Автор: Косарева Людмила Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Моздокский аграрно-промышленный техникум»
Населённый пункт: город Моздок, РСО-Алания
Наименование материала: Разработка методического материала
Тема: Кураторский час "4 ноября - День народного единства"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Моздокский аграрно-промышленный техникум»
Кураторский час
Тема: “4 ноября - День народного единства”
Подготовила: Косарева Людмила Николаевна
Моздок, 2025
Пояснительная записка
Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня
народного единства преследует следующие цели: воспитание российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения
к
Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению
истории
своего
народа; воспитанию
чувства
ответственности
и
долга
перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.
Цель:
Формирование
у
студентов представлений
об
истории
и
значении
Дня
народного
единства,
воспитание
чувства
патриотизма,
гражданской ответственности, уважения к истории и многонациональному
народу России.
Задачи:
1.
Сформировать
у
студентов
целостное
представление
о
Дне
народного единства
как
государственном празднике, его исторических
истоках, причинах возникновения и значении для современной России.
2. Познакомить обучающихся с ключевыми событиями Смутного
времени,
ролью
народного
ополчения
1611–1612
годов
и
подвигами
национальных героев - Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского и Ивана
Сусанина.
3.
Способствовать
осознанию
ценности
единства
народа
как
главного условия сохранения государственности, независимости страны и
преодоления трудных исторических и современных испытаний.
4.
Развивать
у
студентов чувство
гражданской ответственности,
патриотизма
и
уважения
к
историческому
прошлому
России,
ее
многонациональному и многоконфессиональному народу.
5. Вовлечь студентов в активное обсуждение и осмысление темы,
формируя умение выражать собственное мнение, вести диалог, работать в
коллективе и делать выводы на основе исторических примеров.
Оборудование:
Конституция
РФ,
компьютер,
мультимедийное
оборудование (экран), проектор, презентация Microsoft Power Point по
данной теме.
Ход кураторского часа:
I. Организационный момент
Куратор:
Здравствуйте,
ребята!
Прошу
вас
занять
свои
места,
подготовиться к классному часу. Сегодня нам предстоит поговорить о
важной дате в истории нашей страны.
II. Вступительная часть. Актуализация темы
Куратор:
– Ребята, скажите, пожалуйста, какие государственные праздники вы
знаете?
(Ответы студентов.)
– А какой праздник отмечается в России 4 ноября?
(Ответ: День народного единства.)
– Как вы думаете, почему этот праздник называется именно так? Что
означает слово «единство»?
(Студенты высказывают предположения.)
А теперь давайте задумаемся:
●
может ли государство быть сильным, если народ разобщен?
●
почему в трудные времена людям особенно важно держаться вместе?
(Ответы студентов.)
Куратор: Сегодня на классном часе мы постараемся ответить на эти
вопросы и разобраться, почему День народного единства имеет большое
значение для каждого из нас.
Тема нашего классного часа - «День народного единства».
Эпиграф занятия: «Сильна Россия только тогда, когда она едина».
III. Историческая справка. Возникновение праздника
Куратор: Чтобы понять смысл Дня народного единства, необходимо
обратиться к истории.
В начале XVII века Россия переживала один из самых тяжелых
периодов своей истории, который получил название Смутное время.
После смерти царя Федора Иоанновича в 1598 году прекратилась
династия Рюриковичей. В стране не было законного правителя, усилились
борьба
за
власть,
голод,
разорение,
восстания
и
хаос.
Этим
воспользовались
иностранные
государства -
прежде
всего
Польша
и
Швеция.
Польские
войска
заняли
Москву,
часть
бояр
поддержала
интервентов. Государство оказалось на грани утраты независимости.
В
связи
со
всеми
событиями,
государство
столкнулось
со
следующими испытаниями:
●
не было законного царя;
●
шли междоусобные войны;
●
часть территорий была захвачена иностранными войсками;
●
народ страдал от голода и разорения.
Вопрос студентам:
– Как вы думаете, почему отсутствие единства внутри страны делает ее
уязвимой?
(Ответы студентов.)
IV. Народное ополчение. Герои единства
Куратор:
В
этот
критический
момент
решающую
роль
сыграл
простой народ.
В 1611–1612 годах в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма
Минин
обратился
к
людям
с
призывом
собрать
средства
и
создать
народное ополчение для освобождения страны.
Военным руководителем ополчения стал князь Дмитрий Пожарский
- опытный полководец, честный и уважаемый человек.
Важно подчеркнуть, что в ополчение входили люди разных сословий
- крестьяне, ремесленники, купцы, дворяне. Их объединяла одна цель -
спасти Родину.
4
ноября
1612
года народное
ополчение освободило Москву от
польских
интервентов.
Это
событие
стало
переломным
моментом
в
истории страны: была восстановлена государственная власть, прекращена
Смута и заложены основы будущего возрождения России.
Почему, на ваш взгляд, именно народ, а не регулярная армия, смог
спасти страну?
(Ответы студентов.)
Победа
стала
возможной
благодаря
сплоченности,
вере
и
ответственности за судьбу Отечества.
V. Учреждение праздника в современной России
Куратор:
Почему
же
этот
праздник
появился
в
современном
календаре сравнительно недавно?
Несмотря на огромное историческое значение событий 1612 года, в
советский период эта дата не отмечалась как государственный праздник.
В начале 2000-х годов возникла необходимость в празднике, который
объединял бы людей, независимо от политических взглядов, возраста и
национальности, и был бы связан с глубокими историческими корнями.
Поэтому в 2004 году Государственная Дума Российской Федерации
приняла
решение
учредить
новый
государственный праздник
-
День
народного единства, который официально отмечается с 2005 года.
Этот праздник был установлен ради напоминания:
●
страна сохраняется только благодаря единству народа;
●
внутренняя
вражда
и
разобщенность
ведут
к
ослаблению
государства;
●
совместные усилия людей способны преодолеть любые испытания.
VI. Значение праздника в современности
Куратор: Прошло много лет, но идея народного единства остается
актуальной и сегодня.
Россия
-
многонациональная страна.
В ней живут люди разных
культур, традиций и вероисповеданий.
Но всех нас объединяет одно - общая история и общая Родина.
Как вы считаете:
●
в каких жизненных ситуациях людям сегодня важно быть едиными?
●
проявляется ли единство в повседневной жизни?
(Краткое обсуждение.)
VII. Викторина «День народного единства»
Куратор: А теперь давайте проверим, насколько внимательно вы
слушали, и проведем небольшую викторину.
Вопросы:
1. В каком веке происходили события Смутного времени?
2. Кто возглавил народное ополчение 1612 года?
3. Какой государственный праздник отмечается 4 ноября?
4. Что символизирует День народного единства?
5. Почему единство народа важно для государства?
(Ответы студентов.)
VIII. Итоги и рефлексия
Куратор: Подводя итог нашего классного часа, давайте ответим на
главный вопрос:
к чему призывает нас День народного единства?
(Ответы студентов.)
Этот праздник напоминает нам о том, что:
●
сила России - в ее народе;
●
только вместе можно преодолеть трудности;
●
уважение и взаимопонимание - основа мирной жизни.
IX. Заключительное слово
Куратор:
Хочется
верить,
что
вы
запомните
главный
смысл
сегодняшнего разговора:
когда мы едины - мы действительно непобедимы.
Будьте внимательны к истории своей страны, уважайте друг друга,
цените дружбу и взаимопомощь. Именно из этого складывается будущее
нашей Родины.
Спасибо за участие и активную работу!