Напоминание

Преподавание сестринского дела в очно-заочном формате


Автор: Кулиш Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области "Подмосковный колледж "Энергия"
Населённый пункт: Московская область Балашиха мкр Железнодорожный
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Преподавание сестринского дела в очно-заочном формате
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования Московской области

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Московской области «Подмосковный колледж «Энергия»

(ГАПОУ МО «ПК «Энергия»)

Согласованно

Методист ЦМП ГАПОУ МО

«ПК» Энергия»

______________Н.Н. Белова

«____»__________2025 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПМ.03 ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕИНФЕКЦИОННЫХ И

ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ

МДК 03.01.Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные

возрастные периоды

Тема1.5. «Здоровье лиц зрелого возраста

Роль семьи в жизни человека».

2025

1.Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта по

специальности 060101.52 «Лечебное дело» дисциплина «Здоровый человек и его

окружение»………………………. 4

2. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной

программы базовой подготовки по дисциплине оп.01 здоровый человек и его

окружение……………………….. 5

3.Памятки при работе с модулем, по самоподготовке к сообщениям по научным статьям и

другим источникам, подготовке сообщений, методические указания к монологическому

ответу, по работе с основной и дополнительной литературой, по подготовке рефератов.

…………………………………. 13

4.Методические рекомендации для самоподготовки студентов к практическим

занятиям…………… 16

5.Глоссарий………………………………………………………………………………………

………… 93

6.Литература………………………………………………………………………………………

………... 95

7.Приложение:

7.1Контрольно-измерительные материалы

……………………………………………………………… 96

Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта по

специальности 31.02.01Лечебное «Лечебное дело» дисциплина

«Здоровый человек и его окружение»

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной

дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные

периоды;

выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с

дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;

обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные

возрастные периоды и вопросам планирования семьи

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;

основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;

периоды жизнедеятельности человека;

анатомо-физиологические и психологические особенности человека;

основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и

социального развития;

универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;

значение семьи в жизни человека.

2.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАЗОВОЙ

ПОДГОТОВКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.01 Здоровый человек и его окружение.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у

обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и

развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Общие компетенции

Специальность 31.02.01Лечебное дело

Код

компетенци

и

Формируемые

компетенции

Результат освоения

дисциплины

Формы и методы контроля

и оценки

ОК 1

Понимать

сущность и

социальную

значимость своей

будущей профессии,

проявлять к ней

устойчивый

интерес.

- аргументированность

и полнота объяснения

сущности и социальной

значимости избранной

специальности;

- активность,

инициативность в

процессе освоения

профессиональной

деятельности;

- демонстрация

интереса к будущей

профессии через:

повышение

качества

Наблюдение;

мониторинг,

оценка содержания

портфолио студента

- устный опрос, оценка

выступлений с

сообщениями/презентациями

на занятиях и во

внеаудиторных

мероприятиях по

результатам

самостоятельной работы;

- Экспертное наблюдение и

оценка на семинарских,

практических и

обучения по

дисциплине,

ПМ;

- участие в НСО;

-участие

студенческих

олимпиадах,

научных

конференциях,

конкурсах;

- участие в

органах

студенческого

самоуправления,

- участие в

социально-

проектной

деятельности;

- портфолио

студента

- знание этических

аспектов работе

среднего медицинского

работника;

- наличие

положительных

отзывов по итогам

производственной

практики.

лабораторных занятиях при

выполнении работ по

учебной и производственной

практике

ОК 2

Организовывать

собственную

деятельность,

выбирать типовые

методы и способы

выполнения

профессиональных

задач, оценивать их

эффективность и

качество.

обоснованность

постановки цели,

выбора и применения

методов и способов

решения

профессиональных

задач

- демонстрация

эффективности и

качества выполнения

- устный экзамен

- экспертное наблюдение и

оценка на семинарских,

практических и

лабораторных занятиях, при

выполнении работ на

учебной и производственной

практике

профессиональных

задач;

- наличие

положительных

отзывов по итогам

производственной

практики;

- участие в

студенческих

конференциях,

конкурсах и т.д.

ОК 3

Принимать

решения в

стандартных и

нестандартных

ситуациях и нести

за них

ответственность.

демонстрация

способности принимать

решения в стандартных

и нестандартных

ситуациях и нести за

них ответственность;

- наличие

положительных

отзывов по итогам

производственной

практики;

экспертное наблюдение и

оценка на практических и

лабораторных занятиях, при

выполнении работ на

учебной и производственной

практике

ОК 4

Осуществлять

поиск и

использование

информации,

необходимой для

эффективного

выполнения

возложенных на

него

профессиональных

задач, а также для

своего

профессионального

и личностного

развития.

- нахождение и

использование

информации для

эффективного

выполнения

профессиональных

задач,

профессионального и

личностного развития;

- знание процесса

принятия и реализации

управленческих

решений,

информационное

обеспечение

менеджмента.

- демонстрация умений

систематизировать и

Подготовка рефератов,

докладов, курсовой работы,

дипломной работы,

использование электронных

источников.

- экспертное наблюдение и

оценка на семинарских,

практических и

лабораторных занятиях, при

выполнении работ на

учебной и производственной

практике

обобщать информацию,

готовить справки,

рекомендации по

вопросам

профессиональной

деятельности,

редактировать,

реферировать,

рецензировать тексты;

-демонстрация

использования

компьютерной техники

в режиме пользователя

для решения

профессиональных

задач;

- демонстрация навыков

владения эффективного

поиска необходимой

информации,

использования

различных источников,

включая электронные.

ОК 5

Использовать

информационно-

коммуникационные

технологии в

профессиональной

деятельности.

- демонстрация умений

использовать

информационно-

коммуникационные

технологии в

профессиональной

деятельности;

-оформление

результатов

самостоятельной

работы с

использованием ИКТ,

Интернет.

Наблюдение за навыками

работы в глобальных,

корпоративных и локальных

информационных сетях

- экспертное наблюдение и

оценка на практических и

лабораторных занятиях, при

выполнении работ на

учебной и производственной

практике

ОК 6

Работать в

коллективе и

команде,

эффективно

общаться с

коллегами,

руководством,

потребителями.

- взаимодействие с

обучающимися,

преподавателями,

медицинскими

работниками и

пациентами ЛПУ в ходе

обучения;

- знание общих

Наблюдение за ролью

обучающихся в группе;

Портфолио

- экспертное наблюдение и

оценка работы в малых

группах на теоретических

занятиях, на практических и

социально –

психологических

закономерностей

общения и

взаимодействия людей,

психологических

процессов,

протекающих в

профессиональных

сообществах,

принципов делового

общения;

- демонстрация умения

создавать

благоприятный

социально-

психологический

климат в коллективе,

проводить работу по

мотивации трудовой

деятельности

персонала, применять в

профессиональной

деятельности приемы

делового и

управленческого

общения, управлять

конфликтами и

стрессами в процессе

профессиональной

деятельности;

- демонстрация

владения методами

организации

взаимодействия и

профессионального

общения, стратегией

разрешения

конфликтов, приемами

саморегуляции

поведения в процессе

межличностного

общения.

-умение работать в

группе;

- наличие лидерских

качеств;

лабораторных занятиях, при

выполнении работ на

учебной и производственной

практике

- участие в

студенческом

самоуправлении;

- участие спортивно- и

культурно-массовых

мероприятиях.

ОК 7

Брать

ответственность за

работу членов

команды

(подчиненных), за

результат

выполнения

заданий.

- проявление

ответственности за

работу подчиненных,

результат выполнения

заданий;

- знание видов

управленческих

решений и методы их

принятия, виды

делегирования

полномочий.

- демонстрация умений

выявлять проблемы при

анализе конкретных

ситуаций, предлагать

способы их решения и

оценивать ожидаемые

результаты;

- демонстрация

владения навыками

самоанализа и

коррекции результатов

собственной работы.

- участие в

студенческих

конференциях,

конкурсах и т.д.

Деловые игры -

моделирование социальных и

профессиональных

ситуаций;

Мониторинг развития

личностно-

профессиональных качеств

обучающегося;

Портфолио,

- экспертное наблюдение и

оценка работы в малых

группах на теоретических

занятиях, экспертное

наблюдение и оценка на

практических и

лабораторных занятиях при

выполнении работ на

учебной и производственной

практике

ОК 8

Самостоятельно

определять задачи

профессионального

и личностного

развития,

заниматься

самообразованием,

осознанно

планировать и

- умение планировать

свою карьеру,

анализировать

профессиональные

ситуации;

- планирование

обучающимся

повышения

Контроль графика

выполнения индивидуальной

самостоятельной работы

обучающегося;

- открытые защиты

творческих и проектных

работ;

осуществлять

повышение своей

квалификации.

