Напоминание

"В мире чувств и эмоций"


Автор: Кин Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Приморский многопрофильный колледж"
Населённый пункт: город Партизанск, Приморский край
Наименование материала: мероприятие
Тема: "В мире чувств и эмоций"
Раздел: начальное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Приморский многопрофильный колледж»

«В мире чувств и эмоций»

Выполнил воспитатель:

Кин Надежда Ивановна

г.Партизанск

2018г.

«В мире чувств и эмоций»

Цели мероприятия:

Обучающая:

формирование

представлений

об

эмоционально

чувственной составляющей человеческой психики.

Развивающая:

развитие

навыков

саморегуляции

эмоциональных

состояний.

Воспитательная: воспитание адекватного отношения к собственным

переживаниям, принятие собственного «Я». Воспитание уважения и

способности сопереживать другому человеку

Оборудование: мяч, бумага, маркеры.

Ценности,

которые

формируются

в

процессе

внеурочного

мероприятия: общение.

СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1.

Организационный момент

Участникам

группы

предлагается

подумать,

насколько

хорошо

они

разбираются в эмоциональных состояниях других людей, могут ли читать эти

состояния по невербальным признакам (мимика, жесты, поза, интонация).

2.

Упражнение «Угадай эмоцию»

Цель: выявить способности участников различать эмоции по выражению лица.

Участникам предлагается набор картинок, на которых изображены лица. Нужно

определить, какая эмоция передаётся через выражение лица.

В конце упражнения необходимо провести обсуждение, по каким признакам

участники определяли эмоциональное состояние (брови, глаза, губы).

После этого вносятся уточнения в ответы обучающихся.

3.

Мини – лекция о человеческих эмоциях, функциях эмоций, об их

проявлении

в

жизни

человека,

как

это

влияет

на

наше

соматическое

состояние, как происходит формирование чувств (материал для лекции был

взят из учебника Немова Р.С. Психология ч.1 Гл. «Эмоции»).

4.

Упражнение «Назови чувство»

Цель: закрепить названия разнообразных эмоций и чувств.

Здесь уместно перед тем, как начать игру, вывесить на доске таблицу со списком

базовых эмоций и чувств. Сделать это нужно потому, что, как правило, у детей

крайне скудное представление об их количестве и разнообразии.

Затем предложить обучающимся, передавая мяч по кругу, называть два чувства:

отрицательное и положительное.

Групповая рефлексия:

Что вы получили в результате выполнения этого упражнения?

Очень важно, чтобы дети сделали вывод о многообразии положительных

и

отрицательных чувств, о полутонах.

5.

Мини – дискуссия в группах

Цель: Закрепить представление участников о проявлении эмоций и чувств

на невербальном уровне.

Все участники делятся на группы по 5 человек. Им даётся задание ответить

на вопросы:

- Что означает понятие невербальное общение?

- Зачем человеку знать и понимать невербальную речь?

- Может ли речь не соответствовать тому, что человек чувствует?

- Как можно об этом догадаться?

- Облегчится ли общение, если человек сможет грамотно вовремя сказать

своему собеседнику о своих чувствах?

После

того,

как

все

группы

выполнили

работу,

им

предлагается

презентировать свои работы. Руководитель вносит уточнения, а затем вместе с

участниками делает общий вывод о том, что общение только тогда представляет

ценность, когда в нём нет места обиде, когда человек может открыто сказать о

своих чувствах и эти чувства будут поняты правильно.

6.

Упражнение «Работа с негативными переживаниями»

В начале этого упражнения уместно спросить ребят, как они понимают слово

«Обида», насколько это нарушает их личностное пространство, становится ли

обида фильтром общения. Сделать уточняющее разъяснение, рассказав о том, что в

состоянии обиды человек выбирает только негативную информацию. Это создаёт

понижения

настроения,

лишает

способности

трезво

смотреть

на

себя

и

на

окружающих.

Затем выбираются три пары, которым предлагается по очереди проиграть

конфликтные

ситуации,

которые

заданы

на

карточках.

Затем

идёт

групповое

обсуждение по вопросам.

Вначале рассказывают те, которые наблюдали, а затем, те которые были

участниками. Это уместно сделать потому, что конфликтующие часто в гневе не

замечают,

насколько

мелочны

и

вздорны

их

конфликты

и

как

они

неприятно

выглядят.

Важно,

чтобы

по

ходу

игры

конфликтующие

стороны

нашли

компромисс.

Вопросы к «актёрам»:

1.

Какие чувства вызвал у вас соперник?

2.

Когда вы начали чувствовать, что появляются негативные эмоции?

3.

Как

при

этом

вели

себя

ваши

мышцы,

почувствовали

ли

вы,

что

изменилось выражение вашего лица и поза?

4.

Стало ли вам легче, когда вы осознали, что злитесь или боитесь?

5.

Пытались

ли

вы

преодолеть

негативные

эмоции

и

объяснить

своё

состояние сопернику? Как вы справились с обидой?

6.

какое чувство вы испытали в конце? Что помогло или помешало успешно

разрешить конфликт?

