Напоминание

Литературное чтение.


Автор: Притуляк Дмитрий Валентинович
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1210
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методические разработки по технике чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Тема: Литературное чтение.
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная Школа №1210

Методические разработки по технике чтения на уроках

литературного чтения в начальной школе.

Учитель начальных классов: Притуляк Дмитрий Валентинович

Москва 2025.

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии

человека. Чтение вводит «в память ученика литературный язык» (Н.И.

Жинкин), развивает у ребенка «дар слова» (К.Д.Ушинский), его «судительные

силы» (Ф.И.Буслаев).

«Чтение,- писал представитель отечественной методики начального обучения

Н.Ф.Бунаков,- главное оружие начальной школы, которым она может

действовать как на умственное , так и на нравственное развитие своих

учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность». «Чтение,-

говорил В.А. Сухомлинский , - это окошко , через которое дети видят и познают

мир и самих себя».

Действительно, чтение — это уникальный инструмент приобщения ученика к

художественной и научно-популярной литературе, к периодике, неисчерпаемый

источник обогащения знаниями, универсальный способ развития

познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное

средство воспитания нравственных качеств и развитие эстетических чувств.

Навык чтения состоит из следующих компонентов:

Внутренняя речь

Осознанность и понимание.

Правильность.

Выразительность.

Темп. Скорость чтения.

Способ чтения.

Каждый из компонентов навыка чтения , сначала формируется,

отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно

поднимается на уровень навыка.

Чтение осуществляется, чтобы извлечь определенное

содержание(информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать

его смысл.

Смысловая сторона чтения — это совокупное понимание читающим: 1)

значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в

переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав

текста, уяснения смысловой части между предложениями; 3)предметного плана

содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих

частей( т. . Не только о чем говориться , но и что этим сказано); 4)основного

смысла всего содержания текста, т. е. Осознание этого содержания и своего

отношения к прочитанному.

Техническая сторона чтения, техника чтения охватывает все другие

компоненты навыка чтения- способ чтения,правильность,выразительность,

скорость,или темп,чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность

подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному

выражению.

Известны пять основных способов чтения:

1)побуквенное,

2)отрывистое слоговое,

3)плавное слоговое,

4)плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов,

5)чтение целыми словами и группами слов.

Темп чтения(скорость) находится в прямой зависимости от способа чтения и

понимания. Ориентировочные показатели по темпу чтения: 1кл.-25 -30 слов в

минуту, 2кл.-30-40 слов в конце первого полугодия, 40-60 слов в конце второго

полугодия,3 кл.-50-60 слов в конце первого полугодия, 80-90 слов в конце

второго полугодия, 4 класс 80-100 слов в конце первого полугодия, 90-120 слов

в конце второго полугодия. При методически верно проводимой работе по

обучению чтению каждый ученик начальной школы способен достигнуть

данных показателей и превзойти их.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив,

допускает: а) замены, б) пропуски, в) перестановки, г) добавления, д)

искажения, е) повторы букв(звуков), слогов, слов в читаемом тексте; правильно

или ошибочно делает ударения в словах.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из

содержания читаемого текста, использовать паузы, делать логическое и

психологическое ударение, находить нужную интонацию, читать достаточно

громко и внятно.

Выразительное чтение как высший тип чтения- это умение использовать

основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания,

оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с

наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до

слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым

читающийся взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством

своего чтения.

Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на

основе совокупных данных по каждому из компонентов, при соотнесении

данных по смысловой и техническим сторонам чтения и учета ведущей роли

первой.

Один из методических выводов состоит в том, что на всем протяжении

обучения необходимо как можно внимания уделять говорению ребенка — то ли

это будет чтение заученных наизусть стихотворений или рассказывание

прослушанных литературных произведений, а также громкому чтению, чтению

вслух. Чем чаще младший школьник будет читать в классе, на уроках и дома,

тем полнее и глубже он будет понимать прочитанное и очень хорошо читать про

себя,молча, лучше будет мыслить и точнее выражать свои мысли.

Второй вывод заключается в том , что устные формы речи должны стать

предметом анализа. В речи- в устном высказывании,в предложении будут

выделяться отдельные слова, в словах слоги, главные произносительные

единицы. К.Д. Ушинский утверждал, что «хороший, ясный выговор слова,

такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо

в различении этих звуков- вот главное основание правописания».

Проверка чтения строится в соответствии с ее формой — индивидуально или

фронтальной, а также видом проверяемого чтения — вслух или про себя.

Наиболее полные данные о навыках чтения можно получить при

индивидуальной проверке, проводимой в ходе как текущего, так и рубежного

контроля.

Индивидуальная проверка может быть текущей, т.е. Сопутствовать

каждодневным урокам чтения. Это и проверка домашнего задания по

выразительному чтению какого -либо произведения и первоначальное чтение в

классе нового, еще не изучавшегося текста.

