Автор: Ковалёва Татьяна Александровна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им.П.И.Чайковского
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: «Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрических предметах».
Раздел: дополнительное образование
Комитет по социальной политике администрации городского округа
«
»
Город Калининград
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Калининграда
«
.
.
.
»
Детская школа искусств им П И Чайковского
«
,
Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок
».
лежащей на геометрических предметах
Методическая разработка открытого урока
:
Разработчик
Ковалёва Татьяна
Александровна
Преподаватель
изобразительного искусства
высшей квалификационной
категории
Калининград
2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
.......................................................................................................... 3
ПАСПОРТ УРОКА
................................................................................... 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
.................................................................................................................. 6
ПЛАН УРОКА
…………………………………...7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПАСПОРТ УРОКА
«
,
Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок лежащей на
».
геометрических предметах
:
Преподаватель Ковалёва Татьяна Александровна
Вид ДОП
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области
изобразительного искусства
«
»
Живопись
Название ДОП
ПО.01. Художественное творчество
Учебный предмет
.01.
.01.
ПО
УП
РИСУНОК
Срок обучения
5
лет
Год обучения
5
год обучения
Возраст учащихся
14-16
лет
Место темы в
структуре учебной
программы
раздел учебной программы
:
Рисунок
этап освоения темы
:
Практическое занятие
Тип урока
Урок закрепления знаний и способов деятельности
Вид урока
Практическое занятие
Продолжительность
40
мин
Характеристика
/
группы учащегося
(
)
кратко
общий уровень подготовки по программе
: 9
.
уч ‒
; 5
.
;
высокий
уч ‒средний
общий уровень развития
:
познавательных и
-
,
творческих способностей высокий общеучебных
-
,
-
навыков
высокий мотивационной эмоционально
–
.
волевой
высокий
Цель урока
Передача зависимости характера складок от
.
особенности формы предмета Выявление основных
.
пропорций складок и их конструкций Передача объема
.
и пространства с помощью светотени
Задачи урока
обучающие
:
1)
.
формирование теоретических знаний
2)
;
формирование практических умений и навыков
развивающие
:
1)
;
Технические приемы в освоении учебного рисунка
2)
;
;
Живописный рисунок фактура и материальность
3)
Более глубокое изучение закономерностей
,
,
образования складок закрепление знаний полученных
.
в четвертом классе
4)
;
развитие пространственного мышления
воспитательные
:
1)
;
развитие познавательного интереса
2)
-
формирование эмоционально эстетических качеств
Методы обучения
методы организации учебной деятельности
:
,
,
наглядные пособия работы учеников прошлых лет
,
(
репродукции художников практический выполнение
);
учениками
методы стимулирования и мотивации учебной
деятельности
:
.
сравнительный анализ работ
методы контроля и самоконтроля учебной
деятельности
:
домашние задания
Формы работы
групповая
Средства обучения
наглядная
Межпредметные
связи
«
», «
»
История искусств
Живопись
Дата проведения
27.10.25
.
г
Место проведения
Учебный класс
Пояснительная записка
Программа
учебного
предмета
«
»
Рисунок
составлена
с
учетом
сложившихся
традиций
реалистической
школы
обучения
,
рисунку
а
также
принципов
,
наглядности
,
последовательности
.
доступности
Содержание
программы
учебного
предмета
«
»
Рисунок
построено
с
учетом
возрастных
особенностей
детей
и
с
учетом
особенностей
их
-
.
объемно пространственного мышления
Главной
формой
обучения
является
длительный
тональный
,
рисунок основанный на продолжительном наблюдении и внимательном
изучении
.
натуры
Параллельно
с
длительными
постановками
,
выполняются краткосрочные зарисовки и наброски которые развивают
наблюдательность
и
зрительную
память
,
обучающихся
дают
.
возможность быстрее овладеть искусством рисунка
В
последующие
годы
обучения
осуществляется
переход
к
,
изображению более сложных комбинированных форм изучаются законы
,
линейной и воздушной перспективы приемы решения живописного и
творческого
,
рисунка
передача
.
пространства
Постепенно
обучающие
приобретают
навыки
последовательной
работы
над
рисунком
по
:
.
принципу от общего к частному и от частного к обогащенному общему
Значительно
расширяются
и
усложняются
,
композиционные
пространственные
и
тональные
задачи
в
.
рисовании
Последний
год
,
обучения включает задания ориентированные на подготовку одаренных
.
