Напоминание

Метапредметная филологическая игра "Функционально-смысловые стили речи"


Автор: Волчкова Елена Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г.о. Электросталь Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Метапредметная филологическая игра "Функционально-смысловые стили речи"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

городского округа Электросталь Московской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Метапредметной филологической игры

«Функционально-смысловые стили речи»

Учитель

русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 1»

Волчкова Елена Евгеньевна

Электросталь

2018 г.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения метапредметной

филологической игры для учащихся 7-9 классов. Задания составлены с учётом требований

ФГОС и способствуют формированию универсальных учебных действий. При составлении

учитывались системно-деятельностный и компетентностный подходы в обучении.

Цель игры: развитие умения решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Задачи игры:

- повторение и закрепление знаний по теме: «Стилистика. Функционально-смысловые стили

речи»;

- формирование личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических,

коммуникативных УУД;

- развитие общеучебных компетенций: информационной, коммуникативной,

культурологической, языковой.

- воспитание интереса к предмету посредством использования игровых технологий.

В ходе игры учащиеся делятся на группы. Каждой группе предлагается выполнить задание по

тексту определённого стиля речи. Задания носят интегрированный характер и направлены на

формирование универсальных учебных действий.

Художественный стиль:

Учебные предметы - русский язык, литература и математика.

Коммуникативные

УУД

-

умение

слушать

и

слышать,

принимать

чужую

точку

зрения,

формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе, управление

поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий

партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательные УУД- - анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого

из частей, восполняя недостающие компоненты, выбор оснований и критериев для сравнения,

классификации объектов.

Научный стиль:

Учебные предметы - русский язык, история, география.

Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей,

смысловое

чтение,

поиск

и

выделение

необходимой

информации,

осознанное

построение

речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.

Коммуникативные УУД - Планирование (определение цели, функций участников, способов

взаимодействия).

Регулятивные УУД - Планирование (определение последовательности промежуточных целей

с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных

характеристик).

Публицистический стиль:

Учебные предметы - русский язык, обществознание.

Личностные УУД - Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого

содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).

Коммуникативные УУД - Планирование (определение цели, функций участников, способов

взаимодействия). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации).

Официально-деловой:

Учебные предметы - русский язык, информатика.

Коммуникативные УУД - Планирование (определение цели, функций участников, способов

взаимодействия). Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

(контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли).

Познавательные УУД -формулирование познавательной цели; поиск и выделение

информации; знаково-символические, моделирование

Разговорный:

Учебные предметы - русский язык, литература.

Личностные УУД - Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской

идентичности личности).

Познавательные УУД - Действия постановки и решения проблем (формулирование

проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

характера).

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и

усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного

результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных

характеристик).

Прецедентный текст

Учебные предметы - русский язык, литература, история.

Личностные УУД - Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого

содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).

Познавательные УУД - Действия постановки и решения проблем (формулирование

проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

характера).

Регулятивные УУД - целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном

занятии.

Задание №1 Художественный стиль

Прочитайте стихотворение И. Бродского «Роттердамский дневник» и выполните задания.

Дождь в Роттердаме. Сумерки. Среда.

Раскрывши зонт, я поднимаю ворот.

Четыре дня они бомбили город,

и города не стало. Города

не люди и не прячутся в подъезде

во время ливня. Улицы, дома

не сходят в этих случаях с ума

и, падая, не призывают к мести.

Июльский полдень. Капает из вафли

на брючину. Хор детских голосов.

Вокруг - громады новых корпусов.

У Корбюзье то общее с Люфтваффе,

что оба потрудились от души

над переменой облика Европы.

Что позабудут в ярости циклопы,

то трезво завершат карандаши.

Как время ни целебно, но культя,

не видя средств отличия от цели,

саднит. И тем сильней - от панацеи.

Ночь. Три десятилетия спустя

мы пьем вино при крупных летних звездах

в квартире на двадцатом этаже -

на уровне, достигнутом уже

взлетевшими здесь некогда на воздух.

И. Бродский. Роттердамский дневник.

