Напоминание

Проект " Воспитание историей" в формировании духовно-нравственных основ студентов


Авторы: Парникова Альбина Афанасьевна, Белолюбская Аэлита Михайловна.
Должность: Сергучева Луиза Петровна.
Учебное заведение: ГАПОУ РС ЯТТС
Населённый пункт: РС (Якутия)
Наименование материала: Научный доклад
Тема: Проект " Воспитание историей" в формировании духовно-нравственных основ студентов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОЕКТ «ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЕЙ» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ СТУДЕНТОВ

Авторы:

Белолюбская Аэлита Михайловна

Республика Саха (Якутия), ГО «Город Якутск»,

ГАПОУ РС (Я) «Якутский технологический

техникум сервиса имени Ю.А Готовцева», 1 курс

Сергучева Луиза Петровна

Республика Саха (Якутия), ГО «Город Якутск»,

ГАПОУ РС(Я) «Якутский технологический

техникум сервиса имени Ю.А Готовцева», 1 курс

Научный руководитель: Парникова А.А.,

преподаватель ГАПОУ РС (Я) «Якутский

технологический техникум сервиса имени

Ю.А Готовцева»

Я, Парникова А.А, подтверждаю данный проект содержит не более 22 страниц, из

них текст статьи и список литературы не более 11 страниц, приложения-не более 10 страниц.

2025г

ПРОЕКТ

«ВОСПИТАНИЕ

ИСТОРИЕЙ»

В

ФОРМИРОВАНИИ

ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ СТУДЕНТОВ

Белолюбская Аэлита Михайловна , Сергучева Луиза Петровна.

ГАПОУ РС(Я) «Якутский технологический техникум сервиса имени Ю.А Готовцева», 1 курс

Аннотация.

Проект

«Воспитание

историей»

направлен

на

создание

культурной

среды,

способствующей формированию у студентов чувства принадлежности к своему учебному

заведению и уважения к его истории, и является инструментом воспитания духовно-

нравственных основ студента техникума, любящего и знающего историю техникума на

примере замечательных людей.

Проект создан на основе студенческой инициативы и будет реализован в 2025 году и

разработан в целях изучения истории техникума, ознакомления с ней студентов техникума.

Одной из мероприятий проекта - создание рубрики «Золотые имена техникума» на

официальном сайте ГАПОУ РС (Я) «ЯТТС», которая станет площадкой исторического

наследия техникума для формирования духовно- нравственных основ студентов техникума.

Данная рубрика будет содержать жизнеописание выдающихся людей, внесших большой

вклад в становлении и развитии учебного заведения, успешных выпускников.

Первым изучена трудовая биография В.И. Кузьминой, проработавшей в учебном

заведении более 50 лет в качестве от преподавателя до директора.

Ключевые

слова:

история,

педагог, компетентность,

техникум, В.И. Кузьмина,

образование, деятельность, опыт.

Введение

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является гражданско-

патриотическое воспитание молодежи, формирование его духовно-нравственных основ -

морального сознания и развитие нравственных чувств: чувства долга, веры, совести,

ответственности, патриотизма, гражданственности.

В целях формирования у студентов уважения к истории своего образовательного

учреждения, а также к истории своей страны и региона разработан Проект «Воспитание

историей».

Актуальность проекта «Воспитание историей» можно обосновать несколькими

ключевыми аспектами:

1. Формирование гражданской идентичности: Воспитание на основе истории

техникума способствует формированию у студентов чувства принадлежности к учебному

заведению,

его

традициям

и

достижениям.

Это

помогает

укрепить

гражданскую

идентичность и патриотизм.

2. Сохранение исторической памяти: Проект помогает сохранить и передать историю

техникума, его вклад в развитие образовательной системы и профессиональной подготовки.

Это важно для формирования уважения к прошлому и понимания его влияния на настоящее.

3.

Развитие

критического

мышления:

Изучение

истории

техникума

может

стимулировать студентов к анализу и критическому осмыслению событий, что способствует

развитию их аналитических навыков и способности к самостоятельному мышлению.

