Автор: Притуляк Дмитрий Валентинович
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1210
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методические разработки по технике чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Тема: Литературное чтение.
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная Школа №1210
Методические разработки по технике чтения на уроках
литературного чтения в начальной школе.
Учитель начальных классов: Притуляк Дмитрий Валентинович
Москва 2025.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии
человека. Чтение вводит «в память ученика литературный язык» (Н.И.
Жинкин), развивает у ребенка «дар слова» (К.Д.Ушинский), его «судительные
силы» (Ф.И.Буслаев).
«Чтение,- писал представитель отечественной методики начального обучения
Н.Ф.Бунаков,- главное оружие начальной школы, которым она может
действовать как на умственное , так и на нравственное развитие своих
учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность». «Чтение,-
говорил В.А. Сухомлинский , - это окошко , через которое дети видят и познают
мир и самих себя».
Действительно, чтение — это уникальный инструмент приобщения ученика к
художественной и научно-популярной литературе, к периодике, неисчерпаемый
источник обогащения знаниями, универсальный способ развития
познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное
средство воспитания нравственных качеств и развитие эстетических чувств.
Навык чтения состоит из следующих компонентов:
Внутренняя речь
Осознанность и понимание.
Правильность.
Выразительность.
Темп. Скорость чтения.
Способ чтения.
Каждый из компонентов навыка чтения , сначала формируется,
отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно
поднимается на уровень навыка.
Чтение осуществляется, чтобы извлечь определенное
содержание(информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать
его смысл.
Смысловая сторона чтения — это совокупное понимание читающим: 1)
значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в
переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав
текста, уяснения смысловой части между предложениями; 3)предметного плана
содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих
частей( т. . Не только о чем говориться , но и что этим сказано); 4)основного
смысла всего содержания текста, т. е. Осознание этого содержания и своего
отношения к прочитанному.
Техническая сторона чтения, техника чтения охватывает все другие
компоненты навыка чтения- способ чтения,правильность,выразительность,
скорость,или темп,чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность
подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному
выражению.
Известны пять основных способов чтения:
1)побуквенное,
2)отрывистое слоговое,
3)плавное слоговое,
4)плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов,
5)чтение целыми словами и группами слов.
Темп чтения(скорость) находится в прямой зависимости от способа чтения и
понимания. Ориентировочные показатели по темпу чтения: 1кл.-25 -30 слов в
минуту, 2кл.-30-40 слов в конце первого полугодия, 40-60 слов в конце второго
полугодия,3 кл.-50-60 слов в конце первого полугодия, 80-90 слов в конце
второго полугодия, 4 класс 80-100 слов в конце первого полугодия, 90-120 слов
в конце второго полугодия. При методически верно проводимой работе по
обучению чтению каждый ученик начальной школы способен достигнуть
данных показателей и превзойти их.
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив,
допускает: а) замены, б) пропуски, в) перестановки, г) добавления, д)
искажения, е) повторы букв(звуков), слогов, слов в читаемом тексте; правильно
или ошибочно делает ударения в словах.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из
содержания читаемого текста, использовать паузы, делать логическое и
психологическое ударение, находить нужную интонацию, читать достаточно
громко и внятно.
Выразительное чтение как высший тип чтения- это умение использовать
основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания,
оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с
наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до
слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым
читающийся взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством
своего чтения.
Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на
основе совокупных данных по каждому из компонентов, при соотнесении
данных по смысловой и техническим сторонам чтения и учета ведущей роли
первой.
Один из методических выводов состоит в том, что на всем протяжении
обучения необходимо как можно внимания уделять говорению ребенка — то ли
это будет чтение заученных наизусть стихотворений или рассказывание
прослушанных литературных произведений, а также громкому чтению, чтению
вслух. Чем чаще младший школьник будет читать в классе, на уроках и дома,
тем полнее и глубже он будет понимать прочитанное и очень хорошо читать про
себя,молча, лучше будет мыслить и точнее выражать свои мысли.
Второй вывод заключается в том , что устные формы речи должны стать
предметом анализа. В речи- в устном высказывании,в предложении будут
выделяться отдельные слова, в словах слоги, главные произносительные
единицы. К.Д. Ушинский утверждал, что «хороший, ясный выговор слова,
такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо
в различении этих звуков- вот главное основание правописания».
Проверка чтения строится в соответствии с ее формой — индивидуально или
фронтальной, а также видом проверяемого чтения — вслух или про себя.
Наиболее полные данные о навыках чтения можно получить при
индивидуальной проверке, проводимой в ходе как текущего, так и рубежного
контроля.
Индивидуальная проверка может быть текущей, т.е. Сопутствовать
каждодневным урокам чтения. Это и проверка домашнего задания по
выразительному чтению какого -либо произведения и первоначальное чтение в
классе нового, еще не изучавшегося текста.