Справка

1. Стихотворение посвящено одному из самых трагических событий в истории нидерландского

города

масштабной

бомбардировке.

Люфтваффе

совершили

авиационный

налет

четырнадцатого мая 1940 года. В общей сложности немецко-фашистские войска скинули на

Роттердам порядка ста тонн бомб. Значительное их количество попало на центр города, число

погибших жителей – около тысячи.

2. Ле Корбюзье (1887-1965) – французский архитектор швейцарского происхождения.

Задание к тексту

1. Написать на тему стихотворения хокку.

Хокку или хайку — это миниатюрное нерифмованное трёхстишие.

1 строка содержит исходную информацию о месте, времени и сути события.

2 строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием.

3строка

представляет

собой

выводы,

которые

очень

часто

отражают

отношение

автора

к

происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными.

2. Решить математическое выражение:

М : Д +1=Н : Ч + П

Технологическая карта для учащихся

ХОККУ

решение

математического

выражения

М : Д +1=Н : Ч + П

Задание №2 Научный стиль

Прочитайте текст и выполните задания.

Древнерусское государство в IX-середине XI вв. Формирование территории.

В начале IX в. на территории Восточно-Европейской равнины существовали ранние

государственные территориальные образования славян. Например, в 839 г. существовало

государство “русов”, правитель которого носил титул “хакан”. В первой половине IX в. словене,

кривичи вместе с чудью и мерей составили единый политический союз, который управлялся

сначала ими самими, а в 60-х гг. IX в. скандинавским по происхождению князем Рюриком. В

862 г. он стал князем Новгорода. В последней четверти IX в. скандинавский по происхождению

князь Олег, стоявший во главе государственного образования северных восточнославянских и

угро-финских этносов, предпринял поход на юг, дошел до Киева и сверг власть правивших там

варягов Аскольда и Дира. В 882 г. Киев стал столицей нового государства Олега, объединившего

два главных центра восточных славян — Новгород и Киев, а также земли, расположенные вдоль

пути “из варяг в греки”. В последующее время Олег подчинил себе древлян, северян и

радимичей. При князе Святославе (к 970 г.) в состав Древнерусского государства вошли

территории, где проживали вятичи, уличи, тиверцы. В 965- 966 гг. князь Святослав разгромил

Хазарский каганат. В итоге сложилось значительное по своим размерам Древнерусское

государство. Во главе государства стоял князь, правивший в Киеве. Несмотря на определенную

централизацию, Древнерусское государство по существу было федерацией княжеств во главе с

великим князем киевским.

Задание к тексту

1. Найдите в тексте термины, выпишите.

2.

Обратите

внимание

на

смысловую

точность,

безобразность,

объективность

изложения.

Отметьте другие стилевые черты научного стиля речи.

3. Верны ли утверждения:

А) Князь Рюрик первоначально носил титул «хакан».

Б)

Земли

вятичей,

уличей,

тиверцев

вошли

в

состав

Древнерусского

государства

при

Святославе.

4. Продолжите научный текст, опираясь на историческую карту. Расскажите о географическом

положении Древнерусского государства, расширении его границ в 9-11 веках, крупных городах-

столицах княжеств, соседних государствах или проживающих на этих территориях племенах.

Технологическая карта для учащихся

термины

стилевые

черты

научного

стиля

верны ли

утверждения

(да, нет)

собственный

текст

Задание №3 Публицистический стиль

Прочитайте текст и выполните задания.

У нас столько запущенных социальных проблем, что ни одна политическая сила – ни

власть, ни общество – в одиночку не справится с ними. Только вместе! Все мы мечтаем о

жизни в социально защищённой стране. Стало быть, и добиваться того, чтобы мечта

сбылась, нужно сообща. Существовал, например, проект создания Российской палаты

национальных программ, где общество и власть могли бы разрабатывать технологии

решения проблем. Его подписали уважаемые люди – учёные, президенты академий. Этот

проект был предложен гражданскому Форуму. Но, к сожалению, он так и остался на

бумаге. В принципе наше общество гораздо лучше властей чувствует свои проблемы.

