Напоминание

«Содержание и организация образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича»


Автор: Любшина Светлана Павловна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14
Населённый пункт: г.Выкса
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Содержание и организация образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича»
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Содержание и организация образовательного процесса в

разновозрастных группах детского сада с использованием

развивающих игр В.В.Воскобовича »

Дошкольное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к

совершенствованию

и

развитию,

ищущий

новые

возможности,

создающий

необходимые условия для удовлетворения потребности ребёнка, семьи, общества и

где педагоги имеют возможность для профессионального роста и самореализации.

В

Концепции

модернизации

дошкольного

образования

важнейшим

направлением

деятельности

образовательных

учреждений

названо

создание

условий для достижения нового качества образования. Оно во многом зависит от

того,

насколько

эффективно

осваиваются

инновации,

способствующие

качественным изменениям деятельности образовательных учреждений.

Наше дошкольное учреждениепостоянно находится в поиске новых путей и

стратегий развития, а также инновационных технологий работы с детьми.

Детский сад функционирует с 2011 года, штат педагогических сотрудников

укомплектован на сто процентов. Педагоги аттестованы на первую и высшую

категории.Работа с детьми осуществляется в трёх разновозрастных группах. В

настоящее время детский сад посещает 60 детей.

Образовательная деятельность в условиях малокомплектных детских садов в

разновозрастных группах является делом сложным, требующим от педагога знаний

и умений соотносить программные требования одновременно (или сразу) с детьми

нескольких возрастов.

Наряду с этим, совместное воспитание и обучение детей разного возраста

имеет много положительного и ценного в педагогическом отношении. Дети разных

возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто

демонстрируют знания. Видя пример старших детей в группе, остальные стараются

им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью.Благотворное

влияние общения младших дошкольников со старшими в разновозрастной группе

создает условия для воспитания таких качеств, как: взаимопомощь, дружеские

отношения и коллективизм, трудолюбие, организованность.

При этом важно понимать, что обеспечение целостного развития дошкольника

в условиях совместного обучения детей разного возраста возможно, если в группе

созданы условия:

- для игрового общения;

-для проявления самостоятельности;

-для самореализации в деятельности;

-для сотрудничества.

Все эти возможности предоставляет детям технология В. В. Воскобовича

«Сказочные лабиринты игры»

Для

того

чтобы

изучить,

систематизировать

и

адаптировать

данную

технологию, педагогическим коллективом и заведующим детским садом было

принято решение заявить учреждение на участие в региональной инновационной

деятельности на базе ГБОУ ДПО НИРО по теме: «Содержание и организация

образовательного

процесса

в

разновозрастных

группах

детского

сада

с

использованием развивающих игр В.Воскобовича».

1

Инновационная площадка была открыта на базе нашего ДОУ в июне 2023 года

на основании Приказа НИРО (приказ на слайд) с целью:

Проектирование и

апробация содержания образовательного процесса в разновозрастных группах ДОУ

с использованием развивающих игр В. Воскобовича.

Были поставлены соответствующие задачи, намечены результаты работы и

определен срок на 3 года.

(НА СЛАЙДЕ:

Задачи

1. Организовать мероприятия по методическомусопровождению педагогов в рамках

инновационной деятельности.

2.

Актуализировать

развивающую

предметно-пространственную

среду,

материальное обеспечение реализации содержания образовательного процесса в

разновозрастных группах детского сада с использованием развивающих игр В.

Воскобовича, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП.

3. Разработать модель реализации образовательного процесса в разновозрастных

группах ДОУ с использованием развивающих игр В. Воскобовича.

4. Обеспечить трансляцию опыта проектирования и реализации содержания

образовательного процесса в разновозрастных группах ДОУ с использованием

развивающих игр В. Воскобовича в образовательной практике инновационных ДОУ.

Ожидаемый результат:

1.

Повышение профессионального уровня и методической компетентности

педагоговв области применения технологии В.В. Воскобовича в рамках

реализации ФГОС

и ФОП ДО. Увеличение доли педагогов активно

применяющих в своей инновационной деятельности игровую технологию В.В.

Воскобовича

2.

Наличие успешного развивающего опыта инновационной деятельности в

областиорганизации развивающей предметно-пространственной среды для

развития каждого ребенка;

3.

