Автор: Попкова Светлана Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: город Крымск
Наименование материала: Статья
Тема: Развивающая предметно - пространственная среда – как средство поддержки инициативы и самостоятельности
Раздел: дошкольное образование
Развивающая предметно -
пространственная среда – как средство
поддержки инициативы и
самостоятельности
Введение.
Поддержка
инициативы
и
самостоятельности
дошкольников в различных видах деятельности.
Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт
широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и
сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
В
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что одним из
основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в
различных видах деятельности, а одной из задач – развитие инициативы,
самостоятельности и ответственности у детей.
Самостоятельность - обобщенное свойство личности, проявляющееся в
инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной
ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициатива - (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в
каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности,
предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Самостоятельность -
одно
из
ведущих
качеств
личности,
выражающееся в умении действовать сознательно и инициативно не только в
знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия
нестандартных решений.
Инициативность у детей неразрывна с проявлением любознательности,
пытливости
ума,
изобретательности.
Развитие
самостоятельности
и
инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением дошкольником
разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность
проявлять свою субъектную позицию. Каждая деятельность оказывает
своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях
детского сада осуществляется с помощью:
- создания условий для свободного выбора детьми деятельности,
участников совместной деятельности;
- создания условий для принятия детьми решений, выражения своих
чувств и мыслей;
- не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и
самостоятельности
в
разных
видах
деятельности
(игровой,
исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к
взрослым на основе собственного побуждения.
Организация развивающей предметно - пространственной среды
дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда является одним из
элементов пространства детской реализации. Главная задача педагога при
организации развивающей предметной среды состоит в создании детям
возможности
выбора
занятий
по
своим
интересам,
проявления
самостоятельности
и
инициативы,
в
обеспечении
условий
для
самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование,
конструирование, проекты и пр.)
Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространство
группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон
(«центры», «уголки», «площадки», «мастерские» и пр.), оснащенных
большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы
для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Разделение пространства в помещении группы на центры активности
способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и
позволяет
детям
заниматься
конкретной
деятельностью,
используя
конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со
стороны взрослого.
Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше
понимать, где и как работать с материалами.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
выполняет
образовательную,
развивающую,
воспитывающую,
стимулирующую
функции. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо
менять, обновлять и пополнять. РППС должна быть не только развивающей,
но и развивающейся. Должно быть, разделение на зоны с помощью
различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные
ширмы, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования.
Основные
принципы
организации
развивающей
предметно-
пространственной среды:
1.
Содержательно - насыщенная - средства обучения, инвентарь,
оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской
деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность
самовыражения детей.
2.
Трансформируемая - возможность изменения РППС в зависимости
от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.
3.
Полифункциональная - возможность разнообразного использования
составляющих РППС в разных видах детской активности.
4.
Доступная - свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим
все
виды
детской
деятельности.
5.
Безопасная - соответствие элементов РППС требованиям СЭС,
пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
Развивающая предметно - пространственная среда группы должна
обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей
возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной
деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию
ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность.
Требования РППС по образовательным областям
Учитывая
требования ФГОС
развивающая
предметно
-
пространственная среда делится на пять образовательных областей:
Социально - коммуникативная;
Познавательная;
Речевая;
Художественно - эстетическая;
Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально - коммуникативное развитие:
Центр ПДД;
Центр пожарной безопасности;
Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
Центр «Уголок Природы»;
Центр сенсорного развития;
Центр конструктивной деятельности;
Центр математического развития;
Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
Центр Книги;
Художественно-эстетическое развитие:
Центр ИЗО или уголок творчества;
Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Физическое развитие:
Центр физического развития
Игра «Кто быстрее?»
Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный
ответ:
1. «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду
называется…» (Развивающая предметно-пространственная среда);
2. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих
предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая
деятельность);
3. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих
предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь
погоды? (познание);
4. О каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в
двигательной активности, организация самостоятельной двигательной
активности, развитие представлений детей о разных видах спорта?
(«Центр физического развития»);
5. О каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств,
формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование
интереса
к
произведениям
искусства,
формирование
навыков
изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
6. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат
следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь,
микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т.д.
(«Центр экспериментирования»);
7. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат
следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и
мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек,
крупные и мелкие объемные формы и т.д. («Центр конструирования»);
8. Как называется предмет, который дети используют в игре вместо
другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (предмет-
заместитель);
9. Как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют
на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление
помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде (участок,
спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток);
Выделение центров активности
.
Центры активности должны быть четко выделены. Игры наиболее
эффективны, если детей, находящихся в том или ином центре, не отвлекают
проходящие через центр люди. Поэтому при планировании центров
активности нужно заранее предусмотреть места для проходов, которые не
будут проходить через пространство центра. Выделять центры активностей
можно при помощи низких стеллажей, столов или с помощью ковровых
покрытий, мольбертов и пр.
Заключение
Таким
образом,
правильно
организованная
предметно
-
пространственная среда и ее содержательное наполнение, организация
совместной практической деятельности взрослых и детей, поддержка
инициативы в разных видах деятельности также являются важными
условиями развития детской познавательной активности и творчества.
А педагогу дошкольного образования важно владеть способами
поддержки детской инициативы, от реализации которой зависит успешное
развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то
есть фактическая реализация ФГОС ДО.
Также развивающая предметно - пространственная среда способствует
установлению, утверждению чувства уверенности в себе, психологической
защищенности, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать
свои
способности,
стимулировать
проявление
им
самостоятельности,
инициативности, творчества.
Преобразовывая предметно - пространственную среду в соответствии с
ФГОС
необходимо
обратить
внимание
на
оснащение
групп
полифункциональной
мебелью,
пособиями,
играми
и
игрушками,
способствующими стимулированию инициативы и самостоятельности детей.
Здесь успех, в первую очередь, зависит от компетентности, желания и
творчества педагогов.
Важно
отметить,
что
роль
взрослого
заключается
не
только
и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать
«голос
ребенка»,
сколько
обеспечить
процесс
реализации
ребенком
собственных идей, замыслов, переживаний.