Авторы: Гладкова Ирина Владимировна, Сошникова Марина Романовна
Должность: учитель начальных классов,учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОУ ЯО "Ярославская школа №38"
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: Коррекционная педагогика
Тема: Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Раздел: начальное образование
Развитие коммуникативных умений и навыков
младших
школьников
с
интеллектуальными
нарушениями.
1.Дидактические игры, направленные на
формирование сотрудничества каждого ученика с
учителем.
Тема: «Знакомство», «Давайте познакомимся»
Игры, направленные на развитие зрительно-слухового восприятия
Игра «Позови Петрушку»
Цель: формировать интерес к речевым звукам, инициировать
собственное речевое высказывание.
Оборудование: игрушка Петрушка, экран.
Ход занятия: взрослый говорит ребенку, что к нему в гости пришел
Петрушка, его надо позвать: «Петрушка, иди к нам!» Появляется Петрушка,
говорит: «Привет, (называется имя ребенка)!» Петрушка снова прячется,
взрослый предлагает ребенку снова его позвать: «Иди к нам!» Петрушка
появляется, гладит ребенка, протягивает руку, говорит: «Какой хороший
мальчик, позвал меня, будем играть!» Петрушка прячется, игра повторяется
несколько раз.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по
подражанию слова.
Оборудование: игрушечные домики, игрушки: мышка, лягушка,
петушок.
Ход занятия: взрослый показывает домики, рассказывает, что в каждом
домике живет зверушка: в этом домике живет лягушка, она квакает – ква-ква;
в этом домике живет мышка, она пищит –пи-пи; в этом домике живет
петушок, он кричит – ку-ка-ре-ку. Затем взрослый предлагает ребенку
постучать в домик и спросить, кто живет в домике: «Кто там живет?»
Взрослый говорит: «Там лягушка живет, она квакает», предлагает ребенку
повторить – ква-ква и т.д. В конце игры взрослый активизирует
звукоподражание у ребенка.
Игра «Кукла Катя»
Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по
подражанию слова, формировать понимание слов – действий.
Оборудование: кукла, кукольная постель, коляска, посуда.
Ход занятия: взрослый показывает куклу и говорит: «К нам пришла
кукла Катя в гости. Она хочет пить. Посади куклу на стул. Дай ей пить.
Скажи – пей, Катя! Катя хочет гулять. Посади ее в коляску, скажи – сиди,
Катя! Катя хочет спать. Положи ее в постель, скажи – спи, Катя! Спой ей
песенку: «Баю-бай, а-а-а, засыпай, Катя! Катя спит».
Тема: «Увлечения», «Чем вы увлекаетесь?»-2часа.
- игры, направленные на переход от восприятия к общению:
Игра «Иди ко мне».
Цель: Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его
к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок
подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля
пришел!».
Игра повторяется.
Игра «Хоровод с куклой».
Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, называть
слова приветствия, вызывать интерес к кукле.
Оборудование. Кукла средних размеров.
Ход игры. (Проводится с подгруппой из 2—3 детей.) Педагог приносит
новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове.
Педагог просит по очереди подержать куклу за руку. Поздороваться с ней.
Кукла предлагает потанцевать.
Педагог ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает
одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево,
выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например,
«Веселая дудочка» М. Красева). Вариант. Игра проводится с мишкой.
Игра «Догонялки».
Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать
интерес к мишке.
Ход игры. (Проводится с подгруппой из 2—3 детей.) К детям приходит
кукла, знакомая им по прошлой игре, и гово-
рит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от
куклы, прятаться за ширму, а кукла их дого-
няет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!».
Вариант. Игра проводится с мишкой.
Тема: «Я и ты» -2 часа.
-игры, направленные на формирование эмоционального общения с
взрослым и выполнение элементарных инструкций;
Игра «Идите ко мне — бегите ко мне».
Цель: Обратить внимание детей значение глаголов «иди» и «беги»;
учить их слушать и понимать инструкцию.
Оборудование. Кукла.
Х од игры.
1-й вариант. Игра с куклой.
