Напоминание

"Формы и методы развития самостоятельности у кадет"


Автор: Лафазан Марина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы развития самостоятельности у кадет"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Формы и методы развития самостоятельности у кадет

«Страшная эта опасность - безделье за партой,

безделье месяцы, годы.

Это развращает морально, калечит человека

и ничего не может возместить того,

что упущено в самой главной сфере,

где человек должен быть тружеником - в сфере мысли».

Сухомлинский В.А.

Современный, инновационный этап развития образования выдвигает на

сегодняшний

день

задачу

создания

условий

для

личностного

становления,

саморазвития и развития самостоятельности кадет. Детская самостоятельность

в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания. Во-

первых, ФГОС предполагает решение следующей задачи: формирования общей

культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,

развития

их

социальных,

нравственных,

эстетических,

интеллектуальных,

физических качеств, инициативности, самостоятельности и

ответственности

ребенка, формирования

предпосылок

учебной

деятельности. Во- вторых с необходимостью решения проблемы подготовки

подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе.

Одна из ведущих качеств личности школьника – самостоятельность. Она

выражается в умении ставить перед собой цели и добиваться их достижения.

Но для этого нужно прилагать собственные силы. Самостоятельность – это и

ответственное

отношение

человека

к

своему

поведению,

и

способность

действовать сознательно, инициативно в знакомой обстановке, а также в новых

условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Самостоятельная

деятельность

непосредственно

затрагивает

личность

учащегося,

создавая

возможности

для

ее

развития,

т.е.

возможности

для

возникновения новообразований в личности, новых психических качеств или

их новых уровней, для формирования способностей, интересов, потребностей,

воли,

эмоций.

Важным

моментом

является

то,

что

эти

новообразования

относятся

к

качественным

изменениям

личности

как

целостной

системы,

затрагивая не только изменения отдельных компонентов, но и системы их

взаимосвязей. Это и определяет значение самостоятельной деятельности как

существенного

компонента

в

системе

процесса

обучения

и

воспитания.

Одним

из

главных

компонентов

самостоятельности

является

саморазвитие.

Саморазвитие

это

процесс

самостоятельной,

целостной,

целенаправленной,

ценностно-ориентированной

деятельности

личности

по

непрерывному

самоизменению,

как

обогащению

индивидуального

опыта

и

духовно-нравственных

сил

соответственно

внутреннему

образу

«Я»

и

актуальным

социальным

ожиданиям.

В

современной

литературе

процесс

саморазвития

личности

определяется

как

самостоятельное

определение

стратегии жизни. Она выделяет три признака наличия стратегии жизни: - выбор

основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных

целей, этапов их достижения; - решение противоречий жизни, препятствующих

достижению целей и планов; - творчество, созидание ценностей своей жизни,

соединение потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей. Особенно

актуальна

задача

создания

условий

для

саморазвития

личности

в условиях

образовательного учреждения интернатного типа, коим является президентское

кадетское училище, так как многие воспитанники находятся вне семьи, лишены

семейного воспитания. Чтобы процессы самосовершенствования, саморазвития

и как следствие развитие самостоятельности, стали наиболее приоритетными

в психическом развитии кадет, необходимо применение разнообразных форм,

методов и технологий для развития их самостоятельности.

Одним из эффективных методов воспитательной работы является метод

проектов.

Грамотная

организация

работы

над

проектами

позволяет

формировать и развивать целый комплекс умений: формулирование проблемы,

обоснование ее практической значимости, выдвижение гипотез ее решения,

поиск

и сопоставление

альтернативных

решений,

планирование

работы,

распределение обязанностей и т. д. Кадеты не только теоретически изучают тот

или иной вопрос, но и приобретают практические умения и навыки, овладевают

навыками

коллективной

деятельнoсти,

межличностногo

общения,

котoрые

будут

полезны

им

в любой

сфере

деятельности.

Проектная

деятельность

предусматривает обязательные процедуры защиты проекта, позволят кадетам

демонстрировать

навыки

публичного

общения,

дискуссий,

умение

аргументировано отстаивать свою позицию. Работа над проектами развивает

у них

целый

комплекс

умений

и навыков,

необходимых

для

дальнейшей

социализации

и самореализации,

развития

самостоятельности. Oрганизация

проектной

деятельности

кадет

требует

создания

дополнительных

условий.

