Напоминание

Инновационный подход к управлению качеством на предприятиях


Автор: Куземцева Инна Тимуровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Промышленно-технологический колледж им. Н.И. Путилова
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Инновационный подход к управлению качеством на предприятиях
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Инновационный подход к управлению качеством на предприятиях

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы по усовершенствованию системы управления

качеством на производстве в условиях цифровизации, а также информатизации общества.

Приводится обоснование использования современных инновационных подходов в

управлении качеством, которые направлены на удовлетворение клиентов и эффективность

производственных процессов. В области управления качеством рассматриваются такие

ключевые тренды как: большие данные, искусственный интеллект, гибкие методологии в

управлении проектами.

Главной задачей для современного предприятия является ориентация на инновационные

решения и инновационные подходы.

На предприятии управление качеством включает в себя системный подход, направленный

на обеспечение и улучшение качества продукции и услуг. На сегодняшний день

управление качеством направлено на повышение конкурентоспособности предприятия и

удовлетворение потребностей клиентов. Следовательно, управление качеством является

важным элементом стратегического планирования и управления, так как качество

продукции и услуг влияет на удовлетворенность потребителей и репутацию предприятия.

Наиболее важным на сегодняшний день является применение инноваций. С применением

инноваций процессы становятся более клиентоориентированными и эффективными,

воздействуя на управление качеством на предприятии.[3,с,67]

Необходимо отметить, что управление инновационной деятельностью предприятия

является ключевым элементом в развитии инновационной деятельности государства,

можно сказать, что организация-это самостоятельный субъект хозяйственной

деятельности.

Для экономической среды характерным является высокая степень динамизма и

неопределенности. Риски, которые оказывают воздействие на деятельность предприятия и

экономический рост обусловлены изменениями климата, технологическими прорывами и

глобализацией. В таких условиях традиционные подходы будут недостаточными. Поэтому

для устойчивого развития и конкурентоспособности применяют инновационные методы.

Только в таком случае, можно будет адаптироваться к рискам, способствуя

экономическому росту.[1,с,45]

Можно сказать, что процесс проведения последовательных работ по преобразованию

новшеств в продукцию и выведение продукции на рынок –это инновационная

деятельность

Инновационные подходы к управлению качеством основываются на новых технологиях,

методах, способствующих улучшению продукции, процессов и услуг, для роста

конкурентоспособности и удовлетворенности клиентов. Эти подходы включают введение

новых концепций, а также адаптацию существующих методов к современным вызовам и

требованиям. С помощью инновационных подходов создается возможность развитию в

области управления качеством на предприятии, повышению конкурентоспособности и

адаптации на рынке.[5,с,144]

Традиционные методы, сформированные ранее базировались только на реактивном

подходе , т.е устранение дефектов поле их возникновения Основными задачами здесь

является строгий контроль качества на всех этапах производства, статистический

контроль качества, а также регулярные проверки продукции на соответствие требованиям

нормативно- технической документации.[7,с,148]

Цель методов в области управления качеством Э.Деминга и Дж Джурана было улучшение

качества на постоянной основе и применение статистического контроля качества.

Изменения параметров производственных процессов и выявление отклонений

устанавливалось в контрольных картах.

Возникновение методологии шесть сигм обеспечивающая систематизацию уже

существующих подходов путем внесения строгих математических методов, ориентируясь

на изменчивость.

Самая распространенная система ISO9001, которая основана на введении

систематических процедур контроля, планирования и улучшения качества, основываясь

на циклическом подходе.[2,с33]

В таблице 1 представлены некоторые инновационные подходы к управлению качеством

на предприятии.[6,с68]

Таблица 1 Инновационные подходы к управлению качеством

Подход

Характеристика

Системный подход

Внедрение систем управления качеством ISO 9001, особое

внимание уделяется процессам, взаимодействию и

непрерывному улучшению

Управление на основе

данных

Использование больших данных (Big Data) для мониторинга

процессов позволяет более качественно принимать решения

Шесть сигм (Six Sigma)

Снижение вариаций в процессах и улучшение качества

продукции с использованием статистических инструментов

для анализа и оптимизации процессов

Lean-подход

Устранении потерь и создании добавленной стоимости для

клиента. Оптимизация процессов, эффективное

использование ресурсов и вовлечение сотрудников в

постоянные улучшения

Агильные методологии

(гибкие)

Применение принципов Agile в управлении проектами для

повышения гибкости и быстрого реагирования на изменения.

Это полезно для разработки продуктов и услуг,

ориентированных на потребности клиентов

Инновации в технологиях

Внедрение новых технологий, таких как искусственный

интеллект, машинное обучение и интернет вещей (IoT), для

автоматизации контроля качества, предиктивного анализа и

управления процессами

Клиентоориентированны

й подход

Постоянный сбор обратной связи от клиентов и акцент на их

требованиях и ожиданиях, что помогает оптимизировать

продукцию и услуги в соответствии с их потребностями

Технологии

цифровизации

Использование программного обеспечения для управления

качеством

Устойчивое развитие и

экология

Интеграция принципов устойчивого развития и

экологической ответственности в стратегию управления

качеством

У данных подходов имеются преимущества и недостатки Особенности предприятия и

конкретная ситуация это факторы, которые влияют на результативность их применения.

Вместе с этим наиболее важно регулярно проводить сравнительный анализ рисков и

выгод.[4,с202]

Можно сделать вывод, что применение инновационных подходов к управлению качеством

на предприятиях способствует устойчивости и конкурентоспособности на современном

рынке. Комплексный подход к управлению качеством способствует быстрому

реагированию при изменении спроса на рынке, потребностей клиентов, оптимизирование

внутренних процессов.

Инновационный подход помогает в достижении экономической выгоды, а также

укреплении репутации организации, в том числе на рынке в целом.

Библиографический список

1. Аждер Т.Б., Городенцева А.Б. Инновационный механизм повышения эффективности

внедрения процессного подхода к управлению предприятием // E-Scio. 2023. №5 (80).с.45-

48

2. Кваша Н.В., Малевская-Малевич Е.Д., Кудряшов В.С. Трансформация механизмов

обеспечения эффективности в условияхциркулярной экономики // Экономическое

возрождение России. 2024. № 1 (79). С. 64-74

3. Нурмиева А.Н., Грифанова Е.Ю. Государство и бизнес: взаимообусловленность целей

развития в цифровой экономике // Нугаевские чтения: I Всероссийская научно-

практическая конференция: материалы конференции. Казанский национальный

исследовательский технологический университет. Казань. 2022. С. 202-203.

4. Хайдер М. М. А. Развитие инновационных подходов к формированию системы

управления качеством в условиях индустрии 4.0 // Современная экономика: проблемы и

решения, 2022 №4, с. 144-153.

5. Цзунлян Е. Инновационная активность и инновационный потенциал персонала

предприятия: концептуальный подход к управлению // Общество: социология,

психология, педагогика. 2023. № 6. С. 68–74. 6. Чечурина, М.Н., Степанова, Е.В. Подходы

к организации инновационной деятельности предприятия на основе оценки

инновационного потенциала // Вестник Северо-Восточного федерального университета

им. М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Кулътурология, 2022 №1(25), с.32-

38

7. Яо, Ш. Инновационные подходы к совершенствованию системы стратегического

управления в деятельности предприятия // Тенденции развития науки и образования, 2024

№116(8), с.148-150.



В раздел образования