Напоминание

Использование технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи


Автор: Комлева Ксения Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №172
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у

детей с общим недоразвитием речи

На

современном

этапе

обновления

содержания

дошкольного

образования особое место отводится сопровождению детей с ограниченными

возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями речи.

Учителя-логопеды находятся в постоянном поиске эффективных

методов, приемов, технологий, которые бы способствовали не только

коррекции речевых нарушений у детей, но и развивали бы представление

ребенка об окружающем мире.

Особые трудности наши воспитанники испытывают при формировании

связной речи, а любая трудность вызывает сопротивление у детей, тем самым

снижая эффект обучения.

С целью сохранения интереса у воспитанников к образовательной

деятельности, я остановилась на таком приеме как сочинение сказок, в

основу которого легла технология «Сказка Проппа».

Автором

технологии

является

известный

исследователь

сказок,

учёный-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, который, проанализировав

структуру русских народных сказок, выделил в них набор постоянных

структурных элементов, или функций, которые изобразил с помощью

наглядных опорных карт, каждая из которых несет в себе сказочную

ситуацию. Использование опорных карт, по замыслу автора, должно

способствовать формированию у детей умения продумывать замысел сказки,

следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет и героев.

Изучив данную технологию, я посчитала возможным, адаптировать ее

к обучению детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так

как

сказка

максимально

ориентирована

на

потребность

ребёнка

в

эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно участники и

зрители

происходящего.

Использование

сказочного

сюжета

позволяет

добиваться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении

всего занятия.

Таким

образом,

мной

был

разработан

поэтапный

алгоритм

использования

опорных

карт

в

работе

над

составлением

связного

высказывания

На первом этапе знакомства детей со сказкой используются 5 – 7

опорных карты, которые раскрывают ее структуру. На этом этапе ведущая

роль принадлежит педагогу, а дети помогают, договаривают конец фразы,

догадываются

о

дальнейшем

событии,

осознают

структуру

речевого

высказывания.

Не секрет, что детям с нарушением речи сложно начать любое

повествование. Такой опорой, отправной точкой в сочинении сказки служит

карта «Жили-были», которая используется в зачине для приглашения в

сказку и заинтересованности слушателей.

Составить детям сюжет сказки и разнообразить его событиями

позволяют

карты: «Особое обстоятельство», «Запрет», «Нарушение

запрета», «Герой покидает дом», «Появление друга-помощника». Эти

карты являются носителями речевых клише и строятся на ритмических

присловьях,

которые

характеризуют

разные

действия

и

описания

персонажей. На основе данных карт строится повествование сказки.

ПРИМЕР: Жили-были, в некотором царстве, в тридевятом государстве,

жили-поживали, в стародавние времена…

Для того чтобы ребенку было легко закончить сказку и вернуться к

реальной действительности используется карта «Счастливый конец».

ПРИМЕР: Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам

текло, а в рот не попало. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Вот и сказки

конец, а кто слушал – молодец и т.д.

На втором этапе обучения добавляются карты: «Способ достижения

цели», «Получение волшебного средства»,

с помощью

которых

дети

вводят в сказку сказочные предметы, героев с выявлением позитивных и

негативных черт их характера.

При целесообразном использовании особую эффективность дают

специальные игры и упражнения типа:

«Чудеса в решете», «Что в дороге пригодится» - (скатерть-самобранка,

аленький цветочек и т.д.) - выявление различных чудес: как и с помощью

чего осуществляется превращение, волшебство.

«Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера

героев.

Следующий этап (третий)- это знакомство с волшебными функциями

сказки. Дети с педагогом читают сказку и «выкладывают» ее по функциям

при сопровождении схематических изображений - карт: «Герой покидает

дом», «Враг начинает действовать», «Герой вступает в битву с врагом».

Именно на данном этапе по обучению сочинения сказки наиболее ярко

проявляется сотрудничество педагога и ребёнка.

По

мере

накопления

опыта

детям

предлагаются

задания

с

усложнениями:

- выставить карты по ходу сюжета;

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке;

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки;

-определить отсутствие знакомой карты;

-отделить лишнюю карту.

Количество предъявляемых карт, зависит только от запоминания их

значений детьми, индивидуальных способностей и речевых возможностей.

Общее количество карт на данном этапе может варьироваться от 5 до

14 штук.

По мере накопления опыта рассказывания простых сказок, ребенок

вводит в содержание знакомых сказок нового героя, или меняет героев.

Неизменными остаются начало и конец сказки. Педагог должен следить за

тем, чтобы ребенок не потерял сказочную канву сюжета.

На четвертом

этапе предполагается развитие самостоятельности в

пересказывании сказки с опорой на уже известные ребенку карты Проппа. На

данном этапе работы педагог должен научить ребенка выделять узловые

моменты сказки, затем выстраивать схемы по сюжету сказки, а далее,

добавляя опорные карты попробовать пересказать сказку самостоятельно.

(пример пересказа сказки)

Особое внимание детей уделяет присказке и концовке сказки,

обсуждает присутствие в сказке волшебных предметов и действий, делает

акцент на логике повествования.

Через несколько дней педагог напоминает детям сказку и предлагает

пересказать её по картам. Начинает пересказ педагог, а дети постепенно

включаются в работу по ходу сказки. Затем, с помощью опорных карт дети

пытаются самостоятельно пересказать сказку. Количество используемых

карт зависит от содержания и объема сказки.

Только после того, как дети смогут свободно пересказать несколько

сказок с использованием опорных карт, работа на данном этапе может

считаться завершённой.

На заключительном этапе дети демонстрируют умение сочинять

собственные сказки.

Задача педагога – предварительно обсудить с ребенком, кто будет

главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства

будут у героя, какими будут зачин и концовка, какие сказочные слова будут

в сказке и т.д. Количество используемых карт не имеет значения, на первый

план выходит авторская сказка.

И сейчас мы с вами попробуем придумать сказку «Колобок» на новый

лад

В

процессе

сочинительства

педагог

поддерживает

фантазию

и

воображение ребёнка, если есть необходимость, помогает сохранить канву

сказки.

В конечном результате, дети сочиняют свою собственную сказку, а

затем представляют ее слушателям.

Тем самым, используемая нами технология «Сказки Проппа»

позволяет не только формировать у дошкольников любовь к сказке, к красоте

и образности родного языка, а также является эффективным способом

формирования связной речи, креативности мышления, развития предпосылок

читательской грамотности и инженерного мышления.



В раздел образования