Общественные

организации

привлекают

внимание

государства.

Подают

сигналы

об

опасности.

Государство

должно,

в

свою

очередь,

поддерживать

ростки

гражданского

общества,

иметь

представление

о

проблемах

развития

общества

и

с

его

участием

принимать важные решения.

Из газет

Задание к тексту

1. Определите тему текста. В чём её актуальность?

2.

Как

проявляются

в

тексте

стилевые

черты,

характерные

для

публицистики:

призывность, декларативность, доступность широкой аудитории, возможность полемики?

3. Найдите вводные конструкции, нетрадиционное сочетание слов, газетные штампы,

клише, выпишите.

4. Прокомментируйте проблему текста.

5. Составьте таблицу «Сила и слабость гражданского общества в России».

Технологическая карта для учащихся

тема текста

стилевые

черты

языковые

особенности

своё

мнение

о

проблеме

текста

таблица «Сила

и слабость

гражданского

общества в

России»

Задание №4 Разговорный стиль

Прочитайте текст и выполните задания.

Как-то в одной библиотеке, вечером, часов этак в шесть, заспорили персонажи русской

классической литературы. Еще когда библиотекарша была на месте, они с интересом

посматривали на нее со своих полок - ждали. Библиотекарша напоследок поговорила

с кем-то по телефону... Говорила она странно, персонажи слушали и не понимали.

Удивлялись.

- Да нет, - говорила библиотекарша, - я думаю, это пшено. Он же козел... Пойдем лучше

потопчемся. А? Нет, ну он же козел. Мы потопчемся, так? Потом пойдем к Владику... Я

знаю, что он баран, но у него "Грюндик" - посидим... Тюлень тоже придет, потом этот

будет... филин-то... Да я знаю, что они все козлы, но надо же как-то расстрелять время! Ну,

ну... слушаю...

- Ничего не понимаю, - тихо сказал некто в цилиндре - не то Онегин, не то Чацкий -

своему соседу, тяжелому помещику, похоже, Обломову.

Обломов улыбнулся:

- В зоопарк собираются.

- Почему все козлы-то?

- Ну... видно, ирония. Хорошенькая. А?

Господин в цилиндре поморщился:

- Вульгаритэ.

- Вам все француженок подавай, - с неодобрением сказал Обломов.

- А мне глянется. С ножками - это они неплохо придумали. А? Очень уж... того... - встрял в

разговор господин пришибленного вида, явно чеховский персонаж.

В.М.Шукшин «До третьих петухов»

Задание к тексту

1. Какими художественными средствами достигается комический эффект?

2. Какие признаки разговорного стиля можно выделить?

3. Используя разные источники, составьте подборку стихотворений русский поэтов о

красоте

русского

языка

и

бережном

отношении

к

языку,

подготовьте

выразительное

чтение.

4. Составьте синквейн на тему: «Умейте же беречь наш дар бесценный, речь».

Технологическая карта для учащихся

художественные

приёмы

стилевые черты

название

стихотворений,

имя автора

синквейн

Задание №5 Официально-деловой стиль

Прочитайте текст и выполните задания.

Установка программы на компьютере

Для скачивания файлов нужно перейти на определённую страницу и найти ссылку на

скачивание. При нажатии на эту ссылку выпадет окно, в котором вы должны будете нажать

"Сохранить" и указать папку для сохранения. Что делать если ссылок несколько? Несколько

ссылок для одного и того же файла обычно дается для того, чтобы если одна ссылка перестанет

быть активной, другие все еще давали бы возможность скачать нужный файл. Такие ссылки

могут называться зеркалами. Если один файл имеет несколько зеркал, это означает, что нажав на

любое зеркало, вы скачаете один и тот же файл, но с разных серверов (источников).

Для того, чтобы приступить к установке программы, нужно разобраться с тем, что же мы

скачали. Программы в интернете находятся в виде установочных файлов, и, скорее всего, вы

скачали именно файл установки. Скачанный файл может иметь расширение EXE, MSI, а также

одно из расширений архивов - RAR, ZIP, 7-Zip.