Наличие методических разработок и пособий по проектированию и

реализации содержания образовательного процесса в разновозрастных

группах ДОУ с использованием развивающих игр В. Воскобовича.

4.

Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и

логического начала, устойчивого познавательного интереса, желания и

потребности узнать новое.

Реализация

инновационной

деятельности

по

использованию

технологии

«Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича с детьми в разновозрастных

группах

доказало

свою

эффективность

и

позволило

достичь

планируемых

результатов, внедрить положительные изменения в содержание образовательного

процесса дошкольного учреждения.

Достижения цели проекта:

- Разработана модель интеграции игровых технологий В,В,Воскобовича

в

совместной и самостоятельной деятельности детей в условиях разновозрастных

групп;

- Мониторинг выявил у дошкольников положительную динамику в развитии

познавательных и творческих способностей, эмоционального интеллекта, навыков

общения.

2

-

У

педагогов

выявлен

оптимальный

уровень

готовности

к

реализации

инновационной деятельности.

Качественные изменения:

- Создана инновационная РППС способствующая познавательному развитию,

формированию

коммуникативных

навыков,

творчеству,

самовыражению

и

нравственному

воспитанию дошкольника (тематические центры, развивающий

материал)

-

Сформировались

партнерские

отношения

с

родителями

(законными

представителями) воспитанников, которые принимают активное участие в

проводимых

мероприятиях,

благодаря

просветительской

работе

по

теме

инновационной деятельности (УДОВЛЕТВОРЕННСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАСТИЕ

В ЖИЗНИ доу)

Управление инновационной деятельностью осуществлялось в соответствии

нормативных локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ в ходе

реализации инновационного проекта:

- Приказ «Об участии в работе региональной инновационной площадки»:

- Приказ «Утверждение плана инновационной деятельности»

- Положений об инновационной деятельности и положения творческой группы

педагогов ДОУ, участвующих в инновационном проекте.

Утвержденных:

графика повышения квалификации педагогов,

календарно-

тематических планов в разновозрастных группах по включению игр Воскобовича в

содержание

образовательного

процесса

и

мероприятий

по

общению

приобретенного педагогического опыта.

Система внутреннего повышения квалификации педагогов, участвующих

в ииновационной деятельности, повлияла на рост эффективности инновационной

деятельности нашего детского сада.

Прошли курсы повышения квалификации 2 педагога, 2 педагога участвовали в

конференциина базе НИРО.

100% педагогов участвовали в онлайн вебинарах

В настоящее время:

- Организована работа постоянно действующего в ДОУ семинара по внедрению

дидактического

материала,

игр

Воскобовича

в

образовательный

процесс

в

разновозрастной группе детей. На нем педагоги обсуждают вопросы расширения

содержания образовательного процесса с детьми разного возраста с использованием

инновационного дидактического пособия, делятся опытом и

прогнозируют

результаты.

- Проводятся мастер-классы, открытые мероприятия педагогов, включенных в

инновационную деятельность по проблеме.

- Отлажена информационная поддержка педагогов через: создание методической

копилки инновационного педагогического опыта, внутренние чаты в месседжерах,

выставки методических разработок, педчасы и т.д.

Работа в рамках инновационной включала в себя несколько этапов (НА

СЛАЙДЕ)

1.

Диагностический, организационный (май 2024 — декабрь 2024).

3

Цель: подготовить условия для формирования системы работы по технологии

Воскобовича с воспитанниками в детском саду.

Задачи:

изучить

нормативную

базу,

проанализировать

материально-

технические и педагогические условия, создать творческую группу из

педагогов

ДОУ,

спланировать

и

реализовать

график

повышения

квалификации педагогов.

2.

Этап реализации (январь 2025 — декабрь 2025).

Цель:

апробация

системы

работы

по

внедрению

развивающих

игр

Воскобовича в содержание и организацию образовательного процесса в

разновозрастных группах детского сада.

Задачи: диагностика склонностей воспитанников, разработка методических

рекомендаций

и

материалов

для

проведения

различных

мероприятий,

формирование

методической

копилки

детского

сада

по

технологии

Воскобовича и другие.

3.

Аналитический (январь 2026 — май 2026).

Цель: переход системы работы по технологии Воскобовича в режим

функционирования.

