Напоминание

"Влияние семьи на развитие позитивной учебной мотивации у детей с особыми потребностями.


Автор: Осинцева Альмира Илдаровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ОШ №2
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние семьи на развитие позитивной учебной мотивации у детей с особыми потребностями.
Раздел: среднее образование





Назад




Влияние семьи на развитие позитивной учебной мотивации у детей с особыми

потребностями.

Семья выступает как первичная и самая устойчивая среда, которая может либо

компенсировать трудности, либо усугубить их.

Вот ключевые аспекты этого влияния, разделенные на зоны воздействия и практические

рекомендации.

1.

Фундамент: эмоционально-психологическая база.

Принятие и безусловная поддержка: Когда ребенок чувствует, что его любят и

принимают вне зависимости от его академических успехов, у него формируется

базовое доверие к миру и уверенность в себе. Это почва для мотивации

пробовать, даже если трудно.

Адекватные ожидания: Важнейший баланс между гиперопекой («он не сможет,

не надо») и завышенными требованиями («должен как все»). Семья, которая

понимает реальные возможности и зону ближайшего развития ребенка, ставит

достижимые цели. Их достижение порождает успех, который является лучшим

мотиватором.

Формирование самооценки: Акцент на сильных сторонах и прогрессе («Сегодня

ты справился с этим заданием быстрее, чем вчера»), а не на сравнении с

другими. Ребенок с особыми образовательными потребностями часто

сталкивается с неудачами, и семья должна помочь сформировать установку на

рост «не получилось пока»).

2.

Организационно-деятельностная роль.

Создание поддерживающей учебной среды: Организация режима дня, рабочего

места с учетом особенностей ребенка (например, минимизация отвлекающих

факторов для ребенка с СДВГ, специальные технические средства для ребенка с

нарушениями зрения).

Посредничество между ребенком и образовательным учреждением: Активное и

конструктивное взаимодействие с учителями, дефектологами, психологами.

Семья помогает адаптировать задания, является «переводчиком» потребностей

ребенка и реалий школы. Это снижает стресс и делает обучение более

доступным.

Развитие самостоятельности: Постепенная передача ответственности (в

посильных объемах). Контроль должен быть не тотальным, а поддерживающим.

Умение самому организовать свое учебное пространство или время – мощный

мотивационный фактор.

3.

Ценностно-мотивационное влияние.

Формирование интереса к познанию: Не через принуждение, а через

совместную деятельность, экскурсии, обсуждение книг, фильмов, жизненных

ситуаций. Показ связи учебы с реальной жизнью.

Пример отношения к трудностям: Если родители демонстрируют упорство,

оптимизм и готовность искать решения в сложных ситуациях, ребенок

усваивает эту модель. Мотивация – это не отсутствие препятствий, а отношение

к ним.

Поощрение процесса, а не только результата: Важно хвалить за усилия,

концентрацию, найденный творческий подход, а не только за пятерку в

дневнике. Это особенно критично для детей, которым высокие оценки даются

чрезвычайно трудно.

4.

Риски и негативные сценарии со стороны семьи.

Эмоциональное выгорание семьи: Тревожность, усталость и отчаяние

родителей напрямую передаются ребенку, убивая всякую мотивацию.

Стигматизация и рентные установки: Установка «Ты больной, ты не

сможешь» или, наоборот, отрицание диагноза («просто ленится») ведет к

формированию выученной беспомощности или протестного поведения.

Конфликт с образовательной системой: Позиция постоянного

противостояния со школой создает у ребенка чувство «осажденной крепости»,

где не до учебы.

Сравнение с другими детьми (включая сиблингов): Самый быстрый способ

убить мотивацию и самооценку.

Практические рекомендации для семьи (кратко):

1.

Информированность: Изучать особенности своего ребенка, его сильные и

слабые стороны.

2.

Команда: Работать в коалиции со специалистами (педагогами, психологами,

врачами).

3.

Дробление задач: Большие цели разбивать на маленькие, посильные шаги.

4.

Визуализация прогресса: Использовать графики, дневники успеха, где

наглядно виден рост.

5.

Опора на интересы: Интегрировать учебные задачи в сферу увлечений ребенка

(считать на примере динозавров, писать письма героям игр).

6.

Забота о себе: Родителям необходимо находить ресурс для себя, чтобы иметь

силы поддерживать ребенка.

Вывод

Семья является главным «мотивационным менеджером» для ребенка с

особыми потребностями. Она создает эмоциональный тыл, адаптирует успехи и

неудачи, формирует отношение к познанию. Позитивная учебная мотивация у

таких детей вырастает не из давления, а из ощущения безопасности, понимания

своих целей и веры в собственные силы, что в первую очередь дарует именно

грамотная, поддерживающая семья. Это длительная инвестиция, результат которой

– не только академические успехи, но и становление самостоятельной, устойчивой

личности.



В раздел образования