Напоминание

Космическое путешествие


Автор: Сафина Светлана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 108" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Космическое путешествие
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ

занятие по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

(МИР ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР)

Пояснительная записка

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует

доказательств. Главным условием развития личности ребенка является

наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление

ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество.

Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и

увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на

основе методов и приемов ТРИЗ.

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

принадлежит Г. С. Альтшуллеру.

Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) (псевдоним -

Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач

- теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития

творческой личности), изобретатель, писатель. В 1946-48 г.г. главной целью

жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что

техническое изобретательское мышление развивается по определенным

законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного

развития мышления.

Основным

рабочим

механизмом

ТРИЗ

служит

алгоритм

решения

изобретательских задач (АРИЗ).

В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю.

Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе

ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в

детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение позволило

тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников и новый

возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. В

настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских

садах

для

развития

у

дошкольников

смекалки,

изобретательских

способностей, творческого воображения, диалектического мышления. В

детские сады данная программа вошла под условным названием «Умка».

Исходным

положением

ТРИЗ

-

педагогики

является

принцип

природосообразности обучения, который в основе своей опирается на

природу ребенка. Кроме того, эта концепция целиком построена на

положении Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу

обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это: -

формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой

личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в

различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой

творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке

вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала

Цель: Закрепление знаний детей о геометрических фигурах;

совершенствовать навыки счета в приделах 20, счет в обратном порядке.

Задачи:

образовательные:

уметь анализировать и решать изобретательские, практические задачи

развивающие:

развивать память, внимания, речь, логику, творческое воображение и

творческие способности (беглость, оригинальность, гибкость мышления).

воспитательные:

формировать у детей правильное отношение к окружающему миру,

основ анализа действительности.

воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в

команде, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Оборудование:

Таблица «Четвёртый лишний»; карточки с буквами: К,О,С,М,О,С;

индивидуальные конверты с геометрическими фигурами; слайды: ракета,

фото Ю.А. Гагарина, космодром, звёздное небо, созвездия; карточки с

заданием; цветные карандаши.

Краткое описание работы с ресурсом, используемые приемы ТРИЗ-

технологии.

Занятие проводится в виде игры-путешествия в космос.

Используемые приемы ТРИЗ-технологии:

тренинг на классификацию объектов - «Четвертый лишний»;

«хорошо – плохо»;

дихотомия (деление на два взаимоисключающих класса: да-нет);

продуктивная деятельность по реализации фантастического содержания

(конструирование из картона);

эмпатия (изображения предметов живой и неживой природы на языке

пальцев, рук и движений, взгляда)

НОД:

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Наше занятие будет необычным. Мы отправимся в увлекательное

путешествие. А вот куда, вы узнаете, выполнив задание.

слайд

- Найдите лишний предмет в каждом ряду и докажите, почему вы так

считаете. Если вы ответите правильно, то под лишним предметом вы найдете

букву.

Назовите, какие буквы у вас получились?

- О, К, С, О, М, С

- Составьте из них слово. Молодцы, это слово «космос». Сегодня на занятии

мы будем открывать космическое пространство.

- На чем можно подняться вверх над землей? Придумайте различные

варианты.

Реальные:

- Самолете, космической ракете, дельтаплане, на воздушном шаре.

Сказочные:

- На птице, на ковре-самолете, на воздушном змее, на ядре, на драконе и т.д.

- Давайте выберем объект, на котором летают настоящие космонавты.

- Космическая ракета.

- Верно, это ракета.

- На ракете летать хорошо или плохо?

Примерные ответы:

- хорошо: быстро долетишь до нужного объекта, интересно наблюдать за

звездным небом, можно увидеть планету, на которой живешь?

- плохо: опасно, трудно преодолеть перегрузки, мало пространства, неудобно

кушать и т.д.

- Давайте составим ракету, на которой нам будет с вами лететь интересно и

безопасно. У вас у каждого есть индивидуальный конверт. Откройте его,

достаньте его содержимое.

- Дети на столах выкладывают изображение ракеты под комментарий

воспитателя.

- Возьмите большой синий прямоугольник. Положите перед собой

вертикально. Это будет часть корпуса ракеты.

- Сверху на него положите большой красный треугольник. Это будет верхняя

часть корпуса.

- Возьмите маленький зеленый треугольник. Положите его слева вниз к

корпусу. Это будет левая хвостовая часть.

- Возьмите маленький черный треугольник. Положите его с правой стороны

вниз от корпуса, Это будет правая хвостовая часть.

- Возьмите большой желтый круг. Положите его посередине корпуса, Это

будет иллюминатор.

- Возьмите маленький желтый круг. Положите его ниже большого круга. Это

тоже будет иллюминатор.

- Проверьте, что у вас должно получиться (показывает слайд).

Осуществляют самоконтроль работы в соответствии с образцом воспитателя.

