Напоминание

"Путешествие по лесным тропинкам"


Автор: Базгиева Наталья Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 37 "Непоседы" г.Георгиевска"
Населённый пункт: город Георгиевск
Наименование материала: Конспект по разделу "Познавательное развитие" - окружающий мир в подготовительной группе
Тема: "Путешествие по лесным тропинкам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект ОД по экологии в подготовительной группе

«Путешествие по лесным тропинкам».

Цель: Активизировать познавательный интерес детей к времени года – зима,

к диким животным, стимулировать к речевой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

Создать условия для закрепления и обобщения знания детей о зиме, явлениях

природы с помощью произведений русских поэтов.

Пополнить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе,

о жизни животных в лесу зимой: где зимуют животные, чем питаются;

- учить распознавать следы зверей;

- активизировать словарь по теме «Дикие животные».

Закреплять с детьми нормы правильного поведения в природе

Развивающие:

Обеспечить условия для развития внимания, словесно-

логического мышления, воображения, наблюдательности, слуховой и

зрительной памяти, связной речи;

- Развитие координации речи с движением.

- Побуждать детей к творчеству и фантазии.

Воспитательные:

Содействовать воспитанию познавательного

интереса, бережного отношения к природе,

- соблюдать правила поведения в лесу.

-создать у детей радостное настроение.

Материалы и оборудование к занятию: экологические знаки, картинки –

символы об изменениях зимой в природе, картинки со следами диких

животных, аудиозаписи музыки П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь»,

запись песни «Кабы не было зимы», танграм, письмо, загадки, шапочки

(ободки) животных, снежинки, угощение для птиц, животных, деревья (елки,

деревья), правила друзей леса (картинки-знаки), картинки животных,

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,

социализация, чтение художественной литературы, музыка, игровая,

познавательно-исследовательская, художественная, двигательная.

Организационный момент:

Запорошила дорожки Разукрасила окошки Радость детям подарила И на

санках прокатила. -Догадались, кто она? (Зима)

Вводная беседа о зиме:

Зима прислала нам письмо,

В снежинках-звездочках оно.

Так начинается письмо:

"Я не была у вас давно. "

Красивый почерк у Зимы,

Письмо читаем дальше мы:

"Пора нам встретиться, друзья,

Вам без меня прожить нельзя.

Как на санях не покататься?

Как не слепить снеговика?

Я - белоснежная Зима,

Я вам построю терема,

И сад, и лес посеребрю, Всех вас ребята в гости жду.

Ко мне скорее поспешите.

В лесу найдёте вы меня, Среди сугробов прячусь я…

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы встретиться с Волшебницей-зимой? А

готовы вы к трудностям, которые встретятся нам в пути? Мы должны

подготовиться к этой встрече. Давайте вспомним, что мы знаем о зиме.

- У зимы три месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль). -

Какие краски любит зима? (белые)

Дидактич. игра «Назови признаки». Зима (какая) холодная, морозная,

веселая, снежная.

Теперь давайте вспомним:

- Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель,

вьюга, снегопад, стужа) - А что является самым главным признаком

зимы? ( Снег.) - Откуда же берется снег? (Он подает из тучи, снег это

замерший дождь.) - А вот кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами?

(ответы детей). - Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются

звездочки и лучи снежинки. - А что можно слепить из снега?

Динамическая пауза: «Снеговик». (массаж биологически активных зон)

Раз – рука, два – рука (поочередно вытягивают руки) Лепим мы

снеговика. («лепят» снеговика) Три-четыре, три-четыре (гладят ладонями

шею) Нарисуем рот пошире. (проводят пальцами вверху и внизу рта) Пять -

найдем морковь для носа, (пальцами растирают крылья носа) Угольки

найдем для глаз. (Указательными пальцами дотрагиваемся до глаз). Шесть -

наденем, шапку косо (надеваем) Пусть смеется он у нас. (Ладонями

растираем лоб) Семь и восемь, семь и восемь, Мы плясать его

попросим. (Гладят колени ладонями)

- Какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?

Поговорки: Зима не лето, в шубу одета.

