Авторы: Исаева Наталья Юрьевна, Кривчикова Наталья Ивановна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 88
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: «ТехноМир» - развитие детского технического творчества
Раздел: дошкольное образование
«ТехноМир» -
развитие детского технического творчества
Подготовили: Исаева Н. Ю,
Кривчикова Н. И., воспитатели
МБДОУ д/с №88 г. Белгорода
О развитии технического творчества в современном дошкольном
образовании говорят очень часто. Каким же образом привлечь работать
молодых специалистов на производство, где ощущается острая нехватка
рабочих
с
профессиями:
инженер-конструктор,
фрезеровщик,
токарь,
монтажник, технолог, оператор и т. д. Каждый ребенок - потенциальный
изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в
человеке
генетически.
В
образовательной
области
«Художественно-
эстетическое
развитие»
Федерального
государственного
стандарта
дошкольного образования выделена задача реализации самостоятельной
творческой деятельности детей. Одним из наиболее эффективным средством
развития ребенка дошкольного возраста является детское техническое
творчество.
«Техническое творчество» - это вид деятельности, результатом
которой является продукт, обладающий пользой и новизной. Техническое
творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, развитию
интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию
творческих способностей.
Основными компонентами технического творчества являются:
- техническое мышление;
- пространственное воображение и представление;
- конструкторская смекалка;
- умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.
Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется
творческая активность дошкольников, является конструирование. Игры по
конструированию
долго
не
надоедают,
т.
к.
обладают
большой
вариативностью,
разнообразием
комбинаций,
помогают
творческому
самовыражению. Особенность конструирования в том, что этот вид
деятельности, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка. В
процессе данной деятельности дошкольники обучаются:
- планировать предстоящую работу;
- анализировать собственные действия;
- делать выводы;
- исправлять ошибки;
- составлять из отдельных частей целое;
- сравнивать и обобщать.
На
сегодняшний
момент,
разработано
и
выпущено
огромное
количество самого разнообразного конструктора для того, чтобы каждый
ребенок мог развивать в себе творческие способности. Это кубики,
строительные наборы, конструкторы с простыми блочными и болтовыми
соединениями,
магнитные,
электронные,
решетчатый
конструктор
и,
любимый всеми детьми, LEGO. Кроме того, для развития технического
творчества педагоги в детском саду используют разнообразный бросовый
материал: коробки, втулки, палочки, резинки, губки и т. д.
Каким же образом, используя огромную базу самого разнообразного
конструктора и материала в детском саду, направить творческие способности
каждого воспитанника в нужное русло, чтобы в дальнейшем вырос
высококвалифицированный
специалист
в
области
производства,
так
необходимый нашему обществу?
Наш МБДОУ д/с №88 г. Белгорода участвует в проекте «ТехноМир:
развитие
без
границ»
в
рамках
работы
инновационной
площадки
федерального
уровня
АНО
ДПО
«НИИ
дошкольного
образования
«Воспитатели
России»
по
направлению
«Формирование
системы
по
развитию технического творчества детей дошкольного возраста».
В нашем крае развито сельское хозяйство, целью проекта является
знакомство детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственными
профессиями,
чему
способствует
сотрудничество
с
Белгородский
государственный аграрный университет имени В. Я. Горина. Студенты
которого знакомят дошкольников с особенностями работы с животными и
растениями.
В рамках проекта педагоги знакомили детей со сложными понятиями
через различные игры и игровые формы понятным для детей языком. Наша
работа началась с освоения материала самими педагогами, в результате
которого была выстроена поэтапная работа по освоению столь сложной
темы.
Проект еще развивается, а вместе с ним развиваются наши дошколята,
становясь активнее, инициативнее, самостоятельнее. Играя и конструируя,
дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают
и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе игровой деятельности у
дошкольников
формируется
и
развивается
не
только
логика,
но
и
пространственное мышление, которое является основой для большей части
инженерно-технических профессий, которые сейчас так востребованы. Кроме
того, в детском коллективе формируется очень важное умение — работать в
команде. Мы считаем, что, благодаря нашему проекту, в сознании наших
воспитанников укрепиться мысль, что любая профессия и нужна, и хороша,
главное, чтобы «с душой».
Литература:
1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В.. Парциальная
программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим
будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018.
2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора). — Москва:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2001–88 с.
3. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. — Москва: ТЦ
Сфера, 2017–136 с.