- Посчитайте:

- Сколько в ракете треугольников?

- Сколько в ракете кругов?

- Чего больше, треугольников или кругов? На сколько?

- Сколько всего геометрических фигур в ракете?

А сейчас я вам загадаю объект, который вы должны отгадать, задавая мне

простые вопросы, на которые я смогу ответить только ДА или НЕТ.

Примерные вопросы детей:

- Этот предмет неживой? (нет)

- Этот предмет живой? (да)

- Это растение? (нет)

- Это животное? (нет)

- Это человек? (да)

- Это мужчина? (да)

- Он летает? (да)

- Он космонавт? (да)

- Молодцы, вы отгадали!

- А кто первый человек в космосе?

- Правильно (показать слайд). 12 апреля 1961 года, наш русский космонавт

впервые облетел Землю на космическом корабле «Восток». Мы можем по

праву гордиться своей Родиной, ее замечательными сынами!

- Сегодня мы с вами тоже станем космонавтами!

- Ребята, скажите, откуда взлетает ракета?

- Правильно, c космодрома (показать слайд).

- И я предлагаю вам пройти на наш космодром. До него ровно 20 шагов (счет

до 20-ти).

Всем экипажам занять места в ракете.

- Все готовы к полету?

Объявляется минутная готовность.., до старта 10 секунд.

- К запуску ракеты приготовиться!

- Начать обратный отсчет. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 (Дети хором считают от 10 до

1).

- Пуск!

(Звучит космическая музыка)

Ракета уносит вас в звездное небо. 10 секунд — полет нормальный. (Дети

считают от 0 до 10) 20 секунд — полет нормальный. (Дети считают от 10 до

20) Корабль вышел на орбиту.

Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети,

Полетаем на ракете.

На носки поднимись,

(Дети поднимаются на носки, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»)

А потом руки вниз..

(Основная стойка)

Раз, два, три, четыре –

(1 – руки в стороны направлены вниз, 2 руки в стороны параллельно полу, 3 –

руки вверх, 4 – ладони образуют «купол ракеты»)

Вот летит ракета ввысь!

(Дети поднимаются на носки)

- Хорошо отдохнули!

- Давайте, все заглянем в иллюминаторы и посмотрим в космическое

пространство!

- Что мы видим:

- Давайте посмотрим на звезды (показать слайд).

- А кто знает самую яркую звезду?

- Правильно, Полярная.

- А из звезд на небе образуются созвездия.

- Кто из вас знает названия созвездий?

Примерные ответы:

- Большая Медведица

- Малая Медведица

- Сириус

- Змей

(Показать слайд) Воспитатель перечисляет созвездия на экране: Большая

Медведица, Малая Медведица, Дракон. Показывает Полярную звезду.

Задает вопросы, в какой части экрана находятся перечисленные созвездия и

звезда (справа, слева, сверху, снизу).

- Давайте сосчитаем количество звезд в созвездиях Медведиц.

- Правильно, по семь.

- Поэтому мы можем сказать, что количество звезд у них одинаковое. А чем

они отличаются?

- Правильно, размером.

- Внимание, экипажи могут покинуть корабль, выйти в открытый космос,

поиграть в игру.

Игра «Созвездия»:

- В небе звезды блестят, весело сверкают

- И с ребятами они поиграть желают.

(дети ходят по кругу)

- Ну-ка звездочки светлей в небе засияйте

- Звездную карусель в небе начинайте

(бег по кругу)

- Раз, два, три

- Созвездия из звездочек собери

(дети встают по трое в маленькие кружки, изображая созвездия)

При повторной игре дети меняются созвездиями (кружками).

- Экипажам, вернуться на корабль!

- Ребята, хотите еще раз взглянуть в иллюминатор? Что мы там видим?

(показать слайд Земля)

- А для того чтобы вернуться на Землю, нам нужно выполнить последнее

задание.

Индивидуальная работа по карточкам: дорисуй недостающие геометрические

фигуры.

Осуществляют самоконтроль работы в соответствии с образцом воспитателя.

Рефлексия.

- Вот и настало время возвращаться домой. Давайте закроем глаза,

представим, как мы соскучились по своей планете, родному дому, друзьям.

Даем обратный отсчет:

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Ура! Мы дома! Можно открыть глаза.

- На вашем столе лежат макеты ракет, состоящие из геометрических фигур.

- Кому понравилось занятие, поднимите красный треугольник.

- Кому было трудно, поднимите зеленый треугольник.

- Кто хочет стать космонавтом, поднимите синий прямоугольник.

- Кто считает, что для того, чтобы стать космонавтом, вам надо хорошо

заниматься в детском саду, поднимите большой желтый круг.

- Молодцы. Я благодарю вас за занятие и дарю вам космические раскраски.

(Из них потом можно будет сделать выставку работ «Мы рисуем космос»).



В раздел образования