Напоминание

"Психологическое сопровождение профилактики девиантного поведения среди детей и подростков в общеобразовательном учреждении"


Автор: Расулова Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СШ № 15
Населённый пункт: города Камышин Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическое сопровождение профилактики девиантного поведения среди детей и подростков в общеобразовательном учреждении"
Раздел: среднее образование





Назад




«Психологическое сопровождение профилактики девиантного поведения

среди детей и подростков в общеобразовательном учреждении»

О.В.Расулова, педагог-психолог

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 15

городского округа-город Камышин Волгоградской области

Современные дети и подростки живут в мире, сложном по своему содержанию и

тенденциям

социализации.

Напряженная,

неустойчивая

социальная,

экономическая,

экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе,

оказывает влияние на личностное развитие и поведение растущих людей. Особую тревогу

вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная

опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Одним из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего

поколения

в

обществе

является

состояние

и

тенденции

подростковых

правонарушений.

Показатели официальной статистики дают основание полагать, что подростки с большим

трудом адаптируются к новым социально-экономическим условиям. И основные причины

девиантного поведения несовершеннолетних связаны, прежде всего, с теми экономическими,

политическими

и

культурными

преобразованиями,

которые

происходят

в

нашей

стране

и

оказывают далеко не самое благоприятное воздействие на подростков.

Таким

образом,

одной

из

серьезнейших

проблем

современного

общества

остается

проблема девиантного поведения детей, проблема, которая вызывает глубокое беспокойство

педагогов, психологов и других специалистов.

Наша задача – предотвратить возникновение противоправных действий среди детей и

подростков, и одним из важнейших направлений деятельности общеобразовательной школы

является профилактика асоциального поведения среди учащихся.

Большая

роль

в

данном

виде

работы

отводится

и

школьному

психологу,

которая

заключается в том, что педагог-психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда,

когда

еще

нет

сложностей

в

работе

с

ребенком,

он

предупреждает

эти

сложности

как

возможные.

С этой целью мною реализовывались мероприятия профилактического характера среди

обучающихся и их родителей. Все они имели традиционную форму проведения: беседы,

лекции, отдельные практические задания, психологические тесты. Но наблюдение за детьми

показало, что эти виды деятельности недостаточно интересны для них, они не оказывают

должного позитивного воздействия на подрастающее поколение.

Это подтвердили и результаты анкетирования детей. В своих ответах они указали, что

наибольший интерес вызывает у них мероприятия, на которых они могут играть, рисовать,

свободно передвигаться по классу, взаимодействуя друг с другом, одним словом им интересна

нестандартность их деятельности, отличная от работы на обычных уроках.

Эти факторы привели меня к необходимости изменить формы работы с детьми и

внедрить в первичную профилактику асоциального поведения психологические методики и

технологии, такие как арттерапия, игровое моделирование, аквариум, сказкотерапия и другие.

Данные технологии способствуют:

формированию ценностных ориентаций и социальных навыков, позволяющие адаптироваться

в условиях коллектива классы и школы;

выработке адекватных и эффективных навыков общения;

формированию у детей и подростков «здоровых» моделей образа жизни,

формированию

мотивации

развития

своей

личности

посредством

осознания

своих

внутренних переживаний;

приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений;

укреплению

волевых

качеств

и

психической

устойчивости

по

отношению

к

неудачам,

трудностям и преградам.

Так, например, интенсивное личностное общение, которое разворачивается в рамках

тренинга, обеспечивает уникальные условия для развития мотивации межличностного общения

и

познавательной

мотивации,

коммуникативной

компетентности

и

рефлексивных

качеств

участников тренинга. Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию,

но

и

осознать

проблемы

и

причины

личностных

трудностей,

обучить

ребенка

новым

адаптивным

способам

поведения,

улучшить

его

субъективное

самочувствие,

укрепить

психическое здоровье.

При кооперативном обучении дети взаимодействуют лицом к лицу, решая общую задачу,

имея

общие

ресурсы.

Между

ними

существует

позитивная

взаимозависимость,

личная

ответственность за происходящее и коллективно-распределительный способ деятельности. Как

вы

понимаете,

конечно,

совместная

работа

в

группе

позволяет

формировать

качества

социальной и личностной компетентности учащихся.

Если

мы

возьмем

игровое

моделирование

реальных

ситуаций,

то

увидим

как

формируется устойчивая мотивация, связь обучения с практикой, создание особой атмосферы –

доверия, раскованности, свободы творчества. Этот метод позволяют тренировать социально

желательное

поведение

подростков,

развивать

уверенность,

делать

осмысленный

выбор

и

импровизировать в значимых ситуациях.

Нельзя

недооценивать

арттерапевтические

технологии,

цель

которых,

установление

гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Творя, дети

обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с «большим» миром и наиболее точно

выражающий

их

внутренний

мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные

эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку,

адаптивные способности детей к повседневной жизни.

В

ходе

проведения

мероприятий

с

использованием

методик

психологического

воздействия мне очень хорошо виден результат: происходит улучшение психоэмоционального

состояния обучающихся, положительно изменяется образ «Я», сглаживаются отклонения в

поведении, в социальной адаптации.

Опыт

работы

доказывает:

когда

деятельность

психолога

по

предупреждению

асоциальных поступков осуществляется систематически, комплексно, является позитивной в

своей основе, то он достигает видимых результатов: заметно повышается уровень развития

детей, духовно-нравственное оздоровление социума, снижается рост негативных явлений в

детской среде.

Если мы посмотрим на диаграмму, то увидим, в школе уменьшается количество детей,

состоящих на внутришкольном учете, а это и является главным результатом моей работы по

профилактике девиантного поведения.



В раздел образования