Проект

направлен

на

самостоятельное

достижение

кадетами

задуманного

результата, получение продукта и его пpезентацию. Проекты нашего училища, в

которых принимают активное участие кадеты моего взвода: «Здоровая Россия -

это

мы!»,

«Юный

дипломат»,

«Самоуправление»,

«Дари

добро»,

летняя

практика, военно-спортивная игра.

Технология

исследовательской

деятельности.

Исследовательская

деятельность — самостоятельная деятельность кадет, но воспитатель может

управлять процессом появления и преодоления затруднений прогнозировать их

появление.

При

определении

задач

и

конкретных

методических

приемов

осуществления

педагогической

поддержки

мы

исходим

из

индивидуальных

особенностей

кадет,

осознания

ими

самими

проблем

и

затруднений

в

исследовательской деятельности. Для этого необходимо развитие поисковой

активности,

готовности

к

принятию

самостоятельных

решений,

овладение

общей ориентировочной основой исследовательской деятельности, воспитания

деловитости,

самостоятельности

и

ответственности,

предприимчивости

и

целеустремленности. В училище кадеты восьмых классов под руководством

педагогов

занимаются

исследовательской

деятельностью,

представляют

результаты исследовательской деятельности.

Технология

личностно-ориентированного

воспитания.

Проведение

праздников и мероприятий во взводах или на уровне курса. Кадеты готовят

концертные номера, спортивные мероприятия под руководством воспитателей,

педагога-организатора.

Технология воспитания в сотрудничестве. Данная технология развивает

коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным

в

современной

жизни.

При

воспитании

в

сотрудничестве

достигаются

удивительные

результаты:

кадеты

становятся

друзьями,

партнерами.

Деятельность сотрудничества развивает равенство воспитанника и воспитателя.

Посредством

данной

технологии

обстановка

сотрудничества

возникает

в

коллективе

между

администрацией,

воспитателями

и

детским

коллективом.

Большую

роль

для

выстраивания

партнерских

взаимоотношений

играет

самоуправление.

Развитие

и

совершенствование

кадетского

самоуправления

невозможно без общения друг с другом, педагогами, другими объединениями.

Именно общение позволяет найти своё место в коллективе, испытать чувство

своей значимости и необходимости. И чем благоприятнее будет общение между

двумя участниками коллективных дел, тем эффективнее будет деятельность

самоуправления.

Перспективу

развития

ученического

самоуправления

мы

видим в том, чтобы усилить роль младшего командного состава.

Воспитатель в

данном случае не руководит, не управляет, а только осуществляет поддержку.

Все многообразие форм воспитательной работы, проводимой с кадетами в

училище, можно разделить на три группы в зависимости от основной решаемой

ими воспитательной задачи: 1)формы управления и самоуправления школьной

жизнью (собрания, линейки, , часы классного руководства, заседания органов

ученического самоуправления, стенная печать и др.); 2)познавательные формы

(экскурсии,

фестивали,

устные

журналы,

информирование,

газеты,

тематические вечера, студии, секции ДО, выставки и др.); 3)pазвлекательные

формы (утренники и вечера, КВН, концерты и т.п.). Все перечисленные формы

воспитательной работы проводятся как на уровне училища, так и на уровне

учебного курса и взвода.

Самостоятельная деятельность всегда завершается результатами. К ним

кадет приходит самостоятельно, поэтому ценность и значимость их осознается

острее, чем те, которые добываются в совместной работе с преподавателем. От

имеющегося у детей опыта, от уровня их самостоятельной работы в процессе

обучения

и

зависит

проявление

самостоятельности.

Даже

в

одном

классе

самостоятельность учащихся может разниться. Одни - проявляют инициативу,

предпринимают

новые

поиски,

в

решении

определенной

учебной

задачи,

применяют имеющиеся у них знания в новых условиях; другие - обнаруживают

беспомощность в выполнении простых учебных задач. Эти ребята нуждаются в

разъяснении

любого

нового

вопроса,

во

всех

действиях

проявляют

нерешительность. Здесь редко возникают вопросы, задания делают в рамках

минимума,

при

малейших

затруднениях

становятся

в

тупик.

Есть

и

такие

ребята, которые проявляют больше самостоятельности или в умственной, или в

практической

деятельности.

Очень

важно

учитывать

различную

степень

самостоятельности учащихся в классе.

Представленные и используемые в работе технологии, формы и методы

позволяют развивать самостоятельность кадет. Чтобы

решить поставленные

задачи нужно, использовать сочетание всех технологий, средств и методов.



В раздел образования