Авторы: Степанова Светлана Дмитриевна, Баликовская Елена Валерьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №31" (дошкольное отделение)
Населённый пункт: Артёмовский городской округ
Наименование материала: занятие
Тема: "Ну и снеговик"
Раздел: дошкольное образование
Занятие по развитию речи в средней группе
Тема: Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»
Цель:
Учить детей составлять короткий связный рассказ по картине «Вот это снеговик!».
Задачи:
- Активизировать и обогащать словарь по темам «Зима», «Снеговик»
(существительные, прилагательные, глаголы).
- Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением, составлять
высказывание из 3–5 предложений.
- Развивать связную речь, внимание, наблюдательность и воображение.
- Воспитывать интерес к зимним играм, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
Картина «Вот это снеговик!», мнемотаблица (пиктограммы), отдельные
картинки/карточки: дети, снег, снеговик, ведро, морковка, варежки, лопата, метла;
«снежок»-мяч, магнитная доска или мольберт, фишки/снежинки для поощрения.
Ход занятия
1. Организационный момент. Мотивация (1–3 минуты)
Воспитатель:
– Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела снежинка. Она шепнула, что видела
необыкновенного снеговика и просит нас рассказать о нём. Поможем снежинке?
Краткая беседа:
– Какое сейчас время года?
– Какой зимой снег? (белый, холодный, пушистый и т.д.)
– Что люди делают зимой на улице? (катаются, лепят снеговика, играют в снежки).
Сообщение темы:
– Сегодня будем учиться рассказывать по картине «Вот это снеговик!
2. Рассматривание картины (5 минут)
Дети вместе с воспитателем рассматривают картину. Вопросы:
- Кто изображён на картине? (дети, снеговик).
- Где находятся дети? Какая сейчас погода? (зимой, на улице, во дворе, идёт снег,
много сугробов).
- Что делают дети? (лепят снеговика, играют в снегу).
- Какой снеговик? (большой, круглый, весёлый, с ведром на голове, с морковкой
вместо носа, с глазами из угольков, с метлой).
- Как вы поняли, что детям весело? (они улыбаются, машут руками, играют со снегом).
Отработка полных ответов:
Ребёнок: «Снеговик большой».
Воспитатель дополняет: «Снеговик большой, круглый и весёлый» – предлагает
повторить всем.
3. Подготовительные речевые игры (7–10 минут)
Игра «Назови ласково»
Воспитатель показывает картинки или указывает на детали на картине: снег, ведро,
нос, варежки, лопата, метла.
Дети образуют ласковые слова: снежок, ведёрко, носик, варежки – варежечки,
метёлочка и т.д.
Игра «Кто что делает?»
Воспитатель берёт «снежок»-мяч, бросает ребёнку и задаёт вопрос:
- Что делают дети? – Дети лепят снеговика.
- Что делает девочка? – Девочка держит метлу.
- Что делает мальчик? – Мальчик лепит большой снежный ком.
- Что делает снеговик? – Снеговик стоит, «смотрит» на детей.
Упражнение «Составь предложение по словам (картинкам)»
На доске или в руках воспитателя – карточки/пиктограммы: дети, снег, снеговик,
играет, лепят.
Дети составляют предложения:
- По одному слову: «Дети гуляют», «Снег идёт».
- По двум словам: «Дети – снеговик» – «Дети слепили большого снеговика».
4. Составление рассказа по мнемотаблице (10–12 минут)
Воспитатель показывает мнемотаблицу (пиктограммы), поясняет, что по этим
картинкам детям будет легче запомнить и рассказать историю.
Пиктограммы (пример):
1-я строка – когда и где:
1) Снежинка и сугроб – «Зимой выпал снег».
2) Дом и дерево в снегу – «Во дворе (на улице, на площадке)».
2-я строка – кто и что сделал:
3) Группа детей в шапках – «Дети вышли гулять».
4) Снеговик из трёх кругов – «Дети слепили снеговика».
3-я строка – какой снеговик:
5) Глазки-точки – «Глаза из угольков».
6) Морковка – «Нос из морковки».
7) Ведро на круге – «На голове ведро».
8) Метла в руке – «В руках метла».
4-я строка – что делают дети, настроение:
9) Дети с поднятыми руками и снежками – «Дети играют, бросают снежки, радуются».
10) Большой снеговик со звёздочками и сердечком, рядом знак «!» – «Вот это
снеговик! Он им очень нравится».
Коллективный рассказ
Воспитатель ведёт пальцем по пиктограммам и задаёт опорные вопросы:
– Когда это было? Где?
– Кто вышел гулять?
– Что дети сделали из снега?
– Какой снеговик получился?
– Что делают дети сейчас? Какое у них настроение?
Дети предлагают фразы, воспитатель мягко объединяет их в общий рассказ.
Индивидуальные рассказы
2–3 ребёнка по очереди рассказывают по той же схеме, опираясь на пиктограммы.
Остальные слушают и отмечают, что им понравилось в рассказе (например: «Ты
хорошо сказал, какой снеговик»).
5. Итог занятия. Рефлексия (3–5 минут)
Беседа:
– О чём мы сегодня говорили?
– Чему научились?
– Кому понравилось придумывать рассказ про снеговика?
Небольшое творческое задание:
– Как вы думаете, что будет дальше? Куда дети поведут снеговика или что с ним
сделают завтра?
Несколько детей добавляют по одному предложению-фантазии.
Подвижное завершение:
Воспитатель предлагает «слепить невидимого снеговика» движениями:
– Лепим большой круг – туловище.
– Лепим круг поменьше – голову.
– Прикрепляем нос-морковку, глаза-угольки, надеваем ведро, даём метлу.
Дети сопровождают движения простыми фразами: «Мы лепим большой ком», «Надели
ведро на голову», «Вот это снеговик!».