Автор: Сапухина Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование учебных универсальных действий у младших школьников»
Раздел: начальное образование
Тема: «Формирование учебных универсальных действий у младших школьников»
Составитель: учитель высшей категории начальных классов, Сапухина О.Ю.
Развивать универсальные учебные действия (УУД) у школьников можно, используя
разные методы, направленные на формирование познавательных, коммуникативных,
регулятивных и личностных УУД.
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных дисциплин,
каждый предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации
учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для
формирования УУД.
Ниже приведены примеры методов для развития разных видов УУД.
Познавательные УУД
Исследовательский подход. Позволяет самостоятельно исследовать объекты и явления
окружающего мира, формулировать гипотезы, собирать и анализировать данные, делать
выводы.
Проблемное обучение. Стимулирует учащихся к самостоятельному поиску информации,
анализу и синтезу знаний.
Ролевая игра. Позволяет вживаться в роль различных персонажей и ситуаций,
анализировать их поступки и принимать решения на основе имеющихся знаний и умений.
Творческие задания. Например, составление загадок, викторин, поиск нестандартных
решений, создание сюжетов.
Формирование информационной грамотности. Можно использовать задания на поиск
информации в интернете, критический анализ источников, создание презентаций.
Коммуникативные УУД
Дискуссия. Базируется на обмене взглядами по определённой проблематике, формирует
умение излагать свои мысли и прислушиваться к мнению другого.
Метод сотрудничества. Формирует умение согласовывать свои действия с активностью
партнёров, например, предлагать школьникам подготовить в группах ответы на вопросы,
заранее написанные на доске.
Метод «мозгового штурма». Формирует умение продолжать и развивать мысль
одноклассника, например, на уроке математики при решении сложной логической задачи
можно предложить учащимся вслух по очереди обмениваться идеями о способах решения
задачи.
Регулятивные УУД
Кейс-технология (анализ конкретных ситуаций). учителем специально
разрабатываются конкретные жизненные ситуации, которые впоследствии будут
разбираться учащимися.
Дебаты. Учитель предварительно даёт детям задание подготовиться к предстоящей
дискуссии, указывает учащимся нужное направление работы, консультирует.
Задания, побуждающие к представлению материала в схематическом виде.
Побуждают учащихся к планированию, контролю и оценке своей деятельности, внесению
изменений в ходе работы и сравнению итога с эталоном.
Задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию. Например, в
учебниках математики даются задания, нацеленные на оценку и прогнозирование
результата вычислений.
Личностные УУД
Технология проблемного диалога. Стимулирует мотивацию учения, повышает
познавательный интерес, формирует самостоятельность и убеждения.
Проектная деятельность. Формирует накопление смыслов, оценок, отношений,
позитивных поведенческих стереотипов.
Технология ситуативного обучения. Формирует умение демонстрировать свою
позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку
других, навыки конструктивного взаимодействия.
Технология продуктивного чтения. Формирует личностные УУД, если анализ текста
порождает оценочные суждения.
Технология уровневой дифференциации. Формирует адекватную самооценку,
саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
Формирование УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного
процесса: на различных уроках и даже во внеурочной деятельности.
Универсальные учебные действия в широком смысле — это способность организовать
любую деятельность:
— ставить цель;
— ориентироваться в ситуации;
— планировать, с помощью каких действий можно достичь цели в этой ситуации;
— контролировать и регулировать себя по время работы;
— концентрироваться в течение длительного времени;
проверять результаты работы;
— анализировать проделанную работу: что было сделать сложно, что легко и почему.
Регулятивные УУД помогают ребёнку учиться.
В нейропсихологии соответствующие психические структуры называют регуляторными
функциями или функциями регуляции, программирования и контроля. В поведении
ребёнка признаками слабости регуляторных функций могут быть:
— невнимательность;
— импульсивность, чрезмерная подвижность;
— высокая утомляемость;
— забывчивость, неорганизованность;
— конфликтность, сложности в общении со сверстниками;
— нестабильность результатов, которую нельзя объяснить непониманием темы.
Для регуляторной дисграфии и дискалькулии характерны следующие специфические
ошибки:
— пропуск и вставка элементов букв, слогов, слов;
— излишнее повторение или вставка элементов букв и слогов;
— «слипание» слов друг с другом;
— орфографические ошибки при знании правил;
— путаница в действиях при решении задачи (ребёнок импульсивно «жонглирует»
условиями задачи, не вчитываясь в них).
Регуляторные функции развивает не только учёба, но и игры, спорт, творчество — любая
интересная ребёнку деятельность.