детей к поступлению в профессиональные учебные заведения
–
Цель урока
Тональный рисунок светлой драпировки со сложной
конфигурацией
,
складок
лежащей
на
геометрическом
предмете
(
,
).
.
цилиндр шар Освещение направленное
:
Основные задачи
:
обучающие
Передача
зависимости
характера
складок
от
особенности
формы
.
.
предмета Выявление основных пропорций складок и их конструкций
.
Передача объема и пространства с помощью светотени Более глубокое
,
,
изучение закономерностей образования складок закрепление знаний
.
полученных в четвертом классе
-
;
формирование интереса к графическим материалам
-
;
формирование пространственного восприятия
-
;
формирование художественных навыков и способностей
:
развивающие
–
;
развитие художественного восприятия
-
,
,
;
развитие внимания памяти творческого мышления
:
воспитательные
-
-
;
воспитание эмоционально эстетических качеств
-
,
,
.
дисциплинированности работоспособности трудолюбия
В результате освоения материала учащийся должен
:
знать
-
л
-
;
инейно конструктивное построение рисунока
-
;
особенности живописного рисунка
-
знание
графических
средств
выразительности
для
передачи
;
фактур и материальности
:
уметь
-
применять законы перспективы и светотени на практике
-
;
создать творческий рисунок
-
.
владеть графическими материалами
:
овладеть навыками
-
передача характера складок
-
выявление основных пропорций складок и их конструкций
-
.
передача объема и пространства с помощью светотени
ПЛАН УРОКА
Раз
.
д
Эта
п
Название
этапа
*
Содержание этапа
(
)**
виды и формы работы
Врем
я
I
Подготовительны
й
Создать
психологически
комфортную
,
атмосферу актуализировать
предшествующие
,
знания
мотивировать
на
продуктивную
.
деятельность
.
Подготовка рабочего места
2
мин
1
Организацио
нный
.
Приветствие
Подготовить
учащихся
к
работе на уроке
1
мин
2
Проверочны
й
Соответствие
подготовки
ученика
к
выполнению последующего задания
5
мин
3
Подготовите
льный
,
.
Тема данного урока его цель и задачи
5
мин
II
Основной
4
Усвоение
новых
знаний и
способов
действий
Наглядный
пример
выполнения
практического
задания
.
педагогом
.
упражнения
5
мин
5
Первичная
проверка
понимания
нового
материала
Самостоятельное
выполнение
практического
.
задания
Анализ
исполнения
задания
.
преподавателем
Выявление
,
ошибок
корректировка
.
дальнейшей работы
8
мин
6
Физкультмин
утка
снять
напряжение
с
-
опорно
двигательного
,
аппарата
устранить
,
мышечные зажимы подготовить рабочий
двигательный
аппарат
к
дальнейшему
выполнению заданий
1
мин
7
Первичное
закрепление
знаний и
способов
действий
индивидуальные
задачи
разным
категориям
учащихся
в
зависимости
от
степени усвоения ими нового материала и
способов действий
5
мин
8
Обобщение и
систематизац
ия знаний
практические
задачи
на
обобщение
и
систематизацию
решения
практического
,
задания
выявление
и
коррекция
затруднений
5
мин
9
Контрольны
й
Совместный
просмотр
и
анализ
выполненных
.
работ
Выявление
,
.
затруднений их устранение
-
III
10
-
Итогово
рефлексивн
ый
Подведение
итогов
,
урока
оценка
успешности
выполнения
.
задания
.
Завершение урока
3
мин
IV
11
Информацио
-
нно
инструктивн
ый
(
по
домашнему
,
заданию
если оно
)
требуется
-
-
Итого
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гаррисон Х. Рисунок и живопись. Полный курс. М., «Эксмо» 2010.
2.
Льюис Д. Техника исполнения. Карандаш. Минск, «Попурри», 2004.
3.
Ли. Н. Основы учебного академического рисунка. М.: ЭКСМО, 2010.
4.
Практический курс «Искусство рисования и живописи. Шаг за шагом»
Москва «Издательский дом «Бурда», 2006. (всего 120 наименований,
электронное издание)
5.
Сапожников А. П. Полный курс рисования. 4 издание. Москва: «АЛЕВ
– В»,2003. (электронное издание).
6.
Калле П. Карандаш. Минск: «Поппури», 2000.
7.
Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск: «Титул», 1996.
8.
Сокольникова
Н.М.
Изобразительное
искусство
и
методика
его
преподавания
в
начальной
школе.
Москва:
«Академия»,1999.
(электронное издание)