Дети сидят на стульях, стоящих перед столом педагога. Педагог ставит
куклу на стол. Она здоровается с детьми. Педагог предлагает кукле поиграть
с ним. Правой рукой берет куклу, ставит на правый край стола, левую руку
располагает у левого края и манит ею, говоря: «Иди ко мне». Когда кукла
приблизится, обнимает, хвалит ее. Затем он берёт куклу в левую руку, а
правой манит и говорит: «Беги ко мне». Кукла снова идет, но педагог
останавливает ее и говорит: «Слушай внимательно, я сказал(а) беги». Кукла
бежит, педагог хвалит ее. Игрушка снова переходит в правую руку и на
сигнал «Беги!» выполняет действие безошибочно. Перейдя в левую руку,
кукла вновь пытается бежать по слову «Иди», педагог останавливает ее:
«Слушай внимательно, я сказал(а) иди». Кукла правильно выполняет
инструкцию
2-й вариант. Игра с детьми.
Взрослый располагает малышей около одной из стен комнат, а сам
отходит к противоположной стене и говорит: «Бегите ко мне», — манит их
руками. Если дети бегут, обнимает их, хвалит. Если же они идут, он
останавливает их, повторяет инструкцию, побуждая каждого бежать. Потом
он отходит к другой стене, и игра повторяется. В третий раз инструкция
меняется («Идите ко мне»).
Игра «Возьми, положи, брось».
Цель. Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи»,
«брось»; учить слушать и понимать речевую инструкцию.
Оборудование. Два мяча, корзина.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Педагог кладет на стол два мяча и
говорит: «Возьмите мячи». Двое детей берут мячи, третий, опоздавший,
остается без мяча. Затем педагог одному ребенку говорит: «Положи мяч» —
и указывает на стол, другому с той же инструкцией указывает на корзину,
помогая малышам выполнить задание. Дети садятся на стулья. Педагог вновь
говорит: «Возьмите мячи», — стараясь помочь тому, кто первый раз остался
без мяча. Теперь он говорит: «Брось мяч», — одному ребенку указывая на
корзинку, а другому, вкладывая мяч в руки.
Игра «Возьми, кати».
Цель. Продолжать учить детей слушать и действовать по речевой
инструкции; дифференцировать глаголы «возьми», «кати».
Оборудование. Воротца, шарик, мина, мяч.
Ход игры. Перед ребенком на стол ставят трое воротцев. Перед первыми
ставится машина, перед вторыми - шарик, перед третьими — мяч. Педагог
указывает жестом на машину и говорит ребенку: «Кати», - помогая ему
выполнить задание, затем то же говорит, показывая на шарик. Указывая на
мяч, просит: «Возьми». Игра повторяется, а действия по тем же инструкциям
варьируются. Например, показывая на машину, педагог говорит: «Возьми»;
указывая на шарик, говорит: «Кати», и т. д., т. е. необходимо избегать
ориентировки на порядок действий.
2. Дидактические игры, направленные на
формирование сотрудничества ученика с учеником
( работа в парах ).
Тема: «Поздравления», «Примите
поздравления»-2 часа.
Игры на развитие зрительно-слухового восприятия:
1. «Встречи»,
2. «Подарок»
3. «Вежливые слова».
---игры, направленные на
переход от восприятия к общению:
1. «Игра в другого человека»,
2. «Пожелания»,
3. «В гостях у друга».
Тема: 8. «Магазин», «Супермаркет», «Где можно купить?» - 2 часа.
-игры, направленные на формирование эмоционального общения с
взрослым и выполнение элементарных инструкций:
1. «На кассе»,
2. «В секции «Обувь», «Одежда»».
3. « В булочной».
-игры, направленные на развитие понимания речи и расширение словаря:
1. «Узнай и запомни!»,
2. «Что кому дать?». -игры,
направленные на развитие подражания:
1. «Протолкни «Все такие» ». -игры,
направленные на развитие понимания и способности к использованию
невербальных компонентов коммуникации (жесты, символы, пиктограммы):
1. «Что ты хочешь купить в секции «Овощи-фрукты?»,
2. «Разложи картинки с изображением цветов в свои конверты».
3. «Я хочу купить велосипед, где я могу это сделать?»
3.
Дидактические
игры,
направленные
на
формирование сотрудничества ученика с детским
коллективом.