4. Интеграция знаний: Проект может объединить различные дисциплины, такие как

история, социология, экономика и культура, что способствует более глубокому пониманию

контекста, в котором функционирует техникум и его роль в обществе.

5. Укрепление межпоколенческих связей: Вовлечение выпускников и преподавателей

в проект способствует обмену опытом и знаниями между поколениями, что усиливает связь

между прошлым и настоящим.

6. Создание позитивного имиджа учебного заведения: Активное использование

истории техникума в воспитательном процессе помогает формировать положительный

имидж учебного заведения как места, где ценят традиции и стремятся к развитию.

7.

Поддержка

инновационных

подходов

в

образовании:

Проект

включает

использование современных технологий, таких как создание мультимедийных материалов-

рубрики «Золотые имена техникума», что делает процесс изучения более интересным и

доступным.

Таким образом, проект «Воспитание историей техникума» является важным

инструментом для формирования у студентов не только профессиональных навыков, но и

ценностного отношения к своей образовательной среде и обществу в целом.

Проект создан на основе студенческой инициативы и будет реализован в 2025 году.

Одной из мероприятий проекта - создание рубрики «Золотые имена техникума» на

официальном сайте ГАПОУ РС (Я) «ЯТТС», которая станет площадкой исторического

наследия техникума. Данная рубрика будет содержать жизнеописание ветеранов, внесших

большой вклад в становлении и развитии учебного заведения, успешных выпускников

техникума.

Первым изучена трудовая биография В.И. Кузьминой, проработавшей в учебном

заведении более 50 лет в качестве от преподавателя до директора.

Задачи исследования:

1.

Создать рубрику «Золотые имена техникума» на официальном сайте ГАПОУ

РС(Я) «ЯТТС».

2.

Изучить трудовую биографию Кузьминой В.И. и её вклад в истории Якутского

технологического техникума им. Ю.А.Готовцева на основании личных бесед с Валентиной

Ивановной, сослуживцами и изучения документов и фотографий с семейного архива.

Объект исследования: Изучение опыта ветеранов и выпускников техникума.

Предмет исследования: Трудовая и педагогическая деятельность заслуженного

учителя профобразования РСФСР, отличника советской торговли Валентины Ивановны

Кузьминой.

Источники исследования:

- личные архивные материалы В.И. Кузьминой.

- документальные источники, газеты, книги.

-материалы из музея техникума.

Методы исследования:

Анализ документов семейного архива, интервью, изучение литературы

Практическая значимость:

Данные полученные при исследовании будут размещены в рубрике «Золотые имена

техникума» на сайте техникума, использованы на занятиях краеведения, в гражданско -

патриотических мероприятиях, на экскурсиях в музее техникума.

Выводы. Валентина Ивановна Кузьмина внесла большой вклад в истории Якутского

технологического техникума сервиса имени Ю.А.Готовцева.

Как директор, В. И. Кузьмина добилась создания дружного, творческого коллектива

инженерно-педагогических работников высшей квалификации. Под её руководством

торгово-кулинарное

училище

(ныне

Якутский

технологический

техникум

сервиса

им.Ю.А.Готовцева») значительно расширило свои образовательные программы, внедрив

новые профессии, соответствующие требованиям рынка труда. Валентина Ивановна

инициировала строительство нового корпуса учебного заведения по ул. Чернышевского 74, и

ей удалось внедрить проект в жизнь. Создавались

все условия для качественного

прохождения

производственной

практики,

самые

крупные

лучшие

предприятия

общественного питания и торговли стали учебно-производственными базами, были

выделены оборудования, оснащенные наглядные пособиями, техническими средствами.

Как преподаватель, Валентина Ивановна достигла высокого качества обучения. Ею

был оборудован кабинет «Товароведение продовольственных товаров». Всего за годы

работы ею подготовлено 2600 квалифицированных рабочих кадров для торговли и

общественного питания. Опыт ее работы был распространен по всей республике.

1.

