Автор: Балина Ирина Вениаминовна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Восприятие как психический процесс. Основные характеристики и методы развития"
Раздел: дополнительное образование
Восприятие как психический
процесс. Основные
характеристики
и методы развития
Автор: Балина Ирина Вениаминовна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
Калуга, 2025
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Восприятие - это отражение в
сознании человека непосредственно
воздействующих на его органы
чувств предметов и явлений в
целом, а не отдельных их свойств,
как это происходит при ощущении.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Восприятие - не сумма ощущений,
получаемых от того или иного
предмета, а качественно новая
ступень чувственного познания с
присущими ей особенностями.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
1.
вызывается действующими одновременно
комплексными раздражителями, осуществляется
одновременной и согласованной деятельностью
нескольких анализаторов и протекает при участии
ассоциативных отделов коры головного мозга и центров
речи;
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
2.
возбуждения улавливаются органами чувств и
передаются в нейроны-детекторы соответствующих
мозговых центров анализаторов.
Одновременное или последовательное возбуждение этих
мозговых отделов приводит к образованию временных
нервных связей между ними, к сложным интегративным
нервным процессам;
НЕЙРОНЫ-ДЕТЕКТОРЫ –
высокоспециализированные
нервные клетки, способные
избирательно реагировать на тот
или иной раздражитель.
«РЕФЛЕКС НА ОТНОШЕНИЕ» –
физиологический механизм восприятия, в
котором сигнальное значение имеет качество
раздражителей и особенности отношений
между ними.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
3.
По сравнению с ощущениями восприятие является
высшей формой аналитико-синтетической
деятельности мозга.
Без анализа невозможно осмысленное восприятие.
Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на
основе которого осуществляется синтез всех свойств
объекта в целостный образ.
ФИЗИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ФОРМ
А
ПРОСТРАНСТВО
ОБЪЁМНОСТЬ
УДАЛЁННОСТ
Ь
ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
ВЕЛИЧИНА
ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
ГЛУБИНА
СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЙ
•
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ
1
•
ПРЕДМЕТНОСТЬ
2
•
АППЕРЦЕПЦИЯ
3
•
ОСМЫСЛЕННОСТЬ
4
•
КОНСТАНТНОСТЬ
5
•
ЦЕЛОСТНОСТЬ
6
ВИДЫ ВОСПРИЯТИЙ
В зависимости от степени организации
организованное
неорганизованное
В зависимости от цели
преднамеренное
непреднамеренное
В зависимости от форм раздражения
пространства
времени
движения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Восприятие пространства - это восприятие
формы, величины, объема объектов, расстояния
между ними, их взаимного расположения,
удаленности и направления, в котором они
находятся.
Восприятие пространства
Восприятие формы, объемности и величины предметов – это сложный
процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и
кинестетического анализаторов.
Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме
монокулярного и бинокулярного зрения.
Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения
толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния,
правда, в очень ограниченных пределах.
Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным
образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и
сопутствующей ему конвергенции - сведения зрительных осей глаз на
фиксируемом предмете.
Восприятие пространства
Линейная и воздушная перспектива.
По мере удаления предметов от наблюдателя их
изображение на сетчатке глаз уменьшается.
Примером линейной перспективы может служить
кажущееся схождение вдали параллельных рельсов
железной дороги и др.
Воздушная перспектива заключается в том, что свет и
цвет, отражаемый предметами, в известной степени
искажаются под влиянием слоев воздуха.
Восприятие пространства
Восприятия могут быть неправильными или
искаженными – ИЛЛЮЗИЯМИ.
Зрительные иллюзии - это неправильное или искаженное
восприятие величины, формы и удаленности предметов.
Известно много видов зрительных иллюзий.
Некоторые виды зрительных иллюзий:
а) переоценка вертикальных линий.
б) неправильное восприятие величины предмета
(объекта).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Восприятие времени - это отражение объективной
длительности, скорости и последовательности
явлений действительности.
Специального, самостоятельного анализатора времени нет.
В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и
торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет
физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние
нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у
человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Восприятие движения - это отражение во времени изменений
положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.
Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:
1.
характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и
т.п.);
2.
форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое,
дугообразное и т.п.);
3.
амплитуду (размах) движения (полная, неполная);
4.
направление движения (направо, налево, вверх, вниз);
5.
продолжительность движения (краткое, длительное);
6.
скорость движения (быстрое или медленное движение; при циклических
движениях - быстрый или медленный темп);
7.
ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся,
плавное, прерывистое).
Развитие восприятия
Тренировка наблюдательности:
•
Метод детального описания: Подробно описать предмет, пейзаж, человека, а
потом сравнить с оригиналом.
•
Упражнение "Пять минут": Запомнить как можно больше деталей в новом
помещении за короткое время.
Развитие избирательности и осмысленности:
•
Поиск заданных объектов в сложной визуальной среде (например,
упражнения с таблицами Шульте).
•
Анализ произведений искусства: Обсуждение картины — что хотел сказать
автор, как цвет и форма влияют на восприятие.
•
Чтение с установкой: Найти в тексте конкретную информацию, главную
мысль, скрытый смысл.
Развитие целостности и структурности:
•
Сборка целого из частей: Сложные пазлы, восстановление текста из
перемешанных абзацев.
•
Узнавание объектов по фрагменту или нечеткому изображению.
Развитие константности:
•
Рисование с натуры: Умение видеть истинные цвет и форму предмета при
разном освещении и ракурсе.