личностного и

квалификационного

уровня;

- проявление интереса к

дополнительной

информации по

специальности,

расширению кругозора;

- аргументированность

выбора темы реферата,

сообщения, учебно-

исследовательской

работы;

- участие в

студенческих

конференциях,

конкурсах и т.д.

- владение способами

поддержания

собственной мотивации

и приемами снятия

эмоционального

напряжения.

- организация

самостоятельных

занятий при -изучении

дисциплины,

профессионального

модуля;

- самостоятельный,

профессионально-

ориентированный

выбор тематики

творческих и

проектных работ

(курсовых, рефератов,

докладов и т.п.);

- составление резюме;

- посещение

дополнительных

занятий;

- обучение на курсах

- сдача квалификационных

экзаменов и зачётов по

программам ДПО.

оценка выступлений с

сообщениями/презентациями

на занятиях и во

внеаудиторных

мероприятиях по

результатам

самостоятельной работы;

- экспертное наблюдение и

оценка на практических и

лабораторных занятиях, при

выполнении работ на

учебной и производственной

практике

дополнительной

профессиональной

подготовки;

- уровень

профессиональной

зрелости.

ОК 9

Ориентироваться в

условиях частой

смены технологий в

профессиональной

деятельности.

- проявление интереса к

инновациям в области

профессиональной

деятельности.

- анализ инноваций в

области медицины;

- использование

«элементов

реальности» в работах

обучающихся

(курсовых, рефератов,

докладов и т.п.).

- Семинары,

- учебно-практические

конференции;

- конкурсы

профессионального

мастерства;

- олимпиады

ОК 10

Бережно

относиться к

историческому

наследию и

культурным

традициям народа,

уважать

социальные,

культурные и

религиозные

различия.

- демонстрация

бережного отношения к

историческому

наследию и культурным

традициям народов;

- толерантность по

отношению к

социальным,

культурным и

религиозным

различиям

- экспертное наблюдение и

оценка работы в малых

группах на теоретических

занятиях,

- экспертное наблюдение и

оценка на практических и

лабораторных занятиях при

выполнении работ на

учебной и производственной

практике

ОК 11

Быть готовым

брать на себя

нравственные

обязательства по

отношению к

природе, обществу,

человеку.

- обоснование

требований

экологической

безопасности и

принципов

рационального

природопользования;

- демонстрация

соблюдения требований

в период прохождения

- устный экзамен;

- защита курсового проекта;

- экспертное наблюдение и

оценка при выполнении

работ на учебной и

производственной практике

учебной и

производственной

практики;

- полнота оценки

соблюдений правил и

норм поведения в

обществе и бережного

отношения к природе

ОК 12

Организовывать

рабочее место с

соблюдением

требований охраны

труда,

производственной

санитарии,

инфекционной и

противопожарной

безопасности.

- рациональность

организации рабочего

места с соблюдением

необходимых

требований и правил;

- наличие

положительных

отзывов по итогам

производственной

практики.

- устный экзамен;

- экспертное наблюдение и

оценка при выполнении

работ на учебной и

производственной практике

ОК 13

Вести здоровый

образ жизни,

заниматься

физической

культурой и

спортом для

укрепления

здоровья,

достижения

жизненных и

профессиональных

целей.

- систематичность и

эффективность ведения

пропаганды здорового

образа жизни с целью

профилактики

заболеваний;

- аргументированность

выбора современных

оздоровительных

систем в формировании

здорового образа

жизни, сохранении

творческой активности

и долголетия,

предупреждения

профессиональных

заболеваний и вредных

привычек;

- грамотное применение

гигиенических средств

оздоровления и

управления

работоспособностью

человека;

Мониторинг развития

личностно-

профессиональных качеств

обучающегося;

Портфолио,

экспертное наблюдение и

оценка работы в малых

группах на теоретических

занятиях, экспертное

наблюдение и оценка на

практических и

лабораторных занятиях при

выполнении работ на

учебной и производственной

практике

- обоснованность

применения средств и

методов физического

воспитания

профилактике

заболеваний;

- демонстрация навыков

владения простейшими

методами самооценки и

повышения

работоспособности,

снятия усталости и

утомления с

применением средств

физической культуры,

методами повышения

эффективности

производственного

труда при помощи

методики самоконтроля

за уровнем развития

значимых качеств

(координация,

выносливость, осанка);

методами

саморегуляции,

массажа и самомассажа

при физическом и

умственном утомлении.

ОК 14

Исполнять

воинскую

обязанность, в том

числе с

применением

полученных

профессиональных

знаний (для

юношей).

- эффективность

использования

полученных

профессиональных

знаний,

- соблюдение техники

безопасности;

- соблюдение

корпоративной этики

(выполнение правил

внутреннего

распорядка);

тестирование по ТБ;

- экспертное наблюдение и

оценка на практических и

лабораторных занятиях,

Профессиональные компетенции

Код

компетенци

и

Формируемые

компетенции

Результат освоения

дисциплины

Формы и методы

контроля и

оценки

ПК 1.1

Планировать

обследование

пациентов

различных

возрастных групп.

- полнота соблюдения

требований к планированию

обследования пациентов

различных возрастных групп.;

- уровень деловой активности;

Контроль

лексического

минимума (устно и

письменно),

терминологический

диктант/блиц-

опрос, контроль

выполнения

упражнений,

ПК 5.1

Осуществлять

медицинскую

реабилитацию

пациентов с

различной

патологией.

- Правильность создания общих

и индивидуальных планов по

медицинской реабилитации

пациентов с различной

патологией

Точность рекомендаций

по диетотерапии

Грамотность оформления

медицинской

документации

Контроль

лексического

минимума (устно и

письменно),

терминологический

диктант

ПК 5.2

Проводить

психосоциальную

реабилитацию. ПК

o

Правильность

создания общих и

индивидуальных

планов

психосоциальной

реабилитации

обслуживаемого

населения

o

Точность выбора

приемов и методов

психологической

реабилитации и

психотерапевтичес

кой беседы

o

Правильность

применения

Контроль

лексического

минимума (устно и

письменно),

терминологический

диктант

методик

релаксации и

аутогенной

тренировки при

реабилитации

пациентов

o

Грамотность

оформления

медицинской

документации

ПК 5.6

Оформлять

медицинскую

документацию.

Полнота знаний

нормативно-правовой

базы по медико-

социальной деятельности

1.

Грамотность оформления

медицинской

документации

Контроль

лексического

минимума (устно и

письменно),

выписывание

рецептов по

заданному образцу.

ПК

7.3.

Осуществлять уход за

пациентами различных

возрастных групп в

условиях учреждения

здравоохранения и на

дому

Демонстрировать собор и

анализ информации о

состоянии здоровья

пациента, определять

проблемы пациента,

связанные со здоровьем,

планировать и осуществлять

сестринский уход, заполнять

медицинскую

документацию;

владеть методикой ухода за

пациентами различного

возраста

владеть методикой

вскармливания грудных

детей. Вести необходимую

документацию

Текущий контроль в

форме:

решения

проблемно-

ситуационны

х задач;

разбора

конкретных

ситуаций;

решения

заданий в

тестовой

форме,

индивидуаль

ного опроса;

выполнения

практических

ПК

7.4.

Консультировать

пациента и его окружение

умение мотивировать

пациента к обучению;

по вопросам ухода и

самоухода

умение оценить способность

пациента к обучению;

умение составить

индивидуальный план

обучения;

умение определить

содержание обучения;

умение оценить

эффективность обучения;

составлять памятки для

пациента и его окружения

по вопросам ухода и

самоухода, инфекционной

безопасности, по вопросам

физических нагрузок,

употребления продуктов

питания и т.д.;

знать принципы санитарно-

гигиенического воспитания

и образования среди

населения

манипуляций

ан оценку;

наблюдение в

процессе

теоретически

х и

практических

занятий;

оценка выполнения

внеаудиторной

ПК

7.6.

Оказывать медицинские

услуги в пределах своих

полномочий

оценить функциональное

состояние пациента;

проводить простейшую

физиотерапию,

оксигенотерапию;

поставить газоотводную

трубку и различные виды

клизм;

катетеризировать мочевой

пузырь мягким катетером.

