Напоминание

"Благоприятный стиль педагогического общения как средство повышения внутренней мотивации обучения"


Автор: Осипова Надежда Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ№1
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Благоприятный стиль педагогического общения как средство повышения внутренней мотивации обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

Методическая разработка по теме:

«Благоприятный стиль педагогического общения как

средство повышения внутренней мотивации обучения»

Исполнитель:

Преподаватель Осипова Н.С.

г. Нижний Тагил

1

Содержание

Введение……………………………………………………………….......3

I.

Анализ психологических оснований проблемы сохранения мотивации к

занятиям музыкой ………………………………………………………………4

II.

Диагностическое исследование психологов …………………………….7

III.

Стили общения…………………………………………………………… 14

IV.

Список литературы……………………………………………………….20

Введение

2

Одной

из

важных

проблем

детской,

возрастной

и

педагогической

психологии является проблема сохранения и развития учебной мотивации,

поддержание

интереса

учащихся

к

учебным

занятиям,

в

данном

случае,

музыкой.

Очень

остро

перед

педагогами

музыкальных

школ

стоит

проблема

сохранения

учебной

мотивации

к

музыкальным

занятиям.

Не

секрет,

что

многие дети с удовольствием приходят заниматься в музыкальную школу, но

вскоре теряют интерес. Как может повлиять на процесс сохранения мотивации

учитель, как построить контакт с ребенком?

Эти вопросы мы ставим в этой работе. От того, насколько успешно

начнется обучение, будет ли ребенок с желанием ходить в музыкальную школу,

во многом зависит его будущее как слушателя, исполнителя и просто человека.

стремящегося

к

собственному

развитию,

развитию

окружающей

его

реальности.

Текучесть контингента учащихся музыкальных школ может быть вызвана

многими причинами:

- сложность программы;

- отсутствие мотивации к обучению музыке;

- конфликты с преподавателями;

- неадекватный стиль общения между педагогом и учеником.

Важнейшей

миссией

музыкального

учреждения

является

создание

благоприятной среды для жизненной успешности, формирования социальной

компетентности

и

личностной

зрелости

обучающегося.

Мы,

преподаватели

музыкальной

школы,

не

видим

противоречий

в

том,

чтобы

включиться

в

процесс

развития

и

образования

детей

со

своей

стороны,

давая

им

музыкальные знания.

I. Анализ психологических оснований проблемы сохранения

мотивации к занятиям музыкой.

3

Мотив - это материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый

или

данный

только

в

представлении

предмет

потребности.

Мотив

конкретизируется

в целях (ц1,ц2,цЗ и т.д.). Каждая цель является предметом

конкретных действий д1, д2, дЗ. Анализируя любую деятельность (например,

учебную),

необходимо

понять,

соответствуют

ли

выполняемые

действия

поставленным целям (1-й уровень анализа).

Цель, как предмет конкретного действия, может быть дана в разных

условиях,

конкретизироваться

в задачах.

Задачам

соответствуют способы

выполнения

действий,

отдельные операции.

Второй

уровень

анализа

деятельности — определение соответствия способов выполнения действия

поставленной задаче.

Человек включен в разные виды деятельности, каждая из которых может

регулироваться

несколькими

мотивами.

Таким

образом,

человеческая

д е я т е л ь н о с т ь полимотивирована.

К а ж д ы й

ч е л о в е к

и м е е т

с в о ю

индивидуальную иерархию мотивов по степени их значимости.

Согласно П.Я.Гальперину, мотивация может быть:

а) внешней; б) престижной; в) внутренней.

В

психологии,

особенно

зарубежной,

долгое

время

господствовали

представления

о

жесткой

обусловленности

поведения

человека

двумя

факторами

биологическими

потребностями

и

средовыми

стимулами.

Однако в конце 50-х годов в США группа зоопсихологов обнаружила ряд

интересных

мотивационных

явлений.

Было

показано,

что

поведение

животных в ситуации удовлетворения всех физиологических потребностей

отнюдь не прекращается, но продолжается на новой мотивационной основе:

п о и с к

п и щ и ,

в од ы

с м е н я е т с я

п о и с ком

н о в ы х

в п е ч а т л е н и й ,

«исследовательским» поведением.

Новые

факты

вынудили

психологов

разделить

все

мотивационные

явления на два класса: внешней мотивацией стали называть детерминацию

поведения физиологическими нуждами и средовой стимуляцией; внутренней

4

мотивацией — обусловленность поведения, непосредственно не вытекающую

из нужд организма и воздействий среды.

Мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения

является получение чего-либо за пределами самого этого поведения, то есть в

основе

деятельности

лежит

прагматическое

представление

о

результатах

деятельности (вознаграждение, страх наказания, привилегии, оценки). Если

учитель в классе объявит учащимся: «Вы можете уйти с урока, и это никак не

повлияет

на

ваши

оценки;

об

этом

вообще

никто

не

узнает»

и

все

учащиеся выйдут из класса, то можно сказать, что посещение ими урока

мотивируется внешними мотивами.

Поведение

человека

довольно

часто

определяется

преимущественно

внешними причинами. Наилучший путь выявления характера мотивации — это

искренний

ответ

на

вопрос:

«Будете

ли

вы

заниматься

этим

делом

(самообразованием, танцами, музыкой и т.д.), если в будущем вас не будет

ждать

ни

какое-либо

поощрение

за

его

выполнение,

ни

наказание

за

его

невыполнение?»

Внешняя

мотивация

малоэффективна,

более

того,

может

привести

к

острому неврозу, соматическим заболеваниям, так как человек находится под

постоянным

гнетом

необходимости

выполнять

не

приносящую

радость

деятельность.

Престижный мотив является одним из вариантов внешнего мотива. В

этом случае деятельность направлена на достижение более высокой позиции

(стремление поступить в ВУЗ, сделать карьеру...). На престижной мотивации

могут совершаться великие дела, но последствия могут быть разрушительны

для личности.

Внутренняя

мотивация

это

мотивация

содержанием

самой

деятельности. Мотив следует считать внутренним, если он представляет собой

неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения

от

самого

дела.

Человек,

которого

увлекает

сам

процесс

деятельности,

субъективно не ощущает ни физической, ни умственной усталости, теряет

5

ощущение времени. Специфическое состояние, которое испытывает человек

при этом, называют «ощущением потока».

Его характеристики:

-

ощущение

полной

(умственной

и

физической)

включенности

в

свою

деятельность;

- полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле;

- ощущение того, что четко знаешь, что следует делать в тот или иной момент

работы, ясное осознание ее целей;

- четкое осознание того, насколько хорошо, успешно делаешь свое дело;

- отсутствие беспокойства, тревоги перед возможными ошибками, неуспехом;

- утрата обычного чувства четкого осознания себя и своего окружения, как бы

«растворение» в самом деле.

Внутренний мотив никогда не существует до и вне самой деятельности,

он каждый раз является продуктом взаимодействия человека и его окружения.

Внутреннюю мотивацию нельзя задать словами, она рождается в деятельности,

приводящей к чувству удовлетворения, успеха, положительным эмоциям. Этот

вид мотивации наиболее эффективен. Следует, однако, заметить, что поведение

человека

определяется,

как

правило,

сочетанием

внешних

и

внутренних

мотивов.

II. Диагностическое исследование психологов

Любопытно,

что

в

одной

из

музыкальных

школ

было

проведено

диагностическое исследование, направленное на выявление учебной мотивации

6

и

стиля

общения

между

педагогом

по

специальности

и

учеником

школы.

Задачами исследования были:

- изучить, какие виды мотивов побуждают родителей отдавать детей в

музыкальную школу;

- какие мотивы лежат в основе посещения детьми музыкальной школы;

- что можно сделать, чтобы усилить мотивацию детей к музыкальным

занятиям;

-

выявить

основные

стили

педагогического

общения,

используемые

педагогами музыкальной школы.

Диагностическое

исследование

проводилось

в

виде

анкетирования

учащегося, их родителей и педагогов.

1. Анкета ученика

Дорогой друг!

У коллектива школы есть стремление улучшить отношения между учениками и

учителями в музыкальной школе. Для этого нам нужно знать твоё мнение.

Прочитай внимательно вопросы. Ниже приведены варианты ответов, обведи

7

кружочком номера тех ответов, с которыми ты согласен. Заранее благодарим за

участие.

1.

Тебе нравится заниматься в музыкальной школе?

- да

- нет

- почему? ____________________

2.

Ты с нетерпением ждешь конца урока?

- иногда

- всегда

- обычно не замечаю, как он проходит.

3. Какими качествами обладает твой учитель по специальности?

- доброта

- строгость

- требовательность

- справедливость

- сдержанность

- тактичность

- любовь к детям

- что ещё?

4.

Тебе бы хотелось походить на твоего учителя?

- да

- нет

- почему?

