Автор: Мухиббуллина Айгуль Ринатовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ "КНН им. Н.В.Лемаева"
Населённый пункт: город Нижнекамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Научный стиль и его подстили"
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка
открытого занятия по русскому языку
«Научный стиль и его подстили»
Автор: Мухиббуллина Айгуль Ринатовна
преподаватель русского языка и литературы
1
Тема: научный стиль речи и его подстили
Тип занятия: комбинированный урок
Цель:
актуализировать знания об особенностях научного стиля речи, уметь
отличать научный стиль от других функциональных стилей речи,
познакомить
обучающихся с разновидностями (подстилями) научного стиля.
Задачи:
закрепить знания об особенностях научного стиля речи и его разновидностях;
развивать умения в определении изобразительно-выразительных средств языка;
развивать интерес к исследовательской деятельности;
совершенствовать культуру учебно-научного общения в устной и письменной
форме.
Формируемые УУД:
Личностные:
Л
33
совершенствование
языковой
и
читательской
культуры
как
средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
Л 34 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
Метапредметные:
М 10 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
М 16 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
М 30 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
М 31 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
Предметные:
2
П 3 сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в
тексте; совершенствование умений понимать, анализировать и комментировать
основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов,
воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения
между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых
типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных
жанров (объем сочинения - не менее 150 слов);
П 7 обобщение знаний о функциональных разновидностях языка: разговорной речи,
функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке
художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и
комментировать
тексты
различных
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы);
Общие компетенции:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная, фронтальная, групповая
Используемые технологии:
Проблемное обучение, критическое мышление, информационно-коммуникативное
обучение
Методы и приёмы работы:
Анализ
и
синтез
изученного
материала,
наблюдение,
творческая
работа,
самостоятельная работа, тестирование, метод формирования правописных умений,
метод закрепления знаний, метод формирования умений анализа текста.
3
Ход урока
1.
Орг.момент.
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
студентов.
Орфографическая разминка (1 студент работает у доски, остальные в тетради).
На экране слова с пропущенными буквами, студентам необходимо их вставить и
объяснить орфограммы.
Элемент,
периодическая
система,
прогрессивный,
естествознание,
диссертация,
профессор,
член-корреспондент,
исследование,
классификация,
интеллигенция,
фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция,
авторитет,
рациональный.
Значение каких слов вам неизвестны?
Эпиграф к нашему уроку (эпиграф записан на доске):
“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”
(Г. Солганик)
Григорий Солганик – российский языковед, специалист по стилистике русского
языка, лингвистике текста, занимается проблемами лексики и русского
синтаксиса.
- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?
- Какие стили речи вам известны?
(В русском языке всего 5 стилей речи:
разговорный;
художественный;
публицистический;
официально-деловой;
научный.)
- К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки?
- На каком учебном предмете вы могли бы встретить эти слова?
- Итак, тема нашего урока сегодня?
- Записываем в тетради число и тему.
4
3.
Актуализация знаний
- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы знаете о научном стиле речи?
4.
Первичное усвоение новых знаний
- Ребята, перед вами пять стилей речи и некоторые их признаки. Вам нужно их
соотнести. Задание в парах.
1)Просторечные слова А) Научный стиль речи
2) Стандартизованность Б) Разговорный стиль речи
3) Образность, выразительность,
эмоциональность В) Публицистический стиль речи
4) Точность Г) Официально-деловой стиль
5) Юридическая обоснованность Д) Художественный стиль
6) Неофициальность, непринужденность общения
7) Общественно-политическая лексика и фразеология
8) Единая внешняя форма
9) Общеупотребительные и нейтральные слова
10) Логичность
11) Использование изобразительно-выразительных средств
12) Достоверность, точность фактов
Ключ:
1. Б 7. В
2. Г 8. Г
3. Д 9.Б
4. А 10. А
5. Г 11. Д
6. Б 12. В
- Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами подробнее рассмотрим признаки научного
стиля и их выражение в языке.
Логичность
повтор
существительного
в
сочетании
с
указательным местоимением
наречия,
указывающие
на
последовательность
мысли
вводные слова
союзы
Точность
прямое значение слов
термины
повтор ключевого слова
Отвлеченность
и
обобщенность
абстрактные понятия
слова с отвлеченным значением
5
мн.ч.
от
абстрактных
и
вещественных
существительных
употребление слов среднего рода
глаголы в отвлеченно-обобщенном значении
будущее время глаголов = настоящему
глаголы несовершенного вида
преобладание местоимений 3 лица
частое употребление кратких прилагательных
Объективность
восклицательные
предложения
почти
не
используются
не используются местоимения Я и глаголы 1 лица
ед.ч.
часто используются односоставные неопределенно-
личные,
безличные,
определенно-личные
предложения
5.
Первичная проверка понимания.
Разновидности (подстили) научного стиля (работа в группах по 4 человека)
Проанализируйте тексты, которые есть у вас на партах (карточки-задания с текстами
раздаются студентам, а также таблица, которую нужно заполнить), определите,
что их объединяет и в чем их различие.
Выявляя особенности текстов, придерживайтесь следующего плана:
кому адресован текст?
какова цель создания текста?
Каковы его особенности?
К какому жанру относится данный текст?
1 текст Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в
стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая
стилистика изучает лексические средства языка, давая оценку использования слова в
конкретной
речевой
ситуации
и
вырабатывая
рекомендации
нормативного
словоупотребления в различных функциональных стилях.
Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика
изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой
подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов,
паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В центре
внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики,
оценка
архаизмов
и
неологизмов,
слов
ограниченного
употребления,
анализ
закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в
различных сферах общения.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2007.
2 текст В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения,
происходит
отбор
языковых
средств.
В
результате
создаются
своеобразные
разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.
6
Термин
«функциональный
стиль»
подчеркивает,
что
разновидности
литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет
язык в каждом конкретном случае.
Считается, что существуют две ступени владения языком: первая – это знание
грамматики,
определенного
количества
слов,
умение
построить
предложение,
высказывание, общаться на языке с другими его носителями; вторая ступень владения
языком подразумевает умение дифференцировать речь с точки зрения стиля, строить
текст,
подбирая
языковые
средства
с
учетом
цели
высказывания,
ситуации,
собеседника, формы общения (устной, письменной). Овладение первой ступенью
родного языка происходит естественно, иностранного - после изучения грамматики,
запоминания определенного количества слов (по разным оценкам, от 2 до 5 тысяч) и
приобретения навыков и умений построения текстов из этих слов.
Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст,
функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для 9 – 11
классов общеобразовательных школ. – Ростов н/Д: МарТ, 2001.
3 текст (1)Основная функция научного стиля – информировать читателей о новом
научном результате, полученном автором работы. (2)Однако текст при этом обычно
строится не как голая передача информации, а как приглашение читателя к
совместному рассуждению. (3)Поэтому в научных текстах часто встречаются формы 1-
го лица множественного числа: рассмотрим, перейдем, обратим внимание.
(4)Часто говорят об отстраненности или даже сухости научного изложения.
(5)Это ощущение возникает из-за того, что в научных текстах почти не бывает
эмоционально окрашенных выражений, в них отсутствуют намеки, нет (или почти нет)
восклицательных предложений, прямой речи, диалогов.
(6)Яркая черта научного стиля – большое количество специальных терминов.
(7)Это также связано с его информативностью: значение научного термина всегда
определено более строго и узко, чем значение обычного слова, что обеспечивает
точность понимания. (8)Например, разговорному слову простуда
в медицинской
терминологии
соответствует
целый
букет
названий:
острое
респираторное
заболевание, катар верхних дыхательных путей, аденовирусная инфекция и т.п.
Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М: Аванта,
204.
Проверка задания. Заполнить таблицу, анализируя тексты (примерная
таблица, которая должна получиться).
Собственно
научный
Учебно-научный
Научно-популярный
Кому адресован
Ученый,
специалист
Учащиеся
Все интересующиеся
Цель
Описание
новых
фактов
Обучить, описать
факты,
необходимые для
Ознакомление
с
интересными фактами
7
овладения
материалом
Особенности
Большое
количество
специальных
терминов,
не
имеющих
пояснения.
Сложные
предложения
описание
«от
общего
к
частному»,
строгая
классификация,
активное
введение
и
использование
специальных
терминов,
их
пояснение
Употребление
специальных терминов
минимально (каждый из
них
подробно
поясняется).
Относительная лёгкость
чтения,
использование
сравнения
с
привычными явлениями
и предметами.
Жанр
Научная статья
Учебник
Детские энциклопедии
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на
три подстиля:
Собственно научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля
можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.
Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей,
научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и
учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения
материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся
типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая
классификация, активное введение и использование специальных терминов.
Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных
знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми
явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально
(каждый
из
них
подробно
поясняется).
Особенностями
стиля
являются:
относительная
лёгкость
чтения,
использование
сравнения
с
привычными
явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных
явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-
популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного
характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться
от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до
научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам
(научно-учебному стилю).
6.
Первичное закрепление
Следующее задание в группах. Ребята, сейчас будет творческая групповая
работа. Каждая из групп вытягивает листочек с названием сказки, которую вам
нужно написать в научном стиле.
8
Проверка.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Студенты выполняют тест. Проверка и выставление оценок в паре.
1. Научный стиль выполняет функцию:
а) информативную +
б) управленческую
в) коммуникативную
2. Жанровое многообразие научного стиля реализуется в текстах произведений:
а) художественной литературы
б) научной литературы, учебной литературы +
в) публицистической литературы
3. Тип мышления, свойственный научному стилю речи:
а) образный
б) конкретный
в) абстрактный +
4. Понятия, служащие языковым выражением научного стиля речи:
а) просьба
б) суждение, умозаключение +
в) требование
5. Один из основных признаков научного стиля речи:
а) мономичность
б) стандартность
в) отвлеченность +
6. Один из основных признаков научного стиля речи:
а) стандартность
б) обобщенность +
в) полемичность
7. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в:
а) лексике +
б) синтаксисе
в) морфологии
8. Выберите терминологические словосочетания:
а) выйти на связь, цепная реакция, состояние невесомости +
б) болевая точка, состояние невесомости, пойти на прогулку
в) зимний день, тёмная ночь, показать крупным планом
9. Слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное,
техническое,
искусствоведческое
или
общественно-политическое
понятие,
называется:
а) термином +
б) архаизмом
9
в) неологизмом
10. Информация, чаще отсутствующая в научном стиле:
а) объективная
б) эмоциональная +
в) абстрактная
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
10