Автор: Голда Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ N23
Населённый пункт: г.Таганрог Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Нейрогимнастика для первоклассников"
Раздел: начальное образование
Нейрогимнастика для
первоклассников.
Практическое занятие для 1 класса
Тема: Нейроупражнения на уроках и переменах
Цель: развивать внимание, координацию, межполушарные связи, память и
фонематическое восприятие у младших школьников с помощью коротких
нейрогимнастических упражнений.
Продолжительность: 30–35 минут.
Оборудование: карточки с заданиями (см. блок «Карточки»), обруч или разметка на
полу, мелкие предметы (пуговицы, фишки), простой метроном (или приложение).
Структура занятия (кратко)
1. Приветствие и настрой 2–3 минуты (дыхательная гимнастика: вдох 3,
задержка 2, выдох 4, повторить 3 раза).
2. Разминка для глаз и рук 5 минут.
3. Разминка речевого аппарата при помощи скороговорок.
4. Основная часть — нейроупражнения по карточкам 15–20 минут
(групповая или индивидуальная работа, каждая карточка 1–2 минуты).
5. Рефлексия и расслабление 3–5 минут.
Варианты скороговорок для карточек (подборка для 1
класса)
Цель: развивать артикуляционную точность, фонематическое восприятие, скорость речи.
·
Лёгкие (подготовительные):
o
«Мама мыла раму».
o
«Шла Саша по шоссе, и сосала сушку».
o
«Кашка кашу кашляла».
·
Средней сложности:
o
«Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
o
«У четырёх черепах четыре черепашонка».
o
«Три мыши шли в тишине по тропинке».
·
Для отработки шипящих и свистящих:
o
«Саша, шурша, сушит шуршалку».
o
«Шёл ёж через шоссе, шипел от шуршащих шишек».
o
«Чашка-червячок чавкал чащей».
·
Ритмичные скороговорки для сочетания с движением:
o
«Топ-топ, постучим, пальцы в ряд поставим».
o
«Бег и бег — бегут ноги, смена темпа, смех и лыжи» (упрощённая, для ритма)
Рекомендации: начинать медленно, чётко, потом ускорять темп. Сочетать с
пожатием рук, хлопками или показом карточки на каждом втором слове.
Таблица карточек для печати на одном листе А4
Ниже — макет таблицы 3х3 (9 карточек). Каждая ячейка — отдельная карточка.
Распечатайте страницу и разрежьте по линиям.
Карточка 1
Карточка 2
Карточка 3
Кросс-скоп
Инструкция: Поднимай правое
колено и тяни к нему левый локоть.
Затем левое колено и правый локоть.
Повторяй 30–40 с.
Зеркальные линии
Инструкция: Обводи
линию на рисунке
правой рукой, партнёр —
левой рукой зеркально.
Меняйтесь через 1 мин.
Слушай — хлопай + ритмические
рисунки (варианты см. ниже)
Инструкция: Хлопни в ладоши на
сильную долю, щёлкни пальцами
на слабую. Повтори с разными
ритмами. Время: 1 мин.
Карточка 4
Карточка 5
Карточка 6
Слова-перекрестки + скороговорки
(варианты см. ниже)
Инструкция: Назови слово из списка,
где есть звук/буква, которую я
называю. Поочерёдно касайся
правой, затем левой щеки. Слова:
дом, кот, мама, лес, рюкзак, мяч.
Пальчиковая гимнастика
— счёт
Инструкция: Считай
вслух до 10, показывая
число пальцами. Затем
обратно. Повтори левой
рукой. Время: 1 мин.
Марш и команда
Инструкция: Маршируй на месте.
По команде «Лево!» поверни
голову и хлопни левой рукой над
головой; по «Право!» — направо.
Быстро меняй команды. Время: 1
мин.
Карточка 7
Карточка 8
Карточка 9
Глазной зигзаг
Инструкция: Медленно води взгляд
по зигзагу слева направо, затем по
кругу. Время: 1 мин.