5.

Ты обижался когда-нибудь на учителя?

- да

за что?

- нет

6.Что тебе не нравится в твоем учителе?

- грубость

- несправедливое выставление оценок

- равнодушие

- часто кричит

- бьет по рукам

- задерживает после урока

- его приходится часто ждать

- что ещё ______________________________________

7.Тебе нравится разговаривать с учителем на темы, не относящиеся к уроку?

- да

- нет

8.Как относятся родители к твоему учителю?

- поддерживают во всем

- иногда не соглашаются с ним

- не довольны учителем

- что еще?

10.Ты хотел бы поменять своего учителя?

8

- да

- нет

11.Что бы ты хотел изменить в работе музыкальной школы?

2. Анкета для родителей.

У педагогического коллектива музыкальной школы есть стремление сделать

процесс воспитания и обучения детей более эффективным. Нам необходимо

знать Ваше мнение по некоторым вопросам. Подчеркните, пожалуйста, тот

вариант ответа, с которым вы согласны, или напишите свой в пустой строке.

9

Результаты опроса будут использоваться в обобщенном виде, фамилию можно

не указывать.

1.

Что определило Ваш выбор музыкальной школы?

- близость к дому

- высокий уровень преподавания

- одновременное обучение в общеобразовательной и музыкальной школа

-

2.

Как бы вы оценили стиль общения учителя с Вашим ребенком?

- демократический

- авторитарный

- попустительский

-

З. Что Вам нравится в работе учителя с Вашим ребенком?

- дает хорошие знания, умения, навыки

- имеет индивидуальный подход к ребенку

- поощряет самостоятельность

- доброжелательность

- ведет интересную внеклассную работу

-

4.

Что Вам не нравится в работе учителя с Вашим ребенком?

- качество преподавания

- не учитывает индивидуальность ребенка

- не нравится стиль общения учителя

-

5.

Как относится Ваш ребенок к обучению в музыкальной школе?

- занимается с удовольствием

- заставляем заниматься

- по разному: то нравится, то нет

-

6.

Согласны ли Вы с оценками, которые ребенок получает на уроках?

-

З. Анкета для преподавателя

У

администрации

музыкальной

школы

есть

стремление

сделать

процесс

воспитания и обучения детей более эффективным. Нам необходимо знать Ваше

мнение по некоторым

10

вопросам. Опрос поможет определить потенциал педагогического коллектива в

развитии взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

Подчеркните,

пожалуйста, тот вариант ответа, с которым вы согласны, или напишите свой в

пустой

строке.

1.Что влияет на Ваше отношение к ученику?

- успеваемость

- поведение

- внешний вид

- взаимоотношения с родителями

- психологические особенности ребенка

- интерес ребенка к музыке

-

2.Назовите

по

5

прилагательных,

характеризующих,

по

Вашему

мнению,

«хорошего» и «плохого» ученика.

«хороший»

«плохой»

1 1

2 2

3 3

4 4

5 5

3.Как чаще всего строятся взаимоотношения с родителями учеников?

- доверительные

- доброжелательные

- нейтральные

- равнодушные

- конфликтные

-

4.Определите,

пожалуйста,

содержание

Ваших

взаимоотношений

с

родителями:

- учебная деятельность

- поведение учащихся

- педагогические консультации

- совместные внеклассные мероприятия

5.Как

Вы

считаете,

что

является

значимым

для

создания

благоприятных

взаимоотношений с учащимися?

- умение поддерживать дисциплину на уроке

- знание индивидуальных особенностей ребенка

- умение чувствовать настроение ученика

- опыт работы

- наличие психологических знаний

-

11

6.Сформулируйте,

пожалуйста,

основные

цели

Вашей

педагогической

деятельности:

- дать знания, умения, навыки

- создать условия для реализации и развития способностей ребенка

- научить самодисциплине

-

7.Как

Вы

считаете,

зависит

ли

Ваше

отношение

к

ученику

от

его

индивидуальных особенностей (общительность, замкнутость, непоседливость,

плаксивость.. .)?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

8.Как Вы оцениваете психологический климат в коллективе преподавателей?

- благоприятный

- скорее благоприятный, чем нет

- скорее неблагоприятный

- неблагоприятный

9.Влияют

ли

Ваши

взаимоотношения

с

учителями

на

педагогическую

деятельность?

- да

- нет

-

10.Что бы Вы хотели пожелать администрации школы?