Береги нос, в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит…

Восп.: Теперь давайте поговорим об изменениях зимой в природе. А помогут

нам картинки символы. 1. Зимой солнце светит, но не греет. 2. Зимой небо

может быть пасмурным и ясным. 3. Ветер зимой холодный, сильный,

колючий, ледяной. 4.Деревья стоят голые, их ветки покрыты

снегом. 5. Световой день короткий 6. Зимой идет пушистый снег. 7. Люди

тепло одеваются.

- Прежде, чем мы отправимся в лес, давайте вспомним «Правила друзей

леса» (Дети называют правила, выставленные на стенд). Дети видят знак «Не

ломай ветви деревьев и кустарников».

- Как вы считаете, что обозначает этот знак? Почему вы так думаете? Что

будет, если люди не будут беречь деревья? - А это что же правило? и т.д. -

Запомните, эти правила, есть ещё много лесных правил, с ними мы будем

знакомиться при следующей встрече. - Что нужно надеть, чтобы не

замерзнуть в зимнем лесу? (выполняем имитационные движения: надеваем

валенки, шапку, шубу, варежки).

Ну а теперь можно отправляться в зимний лес.

( Звучит музыка).Закройте глаза и послушайте: « Слышите? Чуть

поскрипывает снежком, величаво и не спеша идет по лесу сама

волшебница ЗИМА. Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит

деревьям и кустам пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся

снежинки. Теперь она зовет нас в зимний лес и мы, подчиняясь ее власти

спешим ей навстречу, замирая от радости. Зима – Кружевница, весь лес

нарядила! Откройте глаза и посмотрите как же красиво в лесу

зимой! (картина – «Зимний лес»)

Восп.: Нам нужно поспешить. На чём удобнее всего добраться до леса?

(ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах.

Имитация движений с речевым сопровождением:

Друг за другом мы встаем.

К зимушке - зиме пойдем.

В царство снежное отправимся гулять, Дети маршируют.

Будем бодро, весело шагать. Поднимай повыше ногу, Проложи себе

дорогу. Побежим мы поскорее, Ножки с ручками согреем. Осторожно все

идем. Ходят « змейкой между кочками» На сугробы не наступаем, А

дружно по лыжной дорожке шагаем. Маршируют

Вот мы и на лесной полянке. (стоят макеты деревьев) - Ребята, посмотрите

здесь какой - то зверь пробежал и оставил свои следы. («следы» лисы на

белом листе бумаги). - Давайте попробуем отгадать, чьи это следы. Ответы

детей: Я думаю, что …, я согласен (согласна), что

(девочка читает загадку, на голове у нее шапочка лисы) Хвост пушист,

быстра сноровка,

Золотисто-рыжий мех.

Если голодно, плутовка

Кур считает лучше всех. (Лиса) (картинка лисы зимой)

Дети садятся на стулья, беседа о лисе. Сначала рассказывают дети,

воспитатель добавляет. Лисица, передвигающаяся спокойно, идёт по прямой

линии, оставляя за собой чёткую цепь следов. А длинным хвостом она

заметает следы.

- В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой?

Дети. В сказках «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль»,

«Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лиса и козел».

- У лисички шерсть золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстук. Не

боится она самых трескучих морозов, так как шубка у неё густая и пушистая.

Лапы у лисы зимой обрастают густой шерсткой, как бы в валенках, и

поэтому не зябнут даже в самые лютые морозы. Зима - самое тяжелое время

для лисы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится рыскать по

полю, чтобы поймать мышей. Но слух у лисы отличный. За много метров

слышит она, как под снегом пищат мыши. Вот мышкует она, пока

не насытится. Живёт лиса в основном в логове, расположенном на открытом

месте. Девочка - лиса говорит, что проголодалась, просит угостить её. – Чем

можно угостить лису? Ответы детей. Угощение лисы рыбкой.

Восп.: Так ребята, на этом наша остановка заканчивается, встаем на лыжи и

поехали дальше.

- Ребята, посмотрите перед нами опять, чьи - то следы. («следы» зайца на

листе белой бумаги). - Как вы думаете, чьи они? Ответы: Я предполагаю, что

это…, я точно знаю, что это … (мальчик читает загадку, на голове у него

шапочка зайца) Грызёт веточки зимой. Косоглазый, маленький, В белой

шубке, в валенках.

