Напоминание

Роль руководителя оркестра на всех этапах работы с учениками


Автор: Николаев Александр Сергеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское, Новосибирской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль руководителя оркестра на всех этапах работы с учениками
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая

работа

руководителя

оркестра

МКУ

ДО

Ордынского

района Новосибирской области «Ордынская детская школа искусств»

Тема: Роль руководителя оркестра на всех этапах работы с учениками.

Коллектив складывается постепенно. Особенно важны его начальные

шаги. Комплектование коллектива – первая забота руководителя.

Деятельность руководителя любительской художественной деятельности

сопряжена с рядом трудностей – текучесть коллектива, пестрота возрастного

состава,

учеба

детей

в

школе

в

разные

смены.

Особенно

затрудняет

творческое

дело

текучесть.

Она

вызвана

разными

обстоятельствами,

связанными

с

учебой

в

школе

членов

коллектива,

отсевом

детей,

не

обладающих устойчивым интересом к искусству и нужными способностями,

миграцией

населения,

семейными

обстоятельствами.

Чтобы

сплотить

коллектив

и

наладить

в

нем

творческую

работу,

нужен

упорный

труд

организатора и педагога.

Какие

пути

ведут

к

тому,

чтобы

коллектив

стал

живым

социально-

педагогическим

организмом?

Прежде

всего,

необходимо

наличие

у

всех

участников единой значимой, эстетически и нравственно привлекательной

цели. Общая цель сплачивает коллектив, настраивает на единый творческий

ритм, ставит во главу общий интерес, подчиняет или трансформирует в

сторону

соподчинения

интерес

отдельного

участника.

Общая

цель

это

эмоционально-привлекательная перспектива движения коллектива. Ближняя

перспектива

особенно

важна

в

жизни

вновь

организуемого

коллектива.

Многие

из

участников

не

видят

завтрашнего

дня,

заняты,

в

основном,

решением

локальных

задач.

Потому

эту

особенность

начинающего

коллектива должен учитывать руководитель при выработке и установлению

перспектив.

Мотивы – это сложное психологическое явление, в котором органически

переплетаются

и

через

которое

проявляются

потребности,

интересы,

устремления личности.

Миссия

руководителя

постепенно

трансформировать

различные

отдельные

мотивы

участников

в

общий

мотив,

отличающийся

ясностью,

конкретностью, направленный на служение высокой цели. В утверждении

таких

мотивов

важную

роль

играют

большие

перспективные

цели,

открывающиеся перед коллективом, которые естественно заставляют каждого

участника соотносить индивидуальные цели и мотивы с общими.

Профессия руководителя любительской художественной деятельности в

основе

своей

является

педагогической,

ибо

отвечает

всем

основным

ее

требованиям

и

приметам.

Одновременно

она

имеет

свои

специфические

черты и особенности, связанные с тем, что, с одной стороны, руководитель

любительской

художественной

деятельности

является

культурно-

просветительным

работником,

а

с

другой

стороны,

работником

сферы

искусства,

художественным

руководителем

коллектива.

Эта

триединая

функциональная

подготовка

руководителя

(включая

собственно

педагогиче скую)

является

о сновной

характерной

чертой

е го

профессиональной деятельности.

Специфика

деятельности

руководителя

любительского

коллектива

определяется

также

особенностями

организации

учебно-воспитательного

процесса. Они происходят от того, что любительская деятельность организуется

в свободное время, имеет нерегламентированный характер, основным средством

воспитания

выступает

художественное

творчество.

Какие

же

общие

особенности

профессии

руководителя

любительской

художественной

деятельности? Что должно быть присуще ему как педагогу и художнику, и что

отличает

его

деятельность

от

других

педагогических

и

творческих

специальностей?

Прежде

всего,

основное

отличие

в

нерегламентированности,

в

отсутствии официально закрепленной структуры внутренней организации

коллектива

и

отношений

между

его

членами.

Как

уже

отмечалось,

любительский коллектив организуется на добровольных началах, в основе его

создания лежит личное желание участников. Это порождает специфические

требования к работе руководителя-педагога с коллективом. Соблюдение и

учет принципа интереса и демократичности получаю здесь самодовлеющее

значение.