Ввести постоянный мочевой

катетер и ухаживать за ним;

промыть желудок по

назначению врача;

осуществление

медикаментозного лечения

пациентов по назначению

врача, соблюдение правил

хранения и использования

лекарственных средств;

осуществление подготовки

пациента к лабораторным

методам исследования;

осуществление подготовки

пациента к

инструментальным методам

исследования;

проведение сердечно-

легочной реанимации;

оказание сестринской

помощи при потере, смерти,

горе; проведение

посмертного сестринского

ухода;

обеспечивать гигиенические

условия при получении и

доставке лечебного питания

для пациентов в ЛПУ

ПК

7.7.

Обеспечивать

безопасную больничную

среду для пациентов и

персонала.

проведение текущей и

генеральной уборки

помещений с

использованием различных

дезинфицирующих средств;

аргументированные выбор и

применение методов и

способов профилактики

внутрибольничной

инфекции;

применение средств

транспортировки пациентов

и средств малой

механизации с учетом основ

эргономики;

выполнение требований

техники безопасности и

противопожарной

безопасности при уходе за

пациентом во время

проведения процедур и

манипуляций

обеспечение безопасной

больничной среды для

пациента, его окружения и

персонала

определение факторов,

влияющих на безопасность

пациента и персонала;

применение в

профессиональной

деятельности знаний основ

эргономики;

использовать правила

эргономики в процессе

сестринского ухода и

обеспечения безопасного

перемещения больного;

обеспечивать санитарные

условия в учреждениях

здравоохранения и на дому

3.Памятки при работе с модулем, по самоподготовке к сообщениям по научным

статьям и другим источникам, подготовке сообщений, методические указания к

монологическому ответу, по работе с основной и дополнительной литературой, по

подготовке рефератов,

ПАМЯТКА ПРИ РАБОТЕ С МОДУЛЕМ.

Модуль (мера-лат.) – унифицированный фрагмент темы или раздела программы по форме

и содержанию. Цель модульного обучения – управление самообразованием для

реализации требований Государственного отраслевого стандарта.

ПОРЯДОК РАБОТЫ С МОДУЛЕМ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОМА.

1.

Прочтите название темы.

2.

Ознакомьтесь с перечнем знаний, умений и навыков, которыми вам необходимо

овладеть после изучения модуля.

3.

Внимательно изучите теоретическую часть модуля. Вся информация, изложенная в

нём, должна быть усвоена вами в полной мере.

4.

Ответьте на вопросы для самоконтроля.

5.

Выполните задания для определения начального уровня знаний.

РАБОТА В КАБИНЕТЕ ДОКЛИНИКИ.

1.

Назовите тему модуля.

2.

Перечислите знания, умения, навыки, которыми вам необходимо овладеть в

процессе работы с модулем.

3.

Выполните претестовые задания или задания для определения начального уровня

знаний.

4.

Ответьте на предложенные вам вопросы.

5.

Отработайте до автоматизма необходимые манипуляции.

6.

Решите ситуационные задачи.

7.

Выполните посттестовые задания или задания для определения итогового уровня

знаний.

ПАМЯТКА СТУДЕНТКАМ ПО САМОПОДГОТОВКЕ К СООБЩЕНИЯМ

ПО НАУЧНЫМ СТАТЬЯМ И ДРУГИМ ИСТОЧНИКАМ.

1.

Представьте автора статьи и её название.

2.

Изложите кратко её содержание.

3.

Особо подчеркните ценность и значение материала статьи.

4.

При представлении статьи используйте методические указания к монологическому

ответу.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЙ.

1.

Взяв книгу, ознакомьтесь с оглавлением и её библиографическими данными.

2.

Бегло прочтите книгу, чтобы представить в целом, какой материал в нем изложен.

3.

Выберите необходимую информацию.

4.

Составьте план изучаемого материала.

5.

Зафиксируйте необходимый материал, используя иллюстрации.

6.

Изложите свое сообщение вслух, используя приготовленный материал.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ОТВЕТУ.

1.

Внимательно выслушайте вопрос преподавателя.

2.

Четко и ясно формулируется ответ.

3.

Ваш ответ должен состоять из полных, распространенных предложений.

4.

Односложный ответ не допускается.

5.

Речь должна быть грамотной, эмоциональной.

6.

Не допускать слов «паразитов».

7.

Говорите лаконично, ясно, достаточно быстро.

8.

Если вы не готовы, не знаете ответа, то скажите об этом сразу, не вынуждайте

преподавателя затягивать опрос.

9.

Соблюдайте культуру речи и культуру общения.

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ

С ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

1.

Изучите список рекомендованной литературы.

2.

Отберите необходимую Вам.

3.

Изучите аннотацию к конкретному учебнику (монографии).

4.

Изучите информацию об авторе учебника, его научные характеристики.

5.

Приступайте к работе: читайте, выделяйте главное, делайте записи, в случае

трудностей обращайтесь к словарно-энциклопедической литературе, к

преподавателю.

6.

Изучите заключение, запишите выводы.

7.

Сделайте по данному учебнику конспект или тезисный (сложный) план.

ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТОВ.

Реферат – в переводе с латинского языка – сообщать, докладывать, краткое изложение

содержания, не для себя, а для того, чтобы выступить на уроке, занятии кружка.

Реферат пишется так, чтобы он был понятен не только Вам, подробно, без сокращений.

Количество листов печатного текста должно быть не менее – 24, рукописного – 48.

Как работать над рефератом.

1.

В общих чертах определить содержание темы, составить предварительный план.

2.

Составить список литературы.

3.

Раскрыть значение темы.

4.

Последовательно раскрыть все предусмотренные планом вопросы (обосновывайте,

разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами,

фактами).

5.

Писать грамотно, аккуратно, разделять текст на абзацы, не допускать пустословия

и повторений.

6.

В пронумерованных подстрочных сносках указать, откуда взяты приведенные в

тексте цитаты и факты.

7.

Написать в конце работы вывод, заключение.

8.

Самокритично перечитать свою работу и переписать начисто.

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА.

ОБРАЗЕЦ

Министерство здравоохранения РФ

ГАОУ СПО Брянский медицинский техникум

имени академика Н.М. Амосова

РЕФЕРАТ (доклад) на тему:

________________________

________________________

Лист имеет поля – 1,5 см.

Последний лист реферата – используемая

литература

Список используемой литературы

составляется в алфавитном порядке.

Учебники, словари, энциклопедии,

справочники располагаются в конце

списка.

Составила: студентка группы 21Ф

Захарова Ольга Ивановна

Руководитель: преподаватель

акушерства и гинекологии

высшей категории

Мишина Н.В.

Брянск

2011

Образец:

Сидельникова В.М. Невынашивание

беременности. – М., 2008

При прямом цитировании, использования

текста учебной литературы, сноски

делаются обязательно и располагаются

внизу листа, с обязательной нумерацией.

Образец: Сидельникова В.М.

Невынашивание беременности. – М., 2010

стр. 10

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

1.

Повторите рекомендуемые вопросы, необходимые для усвоения данной

темы.

2.

Изучите материалы лекций и рекомендованной литературы, ответьте на

вопросы самоконтроля.

3.

Проверьте усвоение материала, решив рекомендованные тесты и задачи.

Ответы сверьте с эталонами ответа.

4.

Решите ситуационные задачи по алгоритму:

i.

Прочитайте и выявите проблемы женщины и мужчины.

ii.

Дайте рекомендации по здоровому образу жизни.

iii.

Поставьте предварительный диагноз и обоснуйте его.

iv.

Дополнительное лабораторное, инструментальное исследование и

ожидаемые результаты.

v.

Тактика в отношении пациента.

vi.

Медикаментозное лечение.

vii.

Физиотерапия.

viii.

Особенности ухода за пациентом.

ix.

Диспансерное наблюдение.

x.

Профилактика заболевания.

xi.

Выполните самостоятельную работу.

4.Методические рекомендации для самоподготовки студентов к практическим

занятиям

4.1 № 1. Тема 3.1. Период юношеского возраста

Студент должен знать:

Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности человека

юношеского возраста.

Основные потребности, способы их удовлетворения. Возможные проблемы

Студент должен уметь:

Обучить пациентов выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию

поддержки при их развитии.

Выявить проблемы, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области

укрепления здоровья.

Составить рекомендации по адекватному и рациональному питанию, двигательной

активности, правильному режиму дня, принципам создания безопасной

окружающей среды, поддержанию здорового образа жизни

Основные понятия

Зрелый возраст .

Молодой возраст.

Средний возраст.

Период юношеского возраста.

Адекватное и рациональное питание

Адекватная физическая нагрузка

Студент должен изучить:

1. Лекционный материал по теме.

