Напоминание

" Использование дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста для подготовке к обучению грамоте и развитию связной речи".


Автор: Саженкова Олеся Владиславовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 49 к.в." д. Шпаньково, Гатчинский район
Населённый пункт: д. Шпаньково, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Использование дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста для подготовке к обучению грамоте и развитию связной речи".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 49 комбинированного вида»

Методическая разработка

«Использование дидактических игр для подготовки детей старшего

дошкольного возраста обучению грамоте и развитию связной речи»

Выполнила:

Учитель- логопед

Саженкова О.В.

2025 г.

«Использование игровых упражнений и дидактических игр при

подготовке к обучению грамоте»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению

грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике.

Обучение детей грамоте необходимо, потому что:

Требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше, и

многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к

обучению грамоте.

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный,

систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты,

излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только

значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение

письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в

буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть

правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп

(свистящих, шипящих, соноров);

• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение

слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава

речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова;

-Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение",

звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать

умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть

навыками послогового чтения.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во

многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме,

но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд,

колоссальный вклад оказывают игровые технологии. Не секрет, что интерес к

учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в

игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная

задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда,

ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится

желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно

игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный –

интересным.

Я хочу поделиться своим опытом, приемами и формами работы с

использованием речевых и дидактических игр при подготовке

детей обучению грамоте.

Применяемые мною на практике игры условно я разделила на следующие

группы:

1.Игры с использованием Марблс – технологии. Эта технология не

новая, но для себя я ее открыла два года назад, потому что изменился

контингент детей в нашем ДОУ и заметно снизился их общий

интеллектуальный уровень. Это связано, по моему мнению, с тем, что

поколение родителей наших детей очень сильно зависит от современных

технологий. Они живут и общаются в телефонах, планшетах и прочих

гаджетах. А речь не развивается. Да и дети сами уже устали , потому что игра

подразумевает понятие « вместе». И на мой взгляд, дидактическая игра в

полном объеме решает эту задачу. Дети могут играть сами с собой, со

взрослыми, с более старшими или, наоборот, младшими детьми. Но главное,

что они играют вместе.

Марблс – это универсальная технология. Она подходит для детей

практически любого возраста. Ее легко подстроить под возможности и

возраст каждого ребенка. Играть можно как в подгруппах, так и

индивидуально. И решать множество задач: от развития моторики и до

обучения грамоте. Марблс можно использовать на любом занятии,

придумать различные уровни сложности и т.д. , а также сделать занятие

доступным и интересным. Также Марблс можно совмещать с современными

интерактивными технологиями: песочницей, доской и т.д. Кроме этого ,

более старшие дошкольники каждое задание проговаривают.

2. Настольно – печатные игры.

Это самый большой и интересный блок. В этом блоке как готовые игры,

так и те, что создаются сами. Именно в эти игры дети играют с большим

удовольствием. В своей работе я использую их как самостоятельную игру,

так и на занятии при обучении грамоте, закрепления навыков звуко-

буквенного анализа, для автоматизации звуков, развития фонематических

процессов, навыков счета, развития связной речи и т.д.

Примерные игры:

« Лото»: по лексическим темам;

« Настольные игры ( готовые и сделанные самостоятельно).

« Пазлы и разрезные картинки»

« Конструкторы».

Речевые игры и упражнения. Я их отнесла к этому блоку, потому что,

все игры мы сопровождаем проговариванием, беседой, исправлением

ошибок. Или использую какие – то игры как самостоятельную работу с

материалом.

Игра «Подбери слово к схеме»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков «С» или «Ш» в слове ( в

начале, конце или середине).

Ход игры:

Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что

означает закрашенная клеточка. Затем берет из стопки по одной картинке,

называет, слегка выделяя голосом звук «с» или «ш», а дети определяют

позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на

карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает

тот, кто ни разу не ошибся.

Игра «Кто в домике живет»

Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Ход игры:

Играют 3-4 детей. Каждый играющий получает домик с буквой. Педагог

берет из стопки картинку с изображение животного, называет его, а дети

определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в

разных домиках (жираф – в домике ж и в домике р, то картинку получает тот

ребенок, который первым сказал, что это животное должно жить в его

домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что

полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в

домике к), учитель предлагает детям подумать, куда можно переселить

других животных, чтобы освободить ему место.

Игра «Самый внимательный»

Цель: Учить различать гласные и согласные звуки; развивать речь, внимание,

фонематический слух; воспитывать внимательное и доброжелательное

отношение к ответам других детей.

Ход игры:

1 вариант:

Педагог предлагает детям найти одинаковый звук в словах. После того, как

они назовут звук, педагог просит дать характеристику этого звука.

Например: пила, аист, игла, ива. Дети называют звук «а» - гласный, или порт,

торт, телефон, тумба - звук «т» - согласный, глухой и т.д.

Игра «Любопытный воспитатель»

Цель: Развивать фонематический слух, внимание, мышление, умение четко

отвечать на поставленный вопрос.

Ход игры:

Эту игру можно проводить на уроке знакомства с новой буквой. Педагог

задает вопросы, а дети дают ответы, в которых слова начинаются на

изучаемую букву. Например (буква М):

-Что ты любишь из еды?

(Мороженое, молоко, мед)

-Куда ты любишь ходить?

(В музей)

-Где вы будете отдыхать летом?

(На море)

-Какой вид транспорта предпочитаете?

(машина «Мерседес»)

-Какие вывески с названиями магазинов, учреждений, можно встретить на

улице?

(Милиция. Музей. Мастерская. Мебель. Молоко. Мясо.)

-Какие профессии вы знаете?

(Музыкант, маляр, медсестра, милиционер)

-Какие города вы знаете?

(Москва, Минск, Мурманск)

-Какие имена вы знаете?

(Марат, Маша, Мадия, Миша)

3. Интерактивные игры.

В нашем дошкольном учреждении были закуплены интерактивные

комплексы « Сова», « Мерсибо» и зеркало Artik Mie, интерактивные

песочницы. А так же, некоторые игры придуманы мною самостоятельно.

В эти игры мы играем в ходе индивидуальной работы, или в малых

группах. Используем для обобщения материала, например, по лексическим

темам, для знакомства с буквами, для закрепления навыков счета и звуко-

буквенного анализа и т.д.

Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я

пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте

дошкольников, потому что мы играя учимся.

Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения,

самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному

и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные

знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог,

стараюсь заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той

форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных

и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых

технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных

требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес

детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и

повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.



В раздел образования