Напоминание

Использование интеллектуальной карты в работе с дошкольниками


Автор: Божко Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 34"
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Использование интеллектуальной карты в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей на тему "Использование

майндкарты в работе с дошкольниками".

В современном образовательном процессе важную роль играет развитие у

детей навыков мышления, памяти и творческого восприятия информации.

Одним из эффективных инструментов, способствующих этому, является

майндкарта — визуальный метод организации и представления знаний,

который помогает детям легко усваивать и структурировать информацию.

Майндкарта (или интеллектуальная карта) — это графическое представление

информации, построенное вокруг центральной идеи или темы. Она создается в

виде схемы с центральным узлом, от которого отходят ветви с ключевыми

понятиями и деталями. Такой визуальный способ помогает видеть связи

между различными элементами и развивать ассоциативное мышление.

Как составлять майндкарту?

1. Выберите центральную тему. Например, «Осень», «Фрукты», «Животные»

и т.п.

2. Нарисуйте в центре листа яркое изображение или напишите ключевое

слово, обозначающее тему.

3. От центрального узла проводите линии-ветви с основными понятиями или

категориями, связанными с темой.

4. Добавьте к ветвям более мелкие ответвления с примерами, деталями,

иллюстрациями.

5. Используйте яркие цвета, разные фигуры и картинки — это облегчает

понимание и запоминание.

Где использовать майндкарту в работе с дошкольниками?

- При ознакомлении с новыми темами на уроках или занятиях.

- В играх и творческих заданиях для развития воображения и ассоциативного

мышления.

- Для планирования коллективной деятельности и обсуждения событий.

- В процессе развития речи и расширения словарного запаса.

- При подготовке к праздникам, оформлении проекта или совместном чтении.

Такая форма работы с дошкольниками :

- Помогает структурировать и упорядочить знания ребенка.

- Способствует улучшению восприятия информации и ее запоминанию.

- Развивает творческие и аналитические способности.

- Увеличивает мотивацию и интерес к обучению через яркие и наглядные

образы.

- Поддерживает взаимодействие и коммуникацию в группе детей и с

педагогом.

1

Майндкарта легко адаптируется под уровень восприятия дошкольников,

делая процесс обучения более наглядным и интерактивным. Дети лучше

запоминают материал, так как он представлен не просто в виде слов, а через

визуальные ассоциации. Метод стимулирует развитие речи, логику и

фантазию, формирует умение систематизировать знания. Применение

майндкарт повышает вовлеченность детей и улучшает качество усвоения как

новых понятий, так и навыков.

Использование майндкарты в работе с дошкольниками — это простой, но

мощный инструмент, который помогает воспитателям создавать интересные,

развивающие занятия. Благодаря наглядности и структурированности

информации майндкарты способствуют лучшему пониманию, развитию

мышления и творческого потенциала детей. Их активное применение в

образовательном процессе значительно повышает эффективность обучения и

формирует у воспитанников положительное отношение к познанию.

Пример занятия с дошкольниками 5-6 лет с использованием майндкарты

Тема занятия: «Осень»

Цель:

- Развивать умение структурировать знания и развивать мышление через

визуальное восприятие.

- Расширять словарный запас и формировать связную речь.

- Активизировать творческие способности и внимание.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Воспитатель предлагает детям тему занятия — «Осень». На большом листе

или доске в центре рисуется или наклеивается яркое изображение осени

(дерево с разноцветными листьями). Это центральный узел майндкарты.

2. Создание основных ветвей

Совместно с детьми воспитатель предлагает назвать все, что ассоциируется с

осенью, и записывает эти слова или рисует картинки на отдельных ветвях от

центрального рисунка. Например: «Листья», «Погода», «Животные»,

«Фрукты», «Одежда». Каждая ветвь выделяется цветом.

3. Детализация ветвей

Под каждой ветвью воспитатель и дети добавляют более мелкие ответвления:

- Листья — жёлтые, красные, опавшие;

- Погода — дождь, ветер, холодно;

- Животные — белки собирают орехи, птицы улетают;

- Фрукты — яблоки, груши;

- Одежда — куртки, зонты.

Дети рассказывают, что они наблюдали или чувствовали осенью, используют

2

слова из карты. Воспитатель задаёт вопросы по каждой ветке, помогая детям

связать понятия и построить рассказы.

Воспитатель демонстрирует готовую майндкарту как наглядный итог занятия.

Можно предложить детям дома нарисовать свою карту на тему осени.

Примеры тем майндкарт для развития речи и памяти у дошкольников:

- Домашние животные и их признаки

- Цветы и растения окружающего мира

- Посуда и бытовые предметы

- Времена года (например, «Осень» с ветвями: погода, листья, животные,

фрукты, одежда)

- Подарок (основная идея с признаками подарка, его свойствами и видом)

- Многозначные слова и их разные значения

- Звуки и фонетика: гласные и согласные, твердые и мягкие звуки

Игровые задания и упражнения по майндкарте для закрепления памяти

у дошкольников:

- Игра «Запомни и повтори» — рассмотрите с детьми карту с темой

(например, «Животные»), дайте несколько минут запомнить, затем уберите

карту и вместе с детьми вспомните все ветви и детали. Помогает тренировать

кратковременную память и внимание.

- Упражнение «Рассказывай по порядку» — дети по памяти рассказывают

связанные с картой истории или последовательности, что способствует

развитию логики и связной речи.

- Игра «Найди отличия» — сделайте две похожие карты с небольшими

отличиями. Пусть дети найдут и запомнят различия, что развивает

внимательность и наблюдательность.

- Игра «Мозаика» — разрежьте распечатанную карту на части, дети собирают

картинку, что развивает визуальную память и логику.

- Игра «Мемори» с карточками на основе элементов карты — дети находят

пары картинок или слов, что тренирует зрительную память.

- Упражнение «Объясни по картинке» — дети рассказывают, что изображено

на ветвях карты, закрепляя словарный запас и память через проговаривание.

- Игра «Цепочка» — каждый ребенок называет один элемент из карты, затем

3

следующий повторяет его и добавляет свой, так наращивается цепочка,

тренируя память и внимание.

Использование интеллектуальных карт помогает детям лучше понять

структуру знаний о предмете, развивает память и способность логически

мыслить за счет визуализации информации. При этом дети активно

вовлекаются в процесс и учатся выражать свои мысли связно и

последовательно, что важно для их речевого развития.

4



В раздел образования