Напоминание

"Ну и снеговик"


Авторы: Степанова Светлана Дмитриевна, Баликовская Елена Валерьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №31" (дошкольное отделение)
Населённый пункт: Артёмовский городской округ
Наименование материала: занятие
Тема: "Ну и снеговик"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие по развитию речи в средней группе

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»

Цель:

Учить детей составлять короткий связный рассказ по картине «Вот это снеговик!».

Задачи:

- Активизировать и обогащать словарь по темам «Зима», «Снеговик»

(существительные, прилагательные, глаголы).

- Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением, составлять

высказывание из 3–5 предложений.

- Развивать связную речь, внимание, наблюдательность и воображение.

- Воспитывать интерес к зимним играм, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

Картина «Вот это снеговик!», мнемотаблица (пиктограммы), отдельные

картинки/карточки: дети, снег, снеговик, ведро, морковка, варежки, лопата, метла;

«снежок»-мяч, магнитная доска или мольберт, фишки/снежинки для поощрения.

Ход занятия

1. Организационный момент. Мотивация (1–3 минуты)

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела снежинка. Она шепнула, что видела

необыкновенного снеговика и просит нас рассказать о нём. Поможем снежинке?

Краткая беседа:

– Какое сейчас время года?

– Какой зимой снег? (белый, холодный, пушистый и т.д.)

– Что люди делают зимой на улице? (катаются, лепят снеговика, играют в снежки).

Сообщение темы:

– Сегодня будем учиться рассказывать по картине «Вот это снеговик!

2. Рассматривание картины (5 минут)

Дети вместе с воспитателем рассматривают картину. Вопросы:

- Кто изображён на картине? (дети, снеговик).

- Где находятся дети? Какая сейчас погода? (зимой, на улице, во дворе, идёт снег,

много сугробов).

- Что делают дети? (лепят снеговика, играют в снегу).

- Какой снеговик? (большой, круглый, весёлый, с ведром на голове, с морковкой

вместо носа, с глазами из угольков, с метлой).

- Как вы поняли, что детям весело? (они улыбаются, машут руками, играют со снегом).

Отработка полных ответов:

Ребёнок: «Снеговик большой».

Воспитатель дополняет: «Снеговик большой, круглый и весёлый» – предлагает

повторить всем.

3. Подготовительные речевые игры (7–10 минут)

Игра «Назови ласково»

Воспитатель показывает картинки или указывает на детали на картине: снег, ведро,

нос, варежки, лопата, метла.

Дети образуют ласковые слова: снежок, ведёрко, носик, варежки – варежечки,

метёлочка и т.д.

Игра «Кто что делает?»

Воспитатель берёт «снежок»-мяч, бросает ребёнку и задаёт вопрос:

- Что делают дети? – Дети лепят снеговика.

- Что делает девочка? – Девочка держит метлу.

- Что делает мальчик? – Мальчик лепит большой снежный ком.

- Что делает снеговик? – Снеговик стоит, «смотрит» на детей.

Упражнение «Составь предложение по словам (картинкам)»

На доске или в руках воспитателя – карточки/пиктограммы: дети, снег, снеговик,

играет, лепят.

Дети составляют предложения:

- По одному слову: «Дети гуляют», «Снег идёт».

- По двум словам: «Дети – снеговик» – «Дети слепили большого снеговика».

4. Составление рассказа по мнемотаблице (10–12 минут)

Воспитатель показывает мнемотаблицу (пиктограммы), поясняет, что по этим

картинкам детям будет легче запомнить и рассказать историю.

Пиктограммы (пример):

1-я строка – когда и где:

1) Снежинка и сугроб – «Зимой выпал снег».

2) Дом и дерево в снегу – «Во дворе (на улице, на площадке)».

2-я строка – кто и что сделал:

3) Группа детей в шапках – «Дети вышли гулять».

4) Снеговик из трёх кругов – «Дети слепили снеговика».

3-я строка – какой снеговик:

5) Глазки-точки – «Глаза из угольков».

6) Морковка – «Нос из морковки».

7) Ведро на круге – «На голове ведро».

8) Метла в руке – «В руках метла».

4-я строка – что делают дети, настроение:

9) Дети с поднятыми руками и снежками – «Дети играют, бросают снежки, радуются».

10) Большой снеговик со звёздочками и сердечком, рядом знак «!» – «Вот это

снеговик! Он им очень нравится».

Коллективный рассказ

Воспитатель ведёт пальцем по пиктограммам и задаёт опорные вопросы:

– Когда это было? Где?

– Кто вышел гулять?

– Что дети сделали из снега?

– Какой снеговик получился?

– Что делают дети сейчас? Какое у них настроение?

Дети предлагают фразы, воспитатель мягко объединяет их в общий рассказ.

Индивидуальные рассказы

2–3 ребёнка по очереди рассказывают по той же схеме, опираясь на пиктограммы.

Остальные слушают и отмечают, что им понравилось в рассказе (например: «Ты

хорошо сказал, какой снеговик»).

5. Итог занятия. Рефлексия (3–5 минут)

Беседа:

– О чём мы сегодня говорили?

– Чему научились?

– Кому понравилось придумывать рассказ про снеговика?

Небольшое творческое задание:

– Как вы думаете, что будет дальше? Куда дети поведут снеговика или что с ним

сделают завтра?

Несколько детей добавляют по одному предложению-фантазии.

Подвижное завершение:

Воспитатель предлагает «слепить невидимого снеговика» движениями:

– Лепим большой круг – туловище.

– Лепим круг поменьше – голову.

– Прикрепляем нос-морковку, глаза-угольки, надеваем ведро, даём метлу.

Дети сопровождают движения простыми фразами: «Мы лепим большой ком», «Надели

ведро на голову», «Вот это снеговик!».



В раздел образования