Напоминание

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НА ЛЫЖАХ ДВУХШАЖНЫМ ПОПЕРЕМЕННЫМ ХОДОМ (2)


Автор: Владыкина Юлия Алексеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Нарьян-Мар
Наименование материала: разработка урока
Тема: ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НА ЛЫЖАХ ДВУХШАЖНЫМ ПОПЕРЕМЕННЫМ ХОДОМ (2)
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗРАБОТКА УРОКА: ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НА ЛЫЖАХ

ДВУХШАЖНЫМ ПОПЕРЕМЕННЫМ ХОДОМ

1. Введение: Обоснование актуальности и целей урока

Данная разработка представляет собой методическую базу для

проведения урока физической культуры, посвященного освоению

техники передвижения на лыжах двухшажным попеременным ходом.

Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, лыжный спорт является важным видом физической

активности, способствующим развитию общей физической

подготовленности, укреплению здоровья и формированию здорового

образа жизни. Во-вторых, двухшажный попеременный ход – это один

из основных способов передвижения на лыжах, который широко

используется как в рекреационных целях, так и в спортивных

соревнованиях. Овладение этой техникой позволяет эффективно

перемещаться по равнинной местности и пологим подъемам,

обеспечивая оптимальную скорость и экономичность движений. В-

третьих, освоение техники двухшажного попеременного хода

способствует развитию координации движений, силы, выносливости и

гибкости, что является важным аспектом физического воспитания.

Цель данного урока – сформировать у учащихся базовые навыки

техники двухшажного попеременного хода, обеспечив понимание его

структуры, правильности выполнения отдельных элементов и

возможности применения на практике. Для достижения поставленной

цели предполагается решение следующих задач:

Образовательные:

o

Познакомить учащихся с теоретическими основами

двухшажного попеременного хода.

o

Научить правильной технике выполнения отдельных

элементов хода (скольжение, отталкивание, работа рук).

o

Сформировать умение согласовывать движения рук и ног.

o

Научить учащихся применять полученные знания и навыки

на практике при передвижении по равнинной местности.

Развивающие:

o

Способствовать развитию координации движений, силы,

выносливости и гибкости.

o

Развивать умение ориентироваться в пространстве и

оценивать дистанцию.

o

Развивать самостоятельность и ответственность при

выполнении упражнений.

Воспитательные:

o

Воспитывать интерес к занятиям физической культурой и

лыжному спорту.

o

Формировать навыки самоконтроля и взаимопомощи.

o

Воспитывать чувство коллективизма и взаимоподдержки.

2. Теоретическая часть: Основы техники двухшажного

попеременного хода

Прежде чем приступить к практическому освоению техники,

необходимо ознакомить учащихся с теоретическими основами

двухшажного попеременного хода. Этот раздел урока должен

включать в себя следующие аспекты:

2.1. Описание техники двухшажного попеременного хода:

Двухшажный попеременный ход представляет собой попеременный

способ передвижения на лыжах, при котором работа рук и ног

осуществляется попеременно, то есть поочередно. Цикл движений

состоит из двух шагов и двух отталкиваний. Каждый цикл включает в

себя следующие элементы:

Скольжение: Скольжение начинается после завершения

отталкивания лыжей и руки. Тело слегка наклонено вперед, вес

равномерно распределен на опорной лыже. Рука, одноименная

отталкивающей лыже, выносится вперед, другая рука отводится

назад.

Отталкивание ногой: После завершения скольжения

происходит отталкивание ногой. Лыжа ставится на снег под

углом к направлению движения, усилие направлено вперед и в

сторону.

Отталкивание рукой: Одновременно с отталкиванием ногой

происходит отталкивание рукой, одноименной отталкивающей

лыже. Рука, согнутая в локтевом суставе, движется вперед и

назад, активно помогая продвижению вперед.

Работа рук: Работа рук является важным элементом техники.

Руки работают попеременно, как при ходьбе. При отталкивании

ногой рука, одноименная отталкивающей лыже, выносится

вперед, а другая рука отводится назад. Во время скольжения

руки меняются местами.

Положение тела: Во время передвижения необходимо

поддерживать оптимальное положение тела. Тело слегка

наклонено вперед, спина прямая, голова приподнята.

Дыхание: Дыхание должно быть ритмичным и глубоким. Вдох

осуществляется через нос, выдох – через рот.

2.2. Характеристики эффективной техники:

Эффективная техника двухшажного попеременного хода

характеризуется следующими признаками:

Экономичность движений: Движения должны быть плавными и

координированными, без лишних усилий.

Оптимальная частота шагов: Частота шагов должна

соответствовать скорости передвижения и рельефу местности.

Сильное отталкивание: Отталкивание должно быть мощным и

эффективным.

Активная работа рук: Руки должны активно участвовать в

продвижении вперед.

Правильное положение тела: Необходимо поддерживать

оптимальное положение тела, чтобы обеспечить максимальную

эффективность движений.

