Напоминание

Игры и упражнения для улучшения речи детей


Автор: Солдатова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Рощица"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Игры и упражнения для улучшения речи детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры и упражнения для улучшения речи детей до 3 лет

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого

выдоха

Дуем на кусочки бумажной салфетки через трубочку, пускаем пузыри

Задуваем свечки — под контролем взрослых

Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и

дуем на них

Показываем «ветерок» — дуем друг на друга

Сдуваем с поверхности пёрышки, легкие шарики

Дуем через трубочку в бутылку с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

1.

Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик

2.

Развиваем артикуляционные мышцы:

Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками

Показываем язычок – язычок выглянул из ротика и спрятался

обратно

Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»

3.

Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!

Как коровка мычит? Му-му-му!

Как барабанчик стучит? Та-та-та!

Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!

Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!

Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Когда дети пропевают слоги и слова, им легче заговорить.

1.

Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки

дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)

Ля-ля-ля! (Металлофон)

Динь-динь! (Колокольчик)

Как-кап-кап ! (Треугольник)

Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

Топ-топ;

Хлоп-хлоп;

Прыг-прыг;

Бип-бип (Нажимаем на носик)

Туда-сюда (Повороты корпуса)

Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие словарь

1.

Прятки игрушек под платочком

2.

ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета,

формы или размера)

3.

ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на

картинке, затем дети по инструкции педагога ищут

продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и

показывают пальчиком или накрывают ладошкой)

4.

Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем

красные шарики, а Зайчику желтые).

5.

Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки,

посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый

называет.

Игры на развитие слухового восприятия:

Угадай, что звучит.

Жмурки

В какой руке звучало

Быстро-медленно

Громко-тихо

Справа-слева (после 2 лет)

Если звучит бубен, прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как

пример)

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и

проводить последовательность непривычных действий.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного

планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения

артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных

звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

Регулярность занятий

Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы

Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое

развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными

действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по

инструкции педагога.

Например:

Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или

ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват

Использование двух рук сразу.

Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.

Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина

потом желтая бусина ит.д.).

Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные

много раз.

Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.

Любые задания с использованием новых инструментов, материалов,

задач.



В раздел образования