Автор: Красильникова Наталья Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №63 "Лесная полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Белово
Наименование материала: статья
Тема: Роль физической активности в образовании детей с РАС
Раздел: дошкольное образование
Роль физической активности в образовании детей с РАС
Одним из самых главных нарушений у детей с расстройством аутистического спектра
является серьезное нарушение моторики, которое можно определить по импульсивным
или тяжелым движениям, что приводит к неспособности ребенка адаптироваться к
стереотипным движениям, наладить свой простой быт или просто играть как все здоровые
дети.
Ребенку
с
расстройством
аутистического
спектра
затруднительно
регулировать
произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Ему
достаточно сложно дается управление движениями согласно указаниям другого лица.
Такие дети не способны полностью подчинить движения собственным речевым командам.
Как показывает практика, большинство детей с РАС непластичны, вялы и любые их
движения с различным игровым оборудованием заторможены и не скоординированы. Для
того, чтобы скоординироваться им необходима помощь со стороны специалистов или
родителей. Физическая культура является одним из эффективных методов, которые
позволяет
скорректировать
нарушения
развития
опорно-двигательной
системы,
социализировать и адаптировать ребенка с расстройством аутистического спектра к
окружающему миру и быту.
Основным источником развития и укрепления здоровья человека является физическая
активность. Но в наше время родители забывают о пользе физических упражнений и
активности в целом. Несмотря на это, физическая активность является наиболее важным и
действенным способом развития детей с расстройством аутистического спектра.
Очень важно находить время для постоянных ежедневных физических повторений, что
способствует стойкому развитию интереса к физической культуре и физическому
развитию ребенка. Взаимодействие детей с аутизмом в групповых занятиях по
физическому развитию является обязательной, важной составной частью обучения,
воспитания и развития социальных навыков ребенка.
В работе с детьми РАС необходимо использовать как можно больше разнообразных форм
взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Для развития двигательной сферы детей данной категории важен осознанный характер
моторного обучения. Ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в
соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно
указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным
речевым командам.
Поэтому основными целями обучения детей с РАС физическому развитию являются:
- развитие имитационных способностей (умения подражать);
- стимулирование к выполнению инструкций;
-
формирование
навыков
произвольной
организации
движений
(в
пространстве
собственного тела и во внешнем пространстве);
-
воспитание
коммуникационных
функций
и
способности
взаимодействовать
в
коллективе.
Для развития двигательной рефлективности детей с РАС необходимо работать над:
- умением детей осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые
движения, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности
выполняются разнообразные двигательные действия, и т. п.
Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и
признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.
Не стоит забывать и о формировании «Я- концепции» у детей с РАС.
Для этого выполняемые движения и действия проговариваем с ребенком от 1-го лица
(например, "Я ползу", "Я марширую", "Я бегу"). Это помогает развивать у детей
представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я».
Построение обучения детей с РАС восприятию и воспроизведению движений в
пространстве собственного тела — начинаем с движений головой, руками, кистями и
пальцами рук, а затем переходим к движениям туловищем и ногами.
При
двигательном
и
эмоциональном
тонизировании
ребенка,
после
телесно
ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка
часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий
мир.
Таким образом, занятия физической культурой и активный отдых положительно влияют
на уровень общего развития ребенка с расстройством аутистического спектра, занятия
данного вида могут быть приятными для детей, а иногда помогают предотвратить
проблемы, которые связаны с поведением. Именно занятия физической культурой
помогают детям с расстройством аутистического спектра расширить свои возможности
для социализации, особенно если речь заходит за взаимоотношение со сверстниками.