2. Соответствующие разделы учебника и дополнительную литературу:

Основные источники:

1.

Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый

человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие.

– Москва: Авторская академия, 2011.

2.

Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.:

ОАО «Издательство «Медицина», 2005.

3.

Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение:

Учебник. - Ростов на/Д: Феникс, 2008.

4.

Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – Москва,

образовательно-издательский центр «Академия», 2008.

Дополнительные источники:

1.

Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2009.

2.

Дневник здоровья студента. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006

3.

Концепция президентской программы «Здоровье работающего населения России

на 2004 – 2015 гг.» Москва 2003

4.

Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.

5.

Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – Учебник. М.;

ГЭОТАР-Медиа, 2009.

6.

Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. – Практикум.

М.; ГЭОТАР-Медиа, 2010.

7.

Медик В.А., Юрьев В.К.. Общественное здоровье и здравоохранение. – Учебник.

М.; ГЭОТАР-Медиа, 2010.

8.

Методическое письмо Минздравсоцравития России №15-4/10/2-6796 от

13.07.2011г. «Об организации работы службы родовспоможения в

условихвнедрения современных перинатальных технологий»

9.

Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы Сестринского дела. Учебник.

М.; ГЭОТАР-Медиа, 2010.

10.

Национальная стратегия по борьбе против табака на 2009-2013 годы.

11.

Организация профилактической деятельности амбулаторно- поликлинических

учреждений на современном этапе / Под ред. А.И. Вялкова.М.: ГЭОТАР-Медиа,

2009.

1.

Охрана здоровья детей и подростков/ Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ. – М.

ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Профессионально значимые ценности среднего медицинского работника Учебно-

методическое

Студент должен ответить на вопросы самоконтроля.

Студент должен ознакомиться и изучить тесты по разделам.

Студент должен изучить и решить задачи по разделу.

Студент должен выполнить самостоятельную работу:

Составить планы обучения по рациональному и адекватному питанию.

Составить планы обучения по поддержанию адекватной двигательной активности.

Составить планы обучения по поддержанию безопасности

Вопросы для самоконтроля

1.

Какие периоды зрелого возраста вы знаете?

2.

Какие группы выделяют в зрелом возрасте?

3.

Какие критические периоды в зрелом возрасте вы знаете?

4.

Что такое критический период?

5.

Какие критерии качества жизни вы знаете?

6.

Назовите главные первичные факторы риска здоровью?

7.

Что такое дивергентное мышление?

8.

Какие симптомы проявления кризиса юности вы знаете?

9.

Какими невротическими и психосоматическими изменениями проявляется кризис

юности?

Тестовые задания

1.

Продолжительность зрелого возраста до:

1.

30 лет

2.

60 лет

3.

45 лет

4.

70 лет

2.

Юношеский период у мужчин ограничивается возрастом:

1.

От 15 до 18 лет

2.

От 19 до 25 лет

3.

От 17 до 21 года

4.

От 16 до 25 лет

3.

Молодой возраст – это возраст до:

1.

45 лет

2.

50 лет

3.

60 лет

4.

70 лет

4.

Критический период зрелого возраста – это:

1.

Период юношеского возраста

2.

От 20 до 25 лет у мужчин и женщин

3.

Климактерический период

4.

Все утверждения верны

5.

Остановка роста скелета у девочек:

1.

16-17 лет

2.

18-21 год

3.

13-14 лет

4.

11-12 лет

6.

Остановка роста скелета у юношей:

1.

16-17 лет

2.

18-21 год

3.

13-14 лет

4.

11-12 лет

7.

Юношеская себорея связанна с:

1.

Повышенной функцией половых желез

2.

Повышенной функцией желез внутренней секреции

3.

Повышенной функцией сальных желез

4.

Все утверждения верны

8.

Резкий запах пота в юношеском возрасте связан:

1.

Повышенной функцией потовых желез

2.

Повышенной функцией желез внутренней секреции

3.

Повышенной функцией сальных желез

4.

Все утверждения верны

9.

Дружба в юношеском возрасте бывает:

1.

Прочной

2.

Глубокой

3.

Эмоционально насыщенной

4.

Все утверждения верны

10.

Юношеский максимализм может приводить к:

1.

Все утверждения верны

2.

Разочарованиям

3.

Душевной боли

4.

Ни одно из утверждений не верно

11.

К симптомам проявления кризиса относятся:

1.

Ранняя половая жизнь

2.

Конфликты со взрослыми

3.

Все утверждения верны

4.

Гиперсексуальность

12.

Основные принципы сохранения, поддержания и укрепления здоровья:

1.

Борьба со стрессом

2.

Адекватное и рациональное питание

3.

Отказ от вредных привычек

4.

Все утверждения верны

13.

Рекомендуемые нормы питания предусматривают употребление белков животного

происхождения:

1.

30 %

2.

55%

3.

25%

4.

70%

14.

Правильное выполнение физических упражнений предусматривает:

1.

Чрезмерное сгибание суставов

2.

Резкие повороты и сгибания

3.

Сильное сгибание спины

4.

Все утверждения верны

5.

Ни одно из утверждений не верно

15.

Способность к самостоятельному удовлетворению потребностей в юношеском

возрасте:

1.

Ограниченная

2.

Полная самостоятельность

3.

Полная зависимость от окружающих

4.

Все утверждения верны

16.

Половая функция в юношеском периоде:

1.

Гиперсексуальность

2.

Неразвита

3.

Сексуальная активность снижена

4.

Индивидуальная стабильная

17.

Критические периоды связаны с особенностями:

1.

Физиологическими

2.

Психологическими

3.

Социальными

4.

Все утверждения верны

18.

К первичным факторам риска здоровью относят:

1.

Диабет

2.

Аллергию

3.

Курение

4.

Артериальную гипертензию

19.

К вторичным факторам риска здоровью относят:

1.

Курение

2.

Гиподинамию

3.

Злоупотребление алкоголем

4.

Ревматизм

20.

Адаптационные возможности в юношеском возрасте:

1.

Достаточно высокие, устойчивые

2.

Снижены

3.

Невысокие

4.

Неустойчивые

Ситуационные задачи

Задача №1

Вас пригласили в школу на беседу о «Гигиене подростков, юношей».

1.

Составьте план беседы.

2.

Выявите основные проблемы.

3.

Ответьте на вопросы, которые приготовили заранее

Вопросы:

Почему все вокруг оказались выше меня?

Почему одно яичко у меня ниже, чем другое?

Что выталкивает сперму из полового члена?

Задача №2

Юноша 16 лет имеет неполное среднее образование, продолжает учиться в школе,

мотивирован на дальнейшее обучение и посещает подготовительные курсы. В связи с

этим затрачивает на самообразование до 12 часов в неделю, кроме того, много времени

проводит, работая на компьютере, поэтому не высыпается, утром часто чувствует себя

разбитым, но свое здоровье в целом оценивает как хорошее. Гимнастикой не занимается,

выходные дни совершает пешие прогулки продолжительностью 1,5-2 часа. Живет с

родителями, отношения в семье доброжелательные, конфликтов практически не бывает.

Вредных привычек не имеет.

Вопросы:

1.

Оценить факторы образа жизни юноши

2.

Дать рекомендации по формированию здорового образа жизни.

Задача №3

Определить уровень физической выносливости девушки 18 лет при условии, что после

выполнения теста подъема ступеньки ее пульс составил 80 ударов в минуту.

Задача №4

Определить уровень физической выносливости юноши 19 лет при условии, что после

выполнения теста подъема на ступеньки его пульс составил 78 ударов в минуту.

Задача №5

Разработать примерную программу физических упражнений для юноши 18 лет никогда

ранее не занимавшемуся спортом, имеющему низкий уровень физической выносливости.

Эталоны ответов к вопросам для самоконтроля.

В настоящее время выделяют следующие периоды зрелого возраста:

1.

Юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 до 21 лет у мужчин)

2.

Зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин, от 21 до 60 лет у мужчин).

Он в свою очередь подразделяется на 2 подпериода:

1.

От 20 до 35 лет у женщин и от 21 до 35 лет у мужчин

2.

От 35 до 55 у женщин и от 35 до 60 лет у мужчин

На границе зрелого и пожилого возраста выделяют особый возрастной промежуток –

климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин и от 50 до 60 лет у мужчин).

2.

В зрелом возрасте некоторые исследователи выделяют

1.

Молодой возраст – до 45 лет

2.

Средний возраст – 45-60 лет

3.

Критические периоды в зрелом возрасте:

1.

