Автор: Черник Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №104 "Семицветик"
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное развитие детей первой младшей группы"
Раздел: дошкольное образование
«Сенсорное развитие детей первой младшей группы»
«Мир сенсорики»
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.
У него есть страсть, и её надо удовлетворить.
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
А.С. Макаренко
Ранний возраст – это самое благоприятное время для сенсорного воспитания детей, без
которого невозможное нормальное развитие умственных способностей. В этот период важно
совершенствовать деятельность органов чувств, обогащение представлений об окружающем
мире, развитие творческих способностей.
Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о внешних
свойствах предметов восприятия у ребенка: их форме, размере, цвете, величине, положении в
пространстве, запахах, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего
мира и начинается познание.
Согласно мнению многих ученых, сенсорное развитие, является основным фундаментом для
общего умственного развития детей и так же имеет самостоятельное значение, как способ
развития у малышей ощущений, восприятий и представлений. Поэтому с самого раннего
возраста детям необходимо накапливать и систематизировать представления об окружающем
мире и совершенствовать деятельность органов чувств у ребенка.
Давай вместе свами рассмотрим, какие виды сенсорных ощущений должны быть развиты:
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета
и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы,
шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания
различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов,
гладит животных, обнимает близких ему людей;
• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи
окружающего мира;
• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты
питания и блюда.
Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека.
Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.
Мы работаем в первой младшей группе с детьми 2-3лет. У ребенка только начинается
накапливаться представления о цвете, форме, величине и многих других свойствам
предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В данном
возрасте мы знакомим детей с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый);
геометрическими формами предметов (квадрат, круг, треугольник); а так же с различными
звуками окружающего мира.
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра.
Поэтому в качестве средств сенсорного воспитания у детей нашей группы мы используем
различные дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы
деятельности играющих детей принцип добровольности, право самостоятельного выбора,
самовыражение.
Так как основная особенность дидактических игр – обучающая, то мы используем игры в
различные периоды режимных моментов. Это очень хорошая для детей начинать усваивать
знания об окружающем мире, когда имеют возможность не только, видеть, но и активно
использовать самостоятельно. Поэтому и необходимо использовать дидактические игры
сенсорному развитию, как в непрерывной образовательной деятельности, так и в
повседневной жизни деятельности детей.
Предлагаем посмотреть несколько дидактических игр, которые наши малыши любять
заниматься в свободное от занятий время.
Небольшая подборка дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего
дошкольного возраста.
Игра «Цвета»
Цели: познакомить ребенка с основными цветами радужного спектра, развивать память,
внимание, речь, мелкую моторику рук.
Описание игры: Педагог показывает детям одну из картинок (например, желтый карандаш).
Детям предлагается найти и присоединить картинку, на которых изображены предметы
такого же цвета (например, желтое солнце и др.).
Игра «Ёжики»
Цель:Учить дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и
зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Описание игры: Дети должны самостоятельно найти цвета и детали ежей, соединяя их в одно
целое.
Игра «Шнуровка»
Цель:развивать мелкую моторику рук, утонченность движений пальцев, концентрацию
внимания, способствовать развитию точности глазомера, координацию и последовательность
действий.
Описание игры: педагог предлагает детям «пришить» недостающие детали одежды.
Игра: «Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Описание игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на
ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
Игра «Волшебные прищепочки»
Цели: способствовать развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой
и левой руки.
Описание игры: прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки ёжику,
лепестки к цветку, ушки к голове зайчика…)
Игра «Разноцветные палочки»
Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по
коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Описание игры: Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает
разноцветные палочки, которые рассыпал мишка.
Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета.
Игра «Найди пару»
Цель: Учить подбирать животные по образцу.
Описание игры: педагог предлагает детям, найти одинаковых животных и рассказать кто это