Автор: Абзгильдина Ляйсан Маратовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "МСОШ №20"
Населённый пункт: г. Миасс
Наименование материала: статья
Тема: Как сформировать интерес к физической культуре.
Раздел: среднее образование
Как сформировать интерес к физической культуре.
Интерес к физической культуре — одно из проявлений сложных
процессов мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию
следует различать как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была
сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате
внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и
цели соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него
оптимальными (не слишком трудными и не очень легкими) и когда школьник
понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная
реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом,
желание
продолжать
занятия
по
собственной
инициативе.
то
есть
внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также
тогда, когда школьник испытывает удовлетворение от самого процесса и
условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами
коллектива во время этих занятий.
Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а, наоборот,
интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и
разносторонним.
Интерес,
таким
образом,
является
постоянным
катализатором
(усилителем)
энергии
человека:
он
либо
облегчает
выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает
проявлять
терпение,
упорство,
настойчивость,
способствует
целеустремленности.
Для
поддержания
активного
интереса
к
физической
культуре
необходимо
систематически
давать
школьнику
соответствующую
информацию как при обучении движению, так и при его совершенствовании.
Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного
упражнения для выполняющего его. Например, начиная обучение опорному
прыжку, мы объясняем, что прыжок через коня или козла — это не самоцель,
но что овладеть им очень важно, потому что многократные прыжки
укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают
умение ориентироваться в пространстве.
На занятиях физической кульгурои необх мо, чтобы школьник брал
ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не
отсутствием у него определенных способностей, а недостаточностью
собственных
усилий.
Только
в
этом
случае
успешно
формируются
внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, школьнику
надо подбирать индивидуальные, доступные ему и в то же время
прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения,
задания, требования и т.д., то есть оптимальные режимы мотивации.
Каждого школьника необходимо сориентировать на доступный и
подходящий
для
него
результат,
достижение
которого
должно
восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу,
родителями как успех, как победа школьника над собой. Например, при
обучении технике выполнения кувырка назад задача максимум — овладеть
техникой. И на это отводится несколько уроков. Но на каждом уроке у детей
стоят также свои минимальные задачи. У ученика, более быстро освоившего
движение, задача на уроке более сложная, чем у слабого ученика. Сильному
ученику мы, например, предлагаем после того, как он овладел техникой
выполнения
кувырка,
совершенствовать
его
из
различных
исходных
положений или, наоборот, приходить после кувырка в различные конечные
положения. При этом всегда просим сильного ученика помочь более слабому
учащемуся в освоении техники выполнения изучаемого движения и
постараться объяснить своему по допечному, почему у него это движение не
получается. А выполнив свое задание, все учащиеся должны с помощью
учителя оценить данное выполнение. И обязательно при любом результате их
должно ждать одобрение, подбадривание со стороны учителя.
На всех уроках мы используем анализ выполненной работы и
самоанализ.
Предлагаем
детям
после
выполнения
задания
найти
совершенные ошибки, объяснить, почему что-то не получилось, что
выполняющий сделал неправильно. Сначала это делается с помощью учителя
с его наводящими вопросами, а затем под его контролем. Но обязательно в
конце обсуждения надо сделать акцент на удачно выполненных элементах
упражнения. Это помогает утвердить в сознании школьников связь между
достигнутым результатом и своей активной деятельностью.
В работе с детьми учителю ни в коем случае нельзя забывать, что
мотивация, влияя на формирование двигательных навыков и развитие
физических качеств учащихся, существенным образом зависит от силы их
нервной системы (особенно со стороны возбуждения). Практика показывает,
например, что обычная учебная мотивация повышает обучаемость и
развивает двигательные качества более значительно у детей со слабой
нервной системой, а игровая и соревновательная деятельность — у детей с
сильной нервной системой. Неодинаковое влияние на 06учаемость лиц с
сильной и слабой нервной системой оказывают и различные методы
обучения.
Мотивация учащихся носит дифференцированный характер также в
разных классах и в разных школах. Она зависит от многих факторов:
материально-технической
базы
школы,
личности
учителя
физической
культуры,
от
его
педагогического
и
методического
мастерства,
климатогеографических условий, особенностей воспитательной работы в
классе, в семье, от социального окружения, от физической и технической
подготовленности самих учащихся и т.п.
Внешняя
мотивация
школьников,
к
большому
сожалению,
формируется в основном стихийно, до конца не осознанными в среде
педагогов путями, средствами, методами, обстоятельствами. В то же время
педагогический опыт свидетельствует, что при работе с классом в условиях
урока необходимо в первую очередь и с максимальной настойчивостью
использовать реальные возможности фронтальных методов воздействия на
учащихся
для
целенаправленного
воспитания
у
них
внутренних
положительных мотивов занятий физическими упражнениями. Начинать
можно с применения игровых комплексов, которые каждый учитель может
составить самостоятельно. Игровые комплексы могут содержать подвижные
игры, эстафеты, упражнения соревновательного характера в парах и др.