Вопросы к наблюдателям:

1.

Какие чувства вызывали у вас конфликтующие стороны?

2.

Что вам хотелось сделать?

3.

Как вы распознали невербальные выражения чувств?

4.

Были ли основания для обиды?

5.

Можно ли в состоянии обиды, правильно оценивать ситуацию?

7.

Упражнения «Мои обиды»

Всем участникам раздаются небольшие листочки, на которых им

предлагается написать все свои обиды на тех, кто этого заслужил, с их точки

зрения. Затем руководитель просит всё сложить в металлическое ведро и

сжечь. И пока горят обиды, каждый мысленно, можно хором говорит: «Я

прощаю всем свои обиды, потому, что обиды меня разрушают, делают меня

слабым. Я могу управлять своими эмоциями».

8.

Заключительная часть. Групповая рефлексия.

Все участники высказывают, что понравилось, что удивило, что больше

всего запомнилось, а что не понравилось, что они приобрели для изменения

собственного отношения эмоциями и управления ими.

Приложение 2

«Принятие себя»

Цели мероприятия:

Развитие способности адекватно и наиболее полно познать себя и других

людей.

Помочь преодолеть ребятам психологические барьеры, мешающие принять

себя, и уважительно к себе относиться.

Формулирование правил уверенного поведения и тренировка навыка их

соблюдения.

Форма проведения: беседа, индивидуальная работа, ролевая игра.

Ценности,

которые

формируются

в

процессе

внеурочного

мероприятия:

достоинство, терпимость.

СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово педагога (начинается с истории «Человек»)

Представление истории из «Практической симфонии для проповедников Слова

Божия».

Человек

Когда Всевышний решил создать человека, между духами небесными произошёл

раскол. Один говорил: «Сотвори человека», другие: «Не твори его».

- Сотвори его, - говорил дух Милосердия, - он будет творить милость на земле.

- Не твори его, - говорил дух Правды, - он ложью осквернит душу свою.

-

Сотвори

его,

-

говорил

дух

Справедливости,

-

добрыми

делами

он

жизнь

украсит.

- Не твори его, - говорил дух Мира, землю враждою заполнит он.

И

пока

духи

вели

спор

между

собою,

осуществилось

дело

божественного

творчества.

- Для чего, - сказал Господь – пререкания ваши? Сотворения человека уже

свершилось.

Вопросы для обсуждения:

- О чём говорит эта история?

- Из – за чего произошёл раскол между духами?

- Приведите примеры, подтверждающие доводы каждого из духов.

Резюме: Представление о себе начинает складываться ещё в раннем детстве, в

семье, затем в школе, в кругу друзей и знакомых: как я выгляжу, как я могу

поступить в той или иной ситуации, насколько я умный. Система представлений о

себе называется образом «Я». Образ «Я» многогранен, он проявляет себя в разных

ситуациях и обстоятельствах. В человеке почти всегда существуют и хорошие и

плохие

качества.

Оценка

самого

себя,

своих

качеств,

своих

достоинств

и

недостатков называется самооценкой.

2. Упражнение «Недостатки и достоинства»

Задание: всем участникам предлагается записать несколько недостатков, которые

они видят в себе (внешности, характере). Затем написать свои достоинства.

Примечание.

При

выполнении

этого

упражнения

нужно

быть

достаточно

деликатным,

так

как

не

всем

участникам

захочется

предъявлять

миру

свою

несостоятельность.

Основной вопрос по ходу обсуждения:

- Можно ли недостатки превратить в свои достоинства?

Например: Болтливая – значит общительная.

Но мне не хватает сдержанности,

значит, я могу попасть впросак.

Слишком самоуверенная – верю в себя. Но, порой, и мнение других может дать мне

ценную информацию. Значит, надо прислушиваться к мнению других.

Вывод: недостатки в самом себе мы замечаем проще, чем достоинства, а это

мешает нам нравиться самим себе и другим людям. Если задуматься над самим

словом «недостатки», то легко можно увидеть, что оно обозначает не негативные

качества, а что – то такое, что нам недостаёт. Часто говорят: «Я – ленивый», а ведь

можно

произнести:

«Мне

недостаёт

трудолюбия».

Превратить

недостаток

в

достоинство - значит развивать в себе то качество, которого недостаёт.

Мы знаем

о качествах вещей – хрустальная ваза может разбиться, а шерстяная

вещь может уменьшиться в размерах, но мы приобретаем их. И мы приобретаем

друзей, не ведая о том, что они преподнесут нам завтра. Но зная, о том, что человек

несовершенен, нам легче принять свои и чужие недостатки, та как они заставляют

нас постоянно трудиться над своей душой. Самое важное – полюби себя, и ты

полюбишь других.

3. Притча «Про ворону и павлина»

- Послушайте притчу и подумайте, совпадает ли мнение о себе с мнением о вас со

стороны.

В парке дворца на ветку апельсинового дерева опустилась черная ворона.

По ухоженному газону шествовал павлин.

Ворона прокаркала: «Как вообще

можно позволять такой странной птице входить в парк! Он выступает так

важно, что можно подумать – это сам султан, а при этом у него ужасно

некрасивые ноги. А его перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы

никогда

не

надела.

