Напоминание

Приставки ПРЕ и ПРИ


Автор: Клиндух Татьяна Леонидовна
Должность: МБОУ СОШ №8 станицы Копанской
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 станицы Копанской
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ЕЙСКИЙ РАЙОН, КОПАНСКАЯ
Наименование материала: урок
Тема: Приставки ПРЕ и ПРИ
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель : Клиндух Татьяна Леонидовна

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме:

"Правописание приставок пре- и при-"

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.

Задачи урока:

Образовательные:

Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

Формировать навык написания приставок пре-/ при-;

Повторить морфемный разбор слов;

Развить умение формулировать определение понятий;

Обогащать словарный запас учащихся;

Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

Осуществление системно-деятельностного подхода;

Развитие внимания;

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

Воспитание интереса и уважения к родному языку;

Воспитание ценностного отношения к слову;

Развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,

уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

Уважительное отношение к родному языку;

Стремление к речевому самосовершенствованию;

Пополнение словарного запаса;

Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:

Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного

выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:

Развитие творческой самостоятельности;

Владение разными видами речевой деятельности;

Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого

этикета;

Проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма

Тип урока: "открытие" новых знаний

Технология: естественного обучения

Ход урока:

Организационный момент(Создание положительного настроя).

Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал,

Так что время не теряем и работать начинаем.

Дети садятся, открывают тетради. Учитель пишет число на доске

Актуализация

Проверка домашнего задания УЧ. П.36 УПР.185

Определение темы и цели урока

На доске записаны слова:

Пр..добрый, пр..иехать, пр..брежный, пр..открыть , пр..мудрый.

В какой морфеме пропущены буквы? Назовите ее.

Назовите тему нашего урока. (Правописание приставок пре и при).

Какие цели мы поставим перед собой? (научиться правильно писать слова с

такими приставками)

Вступительное слово учителя.

Ребята, все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их

слышите, произносите и читаете. Для разных приставок – разные законы.

Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В

зависимости от того они разделяются на три группы.

К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково

независимо от произношения. Например: отпер, отперла, отдеру. Эта группа

самая большая.

Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с

буквой З, а в других с буквой С: разбавить, расправить, рассорить,

раззадорить.

К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-.

Эта группа самая маленькая, но самая трудная.Почему приставки ПРИ- и

ПРЕ- самые трудные? По двум причинам. Во-первых, их правописание

зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих

приставок есть не одно правило, а целых шесть. Поэтому, чтобы раскрыть

секрет правописания ПРИ- и ПРЕ- придётся сразу учиться различать разные

смыслы приставок по шести правилам .

Изучение темы урока

Что может означать приставка ПРИ-?

1.Первое значение приставки ПРИ-

Давайте посмотрим, какое значение придают словам приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Самый первый и самый лёгкий случай попробуйте объяснить сами.

А) Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: пришёл, приехал,

прибежал, прикатился, приблизился, притащился (записать слова).

вы правы, если ответили так: приблизился.

С какой приставкой написаны все эти слова? Это легко заметить – с

приставкой ПРИ-.

Вот мы и сделали первое наблюдение.

Слова, обозначающие приближение пишутся с приставкой ПРИ

Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет

приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то: принёс, привёз, притащил.

Второе значение приставки ПРИ-

2. Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные

вещи. Чего только не придумали для этой работы.

Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они

пользуются, чтобы присоединить.

В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка

ПРИ-

В) Замените данные словосочетания одним словом. Творческий диктант.

Присоединить: при помощи верёвки;

с помощью молотка и гвоздей;

с помощью иглы и нитки;

с помощью клея;

с помощью винтов и шурупов.

Присоединяются некоторые предметы к чему-либо не обязательно с

помощью клея и верёвки. Всё, что движется, стремится к какой-то цели и в

конце концов достигает её, соединяется с ней

Запись примеров: самолёт приземлился;

лодка причалила;

корабль пришвартовался;

космический корабль прилунился.

Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. Слова

с этим значением также пишутся с приставкой ПРИ-

Прикоснуться, прижался

Закрепление.

Итак, вы узнали о двух значениях приставки ПРИ-, приближение,

присоединение.. проверьте вашу память. Запишите по памяти два слова со

значением приближения и два слова со значением присоединения.

3.Третье значение приставки ПРИ-

Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена

прилагательные от данных слов и запишите их.

Край при море – приморье;

Канава при дороге – придорожная;

Огород при усадьбе – приусадебный;

Посёлок при городе - пригородный

Попробуйте объяснить значение приставки ПРИ- в этих словах. Вы, конечно

же, поняли:

ПРИ- обозначает нахождение около чего-то

Закрепление. Выборочный диктант:

Приокский, прилетел, прилепил, приполз, привинтить, прибрежный,

4.Четвёртое значение приставки ПРИ-.

А) Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим

пригорел. Доктор не сжёг вам царапину йодом, а только прижёг, вы не

открыли окно широко, а только немножко приоткрыли

Б) Делаем вывод:

Если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или

ненадолго, такие действия называются неполными. Слова их обозначающие

пишутся с приставкой ПРИ-

Закрепление. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой

ПРИ-:

Немного поднял – приподнял,

Немного хромает – прихрамывает,

Ненадолго остановился – приостановился,

Ненадолго лёг – прилёг,

Ненадолго сел - присел

IV. Обобщение

У учащихся карточки со словами на правила, которые они должны правильно

прикрепить на доске.

На доске:

Пришёл

Приполз

Прискакал

Пришил

Приклеил

Привязал

Прикусил

Прилёг

Пригорел

Пришкольный

Приречный

Приозёрный

Что может означать приставка ПРЕ-?

1. Первое значение приставки ПРЕ-

1.

Всё было бы хорошо с приставкой ПРИ-, если бы не было приставки

ПРЕ-. Нечего было бы путать, и не было бы никакой «ошибкоопасности».

Но раз есть такая опасность, давайте её изучим.

Попробуйте при помощи приставки ПРЕ- заменить два слова одним. Вот так:

очень добрый – предобрый;

очень скверный –

очень гадкий –

очень хорошенький –

очень маленький –

и вы увидите сами:

Приставка ПРЕ- - значит «очень»

1.

Индивидуальная работа. Карточки для закрепления.

Вставьте в текст пропущенные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Карточка 1:

Погода была ужасная.

Принцесса была …красная (Р. Сеф)

Карточка 2:

Городничий между тем

Наказал ..строго всем,

Чтоб коней не покупали… (П. Ершов)

Карточка 3:

…длинной хворостиной

Мужик гусей гнал в город продавать (И. Крымов)

Карточка 4:

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле …скакал. (К. Чуковский)

2. Второе значение приставки ПРЕ-

1.

Здесь дело обстоит труднее.

Приставка ПРЕ- - пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с

приставкой ПЕРЕ-

Обобщение

1.

Что изучено на уроке?

2.

Запись примеров в тетрадях и на доске, с использованием опорных

карт.

Прибежал (прибл.)

Присел (неполн. действ.)

Прервал (= пере-)

Прехороший (=очень)

Привокзальный (близ.)

Рефлексия.

Итоги урока

Выставление оценок.

Дифференцированное домашнее задание.

1.Пар 40….Выучить правило правописания гласных в приставках Е и И ПРЕ-

и ПРИ-, Упр… 203.

2.Найти в художественном тексте и выписать 5 предложений, в которых есть

слова с приставками пре- и при-.

3. Придумать связный текст на тему «Приключения приставок пре- и при-».



В раздел образования