Период от 20 до 25 лет для мужчин и женщин (с возможными колебаниями

в зависимости от этнических, культурных групп в пределах четырех лет).

2.

Период около 30 лет для женщин, для мужчин – около 40 лет.

3.

Климактерический период

4.

Критический период, так называемая «горячая точка» возрастной биографии

характеризуется значительными физиологическими, психологическими

изменениями, требующими повышенного внимания как со стороны медицинского

персонала так и самого человека и его ближайшего окружения.

5.

Критериями качества жизни являются:

1.

Физические

2.

Психологические

3.

Уровень независимости

4.

Жизнь в обществе

5.

Окружающая среда

6.

Духовность

6.

К числу главных (больших) первичных факторов риска специалисты ВОЗ относят:

1.

Курение

2.

Злоупотребление алкоголем

3.

Нерациональное питание

4.

Гиподинамию

5.

Психоэмоциональный стресс

7.

Дивергентное мышление – это когда на один и тот же вопрос можно найти

несколько правильных и равноправных ответа.

8.

К симптомам кризиса юности относятся:

1.

Ранняя половая жизнь

2.

Гиперсексульность

3.

Онанизм

4.

Транзиторный гомосексуализм

5.

Эмоциональная лабильность

6.

Максимализм

7.

Конфликты со взрослыми

9.

Наркоманией, алкоголизмом, психологическими увлечениями (спорт, религия,

коллекционирование, музыка), нарцистическим поведением, сексуальными

девиациями, юношеской гиперсексуальностью, юношеской гипертонией или

гипотонией, бессонницей или сонливостью

Эталоны ответов

к тестовым заданиям

1. б

2. в

3. а

4. г

5. а

6. б

7. в

8. а

9. г

10. а

11. в

12. г

13. б

14. д

15. б

16. а

17. г

18. в

19. г

20. а

Эталоны ответов к ситуационным задачам

Задача № 1

1.

План беседы о «Гигиене подростков, юношей»:

1.

Строение репродуктивной системы мужчины;

2.

Вторичные половые признаки мужчины;

3.

Гигиена половых органов;

4.

О вреде алкоголя, курения, наркомании;

5.

О венерических заболеваниях;

6.

О вреде ранней половой жизни и случайных связей.

2.

Основные проблемы:

1.

Настоящие – отсутствие информации или недостаточная

информированность в данном вопросе;

2.

Различные психологические комплексы (замкнутость, развязность,

непослушание и т.д.);

3.

Потенциальные – венерические заболевания, бесплодие, импотенция.

3.

Каждый человек растет со своей собственной скоростью, причем девочки вступают

в период полового созревания немного раньше, чем мальчики, и поэтому у тебя

может сложитьс впечатление, что они все выше тебя. Не беспокойся, ты их

догонишь.

Это вполне нормально. Почти у всех мужчин левое яичко ниже правого. Не забывайте,

что полной симметрии в природе не существует.

Когда у мужчины происходит эрекция, мышцы могут сокращаться и выталкивать сперму

наружу, через мочеиспускательный канал. Этот процесс называется семеизвержением.

4.2№ 2. Тема 3.2. Особенности мужского и женского организма

в зрелом возрасте.

Студент должен знать:

Строение и функции репродуктивных систем мужчины и женщины.

Половые гормоны ,их биологическое действие на мужской и женский

организмы.

Отрицательное влияние факторов окружающей среды на половые

железы ,их функцию, фертильность.

Роль медицинского работника в оказании консультативной помощи

по вопросам укрепления репродуктивного здоровья.

Универсальные потребности человека зрелого возраста ,способы их

удовлетворения, возможные проблемы.

Студент должен уметь:

Обучить женщину ведению менструального календаря .

Обучить женщину правилам пользования менструальным календарем

Проводить беседы :"Гигиена половых органов", "Гигиена менструального цикла".

Выявлять факторы действующие отрицательно на репродуктивную систему

Выявлять проблемы, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков, в области

укрепления здоровья мужчины и женщины.

Влияние факторов внешней среды на процесс воспроизводства.

Составлять рекомендации по адекватному и рациональному питанию,

двигательной активности, правильному режиму дня.

Обучать принципам создания безопасной окружающей среды, принципам

здорового образа жизни

Основные понятия:

Анатомия женских половых органов

Наружные женские половые органы

Внутренние женские половые органы

Гормоны гипоталамо-гипофизарной системы

Менструальный цикл

Овариальный цикл

Маточный цикл

Менструальный календарь

Половые гормоны

Яйцеклетка

Преовуляторный фолликул

Анатомия мужских половых органов

Наружные мужские половые органы

Внутренние мужские половые органы

Студент должен изучить:

1. Лекционный материал по теме.

2. Соответствующие разделы учебника и дополнительную литературу:

Основные источники:

5.

Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый

человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие.

– Москва: Авторская академия, 2011.

6.

Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.:

ОАО «Издательство «Медицина», 2005.

7.

Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение:

Учебник. - Ростов на/Д: Феникс, 2008.

8.

Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – Москва,

образовательно-издательский центр «Академия», 2008.

Дополнительные источники:

12.

Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2009.

13.

Дневник здоровья студента. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006

14.

Концепция президентской программы «Здоровье работающего населения России

на 2004 – 2015 гг.» Москва 2003

15.

Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.

16.

Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – Учебник. М.;

ГЭОТАР-Медиа, 2009.

17.

Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. – Практикум.

М.; ГЭОТАР-Медиа, 2010.

18.

Медик В.А., Юрьев В.К.. Общественное здоровье и здравоохранение. – Учебник.

М.; ГЭОТАР-Медиа, 2010.

19.

Методическое письмо Минздравсоцравития России №15-4/10/2-6796 от

13.07.2011г. «Об организации работы службы родовспоможения в

условихвнедрения современных перинатальных технологий»

20.

Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы Сестринского дела. Учебник.

М.; ГЭОТАР-Медиа, 2010.

21.

Национальная стратегия по борьбе против табака на 2009-2013 годы.

22.

Организация профилактической деятельности амбулаторно- поликлинических

учреждений на современном этапе / Под ред. А.И. Вялкова.М.: ГЭОТАР-Медиа,

2009.

2.

Охрана здоровья детей и подростков/ Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ. – М.

ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Профессионально значимые ценности среднего медицинского работника Учебно-

методическое

Студент должен ответить на вопросы самоконтроля.

Студент должен ознакомиться и изучить тесты по разделам.

Студент должен изучить и решить задачи по разделу.

Студент должен выполнить самостоятельную работу:

Составить планы обучения по рациональному и адекватному питанию.

Составить планы обучения по поддержанию адекватной двигательной активности.

Составить планы обучения по поддержанию безопасности

Вопросы для самоконтроля

1.

Отделы матки.

2.

Слои матки.

3.

Наружные половые органы женщины.

4.

Внутренние половые органы женщины.

5.

Слои влагалища.

6.

Реакция выделений из влагалища, характерная для четвертой степени чистоты для

влагалища.

7.

Эпителий, покрывающий слизистую влагалища.

8.

Форма шейки матки у рожавших.

9.

Гормоны, вырабатываемые в яичниках.

10.

Система, регулирующая менструальный цикл.

11.

Гонадотропные гормоны.

12.

Орган, выделяющий гонадотропные гормоны.

13.

Каким органом и в какой фазе менструального цикла выделяется погестерон.

14.

Отделы маточной трубы.

15.

Фазы маточного цикла.

16.

Овуляция.

17.

Фазы пренатального периода.

18.

Овогенез.

19.

Фазы сперматогенеза.

20.

Название костей, из которых состоит тазовая кость.

21.

Сочления таза.

22.

Название костей (четырех), из которых состоит женский таз.

23.

Наружные половые органы мужчины.

24.

Внутрение половые органы женщины.

25.

Кислота, концентрация которой служит показателем функционального состояния

предстательной железы и своеобразным «андрологическим эквивалентом»

эндокринной функции яичек.

26.

Мужские половые гормоны.

27.

Мужская половая железа.

28.

Канальцы яичек, в которых вырабатывается сперматозоиды.

29.

Реакция секрета луковично-уретральных желез.

30.

Мужской орган, секретизирующий фруктозу.

