Напоминание

Кураторский час "4 ноября - День народного единства"


Автор: Косарева Людмила Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Моздокский аграрно-промышленный техникум»
Населённый пункт: город Моздок, РСО-Алания
Наименование материала: Разработка методического материала
Тема: Кураторский час "4 ноября - День народного единства"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Моздокский аграрно-промышленный техникум»

Кураторский час

Тема: “4 ноября - День народного единства”

Подготовила: Косарева Людмила Николаевна

Моздок, 2025

Пояснительная записка

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня

народного единства преследует следующие цели: воспитание российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

уважения

к

Отечеству,

прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению

истории

своего

народа; воспитанию

чувства

ответственности

и

долга

перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

Цель:

Формирование

у

студентов представлений

об

истории

и

значении

Дня

народного

единства,

воспитание

чувства

патриотизма,

гражданской ответственности, уважения к истории и многонациональному

народу России.

Задачи:

1.

Сформировать

у

студентов

целостное

представление

о

Дне

народного единства

как

государственном празднике, его исторических

истоках, причинах возникновения и значении для современной России.

2. Познакомить обучающихся с ключевыми событиями Смутного

времени,

ролью

народного

ополчения

1611–1612

годов

и

подвигами

национальных героев - Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского и Ивана

Сусанина.

3.

Способствовать

осознанию

ценности

единства

народа

как

главного условия сохранения государственности, независимости страны и

преодоления трудных исторических и современных испытаний.

4.

Развивать

у

студентов чувство

гражданской ответственности,

патриотизма

и

уважения

к

историческому

прошлому

России,

ее

многонациональному и многоконфессиональному народу.

5. Вовлечь студентов в активное обсуждение и осмысление темы,

формируя умение выражать собственное мнение, вести диалог, работать в

коллективе и делать выводы на основе исторических примеров.

Оборудование:

Конституция

РФ,

компьютер,

мультимедийное

оборудование (экран), проектор, презентация Microsoft Power Point по

данной теме.

Ход кураторского часа:

I. Организационный момент

Куратор:

Здравствуйте,

ребята!

Прошу

вас

занять

свои

места,

подготовиться к классному часу. Сегодня нам предстоит поговорить о

важной дате в истории нашей страны.

II. Вступительная часть. Актуализация темы

Куратор:

– Ребята, скажите, пожалуйста, какие государственные праздники вы

знаете?

(Ответы студентов.)

– А какой праздник отмечается в России 4 ноября?

(Ответ: День народного единства.)

– Как вы думаете, почему этот праздник называется именно так? Что

означает слово «единство»?

(Студенты высказывают предположения.)

А теперь давайте задумаемся:

может ли государство быть сильным, если народ разобщен?

почему в трудные времена людям особенно важно держаться вместе?

(Ответы студентов.)

Куратор: Сегодня на классном часе мы постараемся ответить на эти

вопросы и разобраться, почему День народного единства имеет большое

значение для каждого из нас.

Тема нашего классного часа - «День народного единства».

Эпиграф занятия: «Сильна Россия только тогда, когда она едина».

III. Историческая справка. Возникновение праздника

Куратор: Чтобы понять смысл Дня народного единства, необходимо

обратиться к истории.

В начале XVII века Россия переживала один из самых тяжелых

периодов своей истории, который получил название Смутное время.

После смерти царя Федора Иоанновича в 1598 году прекратилась

династия Рюриковичей. В стране не было законного правителя, усилились

борьба

за

власть,

голод,

разорение,

восстания

и

хаос.

Этим

воспользовались

иностранные

государства -

прежде

всего

Польша

и

Швеция.

Польские

войска

заняли

Москву,

часть

бояр

поддержала

интервентов. Государство оказалось на грани утраты независимости.

В

связи

со

всеми

событиями,

государство

столкнулось

со

следующими испытаниями:

не было законного царя;

шли междоусобные войны;

часть территорий была захвачена иностранными войсками;

народ страдал от голода и разорения.

Вопрос студентам:

– Как вы думаете, почему отсутствие единства внутри страны делает ее

уязвимой?

(Ответы студентов.)

IV. Народное ополчение. Герои единства

Куратор:

В

этот

критический

момент

решающую

роль

сыграл

простой народ.

В 1611–1612 годах в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма

Минин

обратился

к

людям

с

призывом

собрать

средства

и

создать

народное ополчение для освобождения страны.

Военным руководителем ополчения стал князь Дмитрий Пожарский

- опытный полководец, честный и уважаемый человек.

Важно подчеркнуть, что в ополчение входили люди разных сословий

- крестьяне, ремесленники, купцы, дворяне. Их объединяла одна цель -

спасти Родину.

4

ноября

1612

года народное

ополчение освободило Москву от

польских

интервентов.

Это

событие

стало

переломным

моментом

в

истории страны: была восстановлена государственная власть, прекращена

Смута и заложены основы будущего возрождения России.

Почему, на ваш взгляд, именно народ, а не регулярная армия, смог

спасти страну?

(Ответы студентов.)

Победа

стала

возможной

благодаря

сплоченности,

вере

и

ответственности за судьбу Отечества.

V. Учреждение праздника в современной России

Куратор:

Почему

же

этот

праздник

появился

в

современном

календаре сравнительно недавно?

Несмотря на огромное историческое значение событий 1612 года, в

советский период эта дата не отмечалась как государственный праздник.

В начале 2000-х годов возникла необходимость в празднике, который

объединял бы людей, независимо от политических взглядов, возраста и

национальности, и был бы связан с глубокими историческими корнями.

Поэтому в 2004 году Государственная Дума Российской Федерации

приняла

решение

учредить

новый

государственный праздник

-

День

народного единства, который официально отмечается с 2005 года.

Этот праздник был установлен ради напоминания:

страна сохраняется только благодаря единству народа;

внутренняя

вражда

и

разобщенность

ведут

к

ослаблению

государства;

совместные усилия людей способны преодолеть любые испытания.

VI. Значение праздника в современности

Куратор: Прошло много лет, но идея народного единства остается

актуальной и сегодня.

Россия

-

многонациональная страна.

В ней живут люди разных

культур, традиций и вероисповеданий.

Но всех нас объединяет одно - общая история и общая Родина.

Как вы считаете:

в каких жизненных ситуациях людям сегодня важно быть едиными?

проявляется ли единство в повседневной жизни?

(Краткое обсуждение.)

VII. Викторина «День народного единства»

Куратор: А теперь давайте проверим, насколько внимательно вы

слушали, и проведем небольшую викторину.

Вопросы:

1. В каком веке происходили события Смутного времени?

2. Кто возглавил народное ополчение 1612 года?

3. Какой государственный праздник отмечается 4 ноября?

4. Что символизирует День народного единства?

5. Почему единство народа важно для государства?

(Ответы студентов.)

VIII. Итоги и рефлексия

Куратор: Подводя итог нашего классного часа, давайте ответим на

главный вопрос:

к чему призывает нас День народного единства?

(Ответы студентов.)

Этот праздник напоминает нам о том, что:

сила России - в ее народе;

только вместе можно преодолеть трудности;

уважение и взаимопонимание - основа мирной жизни.

IX. Заключительное слово

Куратор:

Хочется

верить,

что

вы

запомните

главный

смысл

сегодняшнего разговора:

когда мы едины - мы действительно непобедимы.

Будьте внимательны к истории своей страны, уважайте друг друга,

цените дружбу и взаимопомощь. Именно из этого складывается будущее

нашей Родины.

Спасибо за участие и активную работу!



В раздел образования