Автор: Николаев Александр Сергеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское, Новосибирской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль руководителя оркестра на всех этапах работы с учениками
Раздел: дополнительное образование
Методическая
работа
руководителя
оркестра
МКУ
ДО
Ордынского
района Новосибирской области «Ордынская детская школа искусств»
Тема: Роль руководителя оркестра на всех этапах работы с учениками.
Коллектив складывается постепенно. Особенно важны его начальные
шаги. Комплектование коллектива – первая забота руководителя.
Деятельность руководителя любительской художественной деятельности
сопряжена с рядом трудностей – текучесть коллектива, пестрота возрастного
состава,
учеба
детей
в
школе
в
разные
смены.
Особенно
затрудняет
творческое
дело
текучесть.
Она
вызвана
разными
обстоятельствами,
связанными
с
учебой
в
школе
членов
коллектива,
отсевом
детей,
не
обладающих устойчивым интересом к искусству и нужными способностями,
миграцией
населения,
семейными
обстоятельствами.
Чтобы
сплотить
коллектив
и
наладить
в
нем
творческую
работу,
нужен
упорный
труд
организатора и педагога.
Какие
пути
ведут
к
тому,
чтобы
коллектив
стал
живым
социально-
педагогическим
организмом?
Прежде
всего,
необходимо
наличие
у
всех
участников единой значимой, эстетически и нравственно привлекательной
цели. Общая цель сплачивает коллектив, настраивает на единый творческий
ритм, ставит во главу общий интерес, подчиняет или трансформирует в
сторону
соподчинения
интерес
отдельного
участника.
Общая
цель
–
это
эмоционально-привлекательная перспектива движения коллектива. Ближняя
перспектива
особенно
важна
в
жизни
вновь
организуемого
коллектива.
Многие
из
участников
не
видят
завтрашнего
дня,
заняты,
в
основном,
решением
локальных
задач.
Потому
эту
особенность
начинающего
коллектива должен учитывать руководитель при выработке и установлению
перспектив.
Мотивы – это сложное психологическое явление, в котором органически
переплетаются
и
через
которое
проявляются
потребности,
интересы,
устремления личности.
Миссия
руководителя
–
постепенно
трансформировать
различные
отдельные
мотивы
участников
в
общий
мотив,
отличающийся
ясностью,
конкретностью, направленный на служение высокой цели. В утверждении
таких
мотивов
важную
роль
играют
большие
перспективные
цели,
открывающиеся перед коллективом, которые естественно заставляют каждого
участника соотносить индивидуальные цели и мотивы с общими.
Профессия руководителя любительской художественной деятельности в
основе
своей
является
педагогической,
ибо
отвечает
всем
основным
ее
требованиям
и
приметам.
Одновременно
она
имеет
свои
специфические
черты и особенности, связанные с тем, что, с одной стороны, руководитель
любительской
художественной
деятельности
является
культурно-
просветительным
работником,
а
с
другой
стороны,
работником
сферы
искусства,
художественным
руководителем
коллектива.
Эта
триединая
функциональная
подготовка
руководителя
(включая
собственно
педагогиче скую)
является
о сновной
характерной
чертой
е го
профессиональной деятельности.
Специфика
деятельности
руководителя
любительского
коллектива
определяется
также
особенностями
организации
учебно-воспитательного
процесса. Они происходят от того, что любительская деятельность организуется
в свободное время, имеет нерегламентированный характер, основным средством
воспитания
выступает
художественное
творчество.
Какие
же
общие
особенности
профессии
руководителя
любительской
художественной
деятельности? Что должно быть присуще ему как педагогу и художнику, и что
отличает
его
деятельность
от
других
педагогических
и
творческих
специальностей?
Прежде
всего,
основное
отличие
в
нерегламентированности,
в
отсутствии официально закрепленной структуры внутренней организации
коллектива
и
отношений
между
его
членами.
Как
уже
отмечалось,
любительский коллектив организуется на добровольных началах, в основе его
создания лежит личное желание участников. Это порождает специфические
требования к работе руководителя-педагога с коллективом. Соблюдение и
учет принципа интереса и демократичности получаю здесь самодовлеющее
значение.