Тестовые задания №1

1.Внутренний половой орган женщины: а)4недели беременности б)6недель беременнсти

а) влагалище б ) клитор в)10недель беременности г)8недель беременности

в)малые половые губы г)девственная плева д)12недель беременности

д) большие половые губы 15. Размер малого таза определяемый при влагалищном

2.Орган содержащий потовые железы: исследовании:

а)влагалище б)матка а)истинная конъюгата б)диагональная конъюгата

в)малые половые губы в) прямой размер плоскости выхода

г)большие половые губы г) поперечный размер плоскости выхода

3.Задняя стенка влагалища в средней ее 16.Расстояние между большими вертелами

бедренных

части сопрекосается с : костей соответствует:

а)прямой кишкой а)наружной конъюгате

б)тканями промежности б)диагональной конъюгате

в)сигмовидной кишкой в)дистанции трохантерика

4.Длина матки у взрослой женщины: г)дистанции спинарум

а)3-5см б)5-6см в)7-9см 17.Подвижное сочленение таза:

г)10-11см д)12-13см а)крестцово-копчиковое б)крестцово-повздошное

5.Слой яичника в котором проходят сосуды в) лонное г)крестцово-копчиковое и

крестцово-

и нервы: повздошное

а)корковый б)мозговой 18.Функция мочеиспускательного канала у мужчины:

в)зачатковый г)белочная оболочка а)проводит семенную жидкость в момент эякуляции

6.Факторы способствующие нормальному б)проводит мочу при мочеиспускании

расположению женских половых органов: в)удерживает мочу в мочевом пузыре

а)собственный тонус половых органов г)все утверждения верны

б)согласованная деятельность диафрагмы 19.В придатке яичка различают:

брюшной стенки и тазового дна а)головку б)тело

в)наличие подвешивающего закрепляющего и в)хвост г)все утверждения верны

поддерживающего аппаратов матки 20.Биологическое значение эстрогенов в мужском

г)взаимоотношение между внутренними организме заключается:

органами а)стимулировании гладкой мускулатуры

д)все из перечисленных утверждений верны б)антиандрогенное действие

7.Длительность периода новорожденности: в)стимулирует соединительную ткань

а)28дней б)14дней г)все утверждения верны

в)7дней г)сутки

8.Развитие желтого тела происходит под

действием гормона:

а)прогестерона б)лютеотропного

в)лютеинизирующего

г)фолликулостимулирующего

д)эстрадиола

9.Сперматогенез – это образование:

а)яйцеклетки б)сперматозоидов

в)зародыша г)ферментов

10.В какой период менструального цикла

наступает овуляция:

а)20-22день б)8-10день

в)12-14день г)3-5день

11.Рост и развитие яйцеклетки называется:

а)овуляция б)овогенез

в)саливация г)сперматогенез

12.продолжительность менструации в норме:

а)3-5дней б)7-8дней

в)10-12дней г)15-18дней

13.Наружные половые органы кровоснабжаются

за счет артерий:

а)внутренней срамной б)запирательной

в)маточной г)наружной срамной

д)наружней семенной

14.Эмбриональный период продолжается:

первые:

Тестовые задания №2

1.Наружний половой орган женщины: 14. К гонадотропным гормонам относится:

а)влагалище в)матка а)прогестерон в)эстрадиол

б)клитор г)маточные трубы б)пролактин г)тестестерон

д)яичники д)ни одно из утверждений неверно

2.Секрет больших желез преддверия 15.Расстояние между крестцовым мысом и нижним

краем

влагалища: симфиза называется:

а)щелочной в)слабокислый а)истинная конъюгата

б)нейтральный г)кислый б)прямой размер плоскости выхода малого таза

3.Слой не участвующий в образовании в)(диоганальная конъюгата

стенок влагалища: г)поперечный размер плоскости входа в малый таз

а)слизистый в)соединительнотканный д)прямой размер плоскости широкой части малого

б)мышечный г)серозный таза

4.Функциональный слой эндометрия 16.Размеры большого таза соответствующие норме:

восстанавливается за счет слоя: а)25-26-28-17 в)23-25-29-18

а)продольного в)базального б)25-28-31-20 г)22-24-26-16

б)циркулярного г)мышечного д)26-26-30-17

д)серозного 17.неподвижное сочленение таза:

5.Часть маточной трубы располагающейся в а)крестцово-копчиковое

толще стенки матки: б)крестцово-повздошное

а)истмическая г)продольная в)лонное

б)ампулярная д)циркулярная г)лонное и крестцово-подвздошное

в)интерстициальная д)крестцово-копчиковое и крестцово-подвздошное

6.Основная функция фолликулостиму- 18..Внутренний половой орган мужчины:

лирующего гормона (ФСГ): а)половой член

а)стимулирует развитие желтого тела б)бульбоуретральные железы

б)способствует созреванию фолликулов в)мошонка г)все утверждения верны

в)стимулирует выработку гормона д)ни одно из утверждений неверно

желтого тела 19.Слой стенки семенного пузырька:

г)стимулирует секрецию молочных желез а)соединительнотканный в)слизистый

д)все утверждения верны б)мышечный

7.Слой не участвующий в строении г)все утверждения верны

яйцеклетки6 д)ни одно из утверждений неверны

а)протоплазма в)белочная оболочка 20.Семенной бугорок (холмик) – это:

б)ядро г)прозрачная оболочка а)возвышение продолговатой формы

д)лучистый вен б) располагается на задней стенке

8.Парные железы расположены в полости предстательной железы

малого таза по бокам от матки6 в)участвует в акте эякуляции

а)надпочечники в)почки г)внутренний половой орган мужчины

б)яички г)яичники д)все утверждения верны

9.Нормальное положение матки:

а)смещена в сторону в)наклонена кпереди

б)стоит вертикально г)наклонена кзади

10.Вероятность зачатия будет наибольшей

в период менструального цикла с :

а)20-26день в)11-14день

б)5-9день г)9-18день

11.Фолликул до его разрыва располагается в:

а)корковом слое яичников

б) канальцах яичек

в)мозговом веществе почек

г)коре надпочечников

д)мозговом слое яичников

12.Отторжение слизистой оболочки матки

сопровождающееся кровотечением называется:

а)овуляция в)менструация

б)сперматогенез г)овогенез

13.При какой степени чистоты влагалищного

содержимого:рекция щелочная, флора патогенная,

влагалищных бацилл нет:

а)1степени в)3степени

б)2степени г)4степени

Тестовые задания №3

1.Органы . соединяющиеся между собой спайками: 13.При какой степени чистоты

влагалищного

а)маточные трубы б)большие половые губы содержимого: реакция кислая,-10-15 в поле

в)малые половые губы г)придатки д)яичники зрения, много влагалищных бацилл и

эпители-

2.Клитор располагается: альных клеток:

а)в нижнем углу половой щели а)1степени б)2степени

б)в переднем углу половой щели в)3степени г)4степени

в)в заднем углу половой щели 14.Периферический уровень регуляции

г)в середине между передним и нижним менструального цикла:

углами половой щели а)кора головного мозга

д)ни одно из утверждений неверно б)гипоталамус

3.Границей между наружними и внутренними половыми в)гипофиз г)все утверждения

верны

органами являются: д)яичники

а)малые половые губы 15.Наружняя конъюгата равна:

б)наружний маточный зев а)9,5см б)12,5-13см

в)девственная плева в)20см г)11см д)25-26см

г)внутренний маточный зев 16.Размер малого таза являющийся наиболее

д)ни одно из утверждений неверно важным для прогноза родов:

4.Возвышающая часть тела матки: а0диагональная конъюгата

а)влагалищная часть шейки матки б)истинная конъюгата

б)нижний сегмент матки в)прямой размер плоскости выхода

в)дно матки г)поперечный размер плоскости выхода

г)надвлагалищная часть шейки матки д)поперечный размер плоскости входа

5. Придатки матки – это: 17.В половом члене различают:

а)маточные трубы , яичники и связки матки а)головку б)тело

б)маточные трубы в)яичники в)корень

г)малые срамные губы г)переднюю заднюю и боковые

д)большие срамные губы поверхности

6.отличительные признаки менструальной крови д)все утверждения верны

от циркулирующей в сосудах: 18.Наружный половой орган мужчины:

а)имеет темный цвет и свертывается а)яички б)придатки

б)имеет темный цвет и не свертывается в)мошонка г)предстательная железа

в)имеет алый цвет и не свертывается д)семенные пузырьки

г)имеет алый цвет и свертывается 19.Источником энергии метаболизма и

д)ни одно из утверждений неверно поддержания подвижности спермиев

7.Период полового созревания у здоровых девочек показателем андрогенной

насыщенности

обычно заканчивается к : организма является:

а)12годам б)15годам а)фруктоза б)лимонная кислота

в)18годам г)20годам д)25годам в)простагландины

8.Характерная функция эстрогенных гормонов: г)азотистые вещества

а)вызывает рост и развитие половых органов д)молочная кислота

б)способствует появлению вторичных 20.Сперматогенез включает период:

