Напоминание

"Научите правильно дышать ребенка. Развитие речевого дыхания"


Автор: Пупышева Елена Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ДС № 29"
Населённый пункт: г. Копейск, Челябинская область
Наименование материала: консультация
Тема: "Научите правильно дышать ребенка. Развитие речевого дыхания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация «Научите правильно дышать ребенка. Развитие

речевого дыхания».

Автор: Пупышева Елена Викторовна,

учитель-логопед МДОУ «ДС № 29»

Многие

думают,

что

для

правильного

произношения

звуков

достаточно

тренировать органы артикуляции. Но это совсем не так. Ведь в образовании речевых

звуков участвует дыхание – воздушная струя. Звуки речи образуются при выдохе. При

произнесении разных звуков воздушная струя изменяется. Изменяется ее сила и

направление. Так, при произнесении звука «с» - она узкая, холодная; при звуке «ш» -

теплая, широкая; при звуке «р» - сильная, толчкообразная, вибрирующая. И если не

уделять дыхательной гимнастике должного внимания, то правильного произношения

можно так и не добиться.

Что же такое речевое дыхание?

Речевое дыхание – это дыхание, которое

осуществляется

в

процессе

речи.

Чем

же

речевое

дыхание

отличается

от

физиологического, того дыхания, как мы обычно дышим.

Для речевого дыхания характерны быстрый, энергичный вдох - небольшая пауза и

продолжительный, ровный, без толчков выдох. Это и есть основное его отличие от

физиологического.

Ведь как мы обычно дышим? Короткие и равные по продолжительности вдох и

выдох, затем пауза. Делаем мы это, не задумываясь, рефлекторно. Речевым же дыханием

мы управляем.

Еще одно отличие. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется

через нос, а при речевом – через рот. Иногда мы наблюдаем неправильное

физиологическое дыхание - малыши дышат через рот.

Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает

значительно меньше, работать будут лишь верхние отделы легких - значит, организм

получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок

начинает

гнусавить,

говорить

монотонно.

Кроме

того,

ему

становится

труднее

прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за "плохого носа”, пропадает аппетит.

Врачи отоларингологи отмечают, что при неправильном физиологическом дыхании

застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной

системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы,

рассеянны и вялы.

Правильное речевое дыхание - умение контролировать выдох, рационально

использовать запас воздуха в процессе говорения, своевременно добирать его в процессе

высказывания - позволяют нашей речи звучать плавно, выразительно, громко, четко.

Как проверить речевое дыхание? Понаблюдайте за ребенком, если у малыша

обнаружите один или более ниже перечисленных признаков, значит, речевое дыхание

нарушено.

Когда ребенок говорит, речь становится тише к концу фразы;

Когда ребенок говорит, наблюдаются быстрые, короткие «задыхивания» посреди

фразы или слова;

Ребенок дышит слишком часто, речь прерывают частые выдохи;

Ребенок говорит «в нос».

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо

иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут

вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени

(можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

А также желательно придерживаться нескольких простых правил:

Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество

минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно

делать в течение 3 минут, не более.

Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с

достаточным количеством свежего воздуха

Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи.

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно

выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Дыхательные упражнения для тренировки и развития речевого дыхания

Надуть щеки и удерживать набранный воздух

Втянуть щеки и расслабить их

Надуть щеки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь

губы)

«Пополоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками

Выдувать воздух поочередно то из одного, то из другого угла рта

Дуть на перо, лежащее на столе

Дуть на вату, лежащую на столе, чтобы ватка двигалась

Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала

Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ

На выдохе медленно произносить гласные

Дуть на свечу, чтобы пламя мерцало

Дуть на свечку при высунутом языке и задуть ее.

Игры для развития плавного ротового выдоха

«Катись, карандаш!» Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20

см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на

карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку

подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце

стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу

карандаш с одного конца стола на другой.

«Весёлые шарики» с шариками можно играть так же, как с карандашами

(см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем

возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей (взрослый и

ребенок) сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. -

Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе

нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее.

Начали! Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону

стола.

«Воздушный шарик» Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка.

Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Возможен

более

сложный

вариант

игры.

Подбросьте

воздушный

шарик

вверх.

Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался

на пол. - Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее! Можно поиграть

с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику

или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно

дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.

«Бульки» в стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную

трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на

поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть. - Давай сделаем

веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются

маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий

диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие

трубочки. Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу

понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше

использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть

через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать

выходящий из трубочки воздух. Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и

грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус

гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы. Кроме этого, ребенок

может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует

аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

«Расти, пена!» Эту игру можно предложить ребенку после того, как он

научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает

трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите

трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако

переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много,

можно подуть на нее. - Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю

в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что

получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть

«Мыльные пузыри» Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала

взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку

выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто

оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку -

подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего

легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных

пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара.

Не забывайте следить за безопасностью ребенка: не позволяйте пробовать и

пить жидкость. Сначала показывайте упражнения ребёнку сами, так как детям

трудно воспринимать задания, оторванные от изображения.

И главное: поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите его даже за

незначительные успехи. Не требуйте от него правильного выполнения упражнения

сразу.

Регулярные упражнения по развитию речевого дыхания обеспечат нормальное

звукопроизношение,

создадут

условия

для

поддержания громкости

речи,

чёткого

соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Кроме

того, они укрепят здоровье ребёнка, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и

сердечно-сосудистых систем.



В раздел образования