Задачи:

анализ

итогов

реализации

программы,

осуществление

преемственности в воспитании и развитии по технологии Воскобовича на всех

этапах воспитания и обучения в детском саду, коррекция затруднений

педагогов, обобщение и презентация результатов работы детского сада в

реализации программы.

В чем особенность игр В.В.Воскобовича, ценность для использования в

разновозрастной группе детского сада?

*Игры В.В. Воскобовича имеют широкий возрастной диапазон участников

игр. Одна и та же игра привлекательна для детей и трех, и семи лет, и даже учеников

средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два

действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Например, играя в «Чудо-Головоломки» даже двухлетний ребенок научится

собирать целые крестики, соты, цветики из частей, различать цвета и сравнивать

размеры деталей. Для детей постарше предлагается огромное разнообразие схем

(более 100): драконы, человечки, солдатики, насекомые и многое другое.

*В игре с Геоконтом дети младшего возраста конструируют простые

геометрические фигуры, создают образы по собственному замыслу. А старшие дети

переносят на план придуманные или построенные фигуры, знакомятся с понятиями

луч, отрезок, кривая и т.д.

Уровень сложности можно повысить, если чувствуете, что ребёнок может

большее, не зависимо от его возраста.

*В процессе реализации технологии «Сказочные лабиринты игры» создается

особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно

влияющая на развитие и старших детей, и малышей. При этом очень важно

раскрывать значимость действий каждого для достижения общего результата (какие

замечательные подарки сделали для Луча Владыки, малыша Гео и др.)

При организации образовательных ситуаций с использованием игрового

материала В.В. Воскобовича в разновозрастной группе мы используем следующие

подходы:

4

Обоснованно

отбираем

содержание

и

формы

совместной

игровой

деятельности детей разного возраста. Постановка общей проблемы, цели

должна быть привлекательной, понятной и доступной для всех детей (для

создание

ситуации

поиска,

исследования

начинаем,

как

правило

с

приглашения к приключениям в Фиолетовом лесу, реализацию определенного

сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в

содержание игры.

Продумываем способы, разные варианты включения детей. Общее начало

деятельности для всех детей. Например, путешествие в Цифроцирк, в начале

занимательной деятельности путешественниками являются все дети. После

вхождения в игровую ситуацию старшие дети приступают к самостоятельной

деятельности, а с детьми помладше продолжаем путешествие в виде диалога

по сложившейся ситуации.

Используем

все

возможные

формы

и

методы

при

формировании

разновозрастныхмикрогрупп. Важно, чтобы старшие и младшие имели

возможность работать в тесном кругу: можно чередовать детей старший –

младший; организовывать работу парами.

Подбираем игры и задания разного уровня сложности, разные способы

выполнения. «Двухцветный Квадрат Воскобовича», «Игровизор», «Ларчик»,

«Математические корзинки», «Кораблик Плюх-Плюх» состоят из большого

количества достаточно простых игровых заданий и упражнений.

Пятимачтовый кораблик «Плюх-Плюх» - игра для самых маленьких. Ребята

узнают цвета и развивают мелкую моторику, впервые учатся счету до 5.

Предлагаем разные варианты нанизывания, различные схемы нанизывания.

Ребятам старше 4 лет это пособие также интересно и полезно. Им предлагаются

более сложные задания. Например, на освоение пространственных отношений:

поверни тот или иной флажок вправо/влево, какого цвета третий флажок на пятой

мачте, отыщи средний флажок на самой высокой мачте; решение логических задач:

покажи мачту, которая ниже самой высокой, но выше средней; покажи все мачты

выше второй; обучение счету свыше 5: сколько всего флажков на кораблике?

Надень на две мачты флажков поровну и т.п.

Мы активно используем следующие игры и пособия: "Коврограф Ларчик",

"Геоконт" , "Игровизор" ,

"Чудо-крестики", "Сказочные образы", "Прозрачный

квадрат". Каждое из этих пособий адаптировано нами для решения воспитательных

и образовательных задач в разновозрастной группе.

Мы применяем

интеграцию игровых пособий в

игровых сюжетах на

занятиях: придумываем тематические истории на основе сказочных персонажей

Воскобовича,

иллюстрирующих

нравственные

ценности

и

мотивацию

на

познавательные действия.