половых признаков а)размножение сперматогониев

в)способствует развитию и функции молочных желез б)роста в)созревания

г)пробуждают половое чувство г)все утверждения верны

д)все утверждения верны

9.Орган в котором происходят ежемесячные

циклические изменения:

а)мочевой пузырь б)легкие

в)матка г)желудок

10.В яичках образуются:

а)яйцеклетка и женские половые гормоны

б)сперматозоиды и мужские половые гормоны

в)лейкоциты г)пищеварительные ферменты

11.Важную роль в регуляции менструального цикла играет:

а)гипоталамо-гипофизная система

б)кора головного мозга

в)надпочечники и щитовая железа

г)все выше перечисленное

12.Пузырек в котором растет и созревает яйцеклетка:

а)альвеола б)эритроцит

в)фолликул г)лимфоцит

Тестовые задания №4

1. Орган не имеющий желез: 15. Для определения истинной конъюгаты из

а)малые половые губы б)большие половые диагональной вычитают:

губы в)влагалище а)0,5-1см б)1,5-2см

г)матка д)лобок в)2,5-3см г)9см д)11см

2. В норме среда во влагалище: 16. Дистанция трохантерика в норме равна:

а)щелочная б)слабощелочная а)12,5-13см б)20-21см

в)нейтральная г)кислая в)25-36см г)28-29см д)30-31см

3. Задняя стенка влагалища в ее нижней 17. Длина полового члена равна:

части соприкасается с : а)5-6см б)9-10,5см

а)прямой кишкой б)тканями промежности в)12-15см г)15-20см

в)сигмавидной кишкой 18 . Анатомическим сужением мочеиспуска-

г)большими железами преддверия влагалища тельного канала является:

д)ни одно из утверждений неверно а)наружное сужение уретры

4. Длина перешейка матки: б)ладьевидная ямка

а)1см б)2см в)3см в)предстательный отдел

г)4см д)5см г)луковичное расширение

5. Оплодлтворение яйцеклетки в норме д)все утверждения верны

происходит в : 19. Нормальное содержание фруктозы в сперме

а)брюшной полости здорового мужчины:

б)полости матки в)яичниках а)5-6ммоль/л б)8-10ммоль/л

г)ампулярной части маточной трубы в)13-15 ммоль/л г)20-25ммоль/л

д)интерстицидной части маточной трубы 20. Лютеинизирующий гормон (гормон

6.Основная функция лютеинизирующего гормона(ЛГ): стимулирующий

интерстициальные клетки-

а)способствует созреванию фолликулов ГСИК):

б)стимулирует выработку гормона желтого тела а)увеличивает массу семенников

в)стимулирует секрецию молочных желез б)инициирует развитие , созревание

г)все утверждения верны интерстициальных клеток, влияет на

7.Гормон продуцируемый желтым телом: биосинтез гормонов

а)пролактин б)фолликулин в)стимулирует секрецию предстательной

в)синэстрол г)прогестерон железы

д)фолликулостимулирующий г)влияет на сперматогенез

8.Характерная функция прогестерона: д)все утверждения верны

а)понижает возбудимость и сократительную

деятельность матки

б)участвует в секреторных превращениях эндометрия

в)стимулирует развитие паренхимы молочных желез

г)подготавливает молочные железы к секреции молока

д)все утверждения верны

9.Продолжительность репродуктивного периода

женщины:

а)до 40-45лет б)до 20-25лет

в)до50-55лет г)до60лет

10.Формированию женских половых признаков

способствует гормон:

а)инсулин б)адреналин

в)эстрадиол г)тироксин

11.Эстрадиол и прогестерон – это:

а)гормоны надпочечноков

б)пищеварительные ферменты

в)мужские половые гормоны

г)женские половые гормоны

12.Женская половая клетка –это:

а)яйцеклетка б)сперматозоид

в)эмбрион г)фолликул

13.Высота акушерской (передней)промежности

составляет:

а)1-2см б)3-4см

в)5-6см г)7-8см

14.Период полового созревания заканчивается к :

а)12годам жизни б)14годам жизни

в)15годам жизни г)18годам жизни

д)25годам жизни

Кроссворд № 1

11111

Мм

М

2

Е

3

Н

4

С

5

Т

6

Р

7

У

8

А

9

Л

1

0

Ь

11

Н

1

2

Ы

13

Й

Ц

И К

Л

1.Отторжение слизистой матки

2.Гонадотропный гормон гипофиза, стимулирующий выработку прогестерона

3.Фаза желтого тела

4.Центральный уровень регуляции менструального цикла

5.Гормон стимулирующий развитие фолликула

6.Процесс заживления слизистой матки

7.Разрыв зрелого фолликула и выход из него яйцеклетки

8.Гормон гипофиза , обеспечивающий лактацию

9.Процесс разрастания стромы желез слизистой матки

10.Наружные органы мишени

11.Первые месячные

12.Менструальный цикл

13.Тип секреции гонадотропных гормонов.

К р о с с в о р д № 2

1

В

2

Н

3

У

4

Т

5

Р

6

Е

7

Н

8

Н

9

И

1

0

Е

О Р

Г

А Н Ы

1.

Канал шейки матки.

2.

Половые железы женщины.

3.

Луковично-уретральные железы

4.

Репродуктивный орган грушевидной формы.

5.

Яичники , маточные трубы и связочный аппарат.

6.

Отдел матки.

7.

Андрогенозависимая железа мужчины.

8.

Мужские половые железы.

9.

Мышечно-фиброзная трубка длиной 10-12см.

10.

Отдел матки между шейкой и телом.

К Р О С С В О Р Д № 3

1

р

2

е

3

п

4

р

5

о

6

д

7

у

8

к

9

т

10

и

11

в

12

н

13

а

14

я

с

и

с

т

е

м

а

1.Отдел матки между телом и шейкой.

2.Постнатальный период от 1 месяца до 8-9лет.

3.Мужская половая клетка.

4.Гормональный период.

5.Наружный половой орган мужчины.

6.Период половой зрелости.

7.Гормон гипофиза.

8.Женская половая клетка.

9.Гормоны яичника.

10.Орган женщины, расположенный в переднем углу половой щели.

11.Процесс разрыва зрелого фолликула и выход из него яйцеклетки.

12.Период полового созревания.

13.процесс разрастания стромы желез слизистой матки.

14.Проток , служащий для проведения спермиев от хвоста придатка до ампулы.

К Р О С С В О Р Д № 4

1

р

2

е

3

п

4

р

5

о

6

д

7

у

8

к

9

т

10

и

1

1

в

1

2

н

1

3

а

14я

с

и

с

т

е

м

а

1.

Процесс развития мужских половых клеток.

2.

Пространство между задней спайкой и анусом.

3.

Период полового созревания с 8-9лет до 13-14лет.

4.

Синильный период.

5.

Фаза климатрического периода.

6.

Парный продолговатый орган , тесно связанный с яичком.

7.

Гонадотропный гормон , стимулирующий развитие фолликулов в яичнике.

8.

Гормон стимулирующий развитие молочных желез.

9.

Гормон желтого цвета.

10.

Вместилище пениса.

11.

Процесс развития женских половых клеток.

12.

Внутренний слой матки.

13.

Детородный орган.

14.

Женские половые железы.

Ситуационные задачи.

1.

Чему равна величина истинной коньюгаты , если наружная коньюгата равна 20см ,

индекс Соловьева –14см?

2.

Чему равна величина истинной коньюгаты , если наружная коньюгата равна 21 см,

индекс Соловьева –16см?

3.

Чему равна величина истинной коньюгаты , если наружная коньюгата равна 20 см ,

индекс Соловьева –15см?

4.

Чему равна величина истинной коньюгаты , если наружная коньюгата равна 20см,

индекс Соловьева –16,5см?

5.

Чему равна величина истинной коньюгаты , если наружная коньюгата равна 22см,

индекс Соловьева –17см?

6.

Чему равна величина истинной коньюгаты , если наружная коньюгата равна 19см,

индекс Соловьева- 16,5см?

7.

Чему равна величина истинной коньюгаты , если наружная коньюгата равна

20см(без учета индекса Соловьева)?

8.

Чему равна величина истинной коньюгаты , если наружная коньюгата равна

21см(без учета индекса Соловьева)?

9.

Чему равна величина истинной коньюгаты , если наружная коньюгата равна 19см

(без учета индекса Соловьева)?