2.3. Типичные ошибки и способы их исправления:

При освоении техники двухшажного попеременного хода учащиеся

могут допускать следующие типичные ошибки:

Недостаточное отталкивание: Отталкивание выполняется не

полностью, что снижает эффективность хода. Исправление:

акцентировать внимание на полном отталкивании ногой и рукой.

Неправильная работа рук: Руки работают несинхронно с

ногами, что нарушает координацию движений. Исправление:

выполнять упражнения с акцентом на согласованную работу рук

и ног.

Нарушение положения тела: Тело наклонено слишком вперед

или назад, что снижает эффективность хода. Исправление:

контролировать положение тела, добиваться оптимального

наклона.

Неритмичное дыхание: Дыхание не соответствует ритму

движений, что приводит к утомлению. Исправление: обучить

учащихся правильному ритму дыхания.

Скованность движений: Движения выполняются напряженно,

что снижает эффективность хода. Исправление: выполнять

упражнения на расслабление и координацию движений.

3. Практическая часть: Методика обучения двухшажному

попеременному ходу

Практическая часть урока должна быть организована таким образом,

чтобы учащиеся могли постепенно освоить технику двухшажного

попеременного хода, начиная с простых упражнений и переходя к

более сложным.

3.1. Подготовительные упражнения:

Перед началом обучения технике двухшажного попеременного хода

необходимо провести подготовительные упражнения, направленные

на развитие координации движений, силы и выносливости. Эти

упражнения могут включать в себя:

Общеразвивающие упражнения (ОРУ): Вращения руками,

наклоны туловища, приседания, выпады, упражнения на

гибкость.

Упражнения для развития координации: Имитация движений

рук и ног при ходьбе, бег на месте с высоким подниманием

бедра и захлестыванием голени.

Упражнения на лыжах без палок:

o

Скользящий шаг: Имитация скользящего шага по ровной

поверхности.

o

“Елочка”: Разведение лыж в стороны и сведение их

вместе.

o

Подъем на лыжах “лесенкой” и “полуелочкой”.

Упражнения для развития силы: Отжимания, подтягивания

(если есть перекладина), упражнения с гантелями (если есть

возможность).

3.2. Этапы обучения двухшажному попеременному ходу:

Обучение технике двухшажного попеременного хода должно

проходить поэтапно:

Этап 1: Ознакомление с техникой и разучивание отдельных

элементов.

o

Объяснение и демонстрация: Учитель объясняет и

демонстрирует технику двухшажного попеременного хода,

акцентируя внимание на правильности выполнения

отдельных элементов.

o

Разучивание скользящего шага без палок: Учащиеся

выполняют скользящий шаг по ровной поверхности,

стараясь максимально продлить фазу скольжения.

o

Разучивание отталкивания ногой без палок: Учащиеся

отрабатывают отталкивание ногой, уделяя внимание

правильному положению лыжи и направлению усилия.

o

Разучивание работы рук: Учащиеся отрабатывают работу

рук, имитируя движения при ходьбе.

o

Упражнение “Раз, два – руки”: Учащиеся выполняют

скользящий шаг, на счет “раз” выносят руку вперед,

одноименную с отталкивающей лыжей, на счет “два”

отталкиваются рукой.

o

Упражнение “С шагом по палке”: Учащиеся,

передвигаясь шагом, держат палки на земле и, делая шаг,

упираются в палку, слегка отталкиваясь.

o

Упражнение “Двухшажный попеременный ход на

месте”: Учащиеся, стоя на месте, выполняют имитацию

двухшажного попеременного хода, стараясь согласовывать

движения рук и ног.

Этап 2: Согласование движений и разучивание двухшажного

попеременного хода в целом.

o

Согласование движений ног и рук: Учащиеся выполняют

двухшажный попеременный ход без палок, стараясь

согласовывать движения рук и ног. Учитель контролирует

правильность выполнения и корректирует ошибки.

o

Разучивание двухшажного попеременного хода с

палками: Учащиеся начинают использовать палки,

стараясь согласовывать движения рук, ног и палок.

o

Упражнение “Шаг с палками”: Учащиеся, передвигаясь

шагом, держат палки в руках и, делая шаг, упираются в

палку и отталкиваются.

o

Упражнение “Прохождение дистанции двухшажным

попеременным ходом”: Учащиеся проходят небольшие

дистанции, используя двухшажный попеременный ход.

Учитель контролирует правильность выполнения техники и

дает рекомендации.

