Автор: Расулова Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СШ № 15
Населённый пункт: города Камышин Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическое сопровождение профилактики девиантного поведения среди детей и подростков в общеобразовательном учреждении"
Раздел: среднее образование
«Психологическое сопровождение профилактики девиантного поведения
среди детей и подростков в общеобразовательном учреждении»
О.В.Расулова, педагог-психолог
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 15
городского округа-город Камышин Волгоградской области
Современные дети и подростки живут в мире, сложном по своему содержанию и
тенденциям
социализации.
Напряженная,
неустойчивая
социальная,
экономическая,
экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе,
оказывает влияние на личностное развитие и поведение растущих людей. Особую тревогу
вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная
опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Одним из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего
поколения
в
обществе
является
состояние
и
тенденции
подростковых
правонарушений.
Показатели официальной статистики дают основание полагать, что подростки с большим
трудом адаптируются к новым социально-экономическим условиям. И основные причины
девиантного поведения несовершеннолетних связаны, прежде всего, с теми экономическими,
политическими
и
культурными
преобразованиями,
которые
происходят
в
нашей
стране
и
оказывают далеко не самое благоприятное воздействие на подростков.
Таким
образом,
одной
из
серьезнейших
проблем
современного
общества
остается
проблема девиантного поведения детей, проблема, которая вызывает глубокое беспокойство
педагогов, психологов и других специалистов.
Наша задача – предотвратить возникновение противоправных действий среди детей и
подростков, и одним из важнейших направлений деятельности общеобразовательной школы
является профилактика асоциального поведения среди учащихся.
Большая
роль
в
данном
виде
работы
отводится
и
школьному
психологу,
которая
заключается в том, что педагог-психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда,
когда
еще
нет
сложностей
в
работе
с
ребенком,
он
предупреждает
эти
сложности
как
возможные.
С этой целью мною реализовывались мероприятия профилактического характера среди
обучающихся и их родителей. Все они имели традиционную форму проведения: беседы,
лекции, отдельные практические задания, психологические тесты. Но наблюдение за детьми
показало, что эти виды деятельности недостаточно интересны для них, они не оказывают
должного позитивного воздействия на подрастающее поколение.
Это подтвердили и результаты анкетирования детей. В своих ответах они указали, что
наибольший интерес вызывает у них мероприятия, на которых они могут играть, рисовать,
свободно передвигаться по классу, взаимодействуя друг с другом, одним словом им интересна
нестандартность их деятельности, отличная от работы на обычных уроках.
Эти факторы привели меня к необходимости изменить формы работы с детьми и
внедрить в первичную профилактику асоциального поведения психологические методики и
технологии, такие как арттерапия, игровое моделирование, аквариум, сказкотерапия и другие.
Данные технологии способствуют:
формированию ценностных ориентаций и социальных навыков, позволяющие адаптироваться
в условиях коллектива классы и школы;
выработке адекватных и эффективных навыков общения;
формированию у детей и подростков «здоровых» моделей образа жизни,
формированию
мотивации
развития
своей
личности
посредством
осознания
своих
внутренних переживаний;
приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений;
укреплению
волевых
качеств
и
психической
устойчивости
по
отношению
к
неудачам,
трудностям и преградам.
Так, например, интенсивное личностное общение, которое разворачивается в рамках
тренинга, обеспечивает уникальные условия для развития мотивации межличностного общения
и
познавательной
мотивации,
коммуникативной
компетентности
и
рефлексивных
качеств
участников тренинга. Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию,
но
и
осознать
проблемы
и
причины
личностных
трудностей,
обучить
ребенка
новым
адаптивным
способам
поведения,
улучшить
его
субъективное
самочувствие,
укрепить
психическое здоровье.
При кооперативном обучении дети взаимодействуют лицом к лицу, решая общую задачу,
имея
общие
ресурсы.
Между
ними
существует
позитивная
взаимозависимость,
личная
ответственность за происходящее и коллективно-распределительный способ деятельности. Как
вы
понимаете,
конечно,
совместная
работа
в
группе
позволяет
формировать
качества
социальной и личностной компетентности учащихся.
Если
мы
возьмем
игровое
моделирование
реальных
ситуаций,
то
увидим
как
формируется устойчивая мотивация, связь обучения с практикой, создание особой атмосферы –
доверия, раскованности, свободы творчества. Этот метод позволяют тренировать социально
желательное
поведение
подростков,
развивать
уверенность,
делать
осмысленный
выбор
и
импровизировать в значимых ситуациях.
Нельзя
недооценивать
арттерапевтические
технологии,
цель
которых,
установление
гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Творя, дети
обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с «большим» миром и наиболее точно
выражающий
их
внутренний
мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные
эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку,
адаптивные способности детей к повседневной жизни.
В
ходе
проведения
мероприятий
с
использованием
методик
психологического
воздействия мне очень хорошо виден результат: происходит улучшение психоэмоционального
состояния обучающихся, положительно изменяется образ «Я», сглаживаются отклонения в
поведении, в социальной адаптации.
Опыт
работы
доказывает:
когда
деятельность
психолога
по
предупреждению
асоциальных поступков осуществляется систематически, комплексно, является позитивной в
своей основе, то он достигает видимых результатов: заметно повышается уровень развития
детей, духовно-нравственное оздоровление социума, снижается рост негативных явлений в
детской среде.
Если мы посмотрим на диаграмму, то увидим, в школе уменьшается количество детей,
состоящих на внутришкольном учете, а это и является главным результатом моей работы по
профилактике девиантного поведения.