10.

Чему равна величина истинной коньюгаты, если наружная коньюгата равна

18см(без учета индекса Соловьева)?

11.

Чему равна величина истинной коньюгаты ,если диагональная коньюгата равна

12,5см ,индекс Соловьева-14см?

12.

Чему равна величина истинной коньюгаты , если диагональная коньюгата равна

12см, индекс Соловьева –13,5см?

13.

Чему равна величина истинной коньюгаты ,если диагональная коньюгата равна

12,5см ,индекс Соловьева –15см?

14.

Чему равна истинная коньюгата , если диагональная коньюгата равна 13см, индекс

Соловьева –16,5см?

15.

Чему равна истинная коньюгата ,если диагональная коньюгата равна 12см, индекс

Соловьева –17см?

16.

Чему равна истинная коньюгата ,если диагональная коньюгата равна 13см,индекс

Соловьева –17,5см?

17.

Чему равна истинная коньюгата ,если наружная коньюгата равна 20см, индекс

Соловьева –14см(классический вариант)?

18.

Чему равна истинная коньюгата ,если наружная коньюгата равна 21см, индекс

Соловьева –13,5см(классический вариант)?

19.

Чему равна истинная коньюгата ,если наружная коньюгата равна 20см, индекс

Соловьева –15см(классический вариант)?

20.

Чему равна истинная коньюгата ,если наружная коньюгата равна 21см , индекс

Соловьева –15,5см(классический вариант)?

21.

Чему равна истинная коньюгата , если наружная коньюгата равна 20см , индекс

Соловьева –16см(классический вариант)?

22.

Оцените наружные размеры таза , если:

d.sp=25см

d.cr=28см

d.tr=30см

con\ext =20см

23.Оцените наружные размеры таза ,если:

d. sp = 24см

d.cr =26cм

d.tr=28см;con \ e x t=

18см

24.

Оцените наружные размеры таза , если:

d.sp==26см

d.cr=29см

d.tr =31 cм con \ext=

21см

25.Оцените наружные размеры таза,если:

d.sp= 27см

d.cr=30см

d.tr=31см

con\ext =21см

26.

Оцените наружные размеры таза , если:

d.sp=23см

d.cr=25см

d.tr=28см

con/ext =18см

27.Определить уровень физической выносливости мужчины 55 лет при условии, что после

выполнения теста подъема на ступеньки его пульс составил 92 удара в минуту.

28.Определить уровень физической выносливости мужчины 33 лет при условии, что после

выполнения теста подъема на ступеньки его пульс составил 74 удара в минуту.

29.Определить уровень физической выносливости мужчины 42 лет при условии, что после

выполнения теста подъема на ступеньки его пульс составил 84 удара в минуту.

30.Определить уровень физической выносливости мужчины 28 лет при условии, что после

выполнения теста подъема на ступеньки его пульс составил 74 удара в минуту.

31.Дать рекомендации по возможной программе физических упражнений женщине 25 лет,

имеющей одного ребенка в возрасте двух лет. Физическая выносливость – средняя.

32.Оценить достаточность нагрузки для мужчины в возрасте 28 лет при выполнении

физических упражнений, если на высоте нагрузки частота сердечных сокращений

составляет 120 в минуту.

33.Дать рекомендации мужчине в возрасте 36 лет по выбору одежды и обуви для занятий

бегом осенью при температуре воздуха от +2

0

С до +6

0

С, а также контролю состояния во

время занятий бегом.

34.Дать рекомендации по выбору оптимальной нагрузки женщине 32 лет, решившей

начать занятия оздоровительным бегом, учитывая, что она имеет средний уровень

физической выносливости. Отклонений в состоянии здоровья не имеет.

35.Составить примерный режим дня для женщины 24 лет, начинающей работу в 9:00 и

заканчивающей ее в 18:00. Не замужем, детей не имеет. Хобби – занятия аэробикой.

36.Составить примерный режим дня для женщины 37 лет. Из анамнеза – замужем, имеет

2-х детей: 8 и 12 лет. Дети посещают школу в первую смену, начало занятий в школе в

8:30, окончание – в 14:00. Работает парикмахером, начало работы в 9:00, окончание –

18:00.

37.Составить примерный режим дня для каждого члена семьи состоящей из 3-х человек.

Состав семьи: отец, 32 года; мать, 30 лет; дочь 6 лет. Отец работает с 9:00 до 18:00, на

дорогу затрачивает в общей сложности 2 часа, мать не работает, дочь посещает сад,

находясь там с 9:00 до 16:00.

38.Дать рекомендации по соблюдению мер безопасности мужчине 40 лет, который решил

сделать ремонт дома своими силами. Отклонений в состоянии здоровья не выявлено,

вредных привычек не имеет.

39..Семья из трех человек — отец 28лет, мать 27лет и ребенок 4лет — в праздничные

майские дни планируют загородную поездку на своем автомобиле. За городом они

планируют пробыть 2 дня. Дать рекомендации по соблюдению мер безопасности.

40.Дать рекомендации по наблюдению за здоровьем мужчине 37лет. Из анамнеза: жалоб

не предъявляет, свое здоровье оценивает как удовлетворительное, вредных привычек не

имеет, женат, работает инженером на заводе, вредных производственных факторов нет.

41.Дать рекомендации по наблюдению за здоровьем женщине 32 лет. Из анамнеза: жалоб

не предъявляет, свое здоровье оценивает как удовлетворительное. Замужем, имеет 2

здоровых детей. Работает парикмахером.

42.В здравпункт предприятия обратился сотрудник этого предприятия мужчина 28лет,

который работает программистом. Из анамнеза: предъявляет жалобы на периодически

возникающее чувство немотивированной тревоги, трудности при выполнении своих

профессиональных обязанностей, быструю утомляемость, плохой сон. Курит, в последнее

время увеличил число выкуриваемых сигарет. Питается нерегулярно, преимущественно в

закусочных и ресторанах быстрого обслуживания. Определить состояние пациента, дать

рекомендации по преодолению этого состояния.

Эталоны ответов к вопросам для самоконтроля.

1.

Тело, перешеек , тело.

2.

Эндометрий, миометрий, периметрий.

3.

Клитор и наружная половая область: лобок, большие и малые половые губы,

промежность, преддверие влагалища, девственная плева.

4.

Влагалище, матка, яичники, маточные трубы.

5.

Слизистый, мышечный, соединительно-тканный (окружающая клетчатка).

6.

Щелочная.

7.

Многослойный плоский эпителий.

8.

Цилиндрическая.

9.

Эстрогены, прогестерон, андрогены, гормон – ингибин.

10.

Нейроэндокринная.

11.

Фолликулостимулирующий (ФСГ), лютеинизирующий (ЛГ), лютеотропный (ЛТГ)

или пролактин.

12.

Гипофиз

13.

Прогестерон выделяется яичниками в лютеиновую фазу.

14.

Интерстициальная, истмическая, ампулярная.

15.

Десквемация, регенерация, пролиферация, секреция.

16.

Овуляция – это разрыв зрелого оролликула и выход из него яйцеклетки в брюшную

полость.

17.

Эмбриональный и фетальный.

18.

Овогенез – это процесс развития женских половых клеток.

19.

Размножение, рост, созревание.

20.

Седалищная, подвздошная, лобковая.

21.

Лонное, повздошно-крестцовое, крестцово- копчиковое.

22.

Двух тазовых, крестца и копчика.

23.

Половой член, мошонка.

24.

Яички, придатки, семявыносящие протоки, железа, семенные пузырьки.

25.

Лимонная.

26.

Андрогены.

27.

Яичко.

28.

Извитые.

29.

Щелочная.

30.

Семенные пузырьки.

Эталоны ответов к тестовым заданиям

1

1-а 8-в 15-б

2-г 9-б 16-в

3-г 10-в 17-а

4-в 11-б 18-г

5-б 12-а 19-г

6-д 13-б 20-д

7-а 14-г

2

1-б 9-в 17-в

2-а 10-г 18-б

3-г 11-а 19-г

4-в 12-в 20-д

5-в 13-г

6-б 14-б

7-в 15-в

8-г 16-б

3

1-б 8-д 15-в

2-б 9-в 16-б

3-в 10-б 17-д

4-в 11-г 18-в

5-а 12-в 19-а

6-б 13-б 20-г

7-в 14-д

4

1-в 8-д 15-б

2-г 9-а 16-д

3-а 10-в 17-б

4-а 11-г 18-а

5-г 12-а 19-в

6-г 13-б 20-б

7-г 14-г



В раздел образования