Тема «Мои друзья», «Праздники»
Дидактические игры, направленные на привитие
элементарных этикетных умений ( выражение приветствия,
прощания, благодарности):
1.
Д/и «День рождения»,
2.
Д/и «Подарки»,
3.
Д/и «Встречаем гостей».
Д/игра «Подарки (полслова за вами)»
Цель игры - развитие речи школьников, пополнение словарного запаса и развитие
фонематического слуха.
Оборудование: картинки предполагаемых подарков.
Ход игры: Учитель и ученик разыгрывают этюд.
Учитель: - Здравствуй, я пришел к тебе на день рождения.
Ученик: - Здравствуйте, я очень рад Вас видеть!
Учитель: - Я принес тебе подарок.
Ученик: - Большое спасибо.
Учитель:- Я предлагаю тебе отгадать, что это за подарок.
Учитель произносит начало слова (название предмета), ученик заканчивает слово.
Например: ма… (машина, марки, мандарин, маска, майка, малина);
ко… (конфета, коробка, колесо, корабль, космонавт, конверт,колбаса);
мо… (морковь, мороженое, мостик, молоко, морячок);
пу… (пуговицы, пушка, пулемёт, пульт, пуховик, пузырёк).
Работа может проводиться в парах и фронтально.
Тема «Любимые сказки»-2 часа.
Дидактические игры, направленные на обучение
драматизации:
1.
Д/и «Расскажи и покажи»,
2.
Д/и «Инсценировка сказок»,
3.
Д/и «Играем в театр».
Д/игра «Расскажи и покажи».
Цель игры - развитие речи детей, пополнение словарного запаса, развитие
наблюдательности и внимания.
Оборудование: резиновый мяч, названия сказок, написанные на карточках.
Цель игры. Учитель: - Ребята, сегодня на урок я вам принесла волшебный мешочек. В нем
спрятались сказочные герои. Вам нужно достать из мешочка карточку с названием сказки
и вспомнить какие сказочные герои в ней живут.
Ведущий (учитель или ученик) выбирает сказку, затем ритмично ударяя мячом о пол,
произносит текст, подобный следующему:
- Я знаю пять героев сказки «Теремок»:
Мышка-Норушка – раз,
Лягушка - Квакушка – два,
Волчок- Серый бочок - три,
Зайка-Побегайка – четыре,
Медведь - пять.
Далее мяч передается следующему игроку со словами:
- А тебе нравится сказка «Теремок»?
- Мне нравится сказка «Теремок».
- Какой герой сказки тебе больше всех нравится?
- Больше всех мне нравится…
- Какую сказку ты ещё знаешь?
- Я знаю пять героев сказки …(достаёт из «волшебного мешочка» название сказки).
Игрок называет следующие пять героев выбранной им сказки и в свою очередь так же
передаёт мяч дальше.
4.Дидактические игры, направленные на формирование
сотрудничества каждого ученика с учителем и с детским
коллективом.
Тема «Я на ферме (в деревне)», «Домашние животные»
Дидактические игры, направленные на расширение,
уточнение и обобщение значений слов:
1.
Д/и «Ферма»,
2.
Д/и «В гости к бабушке»,
3.Д/и «Кто я?» .
Д/игра «Кто я?»
Цель игры - развитие речи школьников, развитие слухового восприятия, пополнение
словарного запаса и развитие фонематического слуха.
Оборудование: картинки домашних животных и птиц, перечень вопросов.
Ход игры. Выбирается водящий, который в дальнейшем должен догадаться каким
домашним животным( или птицей) он является. Водящий выходит из кабинета.
Оставшиеся игроки загадывают предмет (домашнее животное или птицу). Входит
водящий и задает игрокам вопросы. Игроки могут отвечать только «Да» или «Нет».
- Я животное? Я птица?
- Я большое (маленькое) животное?
- У меня есть хвост?
- У меня большой (маленький) хвост?
- Я меня короткая (длинная) шерсть?
- Моя шерсть белая (серая)?
- У меня есть рога?
- Я плаваю в воде?
- Я ем траву, сено?
- Я ем зерно, хлеб? И т.д.