При сохранении файла нужно следить за тем, как он называется и куда он сохраняется, чтобы

потом перейти в папку и найти его.

Системное меню

Системное меню вызывается кнопкой, расположенной в левом верхнем углу окна. Команды

данного меню стандартизированы для всех приложений среды Windows. Системное меню

имеется в наличии в каждом окне документа. Его можно вызвать даже в том случае, если окно

свернуто до пиктограммы, щелкнув на пиктограмме один раз кнопкой мыши. Существует

также способ открытия системного меню посредством клавиатуры — с помощью комбинации

клавиш

[Alt-пробел].

Команды

системного

меню

выбираются

с

помощью

мыши,

клавиш

управления курсором или путем ввода подчеркнутых в названии команды букв вместе с [Alt].

Задание к тексту

1. Определите жанр текстов.

2. В чём состоит задача текстов?

3. Какую роль выполняет системное меню на компьютере?

4. Составьте алгоритм установки программы на ПК.

5. Составьте любую инструкцию, связанную с работой на ПК.

Справка

Алгоритм-

набор

инструкций,

описывающих

порядок

действий

исполнителя

для

достижения результата, определённая последовательность действий.

Технологическая карта для учащихся

Жанр текстов

задача

текстов

Что такое

системное

меню?

алгоритм

действий

(схема)

пошаговая

инструкция

Задание №6 Прецедентный текст

Прочитайте текст и выполните задания.

Но сегодня будильник не прозвенел. Кошка даже не сразу поняла, что произошло: она лежит с

открытыми глазами и таращился в потолок, по которому шастают здоровенные солнечные зайцы.

Даже, наверное, солнечные слоны. Это с балкона. Мама рамы моет. Мама моет раму. В книге со

смешным названием «Букварь». У них в школе букварей не было...

Кошка испуганно перекатилась на бок. Часы показывали половину десятого.

– Мааам! – завопила Кошка, и это очень напоминало клич боевого мартовского кота.

– Почему не разбудили? – продолжала она, по пути в ванную стягивая пижаму.

– Хотите, чтобы дочь осталась тупым неучем?!- это уже из ванной.

– Шатрапы и дешпоты! – сквозь зубную щетку.

– Я везде опоздала! – в улыбающееся мамино лицо.

А.В.Жвалевский. Е.Б. Пастернак «Я хочу в школу».

Справка

Прецедентный текст – вид публицистического стиля, значимый для лингвокультурного

сообщества; осознанные или неосознанные, точные или преобразованные цитаты или иного

рода отсылки к известным ранее произведённым текстам.

Задание к тексту

1. Какие цитаты использованы в тексте, какие отсылки к ранее произведённым текстам

использованы автором?

2. С лёгкостью опознаётся искажённая цитата из фильма Э. Рязанова «О бедном гусаре

замолвите слово». Помните, провинциальный актёр Бубенцов, изображая бунтовщика, бросал

обличительные: «Сатрапы… Деспоты» В данном контексте выражение можно понимать, как

намёк на взрослых, которые ограничивают свободу детей, часто применяя свою деспотичную

власть, пользуясь привилегией возраста и зависимостью детей.

Используя интернет-ресурсы, определите значение и этимологию слов «сатрап», «деспот».

3. Составьте историческую справку о государственном управлении в Древней Персии.

Технологическая карта для учащихся

отсылки к

текстам

значение и

этимология

слов «сатрап»,

«деспот»

историческая

справка

Памятка

Художественный стиль

В художественной речи наблюдается глубокая метафоричность, образность единиц разных

языковых уровней. Языковые средства выступают прежде всего в эстетической функции,

образуя

иную

системность,

поскольку

слово

здесь

мотивированно

содержательно

и

стилистически. Используются богатые возможности синонимии, полисемии, разнообразных

пластов лексики. Самая общая и основная стилевая черта – художественно-образная речевая

конкретизация.

Публицистический стиль

Публицистике

свойственна

ярко

выраженная

функция

воздействия.