Жизнь и деятельность В.И.Кузьминой, ветерана ГАПОУ РС(Я) «Якутский

технологический техникум сервиса им.Ю.А.Готовцева»

Одним из выдающихся педагогов, внесших вклад в становлении и развитии

техникума является заслуженный учитель РСФСР, отличник торговли, ветеран и мастер

педагогического труда Валентина Ивановна Кузьмина.

«Мы воспитываем через труд», - это любимое изречение Валентины Ивановны. И

если даже человек не совершил никаких открытий, а просто прожил свою жизнь, работал

ради блага своей республики, то о нем должна остаться память, для того, чтобы молодое

поколение помнило об этом человеке.

Валентина Ивановна Кузьмина родом из Рязанской области. Перед самой войной 1941

года она перешла в 3 класс. В рабочем поселке, где она жила, был чугунно-литейный завод,

который в годы войны выпускал авиационные бомбы. Все взрослые и подростки работали

на заводе. Валентина Ивановна наравне с взрослыми работала в совхозе, сажала картофель,

овощи, помогала убирать урожай и в заготовке сена. В то время была карточная система.

Хлеб выдавали карточкой. Карточка на хлеб составляла 250 гр в сутки работающим ,150 гр.

- детям. Так пролетели четыре тяжелых, военных года и наступил победный май 1945 года.

[5]

Трудовая биография В.И. Кузьминой началась в Якутске, куда в 1962 году приехала с

мужем Кузьминым А Н после окончания Московского института народного хозяйства им.

Г.В. Плеханова и устроилась преподавателем в Школе торгово-кулинарного ученичества по

улице Салтыкова – Щедрина. Это было одноэтажное деревянное здание четыре класса

комнаты, библиотека, учительская.

Директором работал Несмеев Лев Алексеевич. Валентина Ивановна сразу влилась в

дружный коллектив школы. Ей понравился процесс обучения, когда теоретический материал

сразу закреплялся практикой в учебно-производственные предприятия под руководством

мастеров производственного обучения. Этот метод давал самые эффективные результаты. [6]

Валентина Ивановна вела предмет «Товароведение продовольственных товаров» в группах

поваров, младших продавцов промтоваров и контролеров – кассиров.

Методическую

помощь

как

молодому

преподавателю

оказывали

завуч

Г.К.Фролушина

и мастер производственного обучения З.Н.Бушуева, которые посвятили

училищу 20 лет своей жизни. [6]

Перспективного специалиста сначала назначили завучем, а в 1971 году Валентину

Ивановну

назначили

директором

профессионального

торгово-кулинарного

училища

Министерства торговли ЯАССР.

С изменением статуса в училище был расширен перечень подготавливаемых

профессий.

Валентина

Ивановна

как

директор,

старалась

создавать

условия

для

профессионального роста и творческого развития коллектива, боролась за стабильность

кадрового состава училища.

В 1978

году было завершено строительство нового корпуса училища. В новом

учебном корпусе были созданы все условия для работы педагогического коллектива.

Создавались учебные кабинеты, которые отвечали всем требованием государственного

образовательного

стандарта:

кассовых

аппаратов,

товароведения,

кулинарии.

Были

оборудованы библиотека, столовая, спортивный зал.

Все это было организовано благодаря энергии и полной самоотдаче директора

В.И.Кузьминой.

Она

сплотила

коллектив,

добилась

того,

чтобы

в

училище

работали

квалифицированные инженерно - педагогические кадры с опытом в торговле и педагогике.

Работа в училище строилась так, чтобы учащимся было интересно посещать занятия,

проводились общественные смотры знаний. Молодежь не только получала знания и умения,

но и приобретала культуру труда, навыки общения с покупателями, педагоги раскрывали

перед ними суть профессий со всеми проблемами. Для учащихся практическая работа

начиналась с первого дня занятий. Ребята на практике закрепляли теоретические знания и

приобретали профессиональные навыки. Они принимали активное участие в проведении

выставок – продаж, конференций, выездной торговли оказывали практическую помощь в

выполнении плановых заданий предприятий. Для мастеров производственного обучения был

создан постоянно действующий семинар, проводились открытые уроки, практиковались

взаимная посещаемость. Каждый из них стремился найти индивидуальный подход к

учащимся. Они не уставали внушать своим подопечным , что добросовестный труд –самый

верный

путь

к

признанию

и

авторитету,

каждый

может

покорить

вершину

профессионального мастерства.[7]

Учащиеся и мастера производственного обучения принимали активное участие в

профориентационной работе, устанавливали связи со школами города, проводились

совместные классные часы о торговых профессиях и о торговле, с приглашением ветеранов

торговли и общественного питания для выпускников школ.

Педагогический коллектив под руководством В. И.Кузьминой вырастил несколько

поколений профессиональных и квалифицированных специалистов, которые немало сделали

для развития и улучшения торгового обслуживания населения города Якутска и в целом

республики.

После перехода в 1985 году с руководящей работы к педагогической деятельности

В.И.Кузьмина с присущей ей ответственностью и творчеством вдохновением подняла

процесс обучения учащихся на самый высокий уровень.[8]. Она оборудовала кабинет

«Товароведение продовольственных товаров». Кабинет

был паспортизирован, имел

комплекс средств обучения, соответствующий требованием современного производства. В

кабинете были подобраны

пособия, материалы для изучения каждой темы учебной

программы, поэтому кабинет являлся опорным.

Основным элементом педагогической деятельности

Валентины Ивановны была

практическая направленность обучения, привития навыков самостоятельного мышления

учащимся. Она успешно внедряла в практику в своей работы новые уроки: уроки-семинары,

уроки-деловые игры, уроки-экскурсии. Творческий подход преподавателя к обучению

учащихся обеспечил высокое качество знаний ее учеников. Учащиеся показывали хорошие

усвоение программного материала на экзаменах.[9]. Преподаватель не ограничивалась

обучением учащихся на занятиях.

Она была классным руководителем в учебных группах и умело добилась сплочения

ученического коллектива. Много внимания уделяла индивидуальной воспитательной работе.

Всего за годы работы Валентина Ивановна подготовила более 2600 квалифицированных

рабочих кадров питания республики. Многие из ее выпускников являлись передовиками

производства. Валентина Ивановна передавала свой богатый опыт коллегам.

Проводила открытые уроки для преподавателей училищ города и республики. Постоянно

выступала на семинарах с сообщениями по комплексно - методическому обеспечению

«Товароведение

продовольственных

товаров».

Валентина

Ивановна

всегда

была

принципиальна,

самокритична.

Ее

отличала

требовательность

к

себе,

коллегам,

дисциплинированность

работоспособность,

постоянное

самосовершенствование

и

творческий поиск.

2.

Слово о настоящем педагоге.

Из воспоминаний о Валентине Ивановне Кузьминой.

Липовская Татьяна Николаевна-

ветеран,

выпускница техникума.

«Когда я

работала в торгово-кулинарном училище старшим мастером

Валентина Ивановна была

директором. Как замечательный педагог новатор, она внедряла в практику работу

инновационные

технологии:

бинарные

уроки,

уроки

конкурсы

профессионального

мастерства, деловые игры: «Счастливый случай», «Круглый стол», участниками которых

являлись коллектив единомышленников, отдавала в организации учебного процесса все

свои знания, опыт и талант.

Нестерова Марфа Николаевна, ветеран НПО с 1987-2015 годы отдел кадров

техникума.

«Кузьмина Валентина Ивановна передавала свой богатый опыт коллегам.

Как

преподаватель

Валентина

Ивановна

обладала

отличными

навыками

общения,

эффективно взаимодействовала с учениками, родителями и коллегами, кроме того грамотно

организовывала

учебный

процесс,

распределяя

время

и

ресурсы

для

достижения

максимальных результатов. О Валентине Ивановне с уверенностью могу сказать следующие

слова: «Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян».

Петрова Раиса Семеновна - ветеран начального профессионального образования РФ.

«Валентина Ивановна всегда была принципиальна, самокритична, инициативна. Ее отличала

требовательность к себе и коллегам, дисциплинированность, работоспособность, постоянное

самосовершенствование и творческий порыв. Валентина Ивановна активно участвовала в

общественной жизни училища, она была секретарем партийной организации. Постоянно

делилась опытом педагогической деятельности с коллегами. Валентина Ивановна была

другом, наставником. Работая с ней бок о бок, мы со студентами учились добросовестному

выполнению всех дел, задору и инициативности. Про нее хочу сказать что: «Учителями

славится Россия, Учителя приносят славу ей».

Халдеева Татьяна Дмитриевна, отличник образования РС (Я), почетный

работник НПО РФ, обладатель знака «Гражданская доблесть». «В жизни мне везло. На

своем жизненном пути я встретила много хороших людей, которые направляли меня по

жизни. Первым таким человеком для меня была Валентина Ивановна Кузьмина, директор

Торгово-кулинарного училище. По окончании училища направила в Горьковский техникум

советской торговли обучаться на мастера производственного обучения.

Валентина Ивановна - настоящий педагог, старший друг, интересный собеседник. Она

всегда удивляла меня широтой души, богатством знаний, фантазией. Я не могу подобрать

слова благодарности Валентине Ивановне, которые действительно бы отражали мое чувство,

за все то, что она сделала для меня.

К Валентине Ивановне, как человеку с большим жизненным, педагогическим и

управленческим опытом, обладающим большим природным талантом, можно всегда

обратиться за помощью и советом.

Если спросить у Валентины Ивановны из чего складывается ее успех, то можно

выделить 3 главных слагаемых: любовь к своему делу, неустанное творчество, умение

зажечь своим горением студентов и коллег».

Заключение

Валентина Ивановна Кузьмина внесла большой вклад в истории Якутского

технологического техникума сервиса имени Юрия Александровича Готовцева.

За заслуги в профессиональном образовании стала заслуженным учителем

образования Российской Федерации.

Как директор В. И.Кузьмина сплотила коллектив, добилась того, чтобы в училище

работали

инженерно-педагогические

кадры

высшей

квалификации.

Она

укрепила

материально-техническую базу училища, при ней был построен новый корпус училища по

ул. Чернышевского.

Создавались

все условия для качественного прохождения производственной

практики, Самые крупные лучшие предприятия стали учебно-производственными базами.

были

выделены

оборудования,

оснащенные

наглядные

пособиями,

техническими

средствами.

Как преподаватель Валентина Ивановна достигла высокого качества обучения. Ею

оборудован кабинет «Товароведение продовольственных товаров: основным элементом

педагогической деятельности Валентины Ивановны была направленность обучения.

За годы работы ею подготовлено 2600 квалифицированных рабочих кадров для торговли и

общественного питания. Она передавала свой богатый опыт коллегам. Опыт ее работы был

распространен по всей республике.

В настоящее время Валентина Ивановна находится на заслуженном отдыхе. Студенты

техникума постоянно навещают ее дома, помогают по хозяйству, поздравляют ее с

праздниками. Она с большим вдохновением рассказывает о своей жизни, о годах работы в

техникуме и желает студентам хорошо учиться и стать профессионалами своего дела.

Исследованный материал о Кузьминой В.И. размещен на сайте техникума в рубрике

«Золотые имена техникума».

Проект «Воспитание историей» играет большую роль в формировании духовно-

нравственных основ студентов техникума.

Список использованной литературы:

1.

Верность, преданность, призвание// история профессионального образования в лицах и

фактах. Ч.1.-Якутск,2000г.

2.

Верность, преданность, призвание// история профессионального образования в лицах и

фактах. Ч.2.-Якутск,2000г.

3.

Залог успеха-квалифицированные

кадры/ Составитель А. К. Никифорова; Якутск,

Бичик,2008г.

4.

Начальное

профессиональное

образование

в

Республике

Саха

(Якутия//

Сборник,

посвященный 65-летию начального профессионального образования Республике Саха

(Якутия) - Якутск.2005г.

5.

Петрова Р.С. Дорога длиною в 50 лет //Эхо столицы.-1999г- 16ноября.

6.

Сила созидания /Якутский технологический колледж сервиса; /составитель О.А.Кокош –

Якутск,2009г.

7.

Якутский коммерческий лицей.- Якутск,1994г.

8.

Материалы из домашнего архива В.И.Кузьминой.

9.

Материалы из музея техникума Якутского технологического техникума сервиса им. Ю.А.

Готовцева.

Приложение 1

Проект

«Воспитание историей» направлен на формирование у студентов уважения к

истории своего образовательного учреждения, а также к истории своей страны и региона.

Цели проекта:

1. Формирование у студентов уважения к истории техникума.

2. Развитие интереса к изучению истории своей страны и региона.

3. Воспитание патриотизма и гражданской ответственности.

4. Создание условий для активного участия студентов в культурной

жизни техникума.

Задачи проекта:

1.

Исследование

истории

техникума:

его

основание,

развитие,

достижения.

2. Создание рубрики на официальном сайте техникума ««Золотые

имена техникума».

3.

Создание

информационного

стенда,

посвященного

истории

техникума. 5. Вовлечение студентов в творческие проекты, связанные с

историей (например, создание документальных фильмов, написание

статей и эссе).

Этапы реализации

проекта:

Подготовительный

этап

- Создание рабочей группы из студентов и преподавателей.

-

Определение

источников

информации

об

истории

техникума

(архивные материалы, интервью с ветеранами, выпускниками).

Исследовательский

этап

- Сбор и анализ информации об истории техникума.

- Проведение опросов среди студентов и преподавателей об их

восприятии истории техникума.

Организационный

этап

- Разработка мероприятий.

- Подготовка материалов для стендов и сайта.

Реализация

мероприятий

- Проведение запланированных мероприятий: Наполнение рубрики,

оформление стендов, организация выставок, лекций, экскурсий.

- Обсуждение результатов и получение обратной связи от участников.

Заключительный

этап

- Подведение итогов проекта.

- Подготовка отчетов и публикаций о проведенных мероприятиях. -

Оценка влияния проекта на студентов.

Ожидаемые

- Увеличение интереса студентов к истории техникума и своей страны.

результаты:

- Повышение уровня патриотизма среди студентов.

- Создание устойчивой традиции изучения истории в техникуме.

Ресурсы:

- Студенческое инициативное бюджетирование.

- Помощь преподавателей и администрации техникума.

- Информационные и методические материалы.

Приложение 2

Вопросы анкеты для студентов об истории техникума.

1.

Когда был создан наш техникум?

2.

Кто является директором нашего техникума?

3.

Какие специальности и профессии готовит наш техникум?

4.

Наш техникум носит имя Юрия Александровича Готовцева, что вы знаете о нем?

5.

Назовите ветеранов

профессионального образования, работающих

в нашем

техникума?

6.

Заслуженный учитель РСФСР, отличник торговли, ветеран и мастер педагогического

труда Валентина Ивановна Кузьмина работала в нашем техникуме директором и

преподавателем. Что вы знаете о ней?

7.

Интересно ли будет Вам рубрика «Золотые имена техникума», где бы рассказали о

людях, внесших большой вклад в становлении и развитии техникума, успешных

выпускниках.

8.

Истории, лучшие практики могут ли стать Вам примером подражания?

9.

Какие мероприятия Вы хотели бы включить в Проект «Воспитание историей»?

10. Что бы, Вы предложили для лучшего знания студентами истории?

Всего 70 респондентов. Студенты 1 курса ответили следующим образом:

С 1-4 вопрос ответили да - 60 % -

С 5-9 вопрос ответили на _______ % так, как они не знают историю нашего

техникума.

Что бы, Вы предложили для лучшего знания студентами истории, студенты

предлагают различные мероприятия, связанные с историей нашего техникума:

конкурсы с историей нашим техникумом, олимпиады, проведение лекционных часов,

встреча с ветеранами, выпуск брошюр о ветеранах нашего техникума.



В раздел образования