Автор: Саженкова Олеся Владиславовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 49 к.в." д. Шпаньково, Гатчинский район
Населённый пункт: д. Шпаньково, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Использование дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста для подготовке к обучению грамоте и развитию связной речи".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 49 комбинированного вида»
Методическая разработка
«Использование дидактических игр для подготовки детей старшего
дошкольного возраста обучению грамоте и развитию связной речи»
Выполнила:
Учитель- логопед
Саженкова О.В.
2025 г.
«Использование игровых упражнений и дидактических игр при
подготовке к обучению грамоте»
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению
грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике.
Обучение детей грамоте необходимо, потому что:
Требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше, и
многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к
обучению грамоте.
Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный,
систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты,
излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только
значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение
письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в
буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть
правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп
(свистящих, шипящих, соноров);
• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение
слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава
речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова;
-Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение",
звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать
умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть
навыками послогового чтения.
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во
многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме,
но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд,
колоссальный вклад оказывают игровые технологии. Не секрет, что интерес к
учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в
игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная
задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда,
ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится
желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно
игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный –
интересным.
Я хочу поделиться своим опытом, приемами и формами работы с
использованием речевых и дидактических игр при подготовке
детей обучению грамоте.
Применяемые мною на практике игры условно я разделила на следующие
группы:
1.Игры с использованием Марблс – технологии. Эта технология не
новая, но для себя я ее открыла два года назад, потому что изменился
контингент детей в нашем ДОУ и заметно снизился их общий
интеллектуальный уровень. Это связано, по моему мнению, с тем, что
поколение родителей наших детей очень сильно зависит от современных
технологий. Они живут и общаются в телефонах, планшетах и прочих
гаджетах. А речь не развивается. Да и дети сами уже устали , потому что игра
подразумевает понятие « вместе». И на мой взгляд, дидактическая игра в
полном объеме решает эту задачу. Дети могут играть сами с собой, со
взрослыми, с более старшими или, наоборот, младшими детьми. Но главное,
что они играют вместе.
Марблс – это универсальная технология. Она подходит для детей
практически любого возраста. Ее легко подстроить под возможности и
возраст каждого ребенка. Играть можно как в подгруппах, так и
индивидуально. И решать множество задач: от развития моторики и до
обучения грамоте. Марблс можно использовать на любом занятии,
придумать различные уровни сложности и т.д. , а также сделать занятие
доступным и интересным. Также Марблс можно совмещать с современными
интерактивными технологиями: песочницей, доской и т.д. Кроме этого ,
более старшие дошкольники каждое задание проговаривают.
2. Настольно – печатные игры.
Это самый большой и интересный блок. В этом блоке как готовые игры,
так и те, что создаются сами. Именно в эти игры дети играют с большим
удовольствием. В своей работе я использую их как самостоятельную игру,
так и на занятии при обучении грамоте, закрепления навыков звуко-
буквенного анализа, для автоматизации звуков, развития фонематических
процессов, навыков счета, развития связной речи и т.д.
Примерные игры:
« Лото»: по лексическим темам;
« Настольные игры ( готовые и сделанные самостоятельно).
« Пазлы и разрезные картинки»
« Конструкторы».
Речевые игры и упражнения. Я их отнесла к этому блоку, потому что,
все игры мы сопровождаем проговариванием, беседой, исправлением
ошибок. Или использую какие – то игры как самостоятельную работу с
материалом.
Игра «Подбери слово к схеме»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков «С» или «Ш» в слове ( в
начале, конце или середине).
Ход игры:
Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что
означает закрашенная клеточка. Затем берет из стопки по одной картинке,
называет, слегка выделяя голосом звук «с» или «ш», а дети определяют
позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на
карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает
тот, кто ни разу не ошибся.
Игра «Кто в домике живет»
Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
Ход игры:
Играют 3-4 детей. Каждый играющий получает домик с буквой. Педагог
берет из стопки картинку с изображение животного, называет его, а дети
определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в
разных домиках (жираф – в домике ж и в домике р, то картинку получает тот
ребенок, который первым сказал, что это животное должно жить в его
домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что
полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в
домике к), учитель предлагает детям подумать, куда можно переселить
других животных, чтобы освободить ему место.
Игра «Самый внимательный»
Цель: Учить различать гласные и согласные звуки; развивать речь, внимание,
фонематический слух; воспитывать внимательное и доброжелательное
отношение к ответам других детей.
Ход игры:
1 вариант:
Педагог предлагает детям найти одинаковый звук в словах. После того, как
они назовут звук, педагог просит дать характеристику этого звука.
Например: пила, аист, игла, ива. Дети называют звук «а» - гласный, или порт,
торт, телефон, тумба - звук «т» - согласный, глухой и т.д.
Игра «Любопытный воспитатель»
Цель: Развивать фонематический слух, внимание, мышление, умение четко
отвечать на поставленный вопрос.
Ход игры:
Эту игру можно проводить на уроке знакомства с новой буквой. Педагог
задает вопросы, а дети дают ответы, в которых слова начинаются на
изучаемую букву. Например (буква М):
-Что ты любишь из еды?
(Мороженое, молоко, мед)
-Куда ты любишь ходить?
(В музей)
-Где вы будете отдыхать летом?
(На море)
-Какой вид транспорта предпочитаете?
(машина «Мерседес»)
-Какие вывески с названиями магазинов, учреждений, можно встретить на
улице?
(Милиция. Музей. Мастерская. Мебель. Молоко. Мясо.)
-Какие профессии вы знаете?
(Музыкант, маляр, медсестра, милиционер)
-Какие города вы знаете?
(Москва, Минск, Мурманск)
-Какие имена вы знаете?
(Марат, Маша, Мадия, Миша)
3. Интерактивные игры.
В нашем дошкольном учреждении были закуплены интерактивные
комплексы « Сова», « Мерсибо» и зеркало Artik Mie, интерактивные
песочницы. А так же, некоторые игры придуманы мною самостоятельно.
В эти игры мы играем в ходе индивидуальной работы, или в малых
группах. Используем для обобщения материала, например, по лексическим
темам, для знакомства с буквами, для закрепления навыков счета и звуко-
буквенного анализа и т.д.
Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я
пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте
дошкольников, потому что мы играя учимся.
Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения,
самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному
и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные
знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог,
стараюсь заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той
форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных
и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых
технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных
требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес
детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и
повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.