Автор: Комлева Ксения Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №172
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование
Использование технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у
детей с общим недоразвитием речи
На
современном
этапе
обновления
содержания
дошкольного
образования особое место отводится сопровождению детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями речи.
Учителя-логопеды находятся в постоянном поиске эффективных
методов, приемов, технологий, которые бы способствовали не только
коррекции речевых нарушений у детей, но и развивали бы представление
ребенка об окружающем мире.
Особые трудности наши воспитанники испытывают при формировании
связной речи, а любая трудность вызывает сопротивление у детей, тем самым
снижая эффект обучения.
С целью сохранения интереса у воспитанников к образовательной
деятельности, я остановилась на таком приеме как сочинение сказок, в
основу которого легла технология «Сказка Проппа».
Автором
технологии
является
известный
исследователь
сказок,
учёный-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, который, проанализировав
структуру русских народных сказок, выделил в них набор постоянных
структурных элементов, или функций, которые изобразил с помощью
наглядных опорных карт, каждая из которых несет в себе сказочную
ситуацию. Использование опорных карт, по замыслу автора, должно
способствовать формированию у детей умения продумывать замысел сказки,
следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет и героев.
Изучив данную технологию, я посчитала возможным, адаптировать ее
к обучению детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так
как
сказка
максимально
ориентирована
на
потребность
ребёнка
в
эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно участники и
зрители
происходящего.
Использование
сказочного
сюжета
позволяет
добиваться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении
всего занятия.
Таким
образом,
мной
был
разработан
поэтапный
алгоритм
использования
опорных
карт
в
работе
над
составлением
связного
высказывания
На первом этапе знакомства детей со сказкой используются 5 – 7
опорных карты, которые раскрывают ее структуру. На этом этапе ведущая
роль принадлежит педагогу, а дети помогают, договаривают конец фразы,
догадываются
о
дальнейшем
событии,
осознают
структуру
речевого
высказывания.
Не секрет, что детям с нарушением речи сложно начать любое
повествование. Такой опорой, отправной точкой в сочинении сказки служит
карта «Жили-были», которая используется в зачине для приглашения в
сказку и заинтересованности слушателей.
Составить детям сюжет сказки и разнообразить его событиями
позволяют
карты: «Особое обстоятельство», «Запрет», «Нарушение
запрета», «Герой покидает дом», «Появление друга-помощника». Эти
карты являются носителями речевых клише и строятся на ритмических
присловьях,
которые
характеризуют
разные
действия
и
описания
персонажей. На основе данных карт строится повествование сказки.
ПРИМЕР: Жили-были, в некотором царстве, в тридевятом государстве,
жили-поживали, в стародавние времена…
Для того чтобы ребенку было легко закончить сказку и вернуться к
реальной действительности используется карта «Счастливый конец».
ПРИМЕР: Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам
текло, а в рот не попало. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Вот и сказки
конец, а кто слушал – молодец и т.д.
На втором этапе обучения добавляются карты: «Способ достижения
цели», «Получение волшебного средства»,
с помощью
которых
дети
вводят в сказку сказочные предметы, героев с выявлением позитивных и
негативных черт их характера.
При целесообразном использовании особую эффективность дают
специальные игры и упражнения типа:
«Чудеса в решете», «Что в дороге пригодится» - (скатерть-самобранка,
аленький цветочек и т.д.) - выявление различных чудес: как и с помощью
чего осуществляется превращение, волшебство.
«Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера
героев.
Следующий этап (третий)- это знакомство с волшебными функциями
сказки. Дети с педагогом читают сказку и «выкладывают» ее по функциям
при сопровождении схематических изображений - карт: «Герой покидает
дом», «Враг начинает действовать», «Герой вступает в битву с врагом».
Именно на данном этапе по обучению сочинения сказки наиболее ярко
проявляется сотрудничество педагога и ребёнка.
По
мере
накопления
опыта
детям
предлагаются
задания
с
усложнениями:
- выставить карты по ходу сюжета;
-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке;
-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки;
-определить отсутствие знакомой карты;
-отделить лишнюю карту.
Количество предъявляемых карт, зависит только от запоминания их
значений детьми, индивидуальных способностей и речевых возможностей.
Общее количество карт на данном этапе может варьироваться от 5 до
14 штук.
По мере накопления опыта рассказывания простых сказок, ребенок
вводит в содержание знакомых сказок нового героя, или меняет героев.
Неизменными остаются начало и конец сказки. Педагог должен следить за
тем, чтобы ребенок не потерял сказочную канву сюжета.
На четвертом
этапе предполагается развитие самостоятельности в
пересказывании сказки с опорой на уже известные ребенку карты Проппа. На
данном этапе работы педагог должен научить ребенка выделять узловые
моменты сказки, затем выстраивать схемы по сюжету сказки, а далее,
добавляя опорные карты попробовать пересказать сказку самостоятельно.
(пример пересказа сказки)
Особое внимание детей уделяет присказке и концовке сказки,
обсуждает присутствие в сказке волшебных предметов и действий, делает
акцент на логике повествования.
Через несколько дней педагог напоминает детям сказку и предлагает
пересказать её по картам. Начинает пересказ педагог, а дети постепенно
включаются в работу по ходу сказки. Затем, с помощью опорных карт дети
пытаются самостоятельно пересказать сказку. Количество используемых
карт зависит от содержания и объема сказки.
Только после того, как дети смогут свободно пересказать несколько
сказок с использованием опорных карт, работа на данном этапе может
считаться завершённой.
На заключительном этапе дети демонстрируют умение сочинять
собственные сказки.
Задача педагога – предварительно обсудить с ребенком, кто будет
главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства
будут у героя, какими будут зачин и концовка, какие сказочные слова будут
в сказке и т.д. Количество используемых карт не имеет значения, на первый
план выходит авторская сказка.
И сейчас мы с вами попробуем придумать сказку «Колобок» на новый
лад
В
процессе
сочинительства
педагог
поддерживает
фантазию
и
воображение ребёнка, если есть необходимость, помогает сохранить канву
сказки.
В конечном результате, дети сочиняют свою собственную сказку, а
затем представляют ее слушателям.
Тем самым, используемая нами технология «Сказки Проппа»
позволяет не только формировать у дошкольников любовь к сказке, к красоте
и образности родного языка, а также является эффективным способом
формирования связной речи, креативности мышления, развития предпосылок
читательской грамотности и инженерного мышления.