Напоминание

Как сформировать интерес к физической культуре.


Автор: Абзгильдина Ляйсан Маратовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "МСОШ №20"
Населённый пункт: г. Миасс
Наименование материала: статья
Тема: Как сформировать интерес к физической культуре.
Раздел: среднее образование





Назад




Как сформировать интерес к физической культуре.

Интерес к физической культуре — одно из проявлений сложных

процессов мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию

следует различать как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была

сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате

внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и

цели соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него

оптимальными (не слишком трудными и не очень легкими) и когда школьник

понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная

реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом,

желание

продолжать

занятия

по

собственной

инициативе.

то

есть

внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также

тогда, когда школьник испытывает удовлетворение от самого процесса и

условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами

коллектива во время этих занятий.

Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а, наоборот,

интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и

разносторонним.

Интерес,

таким

образом,

является

постоянным

катализатором

(усилителем)

энергии

человека:

он

либо

облегчает

выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает

проявлять

терпение,

упорство,

настойчивость,

способствует

целеустремленности.

Для

поддержания

активного

интереса

к

физической

культуре

необходимо

систематически

давать

школьнику

соответствующую

информацию как при обучении движению, так и при его совершенствовании.

Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного

упражнения для выполняющего его. Например, начиная обучение опорному

прыжку, мы объясняем, что прыжок через коня или козла — это не самоцель,

но что овладеть им очень важно, потому что многократные прыжки

укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают

умение ориентироваться в пространстве.

На занятиях физической кульгурои необх мо, чтобы школьник брал

ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не

отсутствием у него определенных способностей, а недостаточностью

собственных

усилий.

Только

в

этом

случае

успешно

формируются

внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, школьнику

надо подбирать индивидуальные, доступные ему и в то же время

прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения,

задания, требования и т.д., то есть оптимальные режимы мотивации.

Каждого школьника необходимо сориентировать на доступный и

подходящий

для

него

результат,

достижение

которого

должно

восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу,

родителями как успех, как победа школьника над собой. Например, при

обучении технике выполнения кувырка назад задача максимум — овладеть

техникой. И на это отводится несколько уроков. Но на каждом уроке у детей

стоят также свои минимальные задачи. У ученика, более быстро освоившего

движение, задача на уроке более сложная, чем у слабого ученика. Сильному

ученику мы, например, предлагаем после того, как он овладел техникой

выполнения

кувырка,

совершенствовать

его

из

различных

исходных

положений или, наоборот, приходить после кувырка в различные конечные

положения. При этом всегда просим сильного ученика помочь более слабому

учащемуся в освоении техники выполнения изучаемого движения и

постараться объяснить своему по допечному, почему у него это движение не

получается. А выполнив свое задание, все учащиеся должны с помощью

учителя оценить данное выполнение. И обязательно при любом результате их

должно ждать одобрение, подбадривание со стороны учителя.

На всех уроках мы используем анализ выполненной работы и

самоанализ.

Предлагаем

детям

после

выполнения

задания

найти

совершенные ошибки, объяснить, почему что-то не получилось, что

выполняющий сделал неправильно. Сначала это делается с помощью учителя

с его наводящими вопросами, а затем под его контролем. Но обязательно в

конце обсуждения надо сделать акцент на удачно выполненных элементах

упражнения. Это помогает утвердить в сознании школьников связь между

достигнутым результатом и своей активной деятельностью.

В работе с детьми учителю ни в коем случае нельзя забывать, что

мотивация, влияя на формирование двигательных навыков и развитие

физических качеств учащихся, существенным образом зависит от силы их

нервной системы (особенно со стороны возбуждения). Практика показывает,

например, что обычная учебная мотивация повышает обучаемость и

развивает двигательные качества более значительно у детей со слабой

нервной системой, а игровая и соревновательная деятельность — у детей с

сильной нервной системой. Неодинаковое влияние на 06учаемость лиц с

сильной и слабой нервной системой оказывают и различные методы

обучения.

Мотивация учащихся носит дифференцированный характер также в

разных классах и в разных школах. Она зависит от многих факторов:

материально-технической

базы

школы,

личности

учителя

физической

культуры,

от

его

педагогического

и

методического

мастерства,

климатогеографических условий, особенностей воспитательной работы в

классе, в семье, от социального окружения, от физической и технической

подготовленности самих учащихся и т.п.

Внешняя

мотивация

школьников,

к

большому

сожалению,

формируется в основном стихийно, до конца не осознанными в среде

педагогов путями, средствами, методами, обстоятельствами. В то же время

педагогический опыт свидетельствует, что при работе с классом в условиях

урока необходимо в первую очередь и с максимальной настойчивостью

использовать реальные возможности фронтальных методов воздействия на

учащихся

для

целенаправленного

воспитания

у

них

внутренних

положительных мотивов занятий физическими упражнениями. Начинать

можно с применения игровых комплексов, которые каждый учитель может

составить самостоятельно. Игровые комплексы могут содержать подвижные

игры, эстафеты, упражнения соревновательного характера в парах и др.



В раздел образования