Авторы: Доношенко Ольга Геннадьевна, Томичик Вероника Сергеевна
Должность: педагог-организатор, методист
Учебное заведение: ОГАОУ ОК "Алгоритм Успеха"
Населённый пункт: Белгородская обл., Белгородский р-он, п.Дубовое, мкр.Улитка
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ
Раздел: полное образование
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ
В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ
Вопросы
формирования
духовно-нравственных
ценностей
начали
волновать человеческое общество очень давно. Еще в Древней Греции
считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и
нравственном
отношении,
и
стремились
к
сочетанию
умственного,
нравственного, духовного, эстетического и физического воспитания. В
период
стремительной
глобализации
и
информатизации
жизненного
пространства, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять
трудностям, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию,
основанную на ценностях и собственном приобретенном опыте. Государство
и общество стоит перед потребностью внесения в жизнь подростков
общенациональной
идеи,
системы
взглядов
и
ценностей,
которые
объединяют граждан для решения стоящих перед ними общих задач,
способных стимулировать социальное, экономическое и культурное развитие
страны. Важная роль в формировании основных принципов нравственного
поведения учащихся принадлежит общеобразовательной школе, так как ее
деятельность имеет целенаправленный и целостный характер, именно в
школьном возрасте ребенок социализируется, расширяется круг его общения.
Огромный информационный поток дезориентирует современных детей,
сталкивающихся с многогранным миром. Дети не рождаются нравственными
или
безнравственными.
Они
становятся
такими
в
процессе
целенаправленного
воспитания.
Для
освоения
нравственного
опыта,
подростки нуждаются в постоянной помощи взрослых, родителей и
педагогов, уже владеющих этим опытом.
Большую роль в воспитании духовно-нравственных ценностей в
образовательном учреждении играет кафедра воспитательных технологий, в
частности, мы говорим о должности педагога-организатора. Кем является
педагог-организатор для учащихся? Это и лидер, признаваемый детьми,
который умеет ставить цель, планировать, стимулировать деятельность по
направлениям, и наставник, профессионально мотивирующий детей и
подростков к созидательной, творческой деятельности, и старший товарищ,
способный воодушевлять детей к самореализации. Личный опыт подростков
ограничен.
Отсюда
необходимость
в
систематическом
воспитании,
направленном на формирование положительных моральных качеств и на
преодоление отрицательных.
Какие же методы воспитания актуальны сегодня? Современными
исследователями в области педагогики уделяется внимание только лишь
вопросам терминологии воспитания и его целям.
Подробно излагается
мнение о том, какими дети должны стать, когда вырастут, то есть
гуманными,
ответственными,
высоконравственными,
но
ничего
не
предлагается в качестве новых методов воспитания. Поэтому мы адаптируем
классические методы воспитания под реалии сегодняшнего дня, работая с
учащимися цифровой школы. Выбор методов нравственного воспитания во
многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.
В воспитательной деятельности большое место занимают основные
формы метода
убеждения. Этические беседы обогащают моральными
представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и
действиями, знакомят с правилами поведения.
Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением,
беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика,
конкретные дела, личный пример окружающих людей.
В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и
радиопередачи. Например, во время проведения месячника оборонно-
массовой и военно-патриотической работы можно организовать кинозал, где
они могли познакомится с целым рядом отечественных фильмов о блокаде
Ленинграда, о подвиге русских героев, о дружбе и верности.
Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия,
при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к
людям.
В
качестве
модификации
этого
метода
можно
рассмотреть
паралимпийский урок с участием чемпионов мира и паралимпийских игр,
общение с ними - это яркий пример мужества, воли, целеустремленности и
умением побеждать.
Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение
различных общественных поручений.
Метод игровых ситуаций
Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без назойливого
дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения. Игра учит
проявлять инициативу, действовать в интересах коллектива, подчиняться и
руководить. С учащимися можно провести цикл квест-игр. Солнечное
настроение и море улыбок для каждой команды!
Методы стимулирования
В основе этих методов лежит формирование у учащихся осознанных
побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования
распространены
поощрение
и
наказание.
Поощрение
применяется
в
различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, награждение.
Например, классу, который сдал наибольшее количество макулатуры, кроме
благодарности, вручают сладкий приз. Наказание состоит в наложении
дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных
прав; в выражении морального порицания, осуждения. Наказание должно
предупреждать нежелательные поступки, тормозить их. Если учащийся
неоднократно нарушает правила внутреннего распорядка, то он не сможет
претендовать на получение стипендии попечительского совета.
Методы воздействия на эмоциональную сферу
Предполагают формирование необходимых навыков в управлении
своими
эмоциями,
обучение
управлению
конкретными
чувствами,
пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является
внушение. Внушение может осуществляться как вербальными, так и
невербальными средствами.
Методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны
между собой и с жизнью. В реальных условиях педагогического процесса
они выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение
здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично
организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе
воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более
или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления
другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое
назначение.
Специфической
особенностью
процесса
нравственного
воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты
его отсрочены во времени.