Автор: Белокрылова Анна Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №14 "Золотой ключик"
Населённый пункт: Город Балей, Забайкальский край
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников направленное на единство народов мира.
Раздел: дошкольное образование
«Патриотическое воспитание дошкольников в семье, направленное на
единство народов мира»
Новый год празднуют во всех странах мира, и каждый народ имеет свои
обычаи. Но несмотря на разнообразие , все традиции созданы для того, чтобы
объединить людей и семьи, приносить чудо в обычную повседневную жизнь.
Исторически сложилось так, что наша Родина Россия – это
многонациональная страна. На ее территории проживает множество народов,
каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции.
Народы России живут в единстве не одно столетие и от того, насколько
мы сможем привить нашим детям уважение к своему народу и к народам его
населяющим, будет зависеть, сможет ли наша страна и в дальнейшем
счастливо жить и развиваться. Ведь история, культура, обычаи, обряды и
праздники
даже
самого
малочисленного
народа
–
это
часть
общечеловеческой культуры. Знание культурных традиций других народов
помогает людям лучше узнать и главное – понять друг друга.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде,
«впитывая
с
молоком
матери»
культуру,
ценности
и
нравственные
ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится
представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Поэтому важно не только формирование у дошкольников чувства
гордости за свое национальное “Я”, но и знакомить его с культурными
традициями других народов, формировать благожелательного отношения к
людям других национальностей, чувство уважения друг к другу. Отношение
к человеку другой национальности начинает формироваться у детей
примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении
нашей планеты. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей
не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать
вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем
большую устойчивость они приобретут» (Э. К. Суслова).
В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков
уважительного
и
доброжелательного
отношения
к
людям.
Основы
толерантности закладываются у дошкольников в процессе организации
образовательной деятельности, знакомство с культурой людей разных
национальностей происходит в процессе ознакомления детей со сказками
разных народов, подвижных игр, во время досугов, в самостоятельной
игровой деятельности.
Но
нельзя
недооценивать
значение
семьи
в
формировании
толерантного сознания и поведения ребенка. Атмосфера отношений в семье,
стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми,
существенно влияют на формирование у ребенка терпимости и уважения к
людям.
Эмоциональная
отзывчивость
у
дошкольников
начинается
формироваться еще в семье, когда рождается культура чувств, развиваются
восприимчивость, открытость, доверчивость ребенка, подражательность,
социальная ориентация на точку зрения другого человека, способность
ориентироваться в некоторых явлениях общественной жизни, отсутствие
этнических стереотипов в семье - все это позволяет формировать этику
общения дошкольников с людьми разных национальностей.
В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения, и
мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные
качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями
как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается в
определенной семье. Семья – это первый коллектив, в котором у маленького
ребенка начинают формироваться основы нравственности.
Знакомство детей с народами разных стран происходит через чтение
художественной литературы (народные песенки, потешки, стихи, сказки,
знакомство с животными разных стран, предметами быта (обувь, одежда,
игрушки, мебель, растениями). Читайте детям сказки. Сказки разных народов
доступны пониманию детей, они пробуждают у них интерес к быту, труду и
искусству людей разных национальностей. Вместе с симпатией, любовью к
героям сказок у ребят пробуждается уважение к народу, их создавшему.
Сказка оказывает значительную помощь в пробуждении интереса к людям
той или иной национальности, их творчеству, как бы подготавливает ребенка
к усвоению более сложных знаний о народе. Важно, чтобы в ней
присутствовали слова, принадлежащие народу, создавшему сказку. Это
позволяет
в
большей
степени
почувствовать
национальный
колорит
художественного произведения, способствует возникновению интереса к
языку людей другой национальности.
Уважаемые родители, наша общая цель укрепить чувства единства и
уважения к культурному наследию всех народов! Наша страна - огромная
семья, где каждый народ вносит свой неповторимый вклад в общее богатство
культуры и традиций! Присоединяйтесь к нам в 2026 году и вместе проведем
Год единства народов России!