Этап 3: Совершенствование техники и развитие скорости

передвижения.

o

Повторение и закрепление техники: Учащиеся повторяют

пройденный материал, работая над улучшением техники.

o

Упражнения на развитие выносливости: Учащиеся

проходят более длинные дистанции, постепенно

увеличивая нагрузку.

o

Упражнения на развитие скорости: Учащиеся выполняют

скоростные забеги на небольшие дистанции, стараясь

увеличить скорость передвижения.

o

Упражнение “Прохождение дистанции с

заданием”: Учащиеся проходят дистанцию, выполняя

различные задания, например, преодоление небольших

подъемов и спусков, обход препятствий.

o

Коррекция ошибок: Учитель проводит индивидуальную

работу с учащимися, корректируя ошибки и давая

рекомендации по улучшению техники.

3.3. Методические рекомендации:

Индивидуальный подход: Необходимо учитывать

индивидуальные особенности каждого ученика.

Постепенное увеличение нагрузки: Нагрузку следует

увеличивать постепенно, чтобы избежать переутомления и

травм.

Контроль техники: Учитель должен постоянно контролировать

правильность выполнения техники и своевременно

корректировать ошибки.

Поощрение: Необходимо поощрять учащихся за достигнутые

результаты и мотивировать их к дальнейшему

совершенствованию.

Безопасность: Особое внимание следует уделять технике

безопасности при занятиях лыжным спортом. Необходимо

убедиться в исправности лыжного инвентаря, выбрать

безопасную трассу и проинструктировать учащихся о правилах

поведения на лыжне.

4. Заключительная часть: Подведение итогов, рефлексия,

домашнее задание

Заключительная часть урока должна включать в себя следующие

элементы:

Подведение итогов: Учитель подводит итоги урока, оценивая

работу учащихся, отмечая достижения и указывая на типичные

ошибки.

Рефлексия: Учащиеся оценивают свою работу на уроке,

анализируя свои успехи и трудности. Рефлексия может

проводиться в форме устного опроса, письменного задания или

самооценки.

Домашнее задание: Учитель задает домашнее задание,

направленное на закрепление полученных знаний и навыков.

Домашнее задание может включать в себя:

o

Повторение пройденного материала: Повторить

теоретические основы двухшажного попеременного хода.

o

Выполнение физических упражнений: Выполнять

общеразвивающие упражнения для поддержания

физической формы.

o

Самостоятельное катание на лыжах: Покататься на

лыжах, стараясь применить полученные знания и навыки.

o

Подготовка к следующему уроку: Подготовить лыжный

инвентарь и экипировку.

Организационный момент: Учитель организует уборку

спортивного инвентаря, прощается с учащимися и благодарит их

за работу.

5. Обеспечение безопасности на уроке:

При проведении урока необходимо соблюдать следующие правила

безопасности:

Проверка лыжного инвентаря: Перед началом урока

необходимо проверить исправность лыж, палок и креплений.

Выбор безопасной трассы: Трасса должна быть ровной, без

резких перепадов высот и препятствий.

Инструктаж по технике безопасности: Учитель должен

провести инструктаж по технике безопасности, напомнив

учащимся о правилах поведения на лыжне, о возможных

опасностях и способах их предотвращения.

Контроль за состоянием учащихся: Учитель должен следить

за состоянием учащихся, контролировать их самочувствие и

готовность к выполнению упражнений.

Оказание первой помощи: Учитель должен знать основы

оказания первой помощи и быть готовым оказать ее при

необходимости.

Страховка: При выполнении упражнений на склонах необходимо

обеспечить страховку.

6. Оборудование и инвентарь:

Для проведения урока необходимо следующее оборудование и

инвентарь:

Лыжи (в соответствии с ростом учащихся)

Лыжные палки (в соответствии с ростом учащихся)

Лыжные крепления

Спортивная одежда и обувь (соответствующая погодным

условиям)

Свисток

Медбол (по желанию для силовых упражнений)

Конусы (для обозначения трассы)

7. Ожидаемые результаты:

В результате проведения данного урока учащиеся должны:

Знать теоретические основы двухшажного попеременного хода.

Уметь выполнять отдельные элементы техники двухшажного

попеременного хода.

Уметь согласовывать движения рук и ног.

Уметь применять полученные знания и навыки на практике при

передвижении по равнинной местности.

Развить координацию движений, силу, выносливость и гибкость.

Получить положительные эмоции от занятий физической

культурой и лыжным спортом.

8. Критерии оценивания:

Оценка работы учащихся на уроке может проводиться по следующим

критериям:

Техника выполнения: Правильность выполнения отдельных

элементов техники двухшажного попеременного хода.

Координация движений: Согласованность движений рук и ног.

Активность на уроке: Участие в упражнениях и соблюдение

дисциплины.

Оценка скорости и выносливости: Прохождение дистанции на

время.

Самостоятельность и инициативность: Проявление

самостоятельности при выполнении упражнений и выполнении

заданий.

Данная разработка урока представляет собой гибкую структуру,

которая может быть адаптирована к конкретным условиям и

особенностям учащихся. Учитель должен учитывать возраст, уровень

подготовленности и индивидуальные особенности учащихся при

планировании и проведении урока.



В раздел образования