Важное отличие педагога-руководителя – это то, что он организует не

трудовую, а любительскую деятельность, которая не регламентируется трудовым

или каким либо еще законодательством или законом, как учебный процесс в

школе.

Основным предметом, вокруг которого строится воспитательная

деятельность в любительском коллективе, является художественное творчество. В

любительском

художественном

коллективе

оно

является

главным,

концентрирующим в себе в значительной степени воспитательный потенциал.

Как педагог, руководитель выполняет воспитательную функцию. Это

требует

наличия

таких

нравственных

качеств,

как

выдержка,

чуткость,

гуманизм, доверие, уважение к участнику. Если представить в самом общем

виде некоторые важнейшие нравственные положения и принципы, которым

должен следовать руководитель в своей повседневной практике, то, на наш

взгляд, их можно сформулировать следующим образом:

♦ Не повторять участнику критические замечания о допущенных промахах,

которые он исправил,

♦ Без нужды не вмешиваться в действия участников, предоставлять им

возможность проявить себя, самостоятельность в решении задач коллектива,

♦ Соблюдать в разговоре, объяснениях краткость, не подавлять своими

знаниями и опытом, чаще говорить «мы», нежели «я», «наше», чем «мое»,

♦ Согласовывать интересы каждого и всех, сегодняшние и на отдаленную

перспективу,

♦ Не игнорировать знаний о жизни, интересах отдельного участника, но не

выставлять их на показ, не использовать их в личных интересах,

♦ Помнить о том, что изъяны, несовершенство руководителя отражаются на

участниках. Заметив в них недостатки, посмотреть, не проявление ли это

влияния руководителя,

♦ Уметь выслушивать, говорить,

♦ Воспитывать

в

себе

терпение

и

терпимость

к

слабостям

и

несовершенству человека,

♦ Быть всегда ровным, дружелюбным,

♦ Руководитель

не

имеет

права

обижаться,

обижать,

пользоваться

преимуществом своего положения,

♦ Научиться благодарить участников не только за хорошую работу, но и за

хорошее

отношение

к

занятиям,

за

желание

выполнить

поручение,

не

забывая, что для этого они тратят личное время,

♦ Уметь поощрять, убеждать, помогать, наказывать,

♦ Помнить, что чтобы участник оставался в коллективе, есть одно средство

– уважать его, чтобы он покинул коллектив – есть сотни причин.

Огромное значение в работе с любительским коллективом имеет такое

качество

руководителя,

как

чувство

юмора.

Руководитель,

в

арсенале

которого всегда найдется к месту искрометная шутка, смех, остроумный

афоризм, создает в коллективе положительный эмоциональный фон. В такой

атмосфере не только легко занимается. Она притягивает людей, сплачивает

коллектив.

Юмор

снимает

излишнее

нервное

напряжение,

облегчает

общение. Однако юмор - дело тонкое, требующее в применении большой

осторожности и такта. Неудачно примененный юмор, шутка могут больно

ранить,

посеять

в

душе

смятение,

озлобление

против

руководителя.

Руководитель

должен

знать

основные

приемы

организации

общения

с

участниками, помогающие ему в работе. К таким приемам можно отнести

следующие:

Уметь эмоционально поддержать, согреть собеседника,

Уметь ответить отказом, переориентировать участника, не обижая его,

Уметь вызвать на откровенность человека, раскрепостить его,

Уметь просить, настаивать, диктовать, не ущемляя интересов отдельного

участника,

Избегать

формально

общения,

свести

до

минимума

ни

к

чему

не

обязывающие разговоры.

Многогранна и сложна организация работы любительского коллектива.

Руководитель должен постоянно помнить, что организационный аспект его

деятельности

выступает,

зачастую,

определяющим

для

всей

остальной

работы.

Именно

поэтому

так

высоки

требования

к

уровню

его

организаторской

подготовки,

овладению

соответствующими

умениями

и

навыками. Постоянно совершенствовать их, обогащать новыми гранями и

приемами

значит

обеспечить

динамическую

перспективу

развития

коллектива, его творческий и художественно-исполнительский рост.



В раздел образования