Восп.: Правильно, ребята, это заяц. (картинка зайца зимой). Дети

рассказывают о зайце, воспитатель делает заключитель-ный рассказ. Заяц

приспособился к жизни в лесу в зимнее время. Он к зиме меняет серый мех

на белый. Белая шкурка помогает спасаться от врагов. - Какие враги у зайца?

Ответы: Длинные уши помогают зайцу слышать приближающуюся

опасность. Короткий хвост не мешает быстро бегать. Его задние ноги

длинные и сильные, заяц ими отталкивается от земли и делает большие

прыжки. Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает

его враг, то он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться. Зубы у зайца

острые. Заяц днем больше спит, а ночью выходит добывать себе корм. Очень

любит кору молодых осинок и берез. Глубокого снега он не боится,

легко передвигается по нему, потому что лапы его к зиме обрастают

мохнатой шерстью. Ему тепло и на снегу удержаться легче: как будто лыжи

надел. Норки у зайца нет, он спит в снежной ямке.

Мальчик – зайчик говорит: «Я сегодня ничего не ел, дайте, пожалуйста, что-

нибудь вкусненькое». – Что дадим мы зайчику? Угощение зайчика

морковкой.

Восп.: Так, ребята, на этом наш привал заканчивается, встаем на лыжи и

вперед.

Остановка: Ребята, посмотрите перед нами опять, чьи - то следы. (мальчик

читает загадку, на нем шапочка волка) Он в лесу ночами

рыщет, Пропитанье себе ищет? Страшно слышать пасти щелк. Кто в лесу

зубастый, серый?

Воспитатель: Пока вы думаете, я предлагаю вам со мной поиграть.

Разбиваемся на три команды, и я каждой команде дам по картинке, вам

нужно собрать фигуру животного, чья команда соберет первой, та команда

имеет право назвать свой ответ первыми. ( Или: Молодцы, отгадали, я

предлагаю со мной поиграть. Разбиваемся на три подгруппы, я каждой даю

задание - собрать фигуру волка).

Игра «Танграм» (картинка волка)

- Молодцы, ребята, какие серые волки у вас получились! Садятся на

стульчики, беседа о волке. Сначала дети, затем восп.

Восп.: Волк - опасный хищник. Летом он сыт, а зимой почти всегда голоден.

Зимний мех у волка высокий, густой, имеет подшерсток, поэтому он не

мёрзнет. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой волки

живут стаями. В стае бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщут по полям и, ищут

добычу. В поисках пищи пробегают очень большие расстояния. Недаром про

них говорят “Волка ноги кормят”. Когда они голодны, то очень смелы и

могут нападать на дворовых собак, овец. Волк живёт со своей семьёй в

логове.

Мальчик – волчок говорит: «Зима холодная, студеная, я такой голодный». –

Ребята, чем можно угостить волка зимой? Угощение волка рыбкой.

Восп.: Ребята, в лесу холодно, давайте немножко

погреемся. Физкультминутка «Дикие животные»:

Встанем, надо отдохнуть. Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки,

вверх, Шевелитесь, пальчики, – Так шевелят ушками Беленькие

зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк

озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише

– Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и

рычал. Хотел он очень меда, А где достать – не знал.

Восп.: Поиграли, отдохнули, согрелись. В путь, ребята, поспешим. Встаем на

лыжи и едем дальше. Остановка: Ребята, посмотрите опять, какой - то зверь

решил нас с вами потешить и оставил для нас пустые шишки, шелуху. Кто

здесь побывал? А вот и следы! Кто же это? (на листе бумаги шелуха от

шишки, далее «следы» белки) Ответы: Я думаю…, А я думаю…, Я точно

знаю… (девочка загадывает загадку, на ней шапочка белки) У меня меховая

шубка,

Проживаю я в лесу, Ягоды, грибочки,

В дупле своем грызу. (Белка)

Восп.: Белочка искала в шишках семена, которыми питается. Беседа о белке,

сначала рассказ детей, затем воспитателя.

