Напоминание

Роль детских вокальных конкурсов в музыкальном развитии учащихся ДМШ и ДШИ


Автор: Габдулкадирова Лилия Фаритовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ им. Р.Нагимова"
Населённый пункт: г. Альметьевск.Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Роль детских вокальных конкурсов в музыкальном развитии учащихся ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль детских вокальных конкурсов в музыкальном развитии учащихся ДМШ

и ДШИ

“Силен тот, кто победил другого,

Но поистине и могущественен тот,

Кто победил себя.”

(Лао-Цзы)

Детские исполнительские конкурсы играют важнейшую роль в

педагогическом процессе подготовки молодых музыкантов. Они

представляют собой важный инструмент для раскрытия творческих

способностей детей, развития эмоциональной сферы и профессиональных

качеств, обеспечивая полноценное воспитание будущего поколения артистов

через активную творческую деятельность и поддержку талантов,

обучающихся в Детских музыкальных школах (ДМШ) и Детских школах

искусств (ДШИ).

Организация конкурсной деятельности и привлечение обучающихся к

конкурсным и концертным выступлениям, является одной из составляющих

системы образовательного процесса школы искусств. Создание условий для

оптимального развития одаренных и способных детей является одним из

главных направлений работы преподавателей.

Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся

продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям

Выступления на сцене – важное событие в жизни ученика – является

концентрированным способом его самовыражения в музыке, итогом

определённого периода работы. Подготовка к концерту, экзамену, конкурсу

стимулирует и делает более целенаправленными его домашние занятия.

Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской

потребности соревноваться. Но чтобы победить - надо потрудиться. Одна из

любимых истин А. Цыганкова: «Чудес на свете не бывает! Надо трудиться!»

Поэтому возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим

стимулом для упорной работы.

Конкурсные выступления становятся уникальной возможностью для детей

продемонстрировать собственное художественное видение и

индивидуальные особенности исполнения. Участвуя в конкурсах, ребенок

получает шанс глубоко проникнуть в содержание произведения, найти

собственную интерпретацию, выразить свое понимание музыки и показать

творческий подход к музыке разных эпох и жанров. Это способствует

развитию навыков самовыражения, формированию художественного вкуса и

расширению общего музыкального кругозора исполнителя.

Регулярное участие в конкурсах стимулирует интерес детей к профессии

музыканта, мотивирует на ежедневную интенсивную работу над техникой

исполнения, помогает поддерживать высокий уровень энтузиазма и

вдохновения. Осознание важности собственных достижений, признание

заслуг со стороны опытных преподавателей и коллег-исполнителей

повышает внутреннюю уверенность учеников и укрепляет их готовность

продолжать путь профессионального совершенствования.

От внутришкольной системы контроля успеваемости детей - зачетов,

экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов - конкурсы отличаются

наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой

степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и

преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы учебного

процесса, получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять

профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с

успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской

исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт,

оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы

совершенствования мастерства. У детей, имеющих конкурсный опыт, более

активно формируются социально востребованные качества личности: сила

воли, выдержка, способность к конкуренции и коммуникативные навыки.

Конкурсы- это борьба, где побеждённых больше чем победителей. Детская

психика не всегда готова к таким испытаниям. Впечатления от конкурса во

многом будет определять итоговый результат. Он может быть

неоднозначным. Такой «сюрприз» не всегда положительный. Педагогу

нужно быть ещё и психологом. Ребёнок в случае неуспеха, может получить

психологическую травму. Если ученик одержал поражение, то нужно найти

подходящие слова, чтобы ребёнок не потерял веру в себя, не занизил свою

самооценку.

Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нем, ребята даже со

средними данными при упорной подготовке, целеустремленности, грамотной

и целенаправленной работе педагога, могут добиться успехов, раскрыться и

показать себя с самой лучшей стороны. После окончания конкурса у таких

детей часто появляется большое желание заниматься и наблюдается

значительный прогресс, а иногда именно участие в конкурсе оказывается

решающим моментом для выбора в дальнейшем профессии музыканта.

Каждый конкурс – это не только смотр, где сравниваются достижения

учеников, но и одновременно творческая дискуссионная школа для

преподавателей. Это самая положительная и важнейшая сторона детских

исполнительских конкурсов. Участие в них вполне соответствует

естественной детской потребности соревноваться. А чтобы победить, надо

серьёзно заниматься. Подготовка к конкурсному выступлению позволяет

детям приобретать важные профессиональные компетенции: умение владеть

своим телом и голосом на сцене, справляться с тревогой и волнением,

сохранять концентрацию внимания и выдерживать длительный контакт с

широкой аудиторией. Такие умения необходимы каждому

профессиональному артисту и закладывают основу успешного карьерного

старта.

Сама атмосфера конкурса - это событие. Много новой интересной

информации. Возможность услышать новый репертуар, пополнить педагогу

свою библиотеку. Получить новые музыкальные впечатления от

замечательного профессионального общения. Возможность послушать

соперников, познакомиться с достопримечательностями города, посетить

музеи, концерты, которые предоставлены организаторами конкурса. Ну а

если выступлению будет сопутствовать успех, то это большая радость для

всех.

Таким образом, детские вокальные конкурсы имеют огромное значение для

полноценного развития личности и профессиональных качеств юных

музыкантов. Конкурсная среда должна поддерживаться продуманно

организованными мероприятиями, обеспечивающими свободу проявления

индивидуальных особенностей каждого участника и создающими

благоприятные условия для выявления новых талантов и обеспечения их

качественного продвижения в мире искусства.

Список используемой литературы:

1. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. Классика-XXI – М.,2006

2. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные

способности – М.,2004

3. Коган Г.М. О работе музыканта педагога. «От урока до концерта» вып.1,

«Классика-XXI» -М.,2009

7. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога – М.

Музыка, 1968



В раздел образования