Автор: Габдулкадирова Лилия Фаритовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ им. Р.Нагимова"
Населённый пункт: г. Альметьевск.Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Роль детских вокальных конкурсов в музыкальном развитии учащихся ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Роль детских вокальных конкурсов в музыкальном развитии учащихся ДМШ
и ДШИ
“Силен тот, кто победил другого,
Но поистине и могущественен тот,
Кто победил себя.”
(Лао-Цзы)
Детские исполнительские конкурсы играют важнейшую роль в
педагогическом процессе подготовки молодых музыкантов. Они
представляют собой важный инструмент для раскрытия творческих
способностей детей, развития эмоциональной сферы и профессиональных
качеств, обеспечивая полноценное воспитание будущего поколения артистов
через активную творческую деятельность и поддержку талантов,
обучающихся в Детских музыкальных школах (ДМШ) и Детских школах
искусств (ДШИ).
Организация конкурсной деятельности и привлечение обучающихся к
конкурсным и концертным выступлениям, является одной из составляющих
системы образовательного процесса школы искусств. Создание условий для
оптимального развития одаренных и способных детей является одним из
главных направлений работы преподавателей.
Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся
продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям
Выступления на сцене – важное событие в жизни ученика – является
концентрированным способом его самовыражения в музыке, итогом
определённого периода работы. Подготовка к концерту, экзамену, конкурсу
стимулирует и делает более целенаправленными его домашние занятия.
Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской
потребности соревноваться. Но чтобы победить - надо потрудиться. Одна из
любимых истин А. Цыганкова: «Чудес на свете не бывает! Надо трудиться!»
Поэтому возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим
стимулом для упорной работы.
Конкурсные выступления становятся уникальной возможностью для детей
продемонстрировать собственное художественное видение и
индивидуальные особенности исполнения. Участвуя в конкурсах, ребенок
получает шанс глубоко проникнуть в содержание произведения, найти
собственную интерпретацию, выразить свое понимание музыки и показать
творческий подход к музыке разных эпох и жанров. Это способствует
развитию навыков самовыражения, формированию художественного вкуса и
расширению общего музыкального кругозора исполнителя.
Регулярное участие в конкурсах стимулирует интерес детей к профессии
музыканта, мотивирует на ежедневную интенсивную работу над техникой
исполнения, помогает поддерживать высокий уровень энтузиазма и
вдохновения. Осознание важности собственных достижений, признание
заслуг со стороны опытных преподавателей и коллег-исполнителей
повышает внутреннюю уверенность учеников и укрепляет их готовность
продолжать путь профессионального совершенствования.
От внутришкольной системы контроля успеваемости детей - зачетов,
экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов - конкурсы отличаются
наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой
степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и
преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы учебного
процесса, получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять
профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с
успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской
исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт,
оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы
совершенствования мастерства. У детей, имеющих конкурсный опыт, более
активно формируются социально востребованные качества личности: сила
воли, выдержка, способность к конкуренции и коммуникативные навыки.
Конкурсы- это борьба, где побеждённых больше чем победителей. Детская
психика не всегда готова к таким испытаниям. Впечатления от конкурса во
многом будет определять итоговый результат. Он может быть
неоднозначным. Такой «сюрприз» не всегда положительный. Педагогу
нужно быть ещё и психологом. Ребёнок в случае неуспеха, может получить
психологическую травму. Если ученик одержал поражение, то нужно найти
подходящие слова, чтобы ребёнок не потерял веру в себя, не занизил свою
самооценку.
Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нем, ребята даже со
средними данными при упорной подготовке, целеустремленности, грамотной
и целенаправленной работе педагога, могут добиться успехов, раскрыться и
показать себя с самой лучшей стороны. После окончания конкурса у таких
детей часто появляется большое желание заниматься и наблюдается
значительный прогресс, а иногда именно участие в конкурсе оказывается
решающим моментом для выбора в дальнейшем профессии музыканта.
Каждый конкурс – это не только смотр, где сравниваются достижения
учеников, но и одновременно творческая дискуссионная школа для
преподавателей. Это самая положительная и важнейшая сторона детских
исполнительских конкурсов. Участие в них вполне соответствует
естественной детской потребности соревноваться. А чтобы победить, надо
серьёзно заниматься. Подготовка к конкурсному выступлению позволяет
детям приобретать важные профессиональные компетенции: умение владеть
своим телом и голосом на сцене, справляться с тревогой и волнением,
сохранять концентрацию внимания и выдерживать длительный контакт с
широкой аудиторией. Такие умения необходимы каждому
профессиональному артисту и закладывают основу успешного карьерного
старта.
Сама атмосфера конкурса - это событие. Много новой интересной
информации. Возможность услышать новый репертуар, пополнить педагогу
свою библиотеку. Получить новые музыкальные впечатления от
замечательного профессионального общения. Возможность послушать
соперников, познакомиться с достопримечательностями города, посетить
музеи, концерты, которые предоставлены организаторами конкурса. Ну а
если выступлению будет сопутствовать успех, то это большая радость для
всех.
Таким образом, детские вокальные конкурсы имеют огромное значение для
полноценного развития личности и профессиональных качеств юных
музыкантов. Конкурсная среда должна поддерживаться продуманно
организованными мероприятиями, обеспечивающими свободу проявления
индивидуальных особенностей каждого участника и создающими
благоприятные условия для выявления новых талантов и обеспечения их
качественного продвижения в мире искусства.
Список используемой литературы:
1. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. Классика-XXI – М.,2006
2. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные
способности – М.,2004
3. Коган Г.М. О работе музыканта педагога. «От урока до концерта» вып.1,
«Классика-XXI» -М.,2009
7. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога – М.
Музыка, 1968