У белки красивый пушистый хвост. Длинные задние ноги и большой хвост

помогают ей прыгать по деревьям. Зимой у белки мех мягкий и пушистый. К

зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во

время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или в

дуплах деревьев. В дупле у белки сухо, тепло. Забирается белка в дупло,

сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Когда очень холодно,

белка не выходит из дупла. От врагов защищается: быстро лазит по деревьям,

прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева ягодами, грибами и

орехами. Девочка – белочка просит угостить ее орешками. Угощение белки

шишкой.

Восп.: Привал закончен, встаём на лыжи, поспешим. Ребята, посмотрите это

кто такой огромный. (картинка лося) (мальчик читает загадку, на нем

шапочка лося) Тяжелы рога по весу, важно он по лесу. Он хозяин, а не гость

– Хмурый и сердитый. (лось)

Дети садятся на стульчики. Беседа о лосе. - Правильно это лось. Посмотрите,

а ведь рогов у него нет, как сказано в загадке. - Почему? - Лось в начале зимы

сбрасывает свои рога, затем у него начинают расти маленькие рожки и к лету

вырастают большие. Лось сдирает кору и ветки с деревьев, так он питается. А

ещё он разрывает копытом снег и ест траву. Лось питается зимой днем, а

ночью он устраивает лежку на снегу. От врагов он спасается копытами и

быстрым бегом. - Посмотрите, вот следы его копыт. Мальчик – лось говорит:

«Тяжело мне добывать зимой корм». – Ребята, как вы думаете, чем можно

угостить лося? Ответы: «Я думаю…, Я предполагаю…» Угощение лося

морковкой.

Восп.: Идем дальше. Интересно, а, что это за бугор из веток,

присыпанных снегом? Ответы детей:

Восп.: Правильно, это берлога медведя. А как вы думаете, что он

сейчас делает? - Молодцы! Медведь спит и сосет лапу, так он питается. И

будет спать до весны, поэтому, идем тихо. - Посмотрите, а здесь бугорок. Кто

– же ещё спит зимой? - Конечно, ёжик. Он тоже проспит до весны. - А вот мы

вышли с вами на опушку леса. Смотрите, что это за загадочная картина

на снегу? (на листе бумаги «следы» зверей) Дети: Это следы. - Да это следы

животных, выходивших на эту полянку. Давайте рассмотрим их, может,

узнаем знакомые. (Дети определяют следы, принадлежащие животным.)

Восп. Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные (задание на

внимание). (картинка с зашифрованными животными). В лесу спрятались

животные, посмотрите внимательно и найдите их. (белка, лиса, волк, заяц,

ласточка, бабочка).

Восп.: Как вы думаете, кого из этих животных можно увидеть зимой в

лесу? - А каких зимой в лесу нет? - Каких зимующих птиц вы знаете? Ответы

детей: воробей, сорока, синица, снегирь, дятел, ворона. - Птицам и

животным, не уснувшим на зиму, трудно и голодно в эти месяцы. -

Почему? Ответы: очень холодно, много снега, не хватает корма, образуется

наст. Вывод: значит зимой всем животным и птицам очень трудно жить. – О

чем мы должны помнить?: Все вместе: Птиц, зверей оберегай И всегда им

помогай! Давайте птицам оставим гостинца. – Чем угостим птиц? (зернышки,

сухие крошки хлеба) - Ребята, здесь большая снежинка, а на ней что-то

написано. Прочтем? «Вы знаете о зиме и любите меня и ласковую и суровую.

За это вам подарок от меня. Найдете его в большом сугробе. До свидания.

Мне пора. Зимушка-зима». Дети находят сундучок со снежками – зефир и

домашнее задание – найди животное (задание на листе бумаги). - Ну, что же,

ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Надеюсь, вам понравилось

наше путешествие? Что вам понравилось? Что было интересно? А что вам не

понравилось? Скажем волшебные слова:1, 2, 3 – повернись, в нашей группе

очутись. О каком времени года мы говорили? Ответы детей: Звучит запись

песни «Кабы не было зимы».



В раздел образования