Для текущей проверки в индивидуальной форме берется текст домашнего
задания. Учитель в своем учебнике нумерует слова. С началом чтения учитель
засекает положение секундной стрелки на своих часах и по прошествии минуты
зафиксирует слово, которое будет читать ученик. Цифра над словом будет
указывать общее количество слов за минуту, что и будет записано в
регистрационной тетради. В той же строчке можно записать ошибки в
отношении правильности чтения и замечания, относящиеся к другим сторонам
чтения. На качестве чтения может сказаться то обстоятельство, какой текст
задан — знакомый или нет. В первом случае надо смотреть на способ и
правильность чтения, затем уже скорость и выразительность.
Наиболее четкое представление о навыках чтения каждого ученика создается
при индивидуальной проверке в процессе рубежного контроля, т. е. в конце
четверти, полугодия или учебного года. Для ее проверки предлагаются
специальные тексты.
Фронтальная проверка может быть текущей и рубежной. Учитель в своем
экземпляре учебника разделяет текст на несколько частей (по числу учеников ,
чтение которых предполагается проверить), а потом нумерует слова в каждом
отрывке, проставляя над ними цифры. Дети читают «цепочкой», каждый свою
часть, а учитель по прошествии минуты( или 30 сек.) устанавливает количество
слов, прочитанных учеником.
Одна из ярко специфических задач уроков чтения связана с формированием
полноценного навыка чтения. На каждом уроке дети должны тренироваться в
чтении. Учителю важно отдавать отчет в том, насколько разумно чередуются и
дозируются разные формы говорения, беседы на уроке с непосредственным
ученическим чтением.
На уроках чтения можно использовать следующие виды работ:
1.Чтение , деление на части. Составление плана.
2.Чтение по готовому плану.
3.Чтение, после чтения пересказывание.
4.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
5.Чтение с сокращением текста(дети убирают предложения или слова,
которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
6.Чтение цепочкой по предложению.
7.Чтение цепочкой по абзацу.
8.Чтение вполголоса.
9.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
10.Чтение, ответы на вопросы.
11.Нахождение в тексте отрывка, который может ответить на вопрос.
12.Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
13.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль
рассказа.
14.Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
15.Чтение по ролям.
16.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
17.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов., мимики,позы.
18.Прочтение отрывка строго, возмущенно, радостно, печально.
19.Нахождение предложений с восклицательным , вопросительным знаками.
20.Конкурсное чтение стихотворений.
А вот наиболее эффективные резервы обучения чтению. Важна не
длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека так
устроена , что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то что
мелькает: то есть, то нет. Поэтому упражнения должны проходить короткими
порциями, но с большой частотой. Текст можно разделить на несколько частей
и читать порциями по 5 минут с перерывами.
Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения. Перед каждым уроком дети
берут книгу и читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей
скоростью.
Для развития оперативной памяти можно использовать зрительные диктанты.
Даются 6 предложений, первое из 8 букв, а последнее из 12 букв (первый набор
предложений). Они записываются на доске и закрываются листом. Учитель
открывает первое , дети читают его молча и стараются запомнить. На каждое
предложение дается несколько секунд. Учитель стирает прочитанное
предложение и предлагает детям записать его в тетрадь. Затем тоже происходит
со вторым, третьим и .. шестым предложениями. Зрительные диктанты должны
писаться ежедневно.
Набор №1.
Тает снег. 8б. За 4 сек.
Идет дождь. 9б. За 4 сек.
Небо хмурое. 10 б. За 5 сек.
Коля заболел. 11 б. За 5 сек.
Запели птицы. 11 б. За 5 сек.
Поле опустело. 12 б. За 6 сек.
Очень эффективны такие упражнения при работе с одним текстом:
-многократное чтение ( дети читают за одну минуту отрывок не более трех раз
и помечают , где они остановились)
-чтение в темпе скороговорки (не более 30 секунд)
-выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста( дети
прочитывают знакомую часть текста, но учитель их не останавливает и они
дочитывают текст до конца в том же темпе)
чтение
Учащиеся
Пони
мает
прочи
танно
е
Способ
чтения
(1. бук.,
2. по
слогам,
3. по слог.
+
словами,
4. цел.
словами.)
Правиль-
ность
чтения
(1. без
ошибок,
2.
пропуск,
замена,
искажение
,
3. повторы
слов,
слогов,
4.
постановк
а
ударения,
5. ошибки
в
окончании
слов.)
Темп
(ниже
нормы
,
в
норме
-40
слов,
выше
нормы.
)
Выразител
ь-ность
чтения
(1.
соблюдает
интонацию
в конце
предложени
я,
2.
соблюдает
паузы и
интонацию,
в
соответстви
и со
знаками
препинания
.)
Оце
н-ка
Литература: И.Т.Федоренко «Тексты зрительных диктантов»,М.Просвещение ,1995г.
С.И.Сабельникова «Проверочные работы по литературному чтению»М.Вако,2011г.
В.Г. Горецкий, Л.И. Ткунова «Контрольные работы в начальной школе по чтению» М.Дрофа, 2000г.