Речевой

стандарт

и

экспрессия

в

единстве

специфика

публицистического

стиля.

Также

для

этого

стиля

характерны

открытая

оценочность,

доступность,

рекламность,

речевая

выразительность

реализуется в стилевом «эффекте новизны».

Деловой стиль

Этот

стиль

несет

на

себе

стилевую

окраску

долженствования.

Характерными

чертами

являются точность, не допускающая инотолкования, не личный характер общения и речи,

стандартизированность. Официальность и безэмоциональность (своего рода «сухость»).

Научный стиль

Характерными

стилевыми

чертами

являются

абстрактность,

подчеркнутая

логичность,

смысловая

точность,

объективность

изложения.

Научная

речь

должна

быть

яркой,

не

безликой,

иначе

страдают

ее

коммуникативные

качества.

Этому

стилю

присуща

своя

образность (например, сравнения, как одна из форм логического мышления). В целом,

научной

речи

свойственен

именной

характер

(преобладание

имен,

в

частности,

существительных).

Разговорный стиль

Признаками

его

являются

неофициальность,

непринужденность

общения,

неподготовленность

речи.

Обычная

область

такого

общения

бытовая,

обиходная.

К

признакам

разговорного

стиля

можно

отнести

активность

некнижных

средств

языка,

употребление

внелитературных

средств,

неоформленность

синтаксических

связей,

активность языковых средств субъективной оценки.

Ответы к заданиям

Задание №1

2.

М: Д +1=Н: Ч + П

Ответ: М - 9 местоимений, Д - 3деепричастия, Н – 8 наречий, Ч – 4 имени числительных, П –

2причастия.

Задание №2

2. Ответ: логичность, сухость, строгость изложения.

3. А) нет

Б) да

Задание №3

1. Ответ: формирование гражданского общества.

2.

Ответ:

преобладание

форма

долженствования,

открытый

призыв

к

читателям,

статья

нацеливает на диалог с читателями.

3. Ответ: стало быть, например, к сожалению; ростки гражданского общества, подают сигналы

об опасности; остался на бумаге, политическая сила, социально защищенный.

Задание №4

1. Ответ: используется оценочная лексика, стилистическая окраска слов, явление полисемии.

2. Ответ: эмоциональность, употребление стилистически сниженной лексики, внелитературных

языковых средств, преобладающая устная форма общения.

Задание №5

1.Ответ: инструкция

2. Ответ: сообщить точные сведения, дать практические указания.

3. Системное меню - то меню команд в приложениях, где команды распределены по группам:

файл, вид, правка и т.п.

Задание №6

1. Ответ: Выражение «солнечные зайцы» напоминает семантически устойчивое сочетание

«солнечные зайчики». Замена слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом объясняется

задачей авторов подчёркнуть величину солнечных бликов, на это указывает и эпитет

«здоровенные» и гипербола «солнечные слоны». Фраза «Мама моет раму» знакома всем, кто

добросовестно учился в начальной школе и до корки зачитывал «Букварь». Узнаваемы выражения

«мартовский кот» и «тупой неуч». Первое характеризует повесу, желающего разнообразить свою

личную жизнь. Видимо, вопль героини повести Кошки, обращённый к маме, по силе звука

напоминал любовный призыв этого замечательного котика. Второе выражение, наверное,

слышали не раз те, кому не посчастливилось хорошо учиться.

2. Ответ: «Сатрапы… Деспоты». Этимологически оба этих слова восходят к персидским сатрапам

(наместникам сатрапий) и деспотам (деспот – глава области). Постепенно это слово стало

нарицательным. Скорее всего, по аналогии с древнеперсидскими царскими наместниками,

собиравшими налоги, сатрапами начали называть сборщиков налогов и в царской Руси. Позже

этот термин иногда применялся ко всем государственным деятелям, губернаторам и начальникам,

отличавшимся жесткостью. В данном контексте выражение можно понимать, как намёк на

взрослых, которые ограничивают свободу детей, часто применяя свою деспотичную власть,

пользуясь привилегией возраста и зависимостью детей.



В раздел образования