Напоминание

"Восприятие как психический процесс. Основные характеристики и методы развития"


Автор: Балина Ирина Вениаминовна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Восприятие как психический процесс. Основные характеристики и методы развития"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Восприятие как психический

процесс. Основные

характеристики

и методы развития

Автор: Балина Ирина Вениаминовна,

педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

Калуга, 2025

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Восприятие - это отражение в

сознании человека непосредственно

воздействующих на его органы

чувств предметов и явлений в

целом, а не отдельных их свойств,

как это происходит при ощущении.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Восприятие - не сумма ощущений,

получаемых от того или иного

предмета, а качественно новая

ступень чувственного познания с

присущими ей особенностями.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

1.

вызывается действующими одновременно

комплексными раздражителями, осуществляется

одновременной и согласованной деятельностью

нескольких анализаторов и протекает при участии

ассоциативных отделов коры головного мозга и центров

речи;

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

2.

возбуждения улавливаются органами чувств и

передаются в нейроны-детекторы соответствующих

мозговых центров анализаторов.

Одновременное или последовательное возбуждение этих

мозговых отделов приводит к образованию временных

нервных связей между ними, к сложным интегративным

нервным процессам;

НЕЙРОНЫ-ДЕТЕКТОРЫ –

высокоспециализированные

нервные клетки, способные

избирательно реагировать на тот

или иной раздражитель.

«РЕФЛЕКС НА ОТНОШЕНИЕ» –

физиологический механизм восприятия, в

котором сигнальное значение имеет качество

раздражителей и особенности отношений

между ними.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

3.

По сравнению с ощущениями восприятие является

высшей формой аналитико-синтетической

деятельности мозга.

Без анализа невозможно осмысленное восприятие.

Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на

основе которого осуществляется синтез всех свойств

объекта в целостный образ.

ФИЗИЧЕСКИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФОРМ

А

ПРОСТРАНСТВО

ОБЪЁМНОСТЬ

УДАЛЁННОСТ

Ь

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

ВЕЛИЧИНА

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

ГЛУБИНА

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЙ

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ

1

ПРЕДМЕТНОСТЬ

2

АППЕРЦЕПЦИЯ

3

ОСМЫСЛЕННОСТЬ

4

КОНСТАНТНОСТЬ

5

ЦЕЛОСТНОСТЬ

6

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЙ

В зависимости от степени организации

организованное

неорганизованное

В зависимости от цели

преднамеренное

непреднамеренное

В зависимости от форм раздражения

пространства

времени

движения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Восприятие пространства - это восприятие

формы, величины, объема объектов, расстояния

между ними, их взаимного расположения,

удаленности и направления, в котором они

находятся.

Восприятие пространства

Восприятие формы, объемности и величины предметов – это сложный

процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и

кинестетического анализаторов.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме

монокулярного и бинокулярного зрения.

Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения

толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния,

правда, в очень ограниченных пределах.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным

образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и

сопутствующей ему конвергенции - сведения зрительных осей глаз на

фиксируемом предмете.

Восприятие пространства

Линейная и воздушная перспектива.

По мере удаления предметов от наблюдателя их

изображение на сетчатке глаз уменьшается.

Примером линейной перспективы может служить

кажущееся схождение вдали параллельных рельсов

железной дороги и др.

Воздушная перспектива заключается в том, что свет и

цвет, отражаемый предметами, в известной степени

искажаются под влиянием слоев воздуха.

Восприятие пространства

Восприятия могут быть неправильными или

искаженными – ИЛЛЮЗИЯМИ.

Зрительные иллюзии - это неправильное или искаженное

восприятие величины, формы и удаленности предметов.

Известно много видов зрительных иллюзий.

Некоторые виды зрительных иллюзий:

а) переоценка вертикальных линий.

б) неправильное восприятие величины предмета

(объекта).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Восприятие времени - это отражение объективной

длительности, скорости и последовательности

явлений действительности.

Специального, самостоятельного анализатора времени нет.

В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и

торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет

физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние

нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у

человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Восприятие движения - это отражение во времени изменений

положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:

1.

характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и

т.п.);

2.

форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое,

дугообразное и т.п.);

3.

амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

4.

направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

5.

продолжительность движения (краткое, длительное);

6.

скорость движения (быстрое или медленное движение; при циклических

движениях - быстрый или медленный темп);

7.

ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся,

плавное, прерывистое).

Развитие восприятия

Тренировка наблюдательности:

Метод детального описания: Подробно описать предмет, пейзаж, человека, а

потом сравнить с оригиналом.

Упражнение "Пять минут": Запомнить как можно больше деталей в новом

помещении за короткое время.

Развитие избирательности и осмысленности:

Поиск заданных объектов в сложной визуальной среде (например,

упражнения с таблицами Шульте).

Анализ произведений искусства: Обсуждение картины — что хотел сказать

автор, как цвет и форма влияют на восприятие.

Чтение с установкой: Найти в тексте конкретную информацию, главную

мысль, скрытый смысл.

Развитие целостности и структурности:

Сборка целого из частей: Сложные пазлы, восстановление текста из

перемешанных абзацев.

Узнавание объектов по фрагменту или нечеткому изображению.

Развитие константности:

Рисование с натуры: Умение видеть истинные цвет и форму предмета при

разном освещении и ракурсе.



В раздел образования