Автор: Плющенко Валентина Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №17"
Населённый пункт: село Спасское
Наименование материала: Нравственно- патриотическое воспитание в ДОУ
Тема: "Опыт работы по нравственно- патриотическому воспитанию в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
в процессе различных видов детской деятельности»
№
Содержание
Стр.
1.
Условия возникновения опыта
2
2.
Актуальность опыта
2
3.
Цель и задачи педагогического опыта
4
4.
Теоретическая база опыта
4
5.
Содержание опыта
7
5.1.
Основные формы и методы организации образовательного
процесса
7
5.2.
Этапы профессиональной деятельности
10
5.3.
Содержание I этапа
11
5.4.
Содержание II этапа
14
5.5.
Содержание III этапа
20
6.
Результативность опыта
21
7.
Обобщение опыта работы
22
8.
Транслируемость опыта
22
9
Дополнительная литература
22
2
1.
Условия возникновения опыта
На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы:
-
концептуальные
положения
ФГОС
ДО
о
развитии
личности
дошкольника (раздел I, п.п. 1.2. – 1.6.), а также требования ФГОС ДО к
социально-коммуникативному развитию детей (раздел II, пункт 2.6.);
- изучение методической литературы по патриотическому воспитанию
детей;
- курсы повышения квалификации, пройденные в межаттестационный
период;
- изучение опыта коллег по вопросам патриотического воспитания
дошкольников;
- участие в различных методических мероприятиях муниципального и
городского уровня;
- результаты мониторинга патриотического воспитания детей моей
группы.
2.
Актуальность опыта
Дошкольное детство – это начальный этап развития личности человека,
его
ценностных
ориентаций,
социального
сознания,
нравственного
отношения к окружающим сверстниками и взрослым, воспитания любви к
своей Родине.
Именно
поэтому
в
период
дошкольного
детства
необходимо
воспитывать у детей патриотизм, честность, порядочность и другие
нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего
гражданина своей страны.
Не случайно во всех нормативных документах по образованию
упоминается о патриотическом воспитании дошкольников.
Так, в соответствии с ФГОС ДО, одной из задач образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие» является задача усвоения
детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности. (Раздел II, пункт 2.6.)
В федеральном законе «Об образовании в РФ» отмечается, что
воспитание патриотизма и гражданственности является одним из принципов
государственной политики и правового регулирования отношений в сфере
образования (Ст. 3, пункт 3).
Проблема
Однако, в последнее время, из-за различных экономических и
социальных кризисов, в нашем обществе происходит падение интереса и
уважения
к
прошлому
своей
Родины,
наблюдается
бездуховность
современной массовой культуры, возрастает агрессия среди людей.
Всё это разрушающе действует на психику детей, обесценивает их
3
представления о патриотизме, Родине, традициях и нравственных устоях
наших предков.
Актуальность
Поэтому
на
современном
этапе
так
актуальна
проблема
патриотического воспитания детей, которое является неотъемлемой частью
общей культуры нашего народа.
Патриотическое воспитание невозможно без знаний традиций своей
Родины, своего края. Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с
отношения в семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке,
дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его в душе.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности патриота.
Необходимость работы по данной теме аргументируется ещё и
возрастающей
потребностью
общества
в
освоении
национально-
региональной сферы жизни людей, а также интересом дошкольников и их
родителей к этому направлению. Интерес и любовь к родному краю
начинается с ближайшего окружения - со знакомства с детским садом, своей
улицей, городом.
Поэтому
так
важно
сформировать
первичные
представления
и
компетенции о культурном наследии своего народа, развивать интерес к
языку,
местным
традициям
и
промыслам,
сформировать
ценностные
ориентиры, а также развить социально-личностные качества, необходимые
для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и окружающему социуму.
Патриотическое воспитание дошкольников положительно скажется не
только на формировании у них нравственных ценностей общества, но и на
развитии познавательных интересов, ускорит процессы восприятия и
усвоения
различных
знаний,
сформирует
социальную
активность
и
творческую самостоятельность.
Новизна моего опыта заключается в том, что я комплексно учитывала
следующие моменты:
- социальный заказ общества на патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста и их интеграцию в национальную культуру;
- специфику реализации регионального содержания в дошкольном
образовании;
-
необходимость
применения
форм
работы,
соответствующих
личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия
взрослых и детей.
4
3.
Цель и задачи педагогического опыта
Цель
опыта:
воспитание
гармоничной,
нравственно
здоровой
личности, главными качествами которой являются любовь и уважение к
Отечеству, его народу, культуре, старшему поколению.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство
сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе
родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Формировать элементарные знания о своей Родине, о людях, истории
и культуре страны.