Важное отличие педагога-руководителя – это то, что он организует не
трудовую, а любительскую деятельность, которая не регламентируется трудовым
или каким либо еще законодательством или законом, как учебный процесс в
школе.
Основным предметом, вокруг которого строится воспитательная
деятельность в любительском коллективе, является художественное творчество. В
любительском
художественном
коллективе
оно
является
главным,
концентрирующим в себе в значительной степени воспитательный потенциал.
Как педагог, руководитель выполняет воспитательную функцию. Это
требует
наличия
таких
нравственных
качеств,
как
выдержка,
чуткость,
гуманизм, доверие, уважение к участнику. Если представить в самом общем
виде некоторые важнейшие нравственные положения и принципы, которым
должен следовать руководитель в своей повседневной практике, то, на наш
взгляд, их можно сформулировать следующим образом:
♦ Не повторять участнику критические замечания о допущенных промахах,
которые он исправил,
♦ Без нужды не вмешиваться в действия участников, предоставлять им
возможность проявить себя, самостоятельность в решении задач коллектива,
♦ Соблюдать в разговоре, объяснениях краткость, не подавлять своими
знаниями и опытом, чаще говорить «мы», нежели «я», «наше», чем «мое»,
♦ Согласовывать интересы каждого и всех, сегодняшние и на отдаленную
перспективу,
♦ Не игнорировать знаний о жизни, интересах отдельного участника, но не
выставлять их на показ, не использовать их в личных интересах,
♦ Помнить о том, что изъяны, несовершенство руководителя отражаются на
участниках. Заметив в них недостатки, посмотреть, не проявление ли это
влияния руководителя,
♦ Уметь выслушивать, говорить,
♦ Воспитывать
в
себе
терпение
и
терпимость
к
слабостям
и
несовершенству человека,
♦ Быть всегда ровным, дружелюбным,
♦ Руководитель
не
имеет
права
обижаться,
обижать,
пользоваться
преимуществом своего положения,
♦ Научиться благодарить участников не только за хорошую работу, но и за
хорошее
отношение
к
занятиям,
за
желание
выполнить
поручение,
не
забывая, что для этого они тратят личное время,
♦ Уметь поощрять, убеждать, помогать, наказывать,
♦ Помнить, что чтобы участник оставался в коллективе, есть одно средство
– уважать его, чтобы он покинул коллектив – есть сотни причин.
Огромное значение в работе с любительским коллективом имеет такое
качество
руководителя,
как
чувство
юмора.
Руководитель,
в
арсенале
которого всегда найдется к месту искрометная шутка, смех, остроумный
афоризм, создает в коллективе положительный эмоциональный фон. В такой
атмосфере не только легко занимается. Она притягивает людей, сплачивает
коллектив.
Юмор
снимает
излишнее
нервное
напряжение,
облегчает
общение. Однако юмор - дело тонкое, требующее в применении большой
осторожности и такта. Неудачно примененный юмор, шутка могут больно
ранить,
посеять
в
душе
смятение,
озлобление
против
руководителя.
Руководитель
должен
знать
основные
приемы
организации
общения
с
участниками, помогающие ему в работе. К таким приемам можно отнести
следующие:
♦
Уметь эмоционально поддержать, согреть собеседника,
♦
Уметь ответить отказом, переориентировать участника, не обижая его,
♦
Уметь вызвать на откровенность человека, раскрепостить его,
♦
Уметь просить, настаивать, диктовать, не ущемляя интересов отдельного
участника,
♦
Избегать
формально
общения,
свести
до
минимума
ни
к
чему
не
обязывающие разговоры.
Многогранна и сложна организация работы любительского коллектива.
Руководитель должен постоянно помнить, что организационный аспект его
деятельности
выступает,
зачастую,
определяющим
для
всей
остальной
работы.
Именно
поэтому
так
высоки
требования
к
уровню
его
организаторской
подготовки,
овладению
соответствующими
умениями
и
навыками. Постоянно совершенствовать их, обогащать новыми гранями и
приемами
–
значит
обеспечить
динамическую
перспективу
развития
коллектива, его творческий и художественно-исполнительский рост.