (корень, приставка, суффикс). Это помогает

закрепить слово в активном словаре через его родственные

связи. Ученик должен понять, какие другие слова он уже знает,

имеющие тот же корень (например, бежать – забегать –

побежать).

3. Орфографическая фиксация: Работа с непроверяемыми

гласными и удвоенными согласными. Введение этого слова в

личный орфографический словарь ученика. Проговаривание

орфоэпической нормы (правильное ударение и произношение).

Этап III. Введение в активный словарь (Практическое

применение)

Этот этап является самым важным, поскольку он обеспечивает

переход лексики в активное употребление.

1. Конструирование предложений: Учащиеся составляют

собственные, аутентичные предложения с новым словом. Важно

требовать не простого использования, а включения слова в

логически законченную мысль.

2. Речевые упражнения: Использование слова в разных формах

речевой деятельности:

o

Устное составление мини-рассказов или диалогов.

o

Письменное составление небольших связных текстов

(описания, рассуждения).

o

Игры на замещение: замена просторечного или

недостаточно точного слова на изучаемое лексическое

явление в уже готовом тексте.

3. Визуальная поддержка: Создание тематических словариков,

“облаков слов”, иллюстрирование слова собственными

рисунками, которые закрепляют образное значение.

Этап IV. Контроль и закрепление (Рефлексия)

Закрепление не должно быть однократным. Оно требует

многократного, но вариативного повторения.

1. Интеграция в другие предметы: Использование новых слов

при изучении окружающего мира, математики или русского языка

на последующих уроках. Например, при изучении

геометрических фигур вводится слово «периметр», а затем, при

работе над текстом, это слово должно быть активно

задействовано.

2. Игровые формы повторения: Использование лото,

кроссвордов, составленных самими детьми, где необходимо

правильно написать или употребить слово.

3. Оценка: Оценка должна быть направлена на фиксацию факта

использования слова в речи и письме, а не только на проверку

его написания.

Методы и приемы обогащения лексического запаса

Для обеспечения глубины проработки словарной работы в начальной

школе необходимо применять разнообразные методы,

активизирующие различные аспекты мышления и речи.

1. Этимологическая справка

Хотя этимология сложна для младших школьников, введение

происхождения некоторых слов (особенно интернационализмов или

слов с прозрачной структурой) способствует лучшему запоминанию.

Например, обсуждение, что слово “тетрадь” связано с понятием

“четыре” (изначально тетрадь состояла из четырех листов), помогает

зафиксировать лексическое значение через исторический корень.

2. Работа с фразеологизмами

Фразеологизмы являются важным источником обогащения речи, так

как они носят образный, метафорический характер. Словарная работа

должна включать не только толкование фразеологизма

(например, бить баклуши), но и анализ его составляющих частей,

которые в буквальном смысле не соотносятся с общим значением.

Это развивает понимание переносного значения, являющегося

основой критического восприятия языка.

3. Использование синонимических и антонимических рядов

На начальном этапе слова должны изучаться в ассоциативном поле.

Создание рядов позволяет ученику увидеть “диапазон” выражения

мысли.

Вместо того чтобы просто выучить слово «красивый», ученик

составляет ряд: прекрасный, милый, очаровательный,

нарядный, пригожий.

Одновременно выстраивается ряд антонимов: уродливый,

неказистый.

Это развивает способность выбирать наиболее точное слово в

зависимости от ситуации, что является признаком развитого

лексического мышления.

4. Прием “Словотворчество”

В рамках словообразовательного анализа возможно стимулирование

учеников к самостоятельному созданию слов с изученными

аффиксами (приставками, суффиксами), если это не нарушает норм

языка. Например, если слово дня – «беззаботный», дети могут

подобрать другие слова с приставкой без- (бесконечный, безвкусный).

Этот прием закрепляет понимание функции морфем.

Оценка эффективности словарной работы

Оценка словарной работы не может быть сведена только к

контрольной работе по написанию словарных слов. Эффективность

измеряется качеством речи ученика.

Критерии результативности:

1. Частота употребления: Регулярное фиксирование

использования новых слов в устных ответах и письменных

работах в течение определенного периода после введения.

2. Точность употребления: Правильное использование слова в

соответствии с его семантикой и стилистической окраской

(отсутствие смешения значений многозначных слов).

3. Орфографическая грамотность: Правильное написание слова

в его активном употреблении (не только в диктанте, но и в

сочинении).

4. Дифференциация: Умение осознанно выбрать нужное слово из

ряда синонимов.

Систематический мониторинг этих параметров позволяет учителю

своевременно корректировать стратегию работы, уделяя больше

внимания тем лексическим единицам, которые остаются в пассивном

запасе.

Заключение

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

должна быть осмыслена как целенаправленная технология,

интегрированная в учебный процесс, а не как побочная задача. Она

требует методической дисциплины, опоры на принципы

контекстуальности и системности, а также активного вовлечения

ребенка в процесс освоения слова через его толкование, анализ

структуры, проговаривание и многократное применение в собственной

речи.

Переход лексической единицы из пассивного понимания в активное

использование – это сложный психолингвистический процесс. Только

систематическое применение многоаспектных приемов (от этимологии

до фразеологического анализа и практического конструирования речи)

гарантирует, что словарный запас младшего школьника будет не

просто количественно расти, но и качественно углубляться, становясь

прочной основой для дальнейшего речевого и интеллектуального

развития. Обеспечение богатого активного словаря является прямым

путем к повышению коммуникативной и академической успешности

ученика.



В раздел образования