3. Обогатить представление о родном городе и родном крае.
4. Изучить государственную символику России, республики Коми.
Развивающие:
1. Развивать патриотических качеств личности каждого ребенка.
2. Способствовать умению отражать свои патриотические впечатления
в
предпочитаемой
деятельности:
коммуникативной,
игровой,
познавательной, продуктивной.
3.
Развивать
инициативу
и
желание
участвовать
в
различных
мероприятиях патриотического характера.
Воспитывающие:
1.
Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине и
Отечеству в целом.
2.
Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику,
результатам его труда, защитникам Отечества, государственной символике,
традициям народа, общественным праздникам.
4. Теоретическая база опыта
Свою
профессиональную
деятельность
я
выстраиваю
с
учетом
следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2020);
2.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-
5
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
Содержание моего опыта соответствует концептуальным положениям
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
«От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой, с учетом которой разработана Основная образовательная
программа нашего ДОУ.
В качестве теоретической основы для работы по данному направлению
я выбрала следующие научно-методические и педагогические принципы:
1.
Ценностные ориентиры общества. Патриотическое воспитание
рассматривается как ценность, социальный ресурс общества и предполагает
изучение этого направления для обогащения образовательного процесса в
ДОУ. Содержание работы выстраивается с учетом региональной специфики,
социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и
индивидуальных
особенностей,
ценностей,
мнений
и
способов
их
выражения.
2.
Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение
ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных
образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям
семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со
взрослыми и другими детьми.
3.
Деятельностный
подход
к
развитию
личности.
Процесс
позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими
видами детской деятельности
как двигательная, игровая, познавательно-
исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности
ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и
овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.
4.
Личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
взаимодействия
взрослых (родителей, педагогов) и детей. Такой тип
взаимодействия
предполагает
базовую
ценностную
ориентацию
на
достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное
принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его
состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее
взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной
ситуации развития ребенка, условием его эмоционального благополучия и
полноценного развития.
5.
Сотрудничество
дошкольного
учреждения
с
семьей.
Сотрудничество и взаимодействие с
семьей в вопросах воспитания
патриотизма, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей
и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим
принципом
работы
педагога.
Предполагаются
разнообразные
формы
6
сотрудничества с семьей по данному направлению, как в содержательном,
так и в организационном планах.
7.
Сетевое
взаимодействие
с
организациями
социализации,
образования
и
другими
партнерами,
которые
могут
внести
вклад
патриотическое воспитание детей. Дошкольное учреждение устанавливает
партнерские отношения не только с семьями воспитанников, но и с другими
организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению
социального и культурного опыта детей, приобщению детей к истории,
национальным традициям, содействовать проведению совместных проектов,
экскурсий, праздников и других мероприятий.
Патриотическое
воспитание
всегда
было
одним
из
важнейших
направлений педагогической работы. В разное время исследованиями этой
проблемы занимались известные ученые и педагоги К.Д. Ушинский, Е.И.
Тихеева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.С. Мухина, Л.Е. Никонова и
др.
В трудах современных педагогов отражены как теоретические, так и
практические вопросы формирования патриотизма у детей.
Так, Н.А. Арапова-Пискарёва в программе «Воспитательная система
Маленькие россияне» (издательство «Мозаика-Синтез», 2005) акцентирует
внимание на комплексном решении проблем воспитания. Комплексный
подход выражается в единстве воздействия на все стороны личности ребенка:
интеллектуальную, эмоциональную, волевую и действенно-практическую.
Система «Маленькие россияне» охватывает весь педагогический процесс
патриотического
воспитания:
организованные
занятия,
праздники,
развлечения, игры, свободную от занятий деятельность.
В методических рекомендациях М.Д.
Маханевой «Нравственно-
патриотическое
воспитание
дошкольников»
(издательство
«Сфера»,
2010). освещаются разнообразные формы, методы и приемы деятельности
воспитателя, обеспечивающие эффективную реализацию задач данного
направления в условиях ДОУ.
Н.В. Микляева в пособии «Нравственно-патриотическое и духовное
воспитание дошкольников» (издательство «Сфера», 2013) рассматривает
теоретические основы патриотического и духовно-нравственного воспитания
детей, раскрывает их содержание в контексте классических традиций
народной и отечественной педагогики, учитывая преемственность ФГОС
дошкольного образования и ФГОС начального образования.
7
5. Содержание опыта
5.1.