Счёт и прыжок
Инструкция: Считаем до
5 и на каждое число
делаем небольшой
прыжок на обеих ногах.
Пауза и дыхание
Инструкция: Глубокий вдох на 3,
задержка 2, медленный выдох на
4. Повторить 3 раза.
Карточка 1
Карточка 2
Карточка 3
Повторить 2 раза.
Ритмические рисунки для карточек
Ритмический рисунок — схема сильных и слабых долей, которую удобно обозначать короткими
словами или символами. Для 1 класса используйте простые схемы длиной 2–8 долей.
Обозначения (доступные детям): "Х" — хлопок (сильная доля), "тс" — щёлчок/тихий звук (слабая
доля), "—" — пауза/молчание, "ст" — топ (ступня). Можно демонстрировать на карте руками или
ногой.
Примеры ритмических рисунков:
·
Двухдольный (ходовой): X тс (хлопок — щёлчок)
Пример: Хлопок — щёлчок — хлопок — щёлчок.
·
Трёхдольный: X тс тс (сильная — две слабые)
Пример: хлопок — тихо — тихо; повторять по кругу.
·
Четвёрный простой: X тс X тс (сильная через одну)
Пример: хлопок — щёлчок — хлопок — щёлчок.
·
Синкопированный: тс X тс X (слабая — сильная — слабая —
сильная)
Используется для тренировки переключения акцентов.
·
Пульс с паузой: X - X тс (сильная — пауза — сильная — слабая)
Полезно для развития памяти на ритм.
·
Ритм «сердечко» (4 доли): X X тс тс (две сильные, две слабые)
Подходит для энергичных упражнений с прыжками.
·
Ритм для дыхания (медленный): X — — X — — (сильная — долгие
паузы)
Используется в дыхательных упражнениях.
Как применять на уроке:
·
Указать рисунок на карточке и продемонстрировать один раз.
·
Вводить сначала со звуком (хлопок/щёлчок), затем добавлять
движение (прыжок/шаг).
·
Попросить детей повторять по кругу 4–8 тактов, затем поменять
рисунок.
·
Для усложнения: один раз выполнить ритм на звук, второй — то же
с движением на противоположную сторону (правая/левая).
10 дополнительных коротких упражнений для переменки
(30–90 секунд каждое)
1. "Ручки-ножки": вращение ладонями вперёд 10 раз, назад 10 раз.
2. "Бабочка": руки на груди, локти в стороны, покачивание туловища влево-вправо 20 с.
3. "Наблюдатель": смотреть вверх, вниз, влево, вправо по 2 с, повторить 2 круга.
4. "Три шага": три шага вправо, три шага влево, хлопок; повторить 3 раза.
5. "Скороговорка с движением": сказать скороговорку и при каждом втором слове
поднимать руку. Пример: «Шла Саша по шоссе, и сосала сушку».
6. "Змейка пальцев": соединить оба больших пальца, остальные пальцы переплетать и
расплетать по ритму 30 с.
7. "Прыжки на месте": лёгкие прыжки на носочках 20–30 с.
8. "Точное касание": поднять правую руку и коснуться левого плеча, затем левой рукой
правого плеча, чередовать 20 с.
9. "Волна": дети в ряд передают «волну» руками через плечи вправо-влево 30 с.
10. "Счёт в такт": считать вслух в такт метронома, ускорять и замедлять темп 30–60 с.
Адаптация занятий для детей с ограниченными
возможностями
(рекомендации по согласованию с родителями и специалистами; здесь кратко дополню с учётом
скороговорок и ритма)
·
Для слабослышащих: заменять звуковые ритмы визуальными
(поднятие/опускание руки, мигание лампочки). Скороговорки показывать через карточки с
крупными буквами, жестами артикуляции или фотосериями движений.
·
Для слабовидящих: давать скороговорки в аудиозаписи, ритмы
обозначать тактильно (постукивание по столу).
·
Для детей с моторными ограничениями: выполнять ритм пальцами
или глазами; скороговорки проговаривать тихо, с поддержкой дыхания и простыми
артикуляционными движениями.