Если детей в классе разделить по степени развития регулятивных УУД, образуются три
условные группы учеников: «сильные», «средние» и «слабые». Разберём стратегию
работы с каждой группой.
У детей с хорошо сформированными регуляторными функциями в первую очередь нужно
развивать:
— умение ставить цели — то есть конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и
ограниченные по времени;
— рефлексию — способность оценивать самого себя: что у меня хорошо получается и что
мне интересно;
— навыки тайм-менеджмента.
Детей средней группы важно научить конкретным учебным навыкам:
— осознавать цель работы, например, «Сейчас я учусь выделять главные члены
предложения»;
— ориентироваться в условиях заданий: повторять их по памяти, выделять маркером
ключевые слова;
— проверять самого себя: контролировать промежуточный результат, сравнивать вопрос
и полученный ответ, следить за ходом решения;
— составлять план действий и чётко ему следовать: например, собрать чек-лист для
решения контрольной работы или разбора слова по составу;
— оценивать самого себя в конце занятия: понять, что было сложно или легко, что было
действительно интересно.
Ребёнку также нужно помогать отслеживать личную динамику по каждому предмету, а
лучше — по конкретной теме. Очень хорошо, если такая аналитика будет отмечать успехи
ребёнка и вдохновлять его на учёбу.
Помочь слабому ребёнку более осознанно управлять своим поведением можно путём
целенаправленной работы учителя в команде с родителями и психологом или
нейропсихологом. Навыки саморегуляции поможет развить специальная коррекционная
работа: развивающие игры и упражнения, режим, правила повседневной жизни.
Учителю важно помнить об особенностях работы с детьми с относительной
несформированностью регуляторных функций:
— уберите всё лишнее из поля зрения ребёнка: на парте должен остаться необходимый
минимум вещей;
— дозируйте нагрузку, устраивайте перерывы каждые 10–15 минут;
— разбейте сложное задание на части и давайте инструкцию в начале каждого этапа:
например, сначала попросите прочитать текст, а после прочтения дайте задание найти все
глаголы;
— помогите ребёнку начать: прикоснитесь к нему, обратитесь по имени, посмотрите в
глаза;
— формулируйте задания коротко — они должны звучать как инструкция: послушай,
запомни, остановись и проверь, подумай;
— давайте чёткую обратную связь: объясняйте, что именно ребёнок сделал не так;
— подробно объясняйте причину ошибки: «механическое» копирование и повторение
малоэффективно в работе с такими детьми;
— давайте время на «вхождение» в задание, а при создании комплекта упражнений
учитывайте, что такие дети долго «разгоняются» и быстро истощаются.
Способы формирования УУД в учебном процессе
-
развивать
умение
учеников
оценивать
свою
работу
с
использованием
предложенных алгоритмов.
- обращать внимание на развивающую ценность любого задания.
- не сравнивать обучающихся между собой, а оценивать достижения каждого
ученика в рамках успешности его собственной деятельности.
- осуществлять связь учебных заданий с жизненным опытом обучающихся.
-
объяснять
на
уроке
новый
материал,
привлекая
детей
к
открытию
дополнительных знаний.
- обучать приемам работы в группах, показывая способы принятия единых
решений.
- помогать разрешать учебные конфликты, показывая возможные варианты
решения.
- уделять внимание самопроверке.
- учить школьников навыкам работы с информацией – пересказу, составлению
плана, знакомить с разными источниками, используемыми для поиска информации.
- обращать внимание на развитие памяти и логических операций мышления.
- учить работе по алгоритму и применяя нестандартные способы решения учебных
задач.
- использовать проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
- учить делать нравственный выбор в различных жизненных ситуациях.
- показывать необходимость умения планировать и прогнозировать свои действия.
- включать учеников в конструктивную деятельность, привлекая их к организации
мероприятий и поощряя инициативы детей.
- давать шанс исправить ошибку, учить детей не бояться допускать ошибки и
стремиться к их исправлению
- показывать и объяснять, за что была поставлена та или иная отметка, учить детей
оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
- позволять школьникам участвовать в процессе оценивания ответов друг друга.
-
помогать
ученику
найти
самого
себя,
моделируя
индивидуальный
образовательный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
- учить школьников ставить цели и искать пути их достижения, а также решения
возникающих проблем.
- учить составлять план действий, перед началом работы.
- транслировать позитивные ценности.
- учить различным способам выражения своих мыслей, искусству спора,
отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
- учить способам эффективного запоминания и организации деятельности.
- показывать, как распределять роли и обязанности, работая в команде
- активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное
сотрудничество между учениками.
- организовывать работу в парах сменного состава, конструктивную совместную
деятельность.