12

Результаты

анкетирования,

направленного

на

изучение

мотивации

школьников,

ожиданий

родителей

и

стилей

педагогического

общения

преподавателей таковы:

- 90% детей, которым нравится музыкальная школа, тепло отзываются о своих

учителях;

- 70% из них хотели бы походить на своего учителя;

- у любимых учителей отмечаются детьми чаще всего следующие качества:

доброта, справедливость, требовательность;

-

что

52

%

детей,

не

желающих

продолжать

дальнейшее

обучение

в

музыкальной школе, не удовлетворены отношениями со своими педагогами;

- 65 % детей, которым нравится музыкальная школа, иногда разговаривают с

учителем на темы, не относящиеся к обучению;

- 93% родителей хотели бы, чтобы учитель давал ребенку прочные знания, но

при

этом

имел

индивидуальный

подход

к

ребенку

и

использовал

доброжелательный стиль общения;

-

92

%

родителей

заявляют,

что

их

дети

с

удовольствием

посещают

музыкальную школу;

- 75 % учителей считают, что для успешного обучения музыке необходимо

учитывать

индивидуальные

особенности

ребенка,

поощрять

развитие

творческих способностей и самостоятельности;

- 95% учителей считают, что им необходимы психологические знания для

построения эффективного взаимодействия с учениками.

Выводы по результатам диагностики:

1.

Учебная мотивация учеников музыкальной школы во многом зависит от того,

какие личностные отношения складываются между учителем и учеником.

2.

Родители

осознают

ценность

доброжелательного

стиля

общения

и

учета

индивидуальных особенностей для развития ребенка.

3.

Учителя

в

подавляющем

большинстве

осознают

необходимость

личностноориентированного общения в обучении.

13

V.

Стили общения

Наша

сегодняшняя

задача

повысить

привлекательность

музыкального

образования в глазах учеников и родителей. Если мы хотим, чтобы наш ученик

успешно учился, мы должны не только владеть методикой преподавания, но

более того, владеть навыками и стратегиями эффективного педагогического

общения.

Целый

ряд

психологических

исследований

показывает,

что

рост

педагогического

мастерства

сопровождается

изменением

стиля

общения

в

сторону демократизации, улучшением отношения к детям, что, в свою очередь,

положительно влияет на отношение детей к учению. В выборе стиля общения

проявляется общая педагогическая позиция учителя, его представление о

ценности человека вообще.

П о д стилем

общения

мы

понимаем

особенности

социально-

психологического взаимодействия педагога и ученика. Деятельность учителя

сопряжена

с

исключительно

интенсивным

общением,

основная

функция

которого -

создание благоприятного психологического климата. Грамотное

педагогическое

общение

обеспечивает

также

высокую

эффективность

деятельности

учителя.

Неудачно

выстроенное

общение

может

вызвать

неуверенность

учеников,

иногда

страх,

что

преобразуется

в

негативное

отношение к предмету.

1.

Авторитарный

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление

и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно

чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.

Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и

указывает

способы

выполнения

задания.

Характерно,

что

такой

подход

снижает мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им

работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Контроль

свидетельствуют

о

неверии

преподавателя

в

позитивные

возможности

14

учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким

уровнем

ответственности.

Исследования

показали,

что

такое

поведение

педагога объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою

недостаточную

компетентность.

Стиль

общения

часто

носит

тотальный

характер.

Переносится на отношения с друзьями, близкими.

2.

Попустительский

Главной

о собенно стью

попустительского

стиля

я в л я е т с я

самоустранение учителя, снятие с себя ответственности за происходящее.

Попустительский

стиль

оказывается

наименее

предпочтительным

среди

описанных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной

работы

и

ее

наихудшее

качество.

Важно

отметить,

что

ученики

не

удовлетворены работой с таким учителем, хотя на них и не лежит никакой

ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При

попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше

вмешиваться

в

жизнедеятельность

учащихся,

практически

устраняется

от

руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и

указаний администрации.

3. Демократический.

При этом главной особенностью демократического стиля оказывается

то,

что

ученики

принимают

активное

участие

в

обсуждении

всего

хода

предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается

уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению

инициативы

возрастают

общительность

и

доверительность

в

личных

взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между учеником и учителем

царила вражда, особенно заметная на фоне покорности и даже заискивания, то

при демократическом стиле учащиеся не только проявляют интерес к работе,

обнаруживая

позитивную

внутреннюю

мотивацию,

но

сближаются

между

15

собой в личностном отношении. Учитель старается занять позицию «первого

среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим

замечаниям

учащихся,

вникает

в

их

личные

дела

и

проблемы.