Когда животное (или птица) будет отгадана, водящим становится другой игрок.
Тема «Прогулка в лес (в поле, на луг)», «Дикие
животные»
Дидактические игры, направленные на восприятие
пространства и ориентировки в нём:
1.
Д/и «Право –лево,верх-вниз»,
2.
Д/и «Где спрятался?»,
3.
Д/и «Чей домик?».
Д/игра «Право-лево, вверх-вниз»
Цель игры
-
развитие речи школьников, развитие слухового восприятия, пополнение
словарного запаса и развитие фонематического слуха.
Оборудование:
Игровое поле, на котором изображён лес и дикие животные и птицы, кубик,
фишки, таблица с вопросами.
Ход игры.
Игра проводится в группе, игроки поочерёдно кидают кубик, передвигают фишки
и рассказывают о лесных обитателях( вопросы игроку, передвигающему фишки задает игрок,
следующий за ним).
Вопросы: - Ты кто? (Н-р, я ёж).
- Где ты живёшь? (Я живу в норе)
- Как называются члены твоей семьи? (Папа-ёж, мама-ежиха, дети-ежата).
- Чем ты питаешься? (Грибами, ягодами, мышами).
Тема «Транспорт»
Дидактические игры, направленные на обучение
драматизации:
1.
Д/и «Я водитель»,
2.
Д/и «Светофор»,
3.
Д/и «Иду, еду, лечу».
Д/игра «Я водитель»
Цель игры - развитие речи детей, пополнение словарного запаса, развитие
наблюдательности и внимания.
Оборудование: кепка, руль, таблички с названиями улиц и остановок , карта города,
предметные картинки (городской транспорт), колокольчик.
Ход игры. Игра проводится в группе, среди детей выбирается водящий (водитель).
Водителю выдается маршрутный лист. Учащиеся садятся на стулья, выстроенные в ряд,
получают карточки с написанными на них названиями остановок(на карточке – название
остановки, до которой должен доехать игрок) данного маршрута. На первый стул садится
водитель.
Каждый пассажир подходит к водителю и покупает билет. Стоимость билета
рассчитывается водителем (1 остановка = 1 рублю).
Пассажир: - Я еду до улицы… Продайте, пожалуйста, билет.
Водитель: - Пожалуйста, ваш билет стоит…рублей.
Затем водитель объявляет маршрут :-Автобус движется от улицы …. до улицы… .
Следующая остановка…
Пассажир, который выходит на данной остановке, подходит к водителю и говорит: - Я
выхожу на остановке…
Тема «Все профессии важны»
Дидактические игры, направленные на развитие делового
эмоционального общения:
1. Д/и «Кем быть?»,
2. Д/и « На работе у мамы и папы»,
3. Д/и «Почтальон».
Д/и «Кем быть?»
Цель игры -
учить детей откликаться на свое имя, уметь рассказать об элементарных
действиях, которые выполняет человек той или иной профессии.
Оборудование: карточки с номерами от 1 до 10, лист с перечнем профессий, предметные
картинки.
Лист:1. Доктор; 2. Продавец; 3. Парикмахер; 4. Водитель; 5. Кондуктор; 6. Пожарный; 7.
Аптекарь; 8. Ветеринар;. 9 Машинист; 10 Дворник.
Ход игры.
Учитель вместе с детьми встает в круг и водит хоровод, при этом произносят
следующие слова: «Хоровод водили, ласковыми были. В кружок вызывали, имя
называли. Выйди, Наташа, в кружок. Возьми, Наташенька, номерок!». После этих слов
все дети останавливаются, хлопают в ладоши, а ребенок, чье имя было названо, выходит
в круг, выбирает карточку с номером, на обратной стороне которой предметная картинка.
Ведущий (учитель или ученик) задаёт стоящему в круге вопросы:
-Кем ты работаешь?
- Я работаю …(продавцом).
- Где ты работаешь?
- Я работаю…(в магазине).
- Что на тебе надето?
- На мне надеты …(фартук и шапочка).
- Что ты делаешь?
- Я ... (продаю печенье и конфеты).
Затем его место занимает другой ребенок, и игра продолжается до тех пор, пока внутри
круга не побывают все дети.