Например, используем "Геоконт" для создания символических изображений и

геометрических фигур

Примененяем

"Игровизор" для рисования ситуаций, требующих

решения

математических задач, выбора ответа при перемещения в пространстве (на листе)

"Путешествие по Фиолетовому лесу" - комплексная задача, в ходе которой дети

помогают сказочным героям, проявляя доброту, смелость, честность.

5

Для

оценки

эффективности

проекта

мы

используем:

Наблюдение

за

поведением детей в различных ситуациях. Анализ детских рисунков и творческих

работ. Беседы с детьми на нравственные темы. Анкетирование родителей.

Технология «Сказочные лабиринты игры»

- это модель развивающего

обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и

постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и постепенное

усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной

трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность,

осуществляемая в «зоне ближайшего развития».

Использование

игровой

технологии

интеллектуально-творческого

развития

«Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича помогает сделать разновозрастные

объединения детей, и младших и старших, субъектами одного увлекательного

действия – игры, когда каждый ребенок ориентируется на доступный для него

результат, достижение которого воспринимается им как успех, как победа над

собой.

Мы разработали банк конспектов занятий

по реализации инновационной

площадки, приняли участие в обучающих вебинарах по В.В. Воскобовичу. создали

центры развивающих игр В.В. Воскобовича, разместили онлайн – консультации для

родителей по темам «Как и когда рассказывать сказки», «Воспитание традиционным

духовно-нравственным ценностям через сказку» на страницах госпабликов.

С целью вовлечения родителей в нашу общую работу и ознакомления с игровой

технологией был оформлен информационный стенд о развивающих играх В. В.

Воскобовича, проведен мастер-класс «Сказочные лабиринты игры»

Обобщение и распространение опыта работы по реализации

инновационного проекта (программы):

- Выступление на заседании круглого стола «Образовательный

потенциал сказки «Почему» В.В.Колесника с использованием оборудования

В,В,Воскобовича», – воспитатель Солодовченко О.А.

- Мастер-класс для педагогов игры В.В.Воскобовича «Прозрачный

квадрат», «Геоконт», «Чудо-соты», как развивающий потенциал развития

дошкольников при ознакомлении со сказками», воспитатель Воробьева Е.В.

- Статья «Создание развивающих игровых центров В.В.Воскобовичав

группах дошкольного возраста», воспитатель Крутиева В.В..

Общие

выводы:

проделанная

нами

работа

способствовала

повышению

профессионально педагогической компетентности педагогов по данной теме.

Сегодня, можно твердо сказать, что данная технология соответствует принципу

«развивающего обучения», ее внедрение в образовательный процесс нашего ДОУ

позволяет выстроить процесс обучения на адекватных возрасту дошкольников видах

деятельности – игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной и

творческойв условиях разновозрастных групп. Развивающее значение игр данной

технологии состоит в реализации возможностей всестороннего развитияребёнка, в

подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших

фактов психологической готовности ребёнка к обучению.(диаграмма)

6

Основной

вывод

об

эффективности

инновационной

деятельности,

целесообразности

продолжения

инновации

перспектив

и

направлений

дальнейших исследований:

На

основании

ожидаемых

конечных

результатов

инновационной

деятельности можно сделать вывод об ее эффективности: интеграция игровых

технологий В.В.Воскобовича и ее внедрение в содержание и организацию

образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада является

эффективным и перспективным направлением инновационной деятельности в

учреждении. Данная работа позволяет достичь высоких результатов не только в

развитии и ценностных ориентаций детей, но и в повышении воспитательного

потенциала

образовательной

среды,

профессиональном

росте

педагога,

совершенствование

системы

оценки

качества

дошкольного

образования.

Целесообразность продолжения инновационной деятельности обусловлена

актуальностью задач современного образования дошкольников, потребностью в

развитии и распространении эффективных игровых практик приобщение детей к

духовно-нравственным ценностям, интересам педагогов к внедрению инноваций.

Перспективными направлениями дальнейших исследований могут стать:

1.Изучение потенциала интеграции игровых технологий с различными средствами

духовно-нравственного воспитания (мультфильмы, театр, музыка)

2. Обмен успешными игровыми практиками

7



В раздел образования