Ученики

обсуждают проблемы совместной жизни и делают выбор, но окончательное

решение формулирует учитель.

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой

деятельностью.

В основе этого стиля — единство высокого профессионализма педагога и

его

этических

установок.

Ведь

увлеченность

совместным

с

учащимися

творческим поиском — результат не только коммуникативной деятельности

учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности

в целом. Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что педагогическое

чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...». Педагог, с

одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой

соучастником

совместной

деятельности.

Необходимо

формировать

дружественность как определенный тон в отношениях педагога с учеником.

Необходимо

отметить,

что

дружественность,

как

и

любое

эмоциональное

настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь

меру. Дружественность не должна перерастать в панибратские отношения с

учащимися,

это

отрицательно

сказывается

на

всем

ходе

учебно-

воспитательного

процесса

(нередко

на

такой

путь

начинающего

учителя

толкает

боязнь

конфликта

с

детьми,

усложнения

взаимоотношений).

Дружественность

должна

быть

педагогически

целесообразной,

не

противоречить

общей

системе

взаимоотношений

педагога

с

детьми.

5. Общение-дистанция

Этот

стиль

общения

используют

как

опытные

педагоги,

так

и

начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений

педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и

16

здесь

нужно

соблюдать

меру.

Дистанция

должна

существовать

в

системе

взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать

из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем

как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей

роли педагога, строится на его авторитете. Превращение ”дистанционного

показателя“

в

доминанту

педагогического

общения

резко

снижает

общий

творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к

утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с

детьми.

В

чем

популярность

этого

стиля

общения?

Дело

в

том,

что

начинающие учителя нередко считают, что общение,дистанция помогает им

сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в

известной

мере

как

средство

самоутверждения

в

ученической,

да

и

в

педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля

общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен

завоевываться

не

через

механическое

установление

дистанции,

а

через

взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь

чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и индивидуальный

подход к человеку.

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к

такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

6.Общение — устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие

учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение

на

основе

увлеченности

совместной

деятельностью.

Ведь

такое

общение

сформировать

трудно,

и

молодой

учитель

нередко

идет

по

линии

наименьшего сопротивления, избирая общение - устрашение или дистанцию

в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение - устрашение

вообще

бесперспективно.

В

сущности

своей

оно

не

только

не

создает

коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но,

17

наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо

делать,

а

на

то,

чего

делать

нельзя,

лишает

педагогическое

общение

дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое

для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

Характерно, в основном, для молодых учителей и связанно с неумением

организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип

общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей,

что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля

общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить

контакт

с

детьми,

желанием

понравиться

классу,

а

с

другой

стороны

отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры,

умений

и

навыков

педагогического

общения,

опыта

профессиональной

коммуникативнойдеятельно сти.

Общение-заигрывание,

как

показывают

наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед

ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в)

боязни

общения

с

классом

и

одновременно

желания

наладить

контакт

с

учениками.

8. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости

от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния

осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

В чистом виде стили не существуют. Приемлемый стиль общения одного

педагога

оказывается

совершенно

непригодным

для

другого.

Существует

мнение, что однозначно плохих стилей общения не существует. Каждый из

перечисленных стилей может помочь добиваться каких- то целей. Однозначно

нежелательно,

когда

педагог

пользуется

каким-то

одним

из

стилей

и

не

осознает этого, то есть, когда общение лишено гибкости.

18

Итак, наша цель – обеспечить наиболее благоприятные условия для

развития личности ребенка. Организовать работу по сохранению желания

учиться в музыкальной школе у детей, улучшению взаимоотношений между

педагогами

и

родителями,

повышению

педагогической

компетентности

педагогов.

А результаты психологического исследования одной из музыкальных

школ кажутся нам интересными, позитивными и достойными для изучения

педагогами других музыкальных школ.

19

Список литературы

1.

Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- М.: Таланты – XXI век,

2004

2.

Кирнарская

Д.К.

Новый

имидж

музыкального

образования

в

XXI

веке //Культура. Искусство. Образование. 2003 №3

3.

Кургаков

С.Ю.

Ребенок

и

взрослый

в

учебном

диалоге.-М.:

Просвещение, 1989

4.

Леонтьев

А.Н.

Деятельность.

Сознание.

Личность.

М.:Политиздат,

1975

20



В раздел образования