Напоминание

Роль физической активности в образовании детей с РАС


Автор: Красильникова Наталья Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №63 "Лесная полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Белово
Наименование материала: статья
Тема: Роль физической активности в образовании детей с РАС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль физической активности в образовании детей с РАС

Одним из самых главных нарушений у детей с расстройством аутистического спектра

является серьезное нарушение моторики, которое можно определить по импульсивным

или тяжелым движениям, что приводит к неспособности ребенка адаптироваться к

стереотипным движениям, наладить свой простой быт или просто играть как все здоровые

дети.

Ребенку

с

расстройством

аутистического

спектра

затруднительно

регулировать

произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Ему

достаточно сложно дается управление движениями согласно указаниям другого лица.

Такие дети не способны полностью подчинить движения собственным речевым командам.

Как показывает практика, большинство детей с РАС непластичны, вялы и любые их

движения с различным игровым оборудованием заторможены и не скоординированы. Для

того, чтобы скоординироваться им необходима помощь со стороны специалистов или

родителей. Физическая культура является одним из эффективных методов, которые

позволяет

скорректировать

нарушения

развития

опорно-двигательной

системы,

социализировать и адаптировать ребенка с расстройством аутистического спектра к

окружающему миру и быту.

Основным источником развития и укрепления здоровья человека является физическая

активность. Но в наше время родители забывают о пользе физических упражнений и

активности в целом. Несмотря на это, физическая активность является наиболее важным и

действенным способом развития детей с расстройством аутистического спектра.

Очень важно находить время для постоянных ежедневных физических повторений, что

способствует стойкому развитию интереса к физической культуре и физическому

развитию ребенка. Взаимодействие детей с аутизмом в групповых занятиях по

физическому развитию является обязательной, важной составной частью обучения,

воспитания и развития социальных навыков ребенка.

В работе с детьми РАС необходимо использовать как можно больше разнообразных форм

взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Для развития двигательной сферы детей данной категории важен осознанный характер

моторного обучения. Ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в

соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно

указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным

речевым командам.

Поэтому основными целями обучения детей с РАС физическому развитию являются:

- развитие имитационных способностей (умения подражать);

- стимулирование к выполнению инструкций;

-

формирование

навыков

произвольной

организации

движений

пространстве

собственного тела и во внешнем пространстве);

-

воспитание

коммуникационных

функций

и

способности

взаимодействовать

в

коллективе.

Для развития двигательной рефлективности детей с РАС необходимо работать над:

- умением детей осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые

движения, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности

выполняются разнообразные двигательные действия, и т. п.

Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и

признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.

Не стоит забывать и о формировании «Я- концепции» у детей с РАС.

Для этого выполняемые движения и действия проговариваем с ребенком от 1-го лица

(например, "Я ползу", "Я марширую", "Я бегу"). Это помогает развивать у детей

представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я».

Построение обучения детей с РАС восприятию и воспроизведению движений в

пространстве собственного тела — начинаем с движений головой, руками, кистями и

пальцами рук, а затем переходим к движениям туловищем и ногами.

При

двигательном

и

эмоциональном

тонизировании

ребенка,

после

телесно

ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка

часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий

мир.

Таким образом, занятия физической культурой и активный отдых положительно влияют

на уровень общего развития ребенка с расстройством аутистического спектра, занятия

данного вида могут быть приятными для детей, а иногда помогают предотвратить

проблемы, которые связаны с поведением. Именно занятия физической культурой

помогают детям с расстройством аутистического спектра расширить свои возможности

для социализации, особенно если речь заходит за взаимоотношение со сверстниками.



В раздел образования