Автор: Клиндух Татьяна Леонидовна
Должность: МБОУ СОШ №8 станицы Копанской
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 станицы Копанской
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ЕЙСКИЙ РАЙОН, КОПАНСКАЯ
Наименование материала: урок
Тема: Приставки ПРЕ и ПРИ
Раздел: среднее образование
Учитель : Клиндух Татьяна Леонидовна
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме:
"Правописание приставок пре- и при-"
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
Повторить морфемный разбор слов;
Развить умение формулировать определение понятий;
Обогащать словарный запас учащихся;
Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
Осуществление системно-деятельностного подхода;
Развитие внимания;
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
Воспитание ценностного отношения к слову;
Развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,
уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
Уважительное отношение к родному языку;
Стремление к речевому самосовершенствованию;
Пополнение словарного запаса;
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного
выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
Развитие творческой самостоятельности;
Владение разными видами речевой деятельности;
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого
этикета;
Проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: "открытие" новых знаний
Технология: естественного обучения
Ход урока:
Организационный момент(Создание положительного настроя).
Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал,
Так что время не теряем и работать начинаем.
Дети садятся, открывают тетради. Учитель пишет число на доске
Актуализация
Проверка домашнего задания УЧ. П.36 УПР.185
Определение темы и цели урока
На доске записаны слова:
Пр..добрый, пр..иехать, пр..брежный, пр..открыть , пр..мудрый.
В какой морфеме пропущены буквы? Назовите ее.
Назовите тему нашего урока. (Правописание приставок пре и при).
Какие цели мы поставим перед собой? (научиться правильно писать слова с
такими приставками)
Вступительное слово учителя.
Ребята, все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их
слышите, произносите и читаете. Для разных приставок – разные законы.
Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В
зависимости от того они разделяются на три группы.
К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково
независимо от произношения. Например: отпер, отперла, отдеру. Эта группа
самая большая.
Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с
буквой З, а в других с буквой С: разбавить, расправить, рассорить,
раззадорить.
К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-.
Эта группа самая маленькая, но самая трудная.Почему приставки ПРИ- и
ПРЕ- самые трудные? По двум причинам. Во-первых, их правописание
зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих
приставок есть не одно правило, а целых шесть. Поэтому, чтобы раскрыть
секрет правописания ПРИ- и ПРЕ- придётся сразу учиться различать разные
смыслы приставок по шести правилам .
Изучение темы урока
Что может означать приставка ПРИ-?
1.Первое значение приставки ПРИ-
Давайте посмотрим, какое значение придают словам приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Самый первый и самый лёгкий случай попробуйте объяснить сами.
А) Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: пришёл, приехал,
прибежал, прикатился, приблизился, притащился (записать слова).
вы правы, если ответили так: приблизился.
С какой приставкой написаны все эти слова? Это легко заметить – с
приставкой ПРИ-.
Вот мы и сделали первое наблюдение.
Слова, обозначающие приближение пишутся с приставкой ПРИ
Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет
приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то: принёс, привёз, притащил.
Второе значение приставки ПРИ-
2. Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные
вещи. Чего только не придумали для этой работы.
Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они
пользуются, чтобы присоединить.
В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка
ПРИ-
В) Замените данные словосочетания одним словом. Творческий диктант.
Присоединить: при помощи верёвки;
с помощью молотка и гвоздей;
с помощью иглы и нитки;
с помощью клея;
с помощью винтов и шурупов.
Присоединяются некоторые предметы к чему-либо не обязательно с
помощью клея и верёвки. Всё, что движется, стремится к какой-то цели и в
конце концов достигает её, соединяется с ней
Запись примеров: самолёт приземлился;
лодка причалила;
корабль пришвартовался;
космический корабль прилунился.
Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. Слова
с этим значением также пишутся с приставкой ПРИ-
Прикоснуться, прижался
Закрепление.
Итак, вы узнали о двух значениях приставки ПРИ-, приближение,
присоединение.. проверьте вашу память. Запишите по памяти два слова со
значением приближения и два слова со значением присоединения.
3.Третье значение приставки ПРИ-
Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена
прилагательные от данных слов и запишите их.
Край при море – приморье;
Канава при дороге – придорожная;
Огород при усадьбе – приусадебный;
Посёлок при городе - пригородный
Попробуйте объяснить значение приставки ПРИ- в этих словах. Вы, конечно
же, поняли:
ПРИ- обозначает нахождение около чего-то
Закрепление. Выборочный диктант:
Приокский, прилетел, прилепил, приполз, привинтить, прибрежный,
4.Четвёртое значение приставки ПРИ-.
А) Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим
– пригорел. Доктор не сжёг вам царапину йодом, а только прижёг, вы не
открыли окно широко, а только немножко приоткрыли
Б) Делаем вывод:
Если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или
ненадолго, такие действия называются неполными. Слова их обозначающие
пишутся с приставкой ПРИ-
Закрепление. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой
ПРИ-:
Немного поднял – приподнял,
Немного хромает – прихрамывает,
Ненадолго остановился – приостановился,
Ненадолго лёг – прилёг,
Ненадолго сел - присел
IV. Обобщение
У учащихся карточки со словами на правила, которые они должны правильно
прикрепить на доске.
На доске:
Пришёл
Приполз
Прискакал
Пришил
Приклеил
Привязал
Прикусил
Прилёг
Пригорел
Пришкольный
Приречный
Приозёрный
Что может означать приставка ПРЕ-?
1. Первое значение приставки ПРЕ-
1.
Всё было бы хорошо с приставкой ПРИ-, если бы не было приставки
ПРЕ-. Нечего было бы путать, и не было бы никакой «ошибкоопасности».
Но раз есть такая опасность, давайте её изучим.
Попробуйте при помощи приставки ПРЕ- заменить два слова одним. Вот так:
очень добрый – предобрый;
очень скверный –
очень гадкий –
очень хорошенький –
очень маленький –
и вы увидите сами:
Приставка ПРЕ- - значит «очень»
1.
Индивидуальная работа. Карточки для закрепления.
Вставьте в текст пропущенные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Карточка 1:
Погода была ужасная.
Принцесса была …красная (Р. Сеф)
Карточка 2:
Городничий между тем
Наказал ..строго всем,
Чтоб коней не покупали… (П. Ершов)
Карточка 3:
…длинной хворостиной
Мужик гусей гнал в город продавать (И. Крымов)
Карточка 4:
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле …скакал. (К. Чуковский)
2. Второе значение приставки ПРЕ-
1.
Здесь дело обстоит труднее.
Приставка ПРЕ- - пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с
приставкой ПЕРЕ-
Обобщение
1.
Что изучено на уроке?
2.
Запись примеров в тетрадях и на доске, с использованием опорных
карт.
Прибежал (прибл.)
Присел (неполн. действ.)
Прервал (= пере-)
Прехороший (=очень)
Привокзальный (близ.)
Рефлексия.
Итоги урока
Выставление оценок.
Дифференцированное домашнее задание.
1.Пар 40….Выучить правило правописания гласных в приставках Е и И ПРЕ-
и ПРИ-, Упр… 203.
2.Найти в художественном тексте и выписать 5 предложений, в которых есть
слова с приставками пре- и при-.
3. Придумать связный текст на тему «Приключения приставок пре- и при-».