Для текущей проверки в индивидуальной форме берется текст домашнего

задания. Учитель в своем учебнике нумерует слова. С началом чтения учитель

засекает положение секундной стрелки на своих часах и по прошествии минуты

зафиксирует слово, которое будет читать ученик. Цифра над словом будет

указывать общее количество слов за минуту, что и будет записано в

регистрационной тетради. В той же строчке можно записать ошибки в

отношении правильности чтения и замечания, относящиеся к другим сторонам

чтения. На качестве чтения может сказаться то обстоятельство, какой текст

задан — знакомый или нет. В первом случае надо смотреть на способ и

правильность чтения, затем уже скорость и выразительность.

Наиболее четкое представление о навыках чтения каждого ученика создается

при индивидуальной проверке в процессе рубежного контроля, т. е. в конце

четверти, полугодия или учебного года. Для ее проверки предлагаются

специальные тексты.

Фронтальная проверка может быть текущей и рубежной. Учитель в своем

экземпляре учебника разделяет текст на несколько частей (по числу учеников ,

чтение которых предполагается проверить), а потом нумерует слова в каждом

отрывке, проставляя над ними цифры. Дети читают «цепочкой», каждый свою

часть, а учитель по прошествии минуты( или 30 сек.) устанавливает количество

слов, прочитанных учеником.

Одна из ярко специфических задач уроков чтения связана с формированием

полноценного навыка чтения. На каждом уроке дети должны тренироваться в

чтении. Учителю важно отдавать отчет в том, насколько разумно чередуются и

дозируются разные формы говорения, беседы на уроке с непосредственным

ученическим чтением.

На уроках чтения можно использовать следующие виды работ:

1.Чтение , деление на части. Составление плана.

2.Чтение по готовому плану.

3.Чтение, после чтения пересказывание.

4.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

5.Чтение с сокращением текста(дети убирают предложения или слова,

которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.

6.Чтение цепочкой по предложению.

7.Чтение цепочкой по абзацу.

8.Чтение вполголоса.

9.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

10.Чтение, ответы на вопросы.

11.Нахождение в тексте отрывка, который может ответить на вопрос.

12.Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

13.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль

рассказа.

14.Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

15.Чтение по ролям.

16.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

17.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов., мимики,позы.

18.Прочтение отрывка строго, возмущенно, радостно, печально.

19.Нахождение предложений с восклицательным , вопросительным знаками.

20.Конкурсное чтение стихотворений.

А вот наиболее эффективные резервы обучения чтению. Важна не

длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека так

устроена , что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то что

мелькает: то есть, то нет. Поэтому упражнения должны проходить короткими

порциями, но с большой частотой. Текст можно разделить на несколько частей

и читать порциями по 5 минут с перерывами.

Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения. Перед каждым уроком дети

берут книгу и читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей

скоростью.

Для развития оперативной памяти можно использовать зрительные диктанты.

Даются 6 предложений, первое из 8 букв, а последнее из 12 букв (первый набор

предложений). Они записываются на доске и закрываются листом. Учитель

открывает первое , дети читают его молча и стараются запомнить. На каждое

предложение дается несколько секунд. Учитель стирает прочитанное

предложение и предлагает детям записать его в тетрадь. Затем тоже происходит

со вторым, третьим и .. шестым предложениями. Зрительные диктанты должны

писаться ежедневно.

Набор №1.

Тает снег. 8б. За 4 сек.

Идет дождь. 9б. За 4 сек.

Небо хмурое. 10 б. За 5 сек.

Коля заболел. 11 б. За 5 сек.

Запели птицы. 11 б. За 5 сек.

Поле опустело. 12 б. За 6 сек.

Очень эффективны такие упражнения при работе с одним текстом:

-многократное чтение ( дети читают за одну минуту отрывок не более трех раз

и помечают , где они остановились)

-чтение в темпе скороговорки (не более 30 секунд)

-выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста( дети

прочитывают знакомую часть текста, но учитель их не останавливает и они

дочитывают текст до конца в том же темпе)

чтение

Учащиеся

Пони

мает

прочи

танно

е

Способ

чтения

(1. бук.,

2. по

слогам,

3. по слог.

+

словами,

4. цел.

словами.)

Правиль-

ность

чтения

(1. без

ошибок,

2.

пропуск,

замена,

искажение

,

3. повторы

слов,

слогов,

4.

постановк

а

ударения,

5. ошибки

в

окончании

слов.)

Темп

(ниже

нормы

,

в

норме

-40

слов,

выше

нормы.

)

Выразител

ь-ность

чтения

(1.

соблюдает

интонацию

в конце

предложени

я,

2.

соблюдает

паузы и

интонацию,

в

соответстви

и со

знаками

препинания

.)

Оце

н-ка

Литература: И.Т.Федоренко «Тексты зрительных диктантов»,М.Просвещение ,1995г.

С.И.Сабельникова «Проверочные работы по литературному чтению»М.Вако,2011г.

В.Г. Горецкий, Л.И. Ткунова «Контрольные работы в начальной школе по чтению» М.Дрофа, 2000г.



В раздел образования