Он

тянет

за

собой

хвост,

как

будто

он

лиса».

Ворона

прекратила делать замечания и выжидательно замолчала.

Павлин

некоторое

время

не

чего

не

говорил,

а

затем

начал,

грустно

улыбаясь: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То что

ты

видишь

во

мне

плохого,

основывается

на

неправильном

понимании.

Ты

говоришь, я важничаю, потому что я прямо держу свою голову, так что перья на

плечах

топорщатся

и

на

шее

появляется

второй

подбородок.

В

действительности, я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, и я знаю что

мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я и

держу голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты видишь только

мои недостатки а на мои достоинства и мою красоту ты закрываешь глаза. Ты

не

задумывалась

над

этим?

То,

что

ты

называешь

ужасным,

людям

очень

нравиться во мне» (П. Этессами, цит. по 12).

Вопросы для обсуждения:

- Совпадает ли мнение о себе с мнением о вас со стороны?

- Что испытываете вы, когда слышите о себе только хорошее?

- На что вы обращаете внимание, когда первый раз встречаете человека?

- Внешние качества человека можно увидеть, определить, сфотографировать.

- Возможно ли определить внутренние качества у себя и других? Вывод. Все

имеют позитивные и негативные стороны. У каждого есть позитивные качества.

Люди должны научиться видеть в себе и друг друге не только «ужасные ноги», но и

красивые перья».

Ролевое обыгрывание притчи.

Задание: разделиться

на

пары,

одни

будут

Павлинами,

другие

Воронами;

походить как эти птицы, войдя в образ. Ворона критикует Павлина, спрашивая: «А

что в тебе хорошего?». И Павлин в течение 2-3 минут рассказывает, что хорошего

он в себе видит. Затем они меняются ролями. Важно, чтобы учащиеся при этом

смогли верболизовать свои положительные качества и почувствовать гордость и

уверенность в себе.

Групповая рефлексия:

- Как вела себя Ворона?

- А как вёл себя Павлин?

- Кому трудно было исполнять роль Вороны и почему?

- А роль Павлина?

- Что вы почувствовали, говоря о себе только хорошее?

4. Групповая работа

Упражнение «Три портрета».

Задание: разделиться, с помощью цветных карточек, на 3 микрогруппы. Написать

или нарисовать на листах ватмана, каким представляется человек: 1) уверенный в

себе,

2)

неуверенный

в

себе,

3)

самоуверенный.

В

процессе

обсуждения

формулируются основные психологические особенности и особенности поведения.

Выводы фиксируются на доске.

Уверенный человек

Неуверенный человек

Самоуверенный человек

Спокойный

Говорит тихо

Говорит громко

Смотрит

на

собеседника

во время разговора

Не смотрит в глаза

Грубит

Отстаивает

свою

точку

зрения

Не умеет отказать

Командует

там,

где

не

имеет право…

Общительный

Стесняется

Считает, что всегда прав.

Вывод. Неуверенное и самоуверенное поведение похожи друг на друга – и за тем,

и

за

другим

может

стоять

неуверенность

в

себе,

своих

силах,

в

том,

что

он

интересен другим сам по себе.

- В каких ситуациях люди чувствуют себя неуверенно?

(Общение с противоположным полом, выступление перед публикой, общение с

незнакомыми людьми, когда на тебя кричат).

5.Групповая работа

Тренировка

навыков

уверенного

выступления

в

упражнении

«Шуточный Экзамен»

-

Каковы

признаки

уверенного

выступления?

(Содержательность,

логичность; материал излагается чётко, ярко, образно и интересно.)

Ребята работают в микрогруппах. Каждая группа получает карточку – билет,

в котором содержится шутливое задание:

- образ Бабы Яги как типично русской женщины;

-доказать теорему о треугольном квадрате;

- анатомо – физиологическое строение марсианина.

В

течение

10

минут

подготовить

презентацию.

Во

время

выступления

каждой

из

микрогрупп

остальные

участники

становятся

«экзаменационной

комиссией», выставляя отвечающей стороне оценки.

Рефлексия:

- А как бы ты оценил ваше выступление?

- Доволен ли ты тем, как работала ваша группа?

- Какой вклад внёс каждый в работу группы?

- Сумели ли показать признаки уверенного выступления?

- Получилось ли преодолеть психологический барьер во время презентации?

6. «Мозговой штурм» «Эффективные правила уверенного поведения».

Предполагаемые ответы:

Говорит чётко, не кричит.

Не молчит, а пытается объяснить.

Доказывает свою точку зрения, используя аргументы.

Слушает доводы другого человека.

Не перебивает говорящего.

Тон

голоса

спокойный,

взгляд

говорящего

направлен

в

лицо

собеседника.

Внешний вид соответствует ситуации.

Вывод. Взаимодействие с миром во много зависит от отношения самого себя к

себе. Для того чтобы добиться этого, необходимо понимать и принимать себя,

уважать своё мнение и быть уверенным в себе.



В раздел образования