Автор: Павлов Петр Давидович
Должность: учитель физики, математики
Учебное заведение: МБОУ "Кюпская Агрошкола"
Населённый пункт: с.Кюпцы Республика Саха(Якутия) Усть-Майский район
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Урок «Равномерное прямолинейное движение»
Раздел: среднее образование
Урок «Равномерное прямолинейное движение»
Учитель: Павлов П.Д.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: сформировать знания о равномерном движении, скорости и перемещении
прямолинейного равномерного движения, решении основной задачи механики для
прямолинейного равномерного движения;
Задачи урока:
Задачи урока:
Образовательные: сформировать у учащихся навык определения ситуаций, в которых
можно применять понятие скорость; обеспечить восприятие, осмысление и первичное
запоминание учащимися описания движения различными способами.
Развивающие: развивать познавательную самостоятельность и творческие способности
учащихся; развивать коммуникативные способности учащихся и устную речь учащихся;
Воспитательные: воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний.
Необходимые ресурсы и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
План урока:
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний, устная работа.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное закрепление.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
6. Домашнее задание
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Актуализация знаний
1)
В чем состоит основная задача механики-
2)
Механическое движение?
3)
Материальная точка?
4)
Что такое траектория, путь, перемещение?
5)
В чем отличие пути от перемещения?
6)
Проекция вектора считается положительной, если…
7)
Проекция вектора считается отрицательной, если…
8)
Проекция вектора равна 0, если
9)
Определите проекции векторов
3.
Изучение нового материала
-Как вы думаете, что общего в движении эскалатора, конвейерной ленты в магазине,
спуске парашютиста в безветренную погоду?
-Все они двигаются равномерно вдоль одной прямой.
- Правильно. Сегодня тема нашего урока «Прямолинейное равномерное движение».
Давайте запишем ее в тетрадь.
Равномерным называется движение, при котором тело за любые равные промежутки
времени тело перемещается на одинаковые расстояния.
Как найти перемещение тела за какой-то промежуток времени?
Для этого надо знать перемещение за единицу времени. Это отношение называют
скоростью и обозначают буквой
⃗
ϑ
.
Скорость равномерного прямолинейного движения – постоянная векторная величина,
равная отношению перемещения тела ко времени, в течение которого это перемещение
произошло.
⃗
ϑ
=
⃗
S
t
,
где
⃗
ϑ
- скорость
[
м
с
]
,
⃗
S
- перемещение
[
м
]
, t- время
[
с
]
.
Вектор скорости направлен так же, как и вектор перемещения.
При вычислении перемещения и скорости обычно используют проекции векторов:
S
x
=
ϑ
x
t
, но
S
x
=
x
−
x
0
;
x
−
x
0
=
ϑ
x
t
;
x
=
x
0
+
ϑ
x
t
Мы нашли зависимость координаты от времени x(t). Данная зависимость является
линейной, ее графиком будет являться прямая линия
Что вы можете сказать о движении каждого тела? Чему равно перемещение каждого тела?
Как вы думаете, как будет выглядеть график скорости? (Прямая линия параллельная оси
времени).
По графику скорости можно найти путь. Численно он будет равен площади
заштрихофанной фигуры за время t.
4. Первичное закрепление.
Задание 1
По графику определите проекции скорости, что можно сказать о движении тел?
Определите путь, пройденный каждым телом.
Задача №2
Опишите движение, графики которых приведены на рисунке. Запишите для каждого
движения уравнение зависимости х(t). Найдите место и время встречи 1 и 3 тел.
Решение:
x
=
x
0
+
ϑ
x
t
ϑ
x
=
х
−
х
0
t
1 тело: движение равномерное, совпадает по направлению с осью Х.
x
01
=
0 м
ϑ
1 x
=
10
−
0
5
=
2
м
с
x
1
=
0
+
2 t
=
2 t
2 тело: т.к. координата тела не меняется, тело находится в покое
x
02
=
8 м
ϑ
1 x
=
0
м
с
x
2
=
8
3 тело: движение равномерное, тело движется в сторону противоположенную
направлению с осью Х.
x
03
=
6 м
ϑ
3 x
=
0
−
6
6
=−
1
м
с
x
3
=
6
−
t
Чтобы найти время встречи надо приравнять координаты 1 и 3 тел:
x
1
=
x
3
2 t
=
6
−
t ;
3t=6;
t=2 c
Подставим полученное время в уравнение координат
x=6-2 =4 м
Задача 3
Из двух точек А и В, расположенных на расстоянии 80 м друг от друга, одновременно в
одном направлении начали движение два тела. Тело движущее из точки А имело скорость
18 км/ч, из точки В – 3 м/с. Через какое время первое тело догонит второе?
Решение:
Дано:
х
01
=
0 м
х
02
=
80 м
v
1
=
18
км
ч
v
2
=
3
м
с
t-?
СИ
5
м
с
Решение:
Выберем начало отсчета в точке А и направим его по движению тел.
x
=
x
0
+
ϑ
x
t
х
1
=
5 t
х
2
=
80
+
3 t
x
1
=
x
2
5t=80+3t
t=40 c
Ответ: t=2 c
Тест. Работа в парах
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что вы узнали на уроке?
Чему вы научились?
6. Домашнее задание. П.4, упр.4