Напоминание

"Сенсорное развитие детей первой младшей группы"


Автор: Черник Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №104 "Семицветик"
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное развитие детей первой младшей группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сенсорное развитие детей первой младшей группы»

«Мир сенсорики»

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.

Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.

У него есть страсть, и её надо удовлетворить.

Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра»

А.С. Макаренко

Ранний возраст – это самое благоприятное время для сенсорного воспитания детей, без

которого невозможное нормальное развитие умственных способностей. В этот период важно

совершенствовать деятельность органов чувств, обогащение представлений об окружающем

мире, развитие творческих способностей.

Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о внешних

свойствах предметов восприятия у ребенка: их форме, размере, цвете, величине, положении в

пространстве, запахах, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего

мира и начинается познание.

Согласно мнению многих ученых, сенсорное развитие, является основным фундаментом для

общего умственного развития детей и так же имеет самостоятельное значение, как способ

развития у малышей ощущений, восприятий и представлений. Поэтому с самого раннего

возраста детям необходимо накапливать и систематизировать представления об окружающем

мире и совершенствовать деятельность органов чувств у ребенка.

Давай вместе свами рассмотрим, какие виды сенсорных ощущений должны быть развиты:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета

и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы,

шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания

различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов,

гладит животных, обнимает близких ему людей;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи

окружающего мира;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты

питания и блюда.

Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека.

Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.

Мы работаем в первой младшей группе с детьми 2-3лет. У ребенка только начинается

накапливаться представления о цвете, форме, величине и многих других свойствам

предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В данном

возрасте мы знакомим детей с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый);

геометрическими формами предметов (квадрат, круг, треугольник); а так же с различными

звуками окружающего мира.

Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра.

Поэтому в качестве средств сенсорного воспитания у детей нашей группы мы используем

различные дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы

деятельности играющих детей принцип добровольности, право самостоятельного выбора,

самовыражение.

Так как основная особенность дидактических игр – обучающая, то мы используем игры в

различные периоды режимных моментов. Это очень хорошая для детей начинать усваивать

знания об окружающем мире, когда имеют возможность не только, видеть, но и активно

использовать самостоятельно. Поэтому и необходимо использовать дидактические игры

сенсорному развитию, как в непрерывной образовательной деятельности, так и в

повседневной жизни деятельности детей.

Предлагаем посмотреть несколько дидактических игр, которые наши малыши любять

заниматься в свободное от занятий время.

Небольшая подборка дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего

дошкольного возраста.

Игра «Цвета»

Цели: познакомить ребенка с основными цветами радужного спектра, развивать память,

внимание, речь, мелкую моторику рук.

Описание игры: Педагог показывает детям одну из картинок (например, желтый карандаш).

Детям предлагается найти и присоединить картинку, на которых изображены предметы

такого же цвета (например, желтое солнце и др.).

Игра «Ёжики»

Цель:Учить дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и

зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Описание игры: Дети должны самостоятельно найти цвета и детали ежей, соединяя их в одно

целое.

Игра «Шнуровка»

Цель:развивать мелкую моторику рук, утонченность движений пальцев, концентрацию

внимания, способствовать развитию точности глазомера, координацию и последовательность

действий.

Описание игры: педагог предлагает детям «пришить» недостающие детали одежды.

Игра: «Чудесный мешочек»

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Описание игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на

ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Игра «Волшебные прищепочки»

Цели: способствовать развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой

и левой руки.

Описание игры: прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки ёжику,

лепестки к цветку, ушки к голове зайчика…)

Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по

коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Описание игры: Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает

разноцветные палочки, которые рассыпал мишка.

Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета.

Игра «Найди пару»

Цель: Учить подбирать животные по образцу.

Описание игры: педагог предлагает детям, найти одинаковых животных и рассказать кто это



В раздел образования