Основные формы и методы
организации образовательного процесса
Эффективным
средством
патриотического
воспитания
являются
различные
виды
детской
деятельности:
игровая,
познавательная,
коммуникативная, художественно-эстетическая и др.
Особенность деятельностного подхода заключается в том, что в
процессе
игры,
познания,
общения
и
других
видов
деятельности
воспитанники легче осваивают
основы патриотизма, у них развиваются
социально-личностные
качества,
необходимые
для
формирования
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и
окружающему социуму.
В связи с этим, Модель моего опыта работы по патриотическому
воспитанию построена на взаимосвязи:
- образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО;
- различных видов детской деятельности;
- форм организации детской деятельности в образовательном процессе.
Модель образовательной деятельности
по патриотическому воспитанию
Образовательные
области
Виды детской
деятельности
Формы организации детских
видов деятельности
Социально-
коммуникативное
развитие
-коммуникативная;
- игровая;
- познавательная;
- трудовая.
- игровые ситуации;
-
дидактические,
настольно-
печатные,
компьютерные,
подвижные, народные, творческие,
сюжетно-ролевые,
театрализованные;
-
беседы
нравственно-
патриотического характера;
- ситуативные разговоры;
- социальные и патриотические
акции;
- тематические вечера;
-
совместные
со
взрослыми
нравственно-патриотические
проекты;
- индивидуальные и подгрупповые
поручения, дежурства, совместный
труд и др.;
8
- образовательная деятельность по
социально-коммуникативному
развитию.
Речевое развитие
- речевая;
- коммуникативная;
- познавательная;
- игровая.
-
загадывание
и
разгадывание
загадок;
- составление рассказов и сказок,
творческих
пересказов
на
патриотические темы;
- словесные и настольно-печатные
игры с правилами;
-
ситуативные
разговоры
морально-нравственного
характера;
-
чтение,
обсуждение,
разучивание,
инсценирование
произведений;
-
игры-драматизации,
театрализованные игры;
-
восприятие
художественной
литературы и фольклора;
- образовательная деятельность по
речевому развитию.
Познавательное
развитие
- познавательная;
- исследовательская;
- коммуникативная;
- игровая.
- наблюдения;
- экскурсии, целевые прогулки;
- решение проблемных ситуаций;
- коллекционирование;
- моделирование;
-
познавательные
проекты
социально-нравственной
направленности;
- дидактические, конструктивные
игры;
- образовательная деятельность по
познавательному развитию.
Физическое
развитие
- двигательная;
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательная.
- подвижные игры с правилами (в
том числе народные, игры Коми);
-
игровые
упражнения,
двигательные паузы;
- физкультурные минутки;
-
соревнования,
праздники,
эстафеты,
посвященные
общественным и государственным
праздникам;
- образовательная деятельность по
9
физическому развитию.
Художественно-
эстетическое
развитие
-
художественно-
эстетическая;
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательная.
- творческая мастерская;
-
выставки
изобразительного
искусства,
вернисажи
детского
творчества
социального
и
патриотического характера;
- рассказы, беседы об искусстве;
-
творческие
проекты
художественно-эстетического
содержания;
- образовательная деятельность по
художественно-эстетическому
развитию
(изобразительной,
конструктивной деятельности);
-
слушание
и
исполнение
музыкальных
произведений
российских композиторов;
- досуговые мероприятия;
- инсценировки, драматизации;
- образовательная деятельность по
художественно-эстетическому
развитию.
Методы работы с детьми
Взаимодействие с дошкольниками я осуществляла при помощи
развивающих методов:
методы, которые обеспечивают передачу познавательной
информации
педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания,
наблюдения, практических действий:
- словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.),
- наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.),
- практические методы;
методы, которые характеризуют усвоение нового материала
детьми, путем активного запоминания, самостоятельных размышлений или
проблемной ситуации:
-
объяснительно-иллюстративные методы
(материал разъясняется,
иллюстрируется примерами, демонстрируется и должен быть понят детьми);
- продуктивные методы (материал должен быть не только понят, но и
применен в практических действиях);
- эвристические, частично-поисковые методы (отдельные элементы
знаний ребенок добывает сам путем целенаправленных наблюдений,
решения познавательных задач, проведения экспериментов и т.д.);
10
методы формирования нравственного сознания
(рассказ,
объяснение, разъяснение, этическая беседа, инструктаж, пример и т.д.);
методы организации деятельности и формирования опыта
поведения (упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования
(соревнование, поощрение и др.). -
направленные на создание и развитие игровой ситуации.
5.2. Этапы профессиональной деятельности
Работа включала три этапа:
I этап – организационный.
II этап – практический.
III этап – обобщающий.
I этап. Организационный
Задачи:
1.
Изучить литературу по патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста.
2.
Найти книги регионального содержания по истории и культуре
Республики Коми.
3.
Подобрать методический, дидактический и иллюстративный
материал по теме.
4.
Создать психолого-педагогические условия и развивающую
предметно-пространственную
среду
в
группе
по
патриотическому
воспитанию и по ознакомлению с родным краем.
5.
Провести вводную диагностику.
II. Практический
Задачи:
1.Формировать у детей чувство сопричастности к родному дому, семье,
детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию
своего народа.
2.
Формировать основы патриотических качеств личности каждого
ребенка.
3.Формировать элементарные знания о своей Родине, о людях, истории
и культуре страны.
4.Обогатить представление о родном городе и родном крае.
5. Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику,
результатам
его
труда,
родной
земле,
защитникам
Отечества,
государственной символике, традициям народа, общественным праздникам.
6.Воспитывать любовь и уважение к своей Родине.
7.Вовлечь родителей в образовательный процесс по патриотическому
воспитанию своего ребенка.
11
III. Обобщающий:
Задачи:
1.
Провести итоговые образовательные и досуговые мероприятия
патриотического характера.
2.
Провести мониторинг с целью выявления результатов.
3.
Разработать доклад-презентацию «Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников старшего возраста».
4.
Оформить методическую папку «Организация образовательного
процесса по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет».
5.
Проанализировать результаты опыта работы и составить отчет.
На
основании
методического
обеспечения
разработала
учебно-
методический комплект, включающий:
-
комплексно-тематическое
планирование,
в
котором
были
мероприятия, связанные с событиями из социальной жизни и мероприятия
блока «Спасское - моя малая Родина»;
- план работы с родителями;
-
буклеты:
«Мой
родной
город»,
«Памятники
Спасского»,
«Стихотворения о селе»;
- конспекты ОД: «Я - патриот»; «Чистый город», «Моя семья»;
- картотеки игр, способствующих ознакомлению с историей и
культурой Ставропольского края: дидактических, настольных, сюжетно-
ролевых, подвижных и др.;
- сценарии социальных и патриотических акций: «Чистый город»,
«Чистые дорожки», «Открытка ветерану», «Бессмертный полк»;
- сценарии развлечений и праздников: «Моя Россия»
- цифровой материал: презентации, иллюстрации, документальные
фильмы о России.
По мере необходимости разрабатывала методические материалы в
течение всех трех периодов работы по этой теме.
На первом этапе
провела с детьми вводную диагностику
для
определения уровня сформированности патриотических представлений и
знаний о своей Родине.
Диагностику
осуществляла
на
основе
игровых
заданий,
бесед,
обсуждений и наблюдений из методического пособия Новицкой М.Ю.,
Афанасьевой С.Ю., Виноградовой Н.А., Микляевой Н.В. «Мониторинг
патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
Результаты
педагогической
диагностики
я
использовала
исключительно для решения индивидуализации процесса воспитания и для
оптимизации работы с дошкольниками.
По результатам вводной диагностики был сделан следующий вывод:
12
Высокий уровень всех показателей
отмечен у 23% детей. У
большинства дошкольников - у 42% - показатели были среднего уровня.
У 35% детей был низкий уровень показателей.
Ребята с низким уровнем не могли назвать народные праздники,
рассказать о традициях нашей Родины, природных богатствах страны и
родного края, затруднялись в обозначении российских символов.
Создание психолого-педагогических условий
Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты
по данному направлению и создать психолого-педагогические условия, я
придерживалась следующих правил в своей профессиональной деятельности:
- планировала только те игры и задания, которые соответствовали
возрасту детей моей группы, их потребностям и интересам;
- привлекала родителей к решению проблем и совместно с ними
организовывала различные образовательные и досуговые мероприятия;
-
совершенствовала
методику
патриотического
воспитания
дошкольников
посредством
деятельностного
подхода,
современных
технологий, развивающих методов, проблемных и игровых ситуаций;
-
для
определения
результатов
своей
деятельности
проводила
мониторинг (педагогическую диагностику).
Применяла современные технологии не только в процессе НОД, но и в
процессе различных режимных моментов, в
том числе на прогулке.
Содержанием для патриотического воспитания детей стала окружающая
жизнь: в семье, в детском саду, на своей улице, в своем городе.
Таким образом, создание именно такого личностно-ориентированного
взаимодействия стимулировало формирование основ патриотических качеств
личности каждого ребенка,
элементарного социального самоконтроля и
самосознания.