Автор: Зинова Галина Влдимировна
Должность: директор
Учебное заведение: ГКУСО РО Ерофеевский центр помощи детям
Населённый пункт: х. Ерофеевка, Тарасовский район
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика деятельности руководителя в свете ФГОС
Раздел: среднее образование
Специфика деятельности социального педагога в свете ФГОС
Руководитель – это особенная профессия. Это желание помочь детям обрести себя в этой жизни, это
поддержка, это внимание к их проблемам. Социальный педагог – это внимательный слушатель, мудрый
советник, верный союзник, грамотный консультант и сторонний наблюдатель, который не навешивает
ярлыков, не оценивает личность, не давит авторитетом, не задает бестактных вопросов, всегда стремится
к развитию, к личностному и профессиональному росту. Социальный педагог – это незаменимый помощник
и настоящий друг. Профессия «социальный педагог» многогранна. В своей работе он и психолог, и
воспитатель, и юрист, и организатор. В обязанности социального педагога входит работа с трудными и
проблемными детьми из социально неблагополучных семей, с детьми-инвалидами, с отстающими в учебе, с
теми, кто пережил душевную травму.
В 2019 году мой педагогический путь неожиданно повернул - мне предложили работу социального педагога.
Это абсолютно новое для меня дело. Меня очень заинтересовало это новое направление. Я пришла в
профессию социального педагога, когда социально-психологическое сопровождение участников
образовательного процесса в условиях реализации ФГОС особенно значимо и актуально.
Социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится значимой фигурой: дети,
родители, педагоги находятся под его пристальным вниманием, ведь наряду с формированием
универсальных учебных действий особое внимание играют личностные результаты. Они включают
готовность и способность учащихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, к развитию
социальных компетенций. Оказание педагогической, правовой, психологической помощи и поддержки как
никогда важно и актуально в современных условиях. Социальный педагог при реализации ФГОС
руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при
этом учитывает возможности их семей.
Ежедневно моя работа окунает меня в бурный водоворот событий и эмоций: с кем-то из детей нужно
провести профилактическую беседу, кому-то подсказать, направить, кого-то защитить ... Именно я должна
помочь детям и их семьям поверить в себя и свои силы, создать для них ситуацию успеха. Работу
социального педагога легкой не назовешь, ведь она требует много душевных сил. Мне приходится
сталкиваться с равнодушием и невоспитанностью родителей, с черствым отношением окружающих к
проблемам детей. К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети
часто бывают озлобленными, никому не верят.
Мне кажется, что самое важное в моей работе - это научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую
индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга. Ведь каждый ребенок неповторимый,
развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению
одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою детскую философию. Моя работа позволяет
мне учиться коммуникации с любого рода людьми. Ведь мне приходится общаться с различными
категориями семей, детей, со многими специалистами самых разных служб и ведомств. Эта профессия
позволяет развиваться как в духовном, так и в умственном плане. Мне всегда приходится думать о том, чем
же я еще могу помочь своим подопечным, как помочь той или иной семье, как найти выход из разного рода
ситуаций.
Я думаю, что главной ролью социального педагога является участие в формировании всесторонне
развитой, общественно-активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем учащимся, в
том числе с девиантным поведением.
Основное назначение социального педагога - социальная защита ребенка, помощь в организации его
обучения, реабилитации и адаптации. Одной из главных моих задач являются изучение состояния ребенка,
уровень кризиса, планирование его преодоления. Я должна уметь выявлять нуждающихся в социальной
помощи детей и во время оказывать им нужную помощь. В основном это дети, которые переживают
стрессы в коллективе сверстников, в образовательной организации, в семье. А также это одаренные дети.
Мне приходится участвовать в организации внеучебного времени учащегося, устанавливать связи с
различными секциями и клубами, участвовать в школьных мероприятиях, координировать работу
педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей микросредой. Социальный
педагог изучает интересы не только учащихся, но и проблемы семейных отношений, взаимоотношений
педагогического состава с родителями и учащимися.
Эффективность моей деятельности как социального педагога, может быть достигнута только при
совместной работе со школьным психологом, классным руководителем, заместителем директора по
воспитательной работе, а так же с учреждениями и органами системы профилактики (полиция, комиссия
по делам несовершеннолетних и защите их прав, медицинские учреждения, социальные службы и др.)
Подводя итог, можно сделать вывод, что роль социального педагога состоит в том, чтобы создать такую
ситуацию, которая могла бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался. Моя работа не дает
моментального результата и ее эффективность нельзя просчитать, но если хотя бы один из родителей или
учащихся придет ко мне в кабинет или даже где-то встретиться на улице и выразит слова благодарности за
тот труд, который я проделала и тем самым помогла им, понимаешь, как же полезна моя профессия, как
приятно слышать эти простые, но в тоже время очень важные для себя слова.