Автор: Лафазан Марина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы развития самостоятельности у кадет"
Раздел: среднее образование
Тема: Формы и методы развития самостоятельности у кадет
«Страшная эта опасность - безделье за партой,
безделье месяцы, годы.
Это развращает морально, калечит человека
и ничего не может возместить того,
что упущено в самой главной сфере,
где человек должен быть тружеником - в сфере мысли».
Сухомлинский В.А.
Современный, инновационный этап развития образования выдвигает на
сегодняшний
день
задачу
создания
условий
для
личностного
становления,
саморазвития и развития самостоятельности кадет. Детская самостоятельность
в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания. Во-
первых, ФГОС предполагает решение следующей задачи: формирования общей
культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развития
их
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности
ребенка, формирования
предпосылок
учебной
деятельности. Во- вторых с необходимостью решения проблемы подготовки
подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе.
Одна из ведущих качеств личности школьника – самостоятельность. Она
выражается в умении ставить перед собой цели и добиваться их достижения.
Но для этого нужно прилагать собственные силы. Самостоятельность – это и
ответственное
отношение
человека
к
своему
поведению,
и
способность
действовать сознательно, инициативно в знакомой обстановке, а также в новых
условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Самостоятельная
деятельность
непосредственно
затрагивает
личность
учащегося,
создавая
возможности
для
ее
развития,
т.е.
возможности
для
возникновения новообразований в личности, новых психических качеств или
их новых уровней, для формирования способностей, интересов, потребностей,
воли,
эмоций.
Важным
моментом
является
то,
что
эти
новообразования
относятся
к
качественным
изменениям
личности
как
целостной
системы,
затрагивая не только изменения отдельных компонентов, но и системы их
взаимосвязей. Это и определяет значение самостоятельной деятельности как
существенного
компонента
в
системе
процесса
обучения
и
воспитания.
Одним
из
главных
компонентов
самостоятельности
является
саморазвитие.
Саморазвитие
–
это
процесс
самостоятельной,
целостной,
целенаправленной,
ценностно-ориентированной
деятельности
личности
по
непрерывному
самоизменению,
как
обогащению
индивидуального
опыта
и
духовно-нравственных
сил
соответственно
внутреннему
образу
«Я»
и
актуальным
социальным
ожиданиям.
В
современной
литературе
процесс
саморазвития
личности
определяется
как
самостоятельное
определение
стратегии жизни. Она выделяет три признака наличия стратегии жизни: - выбор
основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных
целей, этапов их достижения; - решение противоречий жизни, препятствующих
достижению целей и планов; - творчество, созидание ценностей своей жизни,
соединение потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей. Особенно
актуальна
задача
создания
условий
для
саморазвития
личности
в условиях
образовательного учреждения интернатного типа, коим является президентское
кадетское училище, так как многие воспитанники находятся вне семьи, лишены
семейного воспитания. Чтобы процессы самосовершенствования, саморазвития
и как следствие развитие самостоятельности, стали наиболее приоритетными
в психическом развитии кадет, необходимо применение разнообразных форм,
методов и технологий для развития их самостоятельности.
Одним из эффективных методов воспитательной работы является метод
проектов.
Грамотная
организация
работы
над
проектами
позволяет
формировать и развивать целый комплекс умений: формулирование проблемы,
обоснование ее практической значимости, выдвижение гипотез ее решения,
поиск
и сопоставление
альтернативных
решений,
планирование
работы,
распределение обязанностей и т. д. Кадеты не только теоретически изучают тот
или иной вопрос, но и приобретают практические умения и навыки, овладевают
навыками
коллективной
деятельнoсти,
межличностногo
общения,
котoрые
будут
полезны
им
в любой
сфере
деятельности.
Проектная
деятельность
предусматривает обязательные процедуры защиты проекта, позволят кадетам
демонстрировать
навыки
публичного
общения,
дискуссий,
умение
аргументировано отстаивать свою позицию. Работа над проектами развивает
у них
целый
комплекс
умений
и навыков,
необходимых
для
дальнейшей
социализации
и самореализации,
развития
самостоятельности. Oрганизация
проектной
деятельности
кадет
требует
создания
дополнительных
условий.
Проект
направлен
на
самостоятельное
достижение
кадетами
задуманного
результата, получение продукта и его пpезентацию. Проекты нашего училища, в
которых принимают активное участие кадеты моего взвода: «Здоровая Россия -
это
мы!»,
«Юный
дипломат»,
«Самоуправление»,
«Дари
добро»,
летняя
практика, военно-спортивная игра.
Технология
исследовательской
деятельности.
Исследовательская
деятельность — самостоятельная деятельность кадет, но воспитатель может
управлять процессом появления и преодоления затруднений прогнозировать их
появление.
При
определении
задач
и
конкретных
методических
приемов
осуществления
педагогической
поддержки
мы
исходим
из
индивидуальных
особенностей
кадет,
осознания
ими
самими
проблем
и
затруднений
в
исследовательской деятельности. Для этого необходимо развитие поисковой
активности,
готовности
к
принятию
самостоятельных
решений,
овладение
общей ориентировочной основой исследовательской деятельности, воспитания
деловитости,
самостоятельности
и
ответственности,
предприимчивости
и
целеустремленности. В училище кадеты восьмых классов под руководством
педагогов
занимаются
исследовательской
деятельностью,
представляют
результаты исследовательской деятельности.
Технология
личностно-ориентированного
воспитания.
Проведение
праздников и мероприятий во взводах или на уровне курса. Кадеты готовят
концертные номера, спортивные мероприятия под руководством воспитателей,
педагога-организатора.
Технология воспитания в сотрудничестве. Данная технология развивает
коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным
в
современной
жизни.
При
воспитании
в
сотрудничестве
достигаются
удивительные
результаты:
кадеты
становятся
друзьями,
партнерами.
Деятельность сотрудничества развивает равенство воспитанника и воспитателя.
Посредством
данной
технологии
обстановка
сотрудничества
возникает
в
коллективе
между
администрацией,
воспитателями
и
детским
коллективом.
Большую
роль
для
выстраивания
партнерских
взаимоотношений
играет
самоуправление.
Развитие
и
совершенствование
кадетского
самоуправления
невозможно без общения друг с другом, педагогами, другими объединениями.
Именно общение позволяет найти своё место в коллективе, испытать чувство
своей значимости и необходимости. И чем благоприятнее будет общение между
двумя участниками коллективных дел, тем эффективнее будет деятельность
самоуправления.
Перспективу
развития
ученического
самоуправления
мы
видим в том, чтобы усилить роль младшего командного состава.
Воспитатель в
данном случае не руководит, не управляет, а только осуществляет поддержку.
Все многообразие форм воспитательной работы, проводимой с кадетами в
училище, можно разделить на три группы в зависимости от основной решаемой
ими воспитательной задачи: 1)формы управления и самоуправления школьной
жизнью (собрания, линейки, , часы классного руководства, заседания органов
ученического самоуправления, стенная печать и др.); 2)познавательные формы
(экскурсии,
фестивали,
устные
журналы,
информирование,
газеты,
тематические вечера, студии, секции ДО, выставки и др.); 3)pазвлекательные
формы (утренники и вечера, КВН, концерты и т.п.). Все перечисленные формы
воспитательной работы проводятся как на уровне училища, так и на уровне
учебного курса и взвода.
Самостоятельная деятельность всегда завершается результатами. К ним
кадет приходит самостоятельно, поэтому ценность и значимость их осознается
острее, чем те, которые добываются в совместной работе с преподавателем. От
имеющегося у детей опыта, от уровня их самостоятельной работы в процессе
обучения
и
зависит
проявление
самостоятельности.
Даже
в
одном
классе
самостоятельность учащихся может разниться. Одни - проявляют инициативу,
предпринимают
новые
поиски,
в
решении
определенной
учебной
задачи,
применяют имеющиеся у них знания в новых условиях; другие - обнаруживают
беспомощность в выполнении простых учебных задач. Эти ребята нуждаются в
разъяснении
любого
нового
вопроса,
во
всех
действиях
проявляют
нерешительность. Здесь редко возникают вопросы, задания делают в рамках
минимума,
при
малейших
затруднениях
становятся
в
тупик.
Есть
и
такие
ребята, которые проявляют больше самостоятельности или в умственной, или в
практической
деятельности.
Очень
важно
учитывать
различную
степень
самостоятельности учащихся в классе.
Представленные и используемые в работе технологии, формы и методы
позволяют развивать самостоятельность кадет. Чтобы
решить поставленные
задачи нужно